По меньшей мере в 50 городах Франции состоялись массовые акции протеста медицинских работников, организованные в рамках масштабной забастовки, объявленной девятью профсоюзами Пятой республики, включая Всеобщую конфедерацию труда, Федерацию социального здравоохранения и другие объединения медиков. В преддверии парламентских выборов, которые пройдут в стране в два этапа — 12 и 19 июня, — демонстранты в белых халатах собрались на улицах Парижа и Марселя, Гренобля и Нанта, Тулузы и Орийаке, Эперне и Шербура, а также ещё десятка городов, чтобы привлечь внимание к кризису, возникшему в сфере здравоохранения.
Непопулярные реформы, нацеленные на экономию выделяемых больницам бюджетных средств и прочие преобразования с ярко выраженным либерально-экономическим уклоном, постоянно подогревали недовольство в среде медиков, достигшее кульминации в период пандемии COVID-19. Именно буйство коронавируса, во время которого в госбольницах Франции остро ощущался дефицит рабочих рук, заставило врачей и медсестёр всерьёз задуматься о своём незавидном положении. Хотя власти и приняли ряд мер для того, чтобы как-то стабилизировать обстановку в здравоохранении с помощью финансовых вливаний, ситуация обострилась до взрывоопасного уровня: многие медицинские сотрудники уволились или перешли в частные клиники.
В итоге в госбольницах, особенно в Службе «Скорая помощь», теперь наблюдается кадровый голод. Как следствие, в 2021-м по этой причине 20% коек в стране было некому обслуживать и их пришлось ликвидировать.
Согласно статистике, парижские стационары за минувшие три года потеряли почти 4500 представителей среднего медперсонала. В городе Бордо в отделении «неотложки» вынужденно пошли на резкое сокращение приёма пациентов в вечернее и ночное время, а в городе Шинон (центральная Франция) его вообще прекратили. По подсчётам ассоциации SAMU-Urgences, объединяющей сотрудников «скорой помощи», такого рода проблемы коснулись работы 120 аналогичных медслужб по всей стране.
«Уже на протяжении трёх лет мы, профсоюзы и коллективы клиник и стационаров, всеми силами пытаемся привлечь внимание к плачевной ситуации в государственных больницах и медико-социальных учреждениях. Доступ к первичной медпомощи становится всё сложнее, службы экстренной помощи ликвидируются одна за другой или ограничивают свою деятельность, операционные блоки закрываются из-за нехватки персонала», — говорится в заявлении Федерации социального здравоохранения, где также отмечается, что медики «разгневаны и очень устали», а кризис в сфере здравоохранения «уже наступил».
Как отмечают эксперты, французские медработники вышли на улицы с требованиями, не меняющимися уже на протяжении нескольких лет. Сотрудники сферы здравоохранения настаивают на принятии незамедлительных мер по спасению отрасли, среди которых в первую очередь выделяют повышение зарплаты, набор дополнительных специалистов и внедрение плана междисциплинарного обучения персонала, увеличение финансирования больниц. Профсоюзы также требуют от властей прекратить закрывать медучреждения и службы медпомощи, а создать, где необходимо, новые и увеличить количество койко-мест.
Правительство, встревоженное массовой протестной мобилизацией медработников, намерено в «экстренном порядке» отреагировать на их запросы. Правда, делать это явно не торопится, обещая заняться решением проблем лишь в июле.
Бурное кипение протестных страстей наблюдается и в Ираке, где толпы контрактников министерства энергетики устроили демонстрации в столице страны, а также других мухафазах (административных районах) страны. В Багдаде акция состоялась перед воротами Зелёной зоны напротив здания Совета представителей арабской республики. Гнев митинговавших вызвало решение финансового комитета парламента не предоставлять временным сотрудникам статус постоянных работников, вследствие чего контрактники не подпадут под действие Закона о чрезвычайной продовольственной безопасности.
Манифестация переросла в столкновения с полицией, в ходе которых трое протестовавших получили ранения. После этого Служба безопасности Ирака приняла решение эвакуировать депутатов законодательного органа, поскольку возникли опасения, что возмущённые демонстранты попытаются прорваться в здание парламента.