Года два назад на торжественном мероприятии в Курской области заместитель министра сельского хозяйства РФ высказал мысль, что из-за нехватки работников на селе в скором времени придётся посылать туда студентов и рабочих из городов. Мысль была, прямо скажем, неожиданной и даже в какой-то степени крамольной; ведь участие этих категорий в сельхозработах подавалось как большой недостаток аграрной политики при Советской власти, а отказ — как одно из великих достижений нынешнего строя. А уже в этом году известный политик Валентина Матвиенко предложила начать агитацию среди жителей городов по их переезду на работу в сельскую местность. Давно известно, что от высказанной нынешними властями любой, даже самой хорошей идеи до её реализации очень далеко. Но понятно также, что прозвучавшие предложения — это уже симптом: положение с кадрами в сельском хозяйстве действительно очень сложное. Обратимся по этому поводу к цифрам.
В своё время учёные и специалисты-аграрники подсчитали, что для нашей страны оптимальными показателями должны быть такие: энерговооружённость одного работника — 60 лошадиных сил различных мощностей, а энергообеспеченность — 5 лошадиных сил на гектар пашни. Можно подсчитать, что при этом на одного работника должно приходиться 12 гектаров пашни (60 делим на 5). Учитывая, что такие расчёты были сделаны довольно давно и с тех пор многие виды сельскохозяйственной техники стали более мощными, можно предположить, что при современной технике один труженик может обрабатывать до 20 га пашни.
Но это для наших российских условий предел. Отсюда и будем исходить. Так, в последние годы Советской власти российская пашня составляла 130 млн га. По критериям того времени численность тружеников села должна быть примерно 10 млн человек. На самом деле их уже тогда было меньше, цифра занятых подходила к 8 миллионам. Вот почему была необходимость в студентах и рабочих промышленных предприятий.
А как обстоит дело сегодня? Площадь пашни в стране ныне составляет 80 млн га. Делим на 20 га, получаем, что численность занятых должна быть 4 млн человек. Как раз столько их было в 2015 году. С тех пор этот показатель намного уменьшился, цифра перешла уже рубеж 3 млн.
Добавим: если будет поставлена цель распахать заброшенные земли (а такая мысль тоже высказывается на самом верху), то есть довести площадь пашни до уровня советских времён, то для этого надо иметь на селе 6 с половиной млн человек. Ясно, что такого уже не достичь, прежних площадей распахать никак не удастся, хорошо бы сохранить нынешнюю пашню.
Так или иначе, а тревога заместителя министра сельского хозяйства и спикера Совета Федерации более чем обоснованна. Вот и мой родной колхоз имени Ленина, одно из лучших хозяйств Рязанской области, тоже подошёл в этом отношении к пределу: здесь сегодня 7 тысяч га пашни на 350 колхозников. Когда кто-то уходит на пенсию, найти ему замену — большая проблема. И это при среднемесячной зарплате в колхозе под 60 тысяч рублей.
Что же надо делать в такой ситуации? Конечно, было бы неплохо, если бы миллиона два городских жителей в работоспособном возрасте немедля переселились в деревню, чтобы обрабатывать здесь землю. Но верится в это с трудом. Ведь в первую очередь надо, чтобы заработная плата здесь была не меньше, чем в городе, а на самом деле она в 2 раза ниже. А сколько нагородили для сельских жителей всяких ограничений! В лес заходить нельзя, дрова собирать нельзя, к реке подъезжать не смей, костёр для шашлыка возле дома развести запрещено. Корову надо содержать и молоко доить в специально оборудованном помещении с облицовочной плиткой, навоз хранить на водонепроницаемой площадке. И так — бесконечно.
Вот и приезжай из города в такие условия, веди хозяйство. А что касается медицинского обслуживания, то приведу для примера такие жизненные ситуации. В нашей семье — нас, 7 сыновей и дочь, мать родила в своей же деревне, в 300 метрах от крыльца. Почувствовав определённые признаки, спокойно собиралась и пешочком в роддом, где её со всем вниманием встречали врач и медсёстры. И уже через несколько дней также пешком с ребёнком в одеяльце — домой.
Недавно у нас в селе должна была родить молодая женщина. Повезли в райцентр, в Касимов, — там мест не оказалось. И не потому, что много рожающих, а просто приём сократили в несколько раз. Направились в Рязань, в какой-то специальный центр (на морозе его название не выговоришь, язык сломаешь); там заявляют: «Принять не можем, везите в Москву!» До столицы доехать могли бы не успеть, хорошо хоть с великим трудом приняли в Коломне. Там и родила наша женщина — от дома в трёхстах километрах. Легко подсчитать, что в советское время рожать было ровно в тысячу раз проще.
А посмотрим на опыт работы с сельскими кадрами в советское время. Ещё на рубеже 60—70-х годов прошлого века руководство страны озаботилось проблемой обеспечения сельского хозяйства квалифицированными кадрами. Ставка была сделана на выпускников сельских школ. Начало систематической работе в этом направлении положили решения июльского (1970 года) Пленума ЦК КПСС. Именно здесь прозвучал призыв партии к молодёжи села овладевать техническими профессиями, посвятить свою жизнь труду на сельскохозяйственном производстве. Этот призыв был подхвачен XVI съездом комсомола, партийными и комсомольскими организациями на местах.
Прошедшие в июле 1970 года областные собрания партийно-хозяйственного актива нацелили коммунистов села на то, чтобы каждое хозяйство вело настойчивую работу по привлечению молодых кадров из числа выпускников местных школ. Конференция Рязанской областной комсомольской организации 26 февраля 1970 года одним из пунктов записала в своём постановлении: «Выполняя призыв партии постоянно совершенствовать систему трудового воспитания учащихся сельских школ, усилить работу по направлению молодёжи на курсы подготовки механизаторов, в СПТУ». Там же была поставлена конкретная задача: направить на учёбу по сельскохозяйственным специальностям 4 тысячи юношей и девушек, из них 2 тысячи — на получение профессии механизатора.
Практическая работа на местах велась тогда комплексно, включала в себя три основных направления. Во-первых, различные формы агитации среди учащихся сельских школ за то, чтобы они оставались после учёбы в своих колхозах и совхозах. Во-вторых, расширение сети и рост количества подготовки кадров необходимых селу профессий. И, наконец, создание надлежащих материальных и культурно-бытовых условий жизни на селе с целью не только привлечения, но и закрепления здесь молодёжи. Вот коротко об этих направлениях.
Ориентация учащихся на работу в сельском хозяйстве в родной деревне стала чуть ли не основной в деятельности директоров и педколлективов сельских школ. Их работа оценивалась с того времени не только по уровню успеваемости, но и по тому, какая доля выпускников осталась на селе. К этому надо добавить, что работа со школьниками не ограничивалась голой агитацией. Школы были обеспечены сельскохозяйственной техникой. Под руководством опытных механизаторов местных хозяйств ребята учились работать на тракторах, а девушки приобщались к работе на фермах. Нормой стали совместные мероприятия школьников и сельской рабочей молодёжи: комсомольские собрания, вечера отдыха, концерты художественной самодеятельности.
Благодаря принятым мерам в течение 1970-х годов доля выпускников, остающихся в сёлах Нечернозёмной зоны, возросла с 20 до 60%, численность молодёжи здесь выросла в полтора раза, молодые трактористы и доярки стали составлять до 30% от работников колхозов и совхозов. Самое главное, тогда удалось не только приостановить процесс сокращения общей численности тружеников сельского хозяйства, но и в некоторых регионах добиться их роста. Например, число работников колхозов и совхозов в Ивановской и Рязанской областях в 1980 году составляло 98% от уровня 1970 года, а во Владимирской области это число возросло на 5%.
В те годы заметно расширилась сеть сельских профессионально-технических училищ, большинство из них были переведены на получение выпускниками среднего образования, была укреплена их материально-техническая база. Во многих хозяйствах на местах образовывались курсы механизаторского всеобуча, воплощался в жизнь лозунг «Живёшь на селе — знай технику!». За 10 лет в целом по РСФСР было подготовлено 2 млн механизаторов, в Рязанской области число получивших такую профессию выросло по сравнению с предыдущим десятилетием в 2 раза. Их численность в областях Нечернозёмной зоны возросла на 20%, а в Рязанской области — на четверть.
Важно было не только подготовить кадры и направить их на село, но и закрепить там. С этой целью в те годы было увеличено строительство в колхозах и совхозах жилья и культурно-бытовых объектов; молодым механизаторам и животноводам были увеличены нормы зарплаты, к ним в обязательном порядке прикреплялись наставники из опытных работников; обращалось внимание на то, чтобы молодёжи выделялась не какая-нибудь, а новая техника. Работа и жизнь сельской молодёжи тогда широко освещались в средствах массовой информации, об этом писали статьи и транслировали репортажи.
Молодых трактористов и доярок стали награждать орденами и медалями, избирать депутатами Советов народных депутатов, делегатами съездов партии и комсомола. Так, у нас, в Касимовском районе, недавняя выпускница школы доярка совхоза «Память Ильича» Татьяна Макарова была направлена рязанскими комсомольцами на XVII съезд комсомола, а мастер машинного доения коров колхоза «Путь к коммунизму», чемпион России в этой профессии Владимир Тутин был в те годы членом ЦК ВЛКСМ. Тракторист Николай Першин на одном из созывов был избран заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР.
Вот так было тогда. А сегодня, кстати сказать, особо не видим мы в думах разного уровня ни трактористов, ни доярок. Придётся поискать их и среди награждаемых в Кремле государственными наградами; там ныне больше в цене эстрадные шоумены. Да и ограничений, подобных нынешним, тогда не было: свободно охотились в лугах и в лесу, пудами ловили рыбу в Оке и в приобских озёрах, костры разжигали, где хотелось, и никаких пожаров не возникало. Такой тогда был «тоталитарный» режим и такая нынче «свобода».
Так что, для преодоления на селе кадрового кризиса, для привлечения сюда не единиц, а миллионов молодых квалифицированных кадров нужна не просто агитация в городе, а большая комплексная работа, необходимы крупные бюджетные затраты. Словом, жизнь убеждает, что нынешней власти, которая считает, что все проблемы решит невидимая рука рынка, эта работа явно не под силу. В общем, надо срочно бросать то грязное дело, которое затеяли в 1990-е годы, и поворачивать на чистую дорогу социализма.
Методические рекомендации по организации партийной учёбы и просветительской работы в рядах КПРФ в 2023/24 учебном году
Президиумом Центрального Комитета КПРФ утверждена «Примерная тематика политзанятий, докладов, лекций, бесед, «круглых столов», дискуссий и научно-практических конференций на 2023/24 учебный год».
Постановление Президиума ЦК КПРФ
«Об идеологической подготовке, о партийной учёбе и политическом просвещении в рядах КПРФ в 2023/24 учебном году»
Стратегическая цель российских коммунистов — обеспечить возможность народам нашей страны вновь развиваться на принципах социализма. Достижение этой цели требует, чтобы каждый член КПРФ действовал как твёрдый и хорошо подготовленный идейный боец.
В первом полугодии нынешнего года добавленная стоимость в промышленности Китайской Народной Республики, являющаяся важным экономическим индикатором, выросла на 3,8 проц. в годовом исчислении. Об этом свидетельствуют опубликованные на днях данные Государственного статистического управления (ГСУ). Только в июне этот показатель увеличился на 4,4 проц. в годовом исчислении (в мае — на 3,5 проц.).
Жители болгарского приморского города Бургаса всё чаще стали жаловаться на гларусов — так в Болгарии называют крупных серебристых желтоногих чаек, чья популяция в последние годы на черноморском побережье увеличилась в разы, сообщает интернет-сайт burgaslife.bg.
По словам жителей и гостей города, птицы эти обитают на крышах домов неподалёку от пляжей.
Охранники аэропорта Эль-Прат в испанском городе Барселона объявили, что с 10 августа начнут бессрочную забастовку.
Она будет проходить пять дней в неделю с 4 до 7 и с 9 до 11 часов утра, а также с 16 до 18 часов. Тем самым в разгар летнего сезона работа воздушной гавани, когда через неё проходят тысячи туристов, будет в значительной степени затруднена.
Превратив Корейский полуостров в пороховую бочку, Запад размахивает зажжённым факелом. Провокации против КНДР разрастаются, но роль Сеула этим не ограничена. Его всё активнее используют в антикитайской и антироссийской политике.
«Ядерный альянс»