30 апреля 1945 года в 22 часа 40 минут на крыше здания полуразрушенного рейхстага было установлено Знамя Победы. К нему — символу мужества и героизма советского солдата — самое непосредственное отношение имеет и наш земляк, уроженец Вологодской области из Усть-Кубинского района гвардии капитан (впоследствии майор) Василий Бунтов, который был автором и исполнителем вместе со своими боевыми товарищами этой святыни…
Родился Василий Алексеевич в 1905 году в селе Устье Усть-Кубинского района Вологодской области в семье крестьянина. Отец умер в 1919 году, мать одна поднимала шестерых детей. С детства Василий проявлял способности к рисованию. Он решил поехать учиться в Петроград, но денег на дорогу не было. Тогда семнадцатилетний юноша нанялся водоотливщиком на баржу, идущую в Петроград, и через месяц прибыл туда. Поступил учиться в художественно-промышленный техникум, который успешно окончил в 1927 году по специальности «промышленная графика». Это были трудные голодные годы. Как потом вспоминал Василий Алексеевич, чтобы заработать на хлеб во время учёбы, он по ночам разгружал баржи с углём. Жил в те годы в неотапливаемой комнате, а питаться частенько приходилось чёрным хлебом и размоченным в воде пшеном. Но молодость, жажда знаний и овладения любимой профессией помогали преодолевать все невзгоды. После окончания техникума Василий Бунтов был направлен в Астрахань художником-стажёром в «Астполиграф». В 1931 году он вернулся в Ленинград и несколько лет работал преподавателем рисования в школах и домах пионеров. В 1938 году окончил двухгодичные курсы повышения квалификации работников искусств, до 1941-го состоял в городском комитете художников. 22 июня 1941 года «прокричали репродукторы беду». На следующий день художник Бунтов пришёл на призывной пункт. Туда же жена Вера Павловна привезла мужу этюдник и краски, которые потом пригодились ему на фронтовых дорогах для зарисовок, этюдов.
Бунтов попал на Карельский фронт, был назначен военкомом 85-й отдельной автосанитарной роты по эвакуации раненых с переднего края Ребельского, Ухтинского, Лоуховского направлений. Под бомбами, артиллерийскими и миномётными обстрелами вывозили они раненых на автобусах и полуторках. Так что война сразу повернулась к Василию Алексеевичу самой тяжкой своей стороной: он увидел людские увечья, боль, кровь, страдания, смерть. Затем воевал в составе войск Северо-Западного, 2-го и 3-го Прибалтийских и 1-го Белорусского фронтов.
В июне 1942 года гвардии капитан Василий Бунтов был назначен заместителем командира батальона 66-го стрелкового полка 23-й гвардейской стрелковой дивизии по политчасти, в октябре того же года — начальником клуба дивизии. В феврале 1945 года его назначили инструктором Дома офицеров Красной Армии 3-й Ударной армии, наступавшей на Берлинском направлении. Художник готовил боевые плакаты, лозунги, карикатуры, схемы.
Красная Армия стремительно продвигалась к Берлину. В городе Бадшенфлисе (по другим данным в Бад-Шенфласе. — Авт.) гвардии капитана Бунтова вызвал к себе начальник политотдела 3-й Ударной армии полковник (позднее генерал) Фёдор Лисицын. Художник получил необычное задание, о котором много лет спустя вспоминал с большим волнением. Ему было приказано срочно, в течение двух дней, изготовить девять специальных знамён, по числу наступающих на Берлин дивизий 3-й Ударной армии. Каждое знамя должно быть копией Государственного флага СССР. Одному из них, с которым раньше остальных бойцы смогут прорваться и водрузить над рейхстагом, суждено будет стать Знаменем Победы. В правом нижнем углу проставили их номера: от 1 до 9.
А впервые идея водружения Знамени Победы была озвучена 6 ноября 1944 года Иосифом Виссарионовичем Сталиным на торжественном заседании Моссовета, посвящённом 27-й годовщине Октябрьской революции.
В своей речи советский лидер сказал: «Советский народ и Красная Армия успешно осуществляют задачи, вставшие перед нами в ходе Отечественной войны… Отныне и навсегда наша земля свободна от гитлеровской нечисти, и теперь перед Красной Армией остаётся её последняя, заключительная миссия: довершить вместе с армиями наших союзников дело разгрома немецко-фашистской армии, добить фашистского зверя в его собственном логове и водрузить над Берлином Знамя Победы». Понятно, что Сталин не имел в виду какое-то конкретное знамя, но за его слова ухватились политработники. Об этом говорили на партсобраниях, писали в газетах и листовках, донося эту идею до каждого советского солдата и офицера.
В начале 1945 года на Московской фабрике строчевышивальных изделий №7 было изготовлено специальное «Знамя Победы». Выглядело оно так: красочный орнамент по краю полотнища, вверху — орден «Победа», под ним в центре — Герб СССР, который обрамляют сталинские слова, впоследствии отчеканенные на медали: «Наше дело правое, мы победили».
Дорогой бархат, позолоченная нить — видно, это особое знамя. Его и шили как Знамя Победы, и хранят теперь в Музее Вооружённых Сил. Но ещё на этапе пошива стало ясно: с этим флагом будут проблемы — его не спрячешь за пазухой в атаке. Да и в атаку с ним не пойдёшь — слишком оно тяжёлое. Если бы это знамя было водружено на рейхстаге, то вряд ли бы оно развевалось. Добавьте к этому стремительность наступления советских войск, непредсказуемые ситуации, которые возникали в ходе столь масштабного сражения, вносившие в некоторых случаях значительные изменения в планы военачальников.
В итоге от этого полотнища отказались, и в Москве приняли решение Знамя Победы изготавливать на месте. Да и причина, чтобы отказаться от такой помпезности, была самая что ни на есть прозаическая: к сроку выполнить заказ уже не успевали…
Вопрос, на каком из берлинских зданий должно было быть установлено главное Знамя Победы, адресовали лично Сталину. Вождь указал на рейхстаг. 9 апреля 1945 года на совещании начальников политотделов всех армий 1-го Белорусского фронта было дано указание о том, чтобы в каждой наступающей на Берлин армии были изготовлены красные флаги, которые могли бы быть водружены над рейхстагом. В находившейся на направлении главного удара 3-й Ударной армии было изготовлено 9 таких знамён, по количеству дивизий в составе армии. Каждое из знамён было пронумеровано. В разбитом магазине нашли сатин красного цвета. В полуразрушенном помещении подобрали латунные штанги с наконечниками для портьер, чтобы сделать из них древки знамён. Но потом их заменили на деревянные древки, оставив только наконечники в качестве наверший знамён. Решили: раз у государственного флага древко деревянное, такими же должны быть и у знамён. Армейский киномеханик Дома Красной Армии 3-й Ударной армии старший сержант Александр Габов раздобыл доску, распилил и выстрогал девять древков. Покрасил, увенчал их металлическими втулками собственного изобретения (их хорошо видно на всех известных фотографиях Знамени Победы, где они попали в кадр). А обшив полотнищ, звёзды, серп, молот и текст — названия дивизий выполнил лично инструктор культурно-массовой работы Дома Красной Армии 3-й Ударной армии, устькубинец гвардии капитан Василий Бунтов.
Работали день и ночь, и к сроку двусторонние знамёна были готовы. Их раздали по дивизиям. Одно за другим поднимались над поверженным Берлином красные флаги и знамёна: над замком Шёнхаузен в районе Панков (знамя №4), над тюрьмой Моабит, над городской ратушей...
В своё время автор материала лично встречался с участником штурма рейхстага, вологжанином полковником-артиллеристом, кавалером ордена Красного Знамени Борисом Лебединским. Он вспоминал: «…Трудно было передать чувства, которые испытывал каждый из нас, когда уставшие, почерневшие от копоти, мы вышли из здания (рейхстага. — А.Р.) и увидели на его куполе развевающееся наше Знамя Победы! Конец войне, конец кровопролитию!.. Вот он, долгожданный мир, вот оно счастье народное! Каждый, кто имел возможность, стремился побывать у стен рейхстага, оставить на нём свой автограф или сфотографироваться на фоне проклятого миром логова фашизма. Честно скажу: в круговерти будней мне было не до этого. А совсем рядом, по всей крыше, как малые грибочки — ещё знамёна и флажки…»
…Никакой парадности и помпезности при изготовлении знамён не было, но те, кто в нём участвовал, вспоминали необычайное воодушевление — ведь эти простенькие флаги были символом приближающегося окончания войны. В ночь на 22 апреля, в целях усиления наступательного прорыва бойцов Красной Армии, флаги были вручены от имени Военного совета 3-й Ударной армии представителям стрелковых дивизий. 150-й стрелковой дивизии генерал-майора Василия Митрофановича Шатилова досталось знамя №5.
Флаг, ставший в конце концов Знаменем Победы, хранили как зеницу ока, вместе со знаменем дивизии. Знамя представляло собой красное полотнище размером 188 на 92 см. Заметим: это знамя было почти точной копией государственного флага страны-победителя (так как звезда была выполнена сплошной, а не красной обрамлённой золотой каймой, краска была использована белая, а не золотая) безо всяких надписей. И таким должно было остаться. На левой стороне полотнища сверху изображены пятиконечная звезда, серп и молот, в нижнем углу, у древка, — цифра 5. Вполне возможно, что в качестве образца при изготовлении знамён использовалось знамя одной из дивизий (можете сравнить Знамя Победы со знаменем 150-й стрелковой дивизии, которые внешне очень похожи).
К рейхстагу прорвались части 150-й и 171-й стрелковых дивизий. Знаменем Победы стало знамя под номером 5, поднятое над рейхстагом разведчиками 150-й ордена Кутузова 2-й степени стрелковой Идрицкой дивизии Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантариа. Как боевую реликвию Знамя Победы потом сняли и самолётом отправили в Москву. Оно участвовало в Параде Победы на Красной площади в дождливый, но радостный день 24 июня 1945 года. Хранится Знамя Победы в Центральном музее Российской армии (ранее Центральный музей Советской Армии) в Москве.
«Внимание! Я с ребёнком. Прикройте меня огнём…» Эти слова прозвучали 30 апреля 1945 года в центре Берлина. Войска генерала Чуйкова подошли тогда к парку Тиргартену, где находился главный бастион военного гарнизона германской столицы. От парка советских солдат отделял лишь Ландвер-канал, по которому проходила линия немецкой обороны. Мосты и подступы к нему были заминированы и прикрыты огнём вражеских пулемётов.
Победа 1945 года прибыла к нам на поездах, украшенных цветами и транспарантами. Я, семилетний мальчишка, радовался этим поездам, хотя среди их пассажиров не было моего отца: гвардии рядовой Красной Армии Григорий Петрович Кибирев пал смертью храбрых. Из восьми моих ближайших родственников шесть не возвратились с войны. Но голосами живых и павших ликовала, смеялась, пела в поездах сорок пятого завоёванная ими Победа.
В Белоруссии, потерявшей в годы Великой Отечественной войны каждого третьего жителя, широко и торжественно отметили 80-летие Победы.
Основным празднествам, состоявшимся 9 мая, предшествовали многочисленные мероприятия по всей стране: патриотические акции, авто- и велопробеги, тематические выставки, конкурсы, концерты и «круглые столы», благоустройство мемориалов и воинских захоронений, посадка садов и аллей, открытие памятных досок в честь Героев Советского Союза…
Республики Центральной Азии отметили День Победы. Чем дальше, тем заметнее разница в отношении к этому празднику со стороны простых граждан и политических элит. Если для первых — это священная дата, то вторые пытаются затемнить её истинную суть.
Хотя с момента разрушения Советского Союза прошло свыше трети века, планы авторов и исполнителей этого чудовищного преступления до сих пор не реализованы полностью.
В Латвии в минувшие праздничные дни завели 36 дел за пение русских военных песен и использование «запрещённой символики», пишут СМИ со ссылкой на местную госполицию, сообщает БЕЛТА.
К «запрещённой символике» относят георгиевские ленты, букеты в цвет российского триколора, орден Красной Звезды и даже свечи. В ведомстве предложили латышам докладывать обо всех «нарушениях», в том числе жаловаться на посты в соцсетях.
Большинство экспертов акцентируют внимание на победе в недавнем первом туре выборов президента Румынии Джордже Симиона, принципиального критика ЕС, НАТО и киевского режима. Однако не менее важно поражение кандидата от прозападной правящей коалиции Крина Антонеску. Его фиаско называют очередным ударом по глобалистам и приговором для местных сторонников политики Брюсселя.
12 мая
— 135 лет со дня рождения С.С. Брюхоненко (1890—1960) — советского физиолога. Разработал метод искусственного кровообращения и сконструировал первый в мире аппарат для искусственного кровообращения. Лауреат Ленинской премии (посмертно).
8 мая в Москве состоялась встреча депутатов КПРФ с избирателями, посвящённая 80-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.
На открытии выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы, академик РАН В.И. Кашин: