Популизм таджикских властей покоряет всё новые вершины: чиновники обещают превратить страну в индустриальную державу и создать сотни тысяч рабочих мест. В реальности экономика держится на шатких опорах, которые могут рухнуть в любой момент.
По мере повышения температуры воздуха, которая, по прогнозам синоптиков, принесёт Центральной Азии аномально засушливое лето, растёт и градус социальной демагогии. На этом поприще отличился министр экономического развития и торговли Таджикистана Завки Завкизода. Выступая на заседании национального совета финансовой стабильности, он заявил о росте ВВП на 8 процентов и инфляции на уровне 2,3 процента по итогам первых четырёх месяцев нынешнего года. Это, уточнил чиновник, наилучшие показатели во всём регионе, а достигнуты они «благодаря мудрой политике Основателя мира и национального единства — Лидера нации, президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона».
Не отстают и коллеги главы минэкономики. Министр промышленности и новых технологий Шерали Кабир, например, заявил, что у Таджикистана есть все условия для ускоренной индустриализации и превращения в индустриально-аграрную страну к началу следующего десятилетия. Но ещё до этого, через каких-то пять лет, промышленность республики увеличится вдвое.
Ещё один воздушный замок воздвигнут государственной программой содействия занятости населения. В ней содержится обещание создать в текущем году 221 тысячу новых рабочих мест. К 2027 же году, утверждается в документе, число созданных рабочих мест превысит 1,2 миллиона. Правда, тут же авторы программы признают, что лишь треть этих мест будут постоянными, в то время как остальные — временными и сезонными, но кричащие заголовки о «заботливом правительстве» уже появились во всех ведущих СМИ.
На первый взгляд Таджикистану и впрямь удалось избежать тяжёлого экономического кризиса и резкого обнищания населения, которые предрекались некоторыми зарубежными экспертами в связи с обострившейся международной ситуацией. Однако сразу возникает два вопроса. Во-первых, что помогло республике удержаться на плаву? Во-вторых, насколько прочна и долговечна эта стабилизация?
Если рассмотреть ситуацию внимательно, решающими окажутся не «мудрость Основателя мира» и не усилия правительства, а ряд косвенных факторов. Так, в прошлом году был зафиксирован рекордный за десятилетие приток таджикских трудовых мигрантов в Россию. По официальным данным, их число достигло 1 миллиона человек, увеличившись по сравнению с 2021 годом более чем на треть. Значительно выросло и количество получивших российское гражданство уроженцев республики. Если в 2020 году таковых было 63 тысячи, а в 2021-м — 104 тысячи, то в прошлом — обладателями новых паспортов стали 174 тысячи выходцев из Таджикистана.
В нынешнем году процесс продолжился «по нарастающей». Только за первый квартал в Россию въехали 350 тысяч таджикских граждан, что почти на 40 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Соответственно, растут отправляемые на родину денежные переводы. По итогам 2022 года они достигли 3,2 миллиарда долларов (в 2021-м равнялись 1,8 миллиарда), а это треть ВВП Таджикистана.
Другим источником средств для казны является иностранная помощь. Китай согласился выделить 500 миллионов долларов на строительство Рогунской ГЭС. Ещё 450 миллионов Душанбе получит от Исламского банка развития. Это только увеличит внешний долг, уже превысивший 3,2 миллиарда долларов.
Назвать эту ситуацию здоровой, разумеется, нельзя. Зависимость от внешних факторов — будь то переводы мигрантов или помощь доноров — не просто ненадёжный источник средств, она ещё и усиливает диспропорции в экономике. Например, из-за миграции численность экономически активного населения выросла с 2009 года всего на 400 тысяч человек, или на 18 процентов, в то время как население страны в целом увеличилось на треть — почти на 3 миллиона человек. Одним из следствий этого является медленное развитие промышленности. Вопреки громким обещаниям чиновников, её доля в структуре ВВП снизилась в 2021—2022 годах с 18,2 до 17 процентов.
Ещё один тревожный показатель — сокращение экспорта. В январе — апреле этого года он рухнул сразу на 33,2 процента, в то время как импорт остался практически на прежнем уровне. Это усилило отрицательное сальдо торгового баланса: ввезя товаров на 1,7 миллиарда долларов, Таджикистан вывез их всего на 430 миллионов долларов. Больше всего сократился экспорт сельхозпродукции, в том числе хлопка, электроэнергии и алюминия. Например, электроэнергии за первые четыре месяца этого года было продано за рубеж на 9,7 миллиона долларов. За тот же период прошлого года вырученная сумма составила 14,5 миллиона.
Впрочем, чего-то иного ожидать трудно. Ставя амбициозные задачи, власти страны пытаются решать их с помощью откровенно негодных средств. Так, в министерстве экономического развития и торговли в числе приоритетов называют повышение кредитного рейтинга республики для привлечения иностранных инвестиций, рост профессионального уровня будущих трудовых мигрантов, а также реализацию «рычагов монетарной политики и других механизмов снижения инфляционных рисков».
Эти неолиберальные заклинания соседствуют с сомнительным расходованием бюджета. «Правда» писала (в номере от 16—17 мая с.г.) о покупке в Мексике президентского самолёта за 92 миллиона долларов. А 8 июня в Душанбе должна открыться мечеть на 100 тысяч прихожан, которая станет самой большой в стране. Стоимость строительства составила 100 миллионов долларов, 70 миллионов из которых внёс Катар, а 30 миллионов были оплачены из госказны. На церемонию открытия приедет эмир ближневосточной монархии Тамим ибн Хамад Аль Тани. Что ж, упования на «высшие силы» не новы. Эксплуататоры всех эпох использовали этот инструмент для обделывания своих дел. Помогая держать в узде народ, он, однако, не поможет наладить «дела земные». Тут руководству страны придётся держать ответ самому.
Там русский дух…
там Русью пахнет.
А. Пушкин.
Вырос я на лесном кордоне, где поэзией пропитано каждое деревце, как солнцем алая земляника, треньканье синицы, изумрудные капельки росы… И, думается мне, благодаря этому, ещё ничего не ведая о Пушкине, я как бы уже готовился к встрече с ним.
Какая же здесь тишина! Ни звука не доносится из-за окна, из соседних комнат. Лишь иногда чуть слышно треснет поленце в камине, заботливо растопленном нянюшкой Ариной Родионовной. Пушкин в распахнутой на груди белой сорочке сидит на диване, задумчиво покусывая гусиное перо. Взор его устремлён вдаль — на поля с посеребрённой морозом травой, на качающиеся за оконным стеклом ветки деревьев, уже уронивших наземь багряный свой убор. Иногда, словно очнувшись, он придвигает к себе лист бумаги и быстро-быстро выводит на нём несколько стихотворных строчек.
К сохранению исторической памяти в средней школе №1 Могилёва подошли необычным образом: здесь создают виртуальные экскурсионные маршруты, посвящённые героическому прошлому родного края.
Учебное заведение — одно из старейших в городе: в этом году оно отмечает 158-летие. Его история неразрывно связана с историей Могилёва.
С таким эмоциональным призывом вышли 1 июня на улицы Кишинёва сотни горожан, которые не испугались карательных мер и отказались уехать из молдавской столицы или затаиться в своих квартирах.
Конечно же, пробраться в полностью освобождённый от транспорта и местных жителей центр города непокорным не позволили многочисленные полицейские кордоны, поэтому акция началась на границе «этнографической выставки для европейских визитёров» и резервации для аборигенов. У входа в столичный парк Valea Morilor, который в советское время именовался Центральным парком культуры и отдыха «Комсомольское озеро», по соседству со зданием представительства ЕС в Молдавии, в небо взмыли тысячи воздушных шаров, на которых было написано «Take away Maia Sandu!» (Заберите Майю Санду!).
Коммунистический союз молодёжи (КСМ) имени Хо Ши Мина объявил в столице Вьетнама о начале волонтёрской кампании на лето 2023 года, цель которой — активизировать применение цифровой трансформации.
Секретарь Ханойской городской организации КСМ Чу Хонг Минь рассказал, что союз будет стремиться к внедрению цифровых технологий в различные виды деятельности, включая поддержку национального выпускного экзамена в средней школе, создание онлайн-платформы обучения, открытие онлайн-классов для студентов, живущих в трудных условиях не только в столице, но также и в других городах и провинциях страны.
В Литве уже второй квартал подряд зафиксированы отрицательные показатели валового внутреннего продукта, сообщает интернет-портал Delfi.lt. Это свидетельствует о том, что экономика страны оказалась в состоянии технической рецессии.
В первом квартале нынешнего года ВВП республики составил 15,8 миллиарда евро. По сравнению с данными за четвёртый квартал 2022 года реальное изменение ВВП было отрицательным — минус 3 процента.
По итогам прошлого года показатели материнской и младенческой смертности в Китайской Народной Республике снизились до исторического минимума. Такая информация была оглашена на пресс-конференции Государственного комитета по делам здравоохранения (ГКЗ) КНР.
Коэффициент смертности женщин во время беременности и при родах составил 15,7 на 100 тысяч. Коэффициенты смертности младенцев и детей до 5 лет снизились до 4,9 и 6,8 на одну тысячу соответственно, оба показателя упали до рекордно низкого уровня.
В Калужской области по-прежнему наблюдается сложная ситуация в автомобильной отрасли: прошлой весной заводы по сборке иностранных автомобилей ушли в полный или частичный простой. Чтобы запустить производство, некоторые предприятия срочно ищут новых владельцев.
В частности, в середине мая этого года калужский завод ООО «Фольксваген Груп Рус» был продан структуре отечественной автоторговой компании «Авилон» — ООО «Арт-Финанс». Сделка была одобрена российскими властями.