Довелось мне в конце апреля проехать по дороге из Кинешмы Ивановской области через Суздаль, Владимир и Меленки до Касимовского района Рязанской области. Как сельский житель, смотря в окно автомобиля, прежде всего обращал внимание, что делается в эти дни на полях. Конечно, для полноты картины лучше бы пролететь здесь, скажем, на вертолёте, но и по виду с автодороги кое-какие выводы можно сделать.
А вид такой, что сразу вспомнились строки из самой известной поэмы Н.А. Некрасова:
Широкая дороженька
берёзками обставлена,
Далёко протянулася,
песчана и глуха.
По сторонам дороженьки
идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
а чаще с неудобною,
заброшенной землёй…
Пожалуй, только определение «песчана и глуха» к нынешней дороге не подходит — она теперь асфальтирована и загружена машинами, а вот всё остальное, как ни странно, таким с тех далёких времён и осталось, особенно то, что видится по сторонам.
Действительно, обработанные поля встречаются довольно редко, а заброшенных земель с каждым годом всё больше.
Об этом можно судить хотя бы по тому, что на многих участках, которые, похоже, были когда-то полями, на одних мелкие берёзы и сосны пятилетнего возраста, на других — бурьян с прошлого или позапрошлого года. Значит, тракторы тут теперь не появляются. Настоящих полей, особенно в начале пути, в Кинешемском и Родниковском районах, встретилось очень мало. И поля сами по себе небольшие, по 20—30 гектаров, совсем недалеко от трассы видна их обочина. Чуть шире участки осенней пахоты в Тейковском и Гаврило-Посадском районах.
Вот только во Владимирской области, на знаменитом Суздальском ополье, где земля несколько напоминает воронежский чернозём и славилась в своё время высоким плодородием, только что начались весенне-полевые работы. Несколько тракторов «Беларусь» вышли на закрытие влаги в почве. Два таких агрегата мы увидели возле села Павловское, где находится, как я позже узнал, агрофирма «Суздальские зори». Окрестности дороги от Владимира до Меленок показались нам такими же, как до этого в Ивановской области: на бывших полях бурьян и мелколесье, редко встречается полевой участок площадью несколько десятков гектаров.
И вот только на самом южном конце Меленковского района, где расположено хозяйство с центром в селе Дмитриевы Горы, можно было увидеть настоящую весенне-полевую страду с большим количеством разнообразной техники и разными видами работ, в том числе севом ранних зерновых.
Интересно, что этим же путём я проезжал в конце советского периода, когда, будучи студентом, собирал в партийных архивах названных областей материал для дипломной работы о деятельности КПСС по обеспечению сельского хозяйства кадрами механизаторов. Сразу скажу, картина тогда была совсем иная, чем сегодня. И большое количество обширных полей, и масса техники на пашне, да к тому же то и дело на пути встречались животноводческие фермы, а чуть попозже, ближе к июню, — пасущиеся стада коров.
Можно привести для подтверждения сказанного несколько цифр. Тогда в сельском хозяйстве Ивановской области было занято 75 тысяч человек. Во Владимирской было даже на 10 тысяч больше, а в рязанских колхозах и совхозах трудились 175 тысяч работников.
Теперь же во всех этих регионах число занятых сельскохозяйственным трудом стало в 6—7 раз меньше. Одних только трактористов насчитывалось в Ивановской и Владимирской областях примерно по 9 тысяч человек, а в Рязанской — почти 20 тысяч.
Тогда в сельских профессионально-технических училищах и на различных курсах готовили в общем счёте по названным областям до 8 тысяч человек ежегодно.
Интересно, что более трети численности трактористов в хозяйствах составляла тогда молодёжь, как, например, в Родниковском районе Ивановской области, где в общем числе 700 механизаторов было 285 человек моложе 30 лет.
А молодёжи было так много потому, что до 40% выпускников сельских школ оставались в своих колхозах и совхозах.
Сегодня как тракторов, так и механизаторов здесь считанные единицы, а молодёжи нет вовсе. Откуда же ей взяться? В конце прошлого века в названных областях механизаторов готовили в 26 сельских ПТУ. А нынче, например, в Ивановской области из нескольких СПУ осталось одно Лежневское, во Владимирской области здания бывшего Суздальского училища передали местному музею, в другом торжественно открыли дом-интернат для инвалидов и престарелых. Не правда ли, символично? Очень нужной профессии обучалась в советское время молодёжь, а теперь тут совсем другая категория. Более 250 механизаторов в год готовило Елатомское СПТУ в Рязанской области, теперь его упразднили; трактористы, по мнению руководителей нашего сельского хозяйства, стали не нужны. Хорошо хоть, что тут теперь не склад или музейный запасник, а всё-таки местная средняя школа.
Вновь вспоминаю нашу поездку. Въезжали в Касимовский район, сначала в хозяйство с центром в селе Дмитриево, а затем на поля колхоза имени Ленина. Тут, можно сказать, не робкое начало, а самый разгар полевых работ. В отличие от ранее встречавшихся мелких, примыкающих к дороге участков, тут поля простираются далеко за горизонт. Ведь в колхозе имени Ленина площадь пашни составляет более 7 тысяч гектаров. И почти на всём раздолье высокопроизводительная техника. Большая часть пашни не только обработана, но и засеяна яровыми культурами.
Здесь внедрена полная механизация работ. Удобрения в агрегат для внесения их в почву грузит специальный кран, семена в сеялку загружает автомобиль с трубой-хоботом. Выделяются тракторы (их тут окрестили словом «спарки») со спаренными колёсами — это для того, чтобы было меньше давление на почву. Ясно, что если у трактора не 4 колеса, а 8, то и уплотнение земли будет в два раза меньше. По советской традиции рабочий день в хозяйстве продолжается с 7 утра до 7 вечера. Не теряя времени, обед для тружеников страды привозят из колхозной столовой прямо в поле. Как видно, здесь дорожат каждым часом страды и хорошо помнят старую крестьянскую заповедь: «Весенний день год кормит».
А вот одно из колхозных полей нас огорчило. Вперемежку с зелёными участками пошедшей в рост озимой пшеницы видны громадные плешины голой земли. Колхозный агроном объяснил, что осенью после обильных дождей сразу ударили морозы и большие участки озимых покрылись льдом. До весны осенние всходы не дожили, вымерзли. Он добавил, что общая площадь озимых с такими плешинами около 800 гектаров. Половину, где засеяны элитные семена, решили всё-таки оставить, не перепахивать: пусть будет собрано поменьше, зато высокоурожайных сортов колхоз сколько-то сохранит. Кстати говоря, по сводке министерства сельского хозяйства Рязанской области на конец апреля в хозяйствах области засеяно яровых зерновых около 160 тысяч гектаров, из них третью часть составляет пересев погибших озимых.
Да, беда для сельских тружеников ощутимая. Вот она, крестьянская доля: никуда не денешься от погодных условий. Это ведь сколько труда потрачено впустую, сколько надо проделать лишней работы и насколько повысится теперь себестоимость будущего урожая.
Но не только морозы и заморозки, дожди и засуха создают помехи в ведении сева. О растущих в этой отрасли проблемах можно судить при анализе годовых отчётов колхоза. Интересна здесь, например, динамика его финансовых показателей за последние 5 лет. Так, по сравнению с 2017-м в прошлом году стоимость горючего выросла на 30%, электроэнергия стала дороже в полтора раза, в два с лишним раза больше пришлось затратить на покупку медикаментов для скота. Заметнее всего, в три раза, увеличились расходы на средства защиты растений. Вот почему при заметном росте выручки от реализации молока с 390 млн до 570 млн рублей, или на 45%, себестоимость литра молока выросла более чем в полтора раза, его производство стало менее прибыльным. Такая примерно динамика и по другим видам колхозной продукции, поэтому в целом рентабельность хозяйства снизилась с 28% до 12%. Так совсем недалеко и до убытков, и это в одном из лучших сельхозпредприятий области.
Вот так вот: урожайность полей растёт, удой молока повышается, с каждым годом всё больше продаётся продукции, а эффективность хозяйства снижается.
Очень интересно, что на фоне громких разговоров о постоянно растущей помощи селу со стороны государства бюджетные субсидии колхозу за это время уменьшились с 35 млн до 20 млн рублей, или на 40 с лишним процентов. Посмотришь телевизор, почитаешь областную официальную прессу — замечательно: из федерального бюджета в этом году поступит 3 млрд рублей (а это 3 тысячи на гектар — мизер), действуют более 30 различных программ субсидирования. Да не надо 30, сделайте три, да хотя бы одну, но настоящую, эффективную. Помнится, в одной из своих статей известный публицист В.С. Бушин выразился так: рыночная экономика — это экономика, вывернутая Гайдаром, Чубайсом и прочими «эффективными менеджерами» наизнанку, другими словами, ненормальная, нежизнеспособная экономика.
Например, взять зерно. В минувшем году и в целом по хозяйствам Рязанской области получен приличный урожай, и в нашем колхозе собрали его более 50 центнеров с гектара. Вроде бы радоваться надо, а тут, наоборот, головная боль: склады забиты зерном, никто его не берёт, а своим коровам больше положенного его тоже давать нельзя. Вот и получается порочный круг: хозяйство, имеющее зерно, просит за него цену хотя бы на немного выше себестоимости, не будешь же торговать себе в убыток; а у того, кому это зерно очень нужно, даже при такой цене денег нет.
Действительно, похоже на «вывернутую изнанку». Может, в каких-то небольших странах можно жить без особого внимания со стороны государства, но в нашей-то стране, с её громадными просторами, с разнообразными природными условиями, с тайгой и тундрой, при том что у нас 80% населения проживает в одной её части, а такую же долю полезных ископаемых надо добывать и завозить из другой части, — разве можно полагаться на неуправляемый рынок?
Нет, чтобы сохранить остатки российского сельского хозяйства, нужно крутое вмешательство государства, требуется срочно, по крайней мере, в 10 раз увеличить бюджетные субсидии, возродить отечественное сельхозмашиностроение, минеральные удобрения не гнать за границу к выгоде олигархов, а обеспечить ими свои хозяйства. Но, по всему видно, нынешняя государственная власть ни на что из этого не способна. Выход один — надо решительно поворачивать на дорогу социализма и Советской власти.
Вот такие мысли пришли мне в голову всего-то при взгляде на поля вдоль дорог некоторых областей Центрального нечерноземья.
Посевная в разгаре, а у аграриев проблемы, уже ставшие традиционными: дефицит тракторов и комбайнов и их дороговизна. Что же мешает крестьянам пополнять к страде машинно-тракторный парк?
По данным минпромторга, в 2022 году объём производства российской сельхозтехники составил 250,6 млрд рублей, что на 15,1% больше, чем за 2021 год. Но картина выглядит оптимистичной только в деньгах. Если говорить о количестве, производство тех же зерноуборочных комбайнов снизилось на 32%, кормоуборочных — на 14%.
Похоже, в этом сезоне со щами и квашеными разносолами будет напряжённо. Дело в том, что площади под капустой в этом году могут сократиться, что связано с низкой отпускной ценой на неё, — сообщает «Агроинвестор».
В 2022 году отпускные цены на капусту в некоторых регионах достигали 4 рублей за килограмм. Такое предложение, разумеется, многих аграриев не устраивало.
Весной 2024 года каждая единица крупного и мелкого скота должна быть маркирована. Птицу, рыбу, пчёл владельцы также должны будут снабдить индивидуальными документами и предоставить их в государственные структуры.
По поводу закона ползут разные слухи, включающие в себя и то, что при проведении процедур могут озолотиться различные частные структуры, выступающие в роли посредников между фермерами и ведомством.АМСТЕРДАМ. Пекари в Нидерландах готовятся к забастовке из-за ситуации с зарплатой. Работодатели предложили повышение окладов в среднем на 5% в год, но, по мнению профсоюзов, такая индексация слишком низкая и не соответствует темпам инфляции. В итоге пекари выдвинули ультиматум: если им не поступит более выгодное предложение по финансовому вознаграждению за их труд, то они не выйдут на работу.
Референдум по двойному гражданству состоится в Литве одновременно с президентскими выборами в мае 2024 года, информирует интернет-портал RuBaltic.Ru. Об этом решении сейма сообщила пресс-служба парламента.
«На очередном пленарном заседании предложение провести референдум по гражданству 12 мая 2024 года одновременно с первым туром президентских выборов поддержали 111 депутатов, голосовавших против не было, пять человек воздержались», — говорится в сообщении.
Удивительно, но правительства европейских стран — членов ЕС уже достаточно долго ведут себя в полном соответствии с отдающей «чёрным» юмором известной русской поговоркой «Назло тёще отморожу уши»…
Дело в том, что, по официальным данным, только за прошлый год в 28 государствах Евросоюза от коронавируса скончались около 60 тысяч человек.