Большое увлечение жителя Гродно Дмитрия Акуло пчеловодством началось с мечты отца. С нескольких ульев и сотен укусов стартовало дело, которому сегодня семья Дмитрия, а в первую очередь он сам, уделяет львиную долю свободного времени. С десяток кочёвок с ульями делает мужчина за сезон, чтобы собрать разный и такой вкусный продукт. К нынешней точке, где сошлись мастерство, любовь и трепетное отношение к пчеловодству, привели Дмитрия горы научной литературы и метод проб и ошибок. Корреспонденты БЕЛТА пообщались с ним и узнали некоторые секреты дела.
«Девчонки хорошие, не кусаются»
«Вы не бойтесь: мои девчонки — хорошие и мирные, не кусаются», — приглашая на пасеку, говорит Дмитрий Акуло. Всё время нашего пребывания на небольшой пасеке в Щучинском районе он рассказывает о своих подопечных с большой теплотой. Видно, что в деле разбирается, а занятие своё любит всей душой. «Началось всё давно, отец ещё предложил: давай, мол, пчёл заведём. Первый улей взяли у дядьки, но пчёлы были очень агрессивные. Мы пока довезли один улей, они нас изгрызли просто», — начал рассказ о своём увлечении Дмитрий.
Но даже этот факт охоту заниматься пчёлами не отбил. «Когда была только пара ульев, то работал я возле них примерно столько же, сколько и сейчас, а теперь у нас около сотни ульев. Тогда не понимал ничего, литературы перечитал немеренно. Так самоучкой и начинал. А сейчас со многими экспертами могу и поспорить, а может, и сам что-нибудь полезное напишу когда-нибудь», — говорит Дмитрий, добавляя, что и без написания научных трудов с удовольствием помогает коллегам, делится опытом, ведь в пчеловодстве очень много нюансов.
«Каждая пчелиная семья похожа на человеческую»
«Вообще каждая пчелиная семья похожа на человеческую. Все пчёлы разные. Вы и сами увидите. У кого-то уже домик в рост почти с человека, там жизнь бьёт ключом: и расплод, и дети, и мёд носят — всё одновременно. А другие ещё только просыпаются: маленькие ульи у них. Вообще-то всё зависит от матки. Она не командует, однако точно передаёт набор генов, которые отвечают за поведение пчелиной семьи. Но всё равно они, как все дети, отличаются друг от друга», — поделился Дмитрий. К слову, занимается он и выведением маток пчёл, поведение которых максимально не агрессивно и позволяет дружно жить рядом с людьми, да и сами по себе они более жизнестойкие.
Дмитрий делится наблюдениями, что каждая пчелиная семья своеобразна: «Один улей, например: весь день они, трудяжки, работают, шнурком просто летают туда-сюда. А рядом улей — одна-две пчёлы за это время вылетят. Время проходит — первые как будто на обеде, из второго же улья просто труба вылетает, а потом опять тихо. Но всё у них работает как часы. Я за это время понял, что их лучше лишний раз не тревожить, а просто чуть-чуть помогать. Они свою работу знают».
По его словам, глядя на пчёл, можно многому научиться. «Я до сих пор не могу понять, как насекомые так могут организовать всё. Здесь каждый знает, что он делает. Никто никем не командует. Кто-то убирает дома, потом ухаживает за детками, кто-то чистит колыбельки для пчёлок, кто-то их кормит. А за мёдом летает взрослая пчела, она же своей жизнью рискует», — сказал Дмитрий.
За сезон — семь-восемь кочёвок
«У меня вторая работа есть. Она связана с общением с людьми, более нервная. А здесь я переключаюсь, и это самый лучший отдых», — поделился пчеловод.
Трудов с пчёлами хватает. За сезон сбора мёда мужчина проводит семь-восемь кочёвок. «Сейчас ульи стоят у рапса, повезло нам, что посеяли рядом, да и хозяйству пчёлы своим трудом помогают. Наиболее продуктивные семьи вывожу в лес, нашёл бор небольшой и интересный. Там изумительные места — тихо, полутенёк, не холодно, ландыши в колено, воздух приятный. Обнаружил в этом году место в лесу, которое даже более продуктивное, чем рапс. Никогда бы не подумал. Из каких-то медуничек натянули мёда. На крушину вывожу пчёл, мёд получается жёлтенький, а когда кристаллизуется, как маслице, становится мягонький и аромат необыкновенный такой — наш, белорусский, чистый. Потом везу на гречку, а мёд получается тоже очень интересный, а ещё на липу», — рассказывает Дмитрий Акуло.
Есть и вересковые места у пчеловода. «Мёд тоже клас-сный получается, необыкновенный. Очень сложно его выкачать, правда. Из рамок его просто не выдрать, он — как смола. Чтобы качать его, нужна температура 40—45 градусов, валик специальный шипатый, которым разбиваешь структуру и крутишь по рамкам и только потом выкачиваешь. Потом через сито надо продавливать: мёд-то густой очень. Мало кто из пчеловодов занимается этим мёдом», — сказал он.
«Гугл-карты — моё любимое приложение»
«Жена смеётся и говорит, что я — как Чапай, Гугл-карты — моё любимое приложение. Когда не было такого, то брал в колхозах, у лесничих. Смотрел расстояние, потому что продуктивный лёт пчелы — два с половиной километра. Смотрел, как ульи поставить, чтобы пчёлы захватили несколько ниш. Но риск в сборе мёда всегда есть. Было как-то, что привёз пчёл на подсолнух, приезжаю проверить, а они голодные, съели даже то, что было: погода подвела», — вспоминает Дмитрий.
Работы с пчёлами хватает круглый год. «В сентябре выкачивается мёд и начинается подготовка девчонок к зиме, — говорит пчеловод. — При этом я весь мёд не выкачиваю, оставляю на каждую семью рамки по три медовые, потому что пчела, выращенная на сиропе, живёт меньше. А так — у них есть полноценный корм. Зимой делаю много рамок, где-то надо обновлять, где-то добавлять, а ещё ремонтирую ульи, топлю воск, сдаю знакомым, чтобы из своего материала сделать вощину. При этом уверен, что там нет ничего лишнего и всё натуральное».
О нападениях медведя и встрече с лосихой
Из казусов Дмитрий Акуло вспомнил и недавний случай, когда на лесной прогулке с женой заметили перевёрнутые медведем ульи. «Случайно наткнулись и не могли мимо пройти. Хозяина-то нет, решил, что надо помочь. От укусов меня только борода спасла, — смеясь, рассказывает мужчина. — Было и так, что находили разорванные медведем ульи. Просто разорвал лапами, съел абсолютно всё — воск, расплод, мёд. Только рамочки голенькие, как косточки, оставил». Был и случай, когда искусали Дмитрия несколько тысяч пчёл.
«А однажды встретил на опушке лосиху с лосёнком. Даже не сразу понял, что это за животные. Кто-то в кустах стал шевелиться, потом кричать. Вышел лосёнок и следом мама-лосиха. Загнала меня на прицеп с пчёлами — пришлось так не по-джентльменски спрятаться за девочек. Я только удивился, какая же эта лосиха огромная», — вспомнил случай Дмитрий.
«В пчеловодстве муж — хирург, а я — медсестра»
Радует пчеловода, что его увлечение разделяет семья. «Я не против этим заниматься. Мы же семья. Да и дело это приносит пользу людям. Физически сложной работой Дмитрий меня не нагружает. Веду заметки, с дымарём хожу. Муж, получается, своеобразный хирург в пчеловодстве, а я — медсестра. И мне это очень нравится. Дети выросли, а мы здесь на природе время проводим, общаемся», — поделилась Елена Акуло.
«Может, и лекарства не понадобились бы»
При этом жена Дмитрия добавляет, что своим семейным увлечением они хотят продвигать культуру потребления мёда. «Мёда вкусного много. Мы вот с сыном обожаем весенний как ни странно. Многие его считают невыразительным. Но он такой лёгкий и нежный! А вот запах гречихи в мёде мне мешает. Супруг, например, обожает вересковый, — поделилась Елена. — А вообще хочется, чтобы мёд приносил пользу людям круглый год, может, тогда и лекарств не понадобилось бы. Ведь так просто ложечку мёда добавить в кашу, творог или ягоды — и вкусно, и полезно».
К 100-летию Первого библиотечного съезда РСФСР
Среди разнообразия событий и памятных дат последнего времени эта дата, что приходится на начало июля 2024 года, может не показаться кому-то по-настоящему яркой и значимой. А между тем она заслуживает большого внимания. Она побуждает нас задуматься о том, насколько важное место отводилось приобщению трудящихся к книге уже в первые годы Советской власти. Давайте вспомним, как и почему ровно сто лет назад в Москве состоялось событие, знаковое для всей сферы культуры тех лет, — Первый библиотечный съезд РСФСР.
С начала туристического сезона 2024 года страна приняла около 270 тыс. иностранных гостей. Об этом, как информирует Синьхуа, сообщил на днях министр окружающей среды и туризма Монголии Бат-Улзийн Бат-Эрдэнэ.
По его словам, в рамках реализации политики по поддержке туристического сектора под официальным девизом «Go Mongolia» государство поставило перед собой цель привлечь 1 млн иностранных туристов к концу 2024 года.
БУДАПЕШТ. «Альтернатива для Германии», болгарское «Возрождение» и другие правые партии намерены создать в Европарламенте (ЕП) фракцию, которая будет выступать против антироссийских санкций и нынешней политики ЕС. Такое заявление сделал Ласло Тороцкаи, председатель венгерской правой партии «Наша Родина», по итогам выборов прошедшей в ЕП и являющейся одним из инициаторов формирования новой фракции.
Восьмое ЭКСПО «Китай — Евразия» прошло в городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР, Северо-Западный Китай). По сообщению организатора, по его итогам заключены контракты на общую сумму более 610 млрд юаней (около 83,9 млрд долл.).
В ходе выставки было подписано более 360 договоров о проектах сотрудничества, касающихся новых источников энергии и новых материалов, электронных информационных технологий, углехимической промышленности, текстильной и швейной промышленности, торговой логистики и других областей.
В Саратове возле офиса филиала АО «Ситиматик» прошёл очередной пикет. Протестовавший от лица жителей города потребовал смены регионального оператора по вывозу отходов, который не справляется со своей работой.
Горожанам не первый год приходится жить среди мусорных свалок, не первый раз они по этому поводу и протестуют.К такому выводу можно прийти по результатам недавнего социологического исследования: право на бесплатные образование и медицину ставят на первые места большинство респондентов. Опрос проводился в конце 2023 года среди жителей городов и сельской местности в возрасте от 18 лет.
Бесплатные образование и здравоохранение выбрали 64% и 61% соответственно, то есть больше половины респондентов, гласят данные исследования НИУ ВШЭ. Примерно половина опрошенных назвала право на жизнь (52%), частную собственность (51%) и труд (50%).
В Ярославле снесли исторический дом в охранной зоне ЮНЕСКО на улице Максимова, 3. Об этом сообщает телеграм-канал «76.ru — Новости Ярославля» со ссылкой на градозащитницу Ольгу Мазанову:
«Полуразрушенное здание — часть фасада по улице Максимова и торцевые части снесли экскаватором. Кирпичи исторические вывезли с площадки «КамАЗами». Выравнивали грунт внутри здания, стены сломали. Часть кирпичей имеет клеймо «Никитин».