Мутная волна переименований докатилась до Киргизии. Депутаты предложили отказаться от названий столичных районов, оставшихся с советского времени. Инициатива совпала с углубляющимся социально-экономическим кризисом, который может стать сильнейшим за много лет.
Спустя три десятилетия после разрушения Советского Союза совершенно очевидно, что пришедшие ему на смену буржуазные режимы не способны ответить на вызовы времени. Они втягивают страны в опасные внешнеполитические авантюры, обрекают на страдания свои народы. И так же ясно, что эти правительства будут продолжать очернять социалистическое прошлое, пока память о нём жива в массовом сознании.
Процесс, затронувший все постсоветские республики, не обошёл стороной и Киргизию. В 1990-е годы здесь были переименованы десятки сёл, районов, улиц. Затем темп несколько снизился, но антисоветский зуд никуда не делся. Настоящей занозой для либерально-националистических кругов являются районы Бишкека — Первомайский, Ленинский, Свердловский и Октябрьский. Но если раньше с требованием их переименования выступали отдельные активисты соответствующих взглядов, то теперь тема поднята на более высоком уровне.
Несколько месяцев назад депутат Жогорку кенеша (парламента Киргизии) Айбек Алтынбеков обратился к столичному мэру с предложением поменять названия районов — «так, чтобы они звучали по-киргизски». Градоначальник Айбек Джунушалиев тогда заявил, что предложения по этому вопросу уже есть, а решение будет принято в соответствии с законом.
Чиновник определённо имел в виду закон «О географических названиях в Киргизской Республике». Не так давно в него были внесены поправки, расширившие возможности для переименований. Как отмечается, теперь это может происходить «в целях возвращения отдельным объектам утраченных, но широко известных в прошлом и настоящем географических наименований». Кроме того, допускаются переименования в честь «выдающихся государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры и исторических личностей, имеющих заслуги перед государством».
И вот на днях процесс вступил в решающую стадию. Депутаты бишкекского городского кенеша (совета) подняли вопрос переименования всех четырёх районов столицы. По их мнению, существующие названия «морально устарели», а потому актуальным становится их изменение «в соответствии с национальной идеологией». Так, Свердловский район предлагается назвать в честь Манаса (героя киргизского национального эпоса) или писателя Чингиза Айтматова. Октябрьский район, считают депутаты, должен носить имя Байтика (предводителя одного из киргизских племён XIX века) или кинорежиссёра и писателя Суйменкула Чокморова. Первомайский район призывают назвать именем Юсупа Абдрахманова (председатель Совета народных комиссаров Киргизской АССР в 1927—1933 годах, впоследствии репрессированный) или руководившего республикой в 1960—1980-х годах Турдакуна Усубалиева. Наконец, Ленинский район должен быть переименован в честь Исхака Раззакова или Абсамата Масалиева — ещё одних глав Киргизской ССР. Руководству мэрии поручено осуществить финансовые расчёты, а голосование планируется провести уже на следующей сессии городского кенеша.
Своей задумкой депутаты — а большинство из них представляют крупный бизнес — хотят перечеркнуть советский период истории столицы. За это время Бишкек (до 1991 года — Фрунзе) превратился из захолустного населённого пункта с 20 тысячами жителей в современный благоустроенный город с развитой промышленностью, средоточие культурной и научной жизни республики. Жилищный фонд с 1926 по 1985 год вырос более чем в 40 раз — со 179 тысяч до 7,4 миллиона квадратных метров.
Страшно представить, что являл бы собой Бишкек без проложенных в советское время дорог, сетей электро- и теплоснабжения, построенных школ, больниц и т.д. Всё это в основном было создано в те годы и продолжает служить жителям до сих пор. Например, в 1962—1989 годах было проложено 350 км тепловых сетей, а за тридцать последних лет — менее 100 км. Практически построенная ТЭЦ-2 так и не была введена в строй. К 1991 году в городе работали 72 среднеобразовательные школы, а с тех пор было построено немногим более двадцати. И это при том, что население Бишкека выросло вдвое, в основном за счёт внутренней миграции…
То, что среди предложенных названий есть имена советских и партийных деятелей, не отменяет антикоммунистической, глубоко деструктивной сути этой инициативы. Указанные фигуры занимают определённое место в официальной пропаганде. Так, в честь Раззакова недавно был переименован город Исфана в Баткенской области, именем Масалиева названы проспекты в Бишкеке и Оше, сельский округ в Баткенской области. Однако, спекулируя на этих именах, нынешняя власть замалчивает то, что все они были коммунистами и вместе с партией и советским народом строили социализм. Их предпочитают именовать «патриотами», всячески смакуя имевшие место (а чаще — выдуманные) конфликты с «центром». Такое выхолащивание, превознесение «формы» в ущерб «содержанию» характерно и для других постсоветских республик. Например, в Казахстане город Капчагай недавно был назван в честь Динмухамеда Кунаева — первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР в 1960—1986 годах.
Выдвигая подобные идеи, власти пытаются не только «замазать» возможность альтернативного вектора развития, но и отвлечь внимание от собственных неудач. По оценке Всемирного банка, к концу года 38 процентов жителей страны окажутся за чертой бедности, хотя ещё в прошлом году этот показатель составлял 25 процентов. На это влияет снижение переводов от трудовых мигрантов, резкий рост цен и низкий уровень социальных пособий. В правительстве поспешили заявить, что это всего лишь прогноз, а чиновники, мол, сделают всё для спасения населения от бедности. Однако даже изучение данных официальной статистики позволяет понять, насколько тяжела социально-экономическая ситуация в стране. Каждый второй житель потребляет менее 2100 килокалорий в день, то есть ниже физиологической нормы питания. У 30 процентов граждан нет источника питьевой воды в доме или во дворе, 70 процентов лишены канализации…
Вместо решения острейших проблем чиновники предпочитают вести войну с историей. Тем самым они лишь доказывают свою ничтожность перед лицом титанов советской эпохи.
В освобождённых районах Запорожской области щедро уродилась пшеница. Местные аграрии планируют собрать в 2022 году 2 миллиона тонн зерновых.
«Страда в самом разгаре, урожайность выше украинской на 10—15%. Снимаем примерно 5 тонн с гектара», — прокомментировал первую свободную жатву в Приазовье член главного совета военно-гражданской администрации (ВГА) Запорожья Владимир Рогов.
Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) опубликовал на днях итоги своего расследования в отношении американской компании Uber (далее — Убер).
Участие в этом расследовании, инициированном консорциумом и британским изданием «Гардиан», приняли в итоге более 40 СМИ из 29 стран мира.
Минобороны Латвии, заявил его глава Артис Пабрикс, в это тревожное время намерено инициировать введение всеобщей обязательной военной службы, информирует интернет-портал Rubaltic.ru.
По мнению министра, действующая система себя исчерпала. Он предлагает постепенный переход к обязательной военной службе длительностью пять лет. 1 января 2023 года планируется начать первый этап, на котором заявки на службу в армии могут подать добровольцы.
Польский погранкомитет отрапортовал о завершении строительства забора на границе с Белоруссией
На возведение пятиметрового ограждения протяжённостью более 186 километров ушло почти полгода и 49 тысяч тонн стали. Стоимость искусственного барьера составила около 400 млн долларов.