В прошлом году на фоне введения Западом «драконовских санкций» против РФ, особенно в сфере высоких технологий, родилась надежда на возрождение отечественного авиапрома. Скептики, правда, предупреждали, что нельзя просто так взять и запустить в производство отечественные гражданские самолёты, даже при том что многие из них уже построены и испытаны. Слишком много было сделано за последние три десятка лет для развала авиационных предприятий. И вот ожидаемая печальная новость: почти все программы строительства российских гражданских авиалайнеров оказались под угрозой срыва.
В начале августа глава «Ростеха» Сергей Чемезов на встрече с президентом предупредил: ещё год с небольшим — и самолёты иностранного производства, эксплуатируемые российскими авиакомпаниями, начнут массово становиться на прикол. К 2025 году многие из них подойдут к моменту, когда им нужен средний или капитальный ремонт, который из-за санкций осуществить будет невозможно. Поставки запчастей в Россию блокированы, а «серые» схемы их завоза работают не всегда. Есть сведения, что уже в настоящее время начался процесс «каннибализации» авиалайнеров: одни разбирают на запчасти для ремонта других.
На повестке дня срочное замещение импортных лайнеров отечественными, и глава «Ростеха» обещает, что предприятия госкорпорации в 2024 году построят первые шесть МС-21, а также к 2025-му выйдут на производство десяти Ту-214 в год.
Однако реальность такова, что почти по всем перспективным моделям отечественных гражданских самолётов различных классов срывается график их запуска в массовое производство. Так, для МС-21 не хватает деталей из композитных материалов отечественного производства, потому что их производитель — компания «Umatex» — из-за санкций испытывает проблемы с оборудованием. Напомним, по первоначальным планам МС-21 должен был пойти в производство ещё задолго до СВО — в 2017 году. Не так давно глава минпромторга Денис Мантуров обещал в обозримом будущем выпустить два десятка МС-21, но, как видим, с этим есть проблемы.
Турбовинтовой ближнемагистральный Ил-114 впервые полетел аж в 1990 году. Он создавался на замену Ан-24, некоторое количество которых, предельно изношенных, летает и по сей день. Способен Ил-114 заменить и ряд импортных машин аналогичного класса, например канадские «Бомбардье» или франко-итальянские ATR. Но производиться крупной серией он так и не начал. Актуальная модификация Ил-114-300, испытанная ещё в 2020 году, страдает из-за проблем с двигателями. Оснащённый такими же силовыми установками военный лёгкий транспортный самолёт Ил-112В в 2021 году разбился, когда его спешно погнали экспонироваться на выставку в Подмосковье. На кадрах, облетевших СМИ и интернет, перед падением из правого двигателя самолёта вырывалось пламя. Трое лётчиков-испытателей погибли. Потому и перспективы гражданского лайнера туманны.
Много слов было сказано о создании «импортонезависимого» Сухого Суперджет, который изначально представлял из себя конструктор из преимущественно иностранных комплектующих, включая французские силовые установки. На сегодня Суперджет с российскими двигателями ещё не взлетел ни разу. Сроки первого полёта неоднократно переносились, и в итоге 29 августа он снова поднялся в воздух с французскими агрегатами.
Казалось бы, лучше всех должны быть дела с Ту-214. Это современная модификация советского самолёта Ту-204, первый полёт которого состоялся ещё в 1989 году. В отличие от многих собратьев, он производился серийно, но годовой выпуск никогда не превышал 10 машин, а в последнее десятилетие составлял от 1 до 3 единиц за год. То есть сегодня, выполняя задачу, обозначенную Чемезовым, нужно в короткие сроки нарастить производство втрое, и пока это не получается. К тому же, как оказалось, из-за уничтожения ряда предприятий авиационной отрасли полностью отечественный при «рождении» Ту-204/214 тоже обзавёлся собственным списком иностранных комплектующих, которые надо импортозаместить.
Нет новостей только о срыве сроков начала изготовления Ил-96. По той простой причине, что этих сроков и не было названо. Увы, «Ильюшины» давно уже серийно не производятся, и построено-то их было всего 34. Сейчас лайнеры этого типа используются только специальным лётным отрядом «Россия» (11 единиц), обслуживающим руководство страны, а также кубинской национальной авиакомпанией «Кубана» (3 единицы). Остальные или не летают, или списаны в утиль. То есть своего широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолёта у РФ как не было, так и нет, и появится ли он — никому не известно.
Таков краткий обзор новостей импортозамещения в области гражданской авиации. Пока ясно лишь, что эта задача оказалась для российского руководства гораздо более сложной, чем просто разворот нефтегазовых поставок с Запада на Восток.
«От героев былых времён
не осталось порой имён.
Те, кто приняли
смертный бой,
стали просто землёй-
травой…»
В школах с начала нового учебного года откроются инженерные классы, сообщил журналистам министр образования Белоруссии Андрей Иванец, информирует БЕЛТА.
Интерес к инженерным профессиям сегодня снижается, заметил министр, в связи с чем мин-обр принимает конкретные меры для решения этой проблемы.Гомельской областной организацией Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма принято решение о выделении персональных стипендий учащимся профильных учебных учреждений региона, сообщает БЕЛТА.
Председатель Гомельского обкома отраслевого профсоюза Михаил Жукевич подчеркнул значимость поддержки молодёжи: «Дать стимул и поддержать талантливых и активных ребят в их развитии — добрая традиция нашего профсоюза.Как свет в Центральной Азии становится роскошью
Израсходовав значительную часть созданного в советскую эпоху «запаса прочности», энергетика центральноазиатских республик скатывается в глубокий кризис. Принимаемые властями полумеры лишь латают дыры, в то время как решить проблему могут только согласованные шаги и разрыв с либеральными рецептами.
Латвийские власти намерены построить завод по производству боеприпасов и другой продукции военного назначения для нужд НАТО, заявила министр обороны республики Инара Мурниеце.
«Рассматривается вопрос о создании государственного акционерного общества, — цитирует её агентство LETA, — задачей которого было бы производство продукции военного назначения. Её можно было бы использовать не только для снабжения собственных вооружённых сил, но и для помощи другим государствам — членам НАТО».
Зачем Польше резолюция об иностранном вмешательстве
Польский сейм 17 августа проголосовал за резолюцию об иностранном вмешательстве в избирательный процесс. В документе говорится, что подобное вмешательство будет рассматриваться как акт, враждебный польскому государству. Примечательно, что у резолюции есть и конкретный адресат. И это не Минск и не Москва, которых Варшава при каждом удобном случае называет врагами. На сей раз угроза польской государственности подобралась с «демократического» Запада.
В Великобритании существенно увеличилось число детей, живущих в нищете. Это происходит на фоне продолжающегося в стране кризиса стоимости жизни, говорится, как сообщает БЕЛТА, в материале, опубликованном на сайте британской благотворительной организации Buttle UK.
Отмечается, что в нынешнем году в Великобритании наблюдается рост количества семей, которые не могут позволить себе товары первой необходимости, включая продукты питания.26 августа Нерчинск отметил своё 370-летие. Праздничное шествие коллективов города украсила красная колонна местного отделения КПРФ. Об этом сообщила первый секретарь горкома КПРФ Наталья Горюнова.
Коммунисты вместе со своими союзниками, членами клуба «Ветеран», активистами общественной организации «Дети войны», «ВЖС — «Надежда России», комсомольцами и пионерами прошли с красными знамёнами.
На днях в Пензе фотография главы города, заместителя секретаря регионального отделения «Единой России» Александра Басенко декорировала яму на проезжей части улицы Горького.
Портрет градоначальника украшала надпись: «Это провал мэра Басенко».