Почему в Смоленске не летают самолёты?

Почему в Смоленске не летают самолёты?

№76 (31279) 15—18 июля 2022 года
2 полоса
Автор: Дмитрий ТИХОНОВ, соб. корр. «Правды». г. Смоленск.

Газета «Правда» уже рассказывала, что Смоленск, расположенный на границе с Белоруссией, не имеет своего аэропорта. И поэтому с этим красивым древним русским городом нет авиационного сообщения, что не только мешает развитию туризма, но и доставляет много неудобств жителям, которые вынуждены совершать перелёты из других регионов.

Между тем в советские времена в Смоленске были две воздушные гавани: гражданский аэропорт «Южный» в посёлке Тихвинка и военный аэродром «Северный» возле авиазавода. Причём из «Южного» самолёты летали не только почти во все районные центры области, но и в 13 городов СССР, в том числе в Москву, Ленинград, Минск и Киев.

В 1983 году в Смоленске был построен современный аэровокзальный комплекс, что позволило увеличить число авиапассажиров до 40 тысяч в год. Однако после развала Советского Союза в 1991 году и моментально начавшейся гиперинфляции многократно подорожало авиационное топливо, что сделало полёты невозможными. И смоленский гражданский аэропорт «Южный» фактически прекратил свою деятельность.

Областные власти периодически собирались реконструировать гражданский аэропорт «Южный», но до дела так и не доходило. Более-менее конкретные разговоры об этом начались зимой 2008 года. И, как ни странно, первым идею модернизации смоленского аэропорта «Южный» высказал тогда мэр Москвы Юрий Лужков. У правительства Москвы был проект по строительству аэропортов в регионах, окружающих столицу.

Сообщалось, что уже даже обсуждается «вопрос об учреждении правительством Москвы и администрацией Смоленской области акционерного общества, которое займётся восстановлением и реконструкцией аэропорта «Южный» в Смоленске».

Стоимость проекта составляла около 1 млрд рублей, при этом правительство Москвы брало на себя 75% затрат, доля Смоленской области составляла 25%. Было уже подготовлено технико-экономическое обоснование проекта, а его реализация предполагалась в 2009—2011 годах.

В рамках проекта планировались реконструкция и удлинение взлётно-посадочной полосы аэропорта «Южный», установка современного аэронавигационного оборудования и строительство нового современного аэровокзала. После реконструкции из обновлённого смоленского аэропорта самолёты должны были совершать рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Курск, Орёл и Белгород.

Но, увы, что-то тогда не срослось, и все эти планы остались только на бумаге. Вполне возможно, что ничего не получилось из-за того, что в апреле 2010 года в Смоленске упал польский президентский самолёт, а в сентябре того же года Лужков перестал быть мэром столицы.

Затем, в 2011 году, часть земель и инфраструктуры аэродрома «Южный» были переданы в бессрочное пользование Смоленскому региональному отделению ДОСААФ России, а оператором «Южного» стал местный авиационно-спортивный клуб «Полёт». С 2020 года на аэродроме работает общественное объединение «Аэроклуб «Линия горизонта».

И теперь аэродром «Южный» используется только для полётов частной авиации, а также как взлётно-посадочная площадка для вертолётов ЗАО «Смоленск-аэротранс». Помещения в бывшем здании самого аэропорта давно сдаются в аренду различным организациям.

Недавно появилось обращение коллектива ветеранов смоленского АСК «Полёт» ДОСААФ, в котором выражается озабоченность будущим аэроклуба. Как утверждают ветераны, один из лучших (в прошлом) авиационно-спортивных клубов страны находится на грани полного уничтожения.

«Техническая база клуба представляет собой печальное зрелище — два оставшихся самолёта Ан-2 и Як-52 находятся в нелётном состоянии и могут быть допущены к эксплуатации только после выполнения капитально-восстановительного ремонта. Квалифицированный лётно-технический состав уволен по сокращению штата, полностью расформировано парашютное звено аэроклуба и ликвидирована инфраструктура для проведения парашютно-десантной подготовки. Нынешнее руководство аэроклуба не планирует развития авиационно-спортивного направления деятельности и открытым текстом заявляет об этом. Такой же позиции, насколько нам известно, придерживается и руководство Регионального совета ДОСААФ», — говорится в письме ветеранов аэроклуба.

При этом руководство Регионального совета ДОСААФ заявляет, что планирует использовать лётное поле, взлётно-посадочную полосу и рулёжные дорожки по прямому назначению, а также собирается восстановить неисправную авиационную технику за счёт продажи с аукциона части неиспользуемой земли, принадлежащей аэроклубу «Полёт».

Возникшую ситуацию прокомментировал член Бюро Смоленского областного комитета КПРФ, депутат Смоленской областной думы Олег КОПЫЛ:

— Ко мне, как к депутату от КПРФ, обратились неравнодушные смоляне, которым больно и обидно наблюдать то, что происходит с бывшим аэродромом «Южный» и вообще с авиационным спортом в областном центре. Они считают, что в Смоленске авиационно-спортивный клуб «Полёт» ДОСААФ фактически перестал существовать. В этом легко можно убедиться, просто проехав по территории бывшего аэродрома «Южный», где раньше базировалась лётная техника АСК ДОСААФ, которая сейчас находится в ужасном полуразобранном нерабочем состоянии.

По мнению специалистов, руководство аэроклуба «Полёт» сделало всё, чтобы ничего не летало. При этом организация зарабатывала деньги, сдавая в аренду ангары под складские помещения и офисы, также взималась плата за пользование взлётно-посадочной полосой с тех, кто летал или занимался парашютным спортом. Причём несколько лет назад «взлётку» Росимущество отдало ДОСААФ в безвозмездное пользование.

К тому же многое упирается ещё и в земельную собственность аэроклуба «Полёт». Территория бывшего аэродрома была большой и «Полёт» арендовал там приличный участок. В 1990-е годы часть земли аэроклуба «Полёт» удалось из Росимущества перевести в муниципальную собственность. Сейчас эта земля принадлежит «Полёту». Обратившиеся ко мне граждане считают, что руководство хочет продать часть этого участка, чтобы получить живые деньги.

Вообще упадок нашего аэродрома начался давно, ещё в начале 1990-х. Так получилось, что тогда руководить «Южным» взялся человек, максимально далёкий не только от авиации, но и от техники. Однако при этом он очень хваткий: скупил все акции предприятия, стал главным акционером и поставил себя директором. А затем стал увольнять людей и продавать лётные машины.

Хотя до 2015 года в «Южном» стояли на стоянках 42 самолёта Ан-2 и шесть чехословацких Л-410. Всё это было продано, списано, порезано на металлолом или просто куда-то исчезло. Часть самолётов была передана в другие управления ДОСААФ, некоторые вообще каким-то образом испарились. Ремонтировать лётную технику некому — специалистов нет. Поэтому здесь несколько лет уже ничего не летает.

На фоне этого развала аэроклуба «Полёт» ДОСААФ в Смоленске появились люди, которые хотели летать и прыгать с парашютом. Два года назад эти энтузиасты объединились и создали свой аэроклуб «Линия горизонта». Работают по выходным. Желающих оказалось много, есть люди из других областей и даже граждане соседней Белоруссии. Конечно, много спортсменов — бывших и действующих.

И получилось, что теперь на аэродроме «Южный» частные полёты и прыжки парашютистов организует в основном аэроклуб «Линия горизонта». Только эта организация занимается работой с молодёжью, привлекая к авиационным знаниям, парашютно-спортивной и лётной учёбе подростков и юношей. А те, кто должен этим заниматься на государственном уровне и получает бюджетные субсидии, от этой работы фактически самоустранились.

При этом взлётно-посадочная полоса по-прежнему принадлежит Росимуществу, которое в прошлом году уведомило ДОСААФ о продлении аренды «взлётки», но уже на возмездной основе, то есть за деньги. Однако у ДОСААФ средств на это не было, и добровольное общество отказалось. В конце 2021 года межтерриториальным управлением Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях был проведён аукцион на право заключения договора аренды объектов недвижимого имущества, включающий взлётно-посадочную полосу, лётное поле и рулёжные дорожки.

По итогам аукциона названные объекты, составляющие аэродрома «Смоленск-Южный», переданы в аренду на возмездной основе организации, зарегистрированной в Крыму, которая никакого отношения к Смоленщине и авиации не имеет.

Есть основания предположить, что данная площадка будет использована под застройку жилого массива, несмотря на то, что эта земля на сегодняшний день относится к зоне Т-2 (зона объектов транспортной инфраструктуры).

Между тем всем известно, что любой аэродром — стратегическая структура, принадлежащая государству. Самолёты могут быть частными, но сам аэродром должен быть только государственным. Так заведено во всём мире. А тут приходит какой-то деляга-мажор (бывший чиновник) и говорит, что теперь аэродром — наша частная собственность и мы здесь построим коттеджный посёлок и торговый центр.

Правда, потом, изучив ситуацию и предложения аэроклуба «Линия горизонта», фирма эта вроде бы заинтересовалась развитием авиации в регионе. Посмотрим, что будет дальше. Но всё равно, думается, что теперь в этом должны разбираться правоохранительные органы.

Ещё один серьёзный вопрос. Смоленский губернатор Островский и другие местные чиновники заявляют, что создание в нашем областном центре аэродрома нерентабельно. Но это не так. Ведь почему-то в других областях ЦФО аэродромы работают и самолёты летают.

Просто всё зависит, как всегда, от подхода к делу. Например, если не раздувать штат, как было раньше, то можно значительно сократить издержки. К тому же сейчас возможно небольшие гражданские аэропорты переводить в статус посадочных площадок.

Опыт малых зарубежных аэродромов и посадочных площадок говорит о том, что там обходятся минимальным числом штатных сотрудников, а остальных специалистов привлекают по мере необходимости. И это только один из возможных способов снижения затрат.

Но нашим бюрократам ничего не надо. Они остались в 1990-х. Им проще захватить, поделить и продать, чем организовать что-то новое. Поэтому и результат плачевный: в СССР было 1450 аэропортов и аэродромов, а сейчас осталось всего около 230, то есть меньше, чем в одном американском штате Аляска, где их 282.

Просмотров: 252

Другие статьи номера

Планета протестует
На фоне галопирующей инфляции и дальнейшего углубления мирового экономического кризиса всё больше африканских стран охватывают мощные антиправительственные выступления с требованием остановить стремительное падение уровня жизни.
Какое кино нам нужно?
Сколько ни говори о том, что кино кончилось (выродилось, сошло на нет, умерло), а желающих взглянуть на реальность через объектив киноаппарата становится всё больше и больше. Такова магия киноэкрана, за которым каждому, дерзнувшему снять фильм, открывается своя перспектива.
Засосёт ли когда-нибудь Землю в чёрную дыру?
Чёрные дыры — это области космоса, где гравитация настолько сильна, что оттуда не вырвется даже самый стремительный объект во Вселенной, пишет американский журнал «Ньюсуик». При этом эксперты указывают, что чёрные дыры плохо поглощают материю.
«Добрый сад» всем на радость

В агрогородке Кировская Витебского района Белоруссии создана благоустроенная многофункциональная безбарьерная площадка «Добрый сад». Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщила директор территориального центра социального обслуживания населения (ТЦСОН) Витебского района Екатерина Лазовская.


Очередная победа… над памятником
Терпя одну за другой военные неудачи на фронтах специальной военной операции против российских и союзных им формирований ДНР и ЛНР, официальный Киев весьма успешно продолжает другие «боевые действия».
Брюссель должен считаться с реальностью
В вопросе конфликта на Украине Брюсселю пора начать считаться с реальностью, а не с иллюзорным стратегическим анализом, который основывается скорее на военной пропаганде, чем на фактах, пишет итальянская газета «Джорнале». Автор статьи Джан Микалессин описывает истинную ситуацию на военном, экономическом и политическом фронтах.
Нарколаборатория в Бихоре
В ходе масштабной спецоперации Управления по борьбе с организованной преступностью и терроризмом Румынии в уезде Бихор на северо-западе страны пресечена деятельность крупнейшей в восточноевропейском регионе лаборатории по производству наркотических препаратов. Об этом на днях, как информирует агентство «Регнум», сообщил бухарестский телевизионный канал Digi24.
ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
КИЕВ. Украина разрывает дипломатические отношения с КНДР из-за признания ею независимости Донецкой и Луганской народных республик, сообщил украинский МИД, назвавший решение властей Северной Кореи попыткой подорвать суверенитет и территориальную целостность бывшей советской республики. КНДР признала суверенитет ДНР и ЛНР 13 июля, и в тот же день постпред Северной Кореи при ООН Ким Сон отметил, что Пхеньян полностью готов поддержать позицию Москвы по ЛНР и ДНР.
Образованных людей всё больше

За последние 10 лет в Китае был достигнут значительный прогресс в расширении охвата населения надлежащего возраста образованием на уровне средних школ старшей ступени, сообщили в министерстве образования КНР.

Будущее принадлежит молодёжи
Куба выступила за участие молодёжи в разработке государственной политики во время виртуальной встречи представителей Боливарианского альянса для народов нашей Америки — Торговый договор народов (АЛБА—ТДН). Вела встречу первый секретарь Союза молодых коммунистов Кубы Айлин Альварес, которая сделала доклад о ведущей роли новых поколений в развитии общества.
Все статьи номера