Здесь летают только птицы

Здесь летают только птицы

№98 (31030) 16—19 октября 2020 года
2 полоса
Автор: Дмитрий ТИХОНОВ, соб. корр. «Правды». г. Смоленск.

Почему в Смоленске из-за чиновников больше нет аэропортов

Многие туристы, посещающие Смоленск, часто спрашивают: почему до такого древнего красивого города невозможно долететь на самолёте, почему здесь нет аэропорта. Смоленские экскурсоводы обычно на эти вопросы отвечают очень уклончиво, так как зачастую сами не знают ответа и тоже не понимают, почему областной центр, расположенный на границе с Белоруссией, не имеет авиационного сообщения. Вот с этим и попытаемся разобраться. Ибо, как говорится, вопрос, конечно, интересный.

В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА в Смоленске были две воздушные гавани: гражданский аэропорт «Южный» и военный аэродром «Северный». Причём из «Южного» самолёты летали не только почти во все районные центры области, но и в 13 городов СССР, в том числе в Москву, Ленинград, Минск и Киев.

В 1983 году в Смоленске был построен современный аэровокзальный комплекс, что позволило увеличить число авиапассажиров до 40 тысяч в год. Однако после развала Советского Союза в 1991 году и моментально начавшейся гиперинфляции многократно подорожало авиационное топливо, что сделало полёты невозможными. Смоленский гражданский аэропорт «Южный» фактически прекратил свою деятельность. Потом куда-то исчезли самолёты, и теперь здесь тренируются только парашютисты.

Вот что вспоминает о полётах из районного центра Хиславичи в Смоленск бывший учитель местной школы Анатолий Чижевский: «Раньше небольшие аэропорты были почти во всех райцентрах, в том числе и в Хиславичах. В конце 1960-х годов я довольно часто летал в Смоленск и обратно на самолёте. Тогда я учился заочно в пединституте и летал в Смоленск на сдачу сессии. И, выбирая между самолётом и автобусом, чаще всего выбирал самолёт, потому что это было быстрее и комфортнее. Билет на самолёт стоил 2 рубля, а на автобус — 1 рубль 25 копеек. Время в пути на автобусе тогда составляло примерно два часа, а на самолёте — всего 25 минут. Полёты из Хиславичей до смоленского аэропорта «Южный» совершались по 3—4 раза каждый день».

Странно, но об этом почему-то ничего не знает смоленский губернатор, член ЛДПР Алексей Островский, опрометчиво заявивший в интервью ТАСС, что в Смоленске «никогда не было аэропорта, у нас был аэродром «Северный».

Вообще с реконструкцией двух заброшенных смоленских авиационных объектов — «Южного» и «Северного» — происходит что-то странное, и уже достаточно давно.

Разговоры об этом начались ещё при губернаторе Сергее Антуфьеве. Однако, как ни странно, первым идею модернизации смоленского аэропорта «Южный» высказал зимой 2008 года мэр Москвы Юрий Лужков. Тогда у правительства Москвы был проект по строительству аэропортов в регионах, окружающих столицу.

Сообщалось, что уже даже обсуждается «вопрос об учреждении правительством Москвы и администрацией Смоленской области акционерного общества, которое займётся восстановлением и реконструкцией аэропорта «Южный» в Смоленске». Стоимость проекта составляла около 1 млрд рублей, при этом правительство Москвы брало на себя 75% затрат, доля Смоленской области составляла 25%. Было уже подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, а его реализация предполагалась в 2009—2011 годах.

В рамках проекта планировались реконструкция и удлинение взлётно-посадочной полосы аэропорта «Южный», установка современного аэронавигационного оборудования и строительство нового современного аэровокзала. После реконструкции из обновлённого смоленского аэропорта самолёты должны были совершать рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Курск, Орёл и Белгород.

Но, увы, что-то тогда не срослось, и все эти планы остались только на бумаге. Вполне возможно, что ничего не получилось из-за того, что в апреле 2010 года возле военного аэродрома «Северный» упал польский президентский самолёт, а в сентябре того же года Лужков перестал быть мэром столицы.

Тем не менее идею реконструкции смоленских авиационных объектов окончательно не похоронили. И в марте 2011 года тогдашний премьер-министр Владимир Путин сообщил, что на модернизацию аэропортов Центрального федерального округа выделят около 50 миллиардов рублей. По словам Путина, в программу модернизации планировалось включить авиаузлы десяти городов ЦФО, включая Смоленск, установив там современное оборудование. Правда, речь шла не о модернизации гражданского аэропорта «Южный», а о реконструкции печально знаменитого военного аэродрома «Северный». Увы, и из этого ничего не вышло.

В апреле 2011 года, через год после трагических событий с польским самолётом, Смоленск с деловым визитом посетил тогдашний президент России Дмитрий Медведев. А уже в июле в федеральной и местной прессе сообщалось, что на месте военного аэродрома «Смоленск-Северный» скоро появится новый «международный аэропорт, способный принимать лайнеры класса Airbus A320».

«Сейчас аэродром принадлежит министерству обороны России. Поручение провести модернизацию «Северного» дал президент России Дмитрий Медведев, недавно посетивший Смоленск с визитом. Все плоскостные сооружения аэродрома перейдут в собственность министерства транспорта. Реконструкция взлётно-посадочной полосы будет произведена на средства из федерального бюджета. На аэродроме также будет установлена современная навигационная система, появится аэровокзальный комплекс. Работы уже начаты, закончить их предполагается к сентябрю 2013 года, как раз накануне празднования 1150-летия Смоленска. Вскоре после реконструкции «Северный» может приобрести статус дублёра одного из столичных аэропортов», — восторженно писали смоленские СМИ в те дни.

Однако опять что-то не срослось, поручение президента не было выполнено, все планы снова остались только на бумаге.

В начале 2012 года невезучий аэродром «Северный» был передан министерством обороны в ведение администрации Смоленской области, но, судя по всему, областные чиновники не знали, как его использовать и что с ним вообще делать. Тем более что в 2013 году выяснилось: на содержание аэропорта минимально требуются 10—20 млн рублей в год, которых не было в дырявом региональном бюджете. Впрочем, деньги, может быть, и нашли, но областные власти по-прежнему не знали, как эффективно использовать аэродром. Проще было отказаться от идеи иметь в Смоленске свою авиационную гавань. На том и порешили.

Поэтому в августе 2014 года распоряжением №1536-р уже председателя правительства РФ Дмитрия Медведева аэродром «Смоленск-Северный» был включён в перечень аэродромов совместного базирования РФ.

Как известно, аэродром совместного базирования подразумевает размещение летательных аппаратов различных ведомств. И в правительственном документе многострадальный «Северный» был указан не как «гражданский» или «государственный», а как «экспериментальный», находящийся в ведении министерства промышленности и торговли РФ (минпромторг РФ) при совместном базировании минобороны.

Поэтому в 2014 году «Северный» окончательно ушёл из смоленского подчинения в федеральное, то есть в минпромторг и минобороны.

«К сожалению, строительство [аэропорта] в ближайшее время и в среднесрочной перспективе экономически нерентабельно. Смоленская область не может позволить себе тратить полмиллиарда. К сожалению, жители региона не настолько богаты, чтобы пассажиропоток обеспечивал рентабельность», — заявил уже в прошлом году глава области из ЛДПР и призвал смолян пользоваться ближайшим аэропортом в белорусском Витебске.

Так областная администрация губернатора Островского окончательно похоронила надежду смолян иметь хоть какой-то собственный аэропорт. Между тем в большинстве регионов ЦФО (даже не самых богатых) аэропорты не только сохранились, но и продолжают действовать. Например, в Брянске, Калуге, Твери, Иванове, Рязани, Белгороде, Пскове, Ярославле, Курске и Липецке.

А вот на Смоленщине — родине авиаконструктора Лавочкина и первого космонавта планеты Гагарина — аэропорта больше нет. Позорная ситуация…

Просмотров: 585

Другие статьи номера

Дело о 100 миллионах
Из сообщения на сайте Генпрокуратуры города Тулы стало известно о передаче в суд уголовного дела бывшего директора ООО «СК «Фаворит» Аркадия Никифорова. Обвинительное заключение по делу утвердил первый заместитель прокурора Тульской области.
Замаскировали... памятник
В посёлке Песковатка Городищенского района Волгоградской области разрушается памятник на братской могиле участников Гражданской войны, погибших в борьбе за власть Советов в 1918 году. От посторонних глаз его ужасное состояние скрыли плотные заросли деревьев, сухие ветки которых постоянно падают и повреждают монумент.
Носите советские значки!
В каждом доме, наверное, найдётся с десяток значков, служащих добрым напоминанием о юбилеях, путешествиях, событиях общественной жизни. Сами по себе эти миниатюры зачастую являются настоящими художественными находками.
Коммунальщики грабят подмосковных дачников

Так было уже не раз: вроде бы хорошая и правильная инициатива усилиями чиновников превращается для населения чуть ли не в бич божий.

Кража по закону

После проведения «мусорной реформы», которая, казалось бы, преследовала самые благородные цели, по всей стране прокатилась настоящая волна возмущений и протестов. Слава богу, власти отреагировали, ситуация вроде бы приходит в норму.
Его «потерянный рай»
Приехать в Балаклаву и не увидеть бронзовое изваяние писателя Александра Куприна — это невозможно. Вот он, автор созданных по балаклавским впечатлениям очерков «Листригоны», стоит в полный рост в самом её центре, на городской набережной, правой рукой опираясь на кованую ажурную решётку, а в левой держа тросточку и шляпу с полями.
Цена «свободы» на штыках
Разрушительный конфликт, угрожающий всему региону, может вспыхнуть в Ираке. Этому способствуют противоречия, используемые внешними игроками. Остановить скатывание в хаос пытаются народные массы при участии коммунистов.
Нет пощады насильникам!
На фоне массовых протестов против высокого уровня сексуального насилия в отношении женщин власти Бангладеш ввели смертную казнь за изнасилование. Поправки в законопроект о предупреждении насилия в отношении представительниц прекрасного пола и детей были одобрены на заседании, прошедшем из-за пандемии COVID-19 в онлайн-режиме, и вступили в силу с 13 октября. Отныне осуждённый за подобное преступление будет приговорён к высшей мере наказания или «строгому» тюремному заключению.
Вирус на поле боя
«ВСЕМИРНАЯ организация здравоохранения объявила 13 октября, что боевые действия между армянскими сепаратистскими силами Нагорного Карабаха и азербайджанской армией за последние недели привели к росту заболеваемости коронавирусной инфекцией», — пишет французская газета «Фигаро».
Приговорён за ненависть
ДЕПУТАТ парламента Словакии Мариан Котлеба, руководитель ультраправой организации «Котлеба — Народная партия «Наша Словакия», на днях приговорён судом к 4,4 года лишения свободы за распространение расовой ненависти и неонацистской символики, информировало Словацкое радио.
Фаворит против мошенников

КАНДИДАТ в президенты Боливии от Движения за социализм Луис Арсе считает, что только мошенничество может помешать ведущей политической силе страны выиграть выборы в ближайшее воскресенье.

Выступая в провинции Кочабамба, Арсе выразил недоверие к деятельности Высшего избирательного суда (ВИС), возглавляемого Сальвадором Ромеро.

Все статьи номера