Откликаюсь на очень интересную беседу о В.И. Ленине «Величайший человек двадцатого века», которая была опубликована в №43 «Правды» за 22—25 апреля с.г. Выдающийся философ, социолог, писатель Александр Зиновьев в беседе с правдистом Виктором Кожемяко высказал ряд актуальнейших мыслей о личности и учении нашего великого вождя. Наверное, я потом ещё вернусь к этой публикации (есть поводы!), но пока хочу выделить одну проблему, на которую обратила особое внимание.
Впрочем, выделяет её сам Зиновьев, анализируя процессы, происходящие в России после уничтожения нашего социализма. Взяла верх и захлестнула многих частнособственническая, шкурная по сути своей волна! И Зиновьев на сей счёт говорит: «Как социолог я утверждаю, что вспышка сейчас частнособственнических тенденций — это агония… Человечество не сможет существовать, если это озверение, связанное с возрождением прошлого, будет продолжаться».
Я сразу вспомнила, что в советское время мы говорили о пережитках прошлого (капиталистического, конечно), которые живучи и чрезвычайно опасны. Среди них, пожалуй, первое место занимали те самые тенденции, о которых сказал Александр Александрович: тяга к частной собственности, к обогащению, к потребительству как смыслу жизни. Мы, кажется, чаще всего называли это мещанством, ставя перед собой и перед обществом в целом непримиримую борьбу с ним.
Собственно, борьба велась, хотя и с переменным успехом.
Как-то в одном интервью спросили известного театрального режиссёра Георгия Товстоногова о творческих планах, и он ответил: «Моя мечта — постепенно поставить все пьесы М. Горького».
К тому времени в репертуаре ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького, которым руководил Георгий Александрович, значилась его постановка пьесы М. Горького «Мещане». Она имела успех на протяжении многих лет. Почему? Прежде всего потому, что поднимала очень острый вопрос современности — борьбу с мещанской идеологией, борьбу с обывательским, потребительским мировоззрением.
Как показывает жизнь, это мировоззрение сложнейшими и хитроумными путями победило в 1991-м, а тема эта в наши дни стала особенно актуальной.
Вспомните одно из высказываний банкира Германа Грефа о том, что обществу не нужен высокообразованный человек, пусть он разбирается лишь в четырёх действиях арифметики. Возможно, я несколько утрирую его мысль о воспитании потребителя, человека, живущего лишь интересами частной собственности, но в главном суть его такова. И такое мы слышали не раз и не от одного Грефа!
Оказывается, в школе надо растить не гражданина-патриота, а приспособленца, собственника, мещанина (которым удобно управлять). Даже термин появился: квалифицированного потребителя надо воспитывать!
А ведь именно против этого и почти все пьесы М. Горького, который страстно обрушивался на мещанство и частнособственничество. Не потому ли эти пьесы так мало ставятся за последние 30 антисоветских лет? Да, именно потому!
* * *
Александр Александрович Зиновьев считает, что сейчас происходит агония частнособственничества, и я хочу всей душой согласиться с ним. Но давайте всё-таки признаем: пока, в нынешней России это явление достаточно пышно цветёт. Наглядных примеров тому масса! Невольно задумываешься об истоках такого «озверения» человека и видишь их в самой природе капитализма.
Украина сегодня представляет особенно горький пример всего этого трагедийного процесса. Одно стремление киевских властей присоединиться к европейским организациям — НАТО, ЕС и другим — чего стоит. Жить, как на Западе, — самый распространённый призыв, имеющий успех среди украинских обывателей (часть народа, не весь народ!). Запад их притягивает не достижениями науки, культуры, не высокоразвитой наукой, а прежде всего материальным благополучием. Разрушительная для личности американская пропаганда легко сделала своё чёрное дело. Обыватель охотно клюнул на эту приманку и пошёл на поводу мнимых ценностей капиталистического Запада.
И у нас, несмотря на специальную военную операцию, вовсю среди многих людей продолжается (внутренне и в других формах) такое же тяготение к Западу. Мещанские, обывательские суждения широко царствуют и сегодня.
Мы знаем, именно из частного собственника — скажем, продавца цветов, вырастает порой такая зловещая фигура, как Чубайс. Последствия частнособственничества всегда разрушительные. У нас это — гибель СССР и возвращение капитализма.
* * *
Не надо, конечно, путать личную и частную собственность. Личная — это предметы быта, частная — это собственность на средства производства. Вряд ли личная собственность привела бы к частной у нас, если бы не мощный напор зарубежной пропаганды и предательство обуржуазившихся персонажей во власти.
Самое главное, что надо сделать сегодня, — это, по мысли А. Зиновьева, «внести в жизнь устремлённость в будущее, необыкновенный динамизм, особое историческое напряжение». Для того, чтобы смести с дороги отживший своё, но цепко держащийся капитализм. Уверена: ход истории — на нашей стороне, в поддержку социалистического завтра.
В освобождённых районах Запорожской области щедро уродилась пшеница. Местные аграрии планируют собрать в 2022 году 2 миллиона тонн зерновых.
«Страда в самом разгаре, урожайность выше украинской на 10—15%. Снимаем примерно 5 тонн с гектара», — прокомментировал первую свободную жатву в Приазовье член главного совета военно-гражданской администрации (ВГА) Запорожья Владимир Рогов.
Международный консорциум журналистских расследований (ICIJ) опубликовал на днях итоги своего расследования в отношении американской компании Uber (далее — Убер).
Участие в этом расследовании, инициированном консорциумом и британским изданием «Гардиан», приняли в итоге более 40 СМИ из 29 стран мира.
Минобороны Латвии, заявил его глава Артис Пабрикс, в это тревожное время намерено инициировать введение всеобщей обязательной военной службы, информирует интернет-портал Rubaltic.ru.
По мнению министра, действующая система себя исчерпала. Он предлагает постепенный переход к обязательной военной службе длительностью пять лет. 1 января 2023 года планируется начать первый этап, на котором заявки на службу в армии могут подать добровольцы.
Польский погранкомитет отрапортовал о завершении строительства забора на границе с Белоруссией
На возведение пятиметрового ограждения протяжённостью более 186 километров ушло почти полгода и 49 тысяч тонн стали. Стоимость искусственного барьера составила около 400 млн долларов.