«По Эрмитажу ходят духи истории»

«По Эрмитажу ходят духи истории»

№46 (28008) 27—28 апрель 1999 года
1 полоса
Автор: Беседу вела Татьяна МОРОЗОВА.

Михаил ПИОТРОВСКИЙ

Михаил Борисович Пиотровский семь лет возглавляет один из крупнейших музеев мира — Государственный Эрмитаж. Сын выдающегося археолога, директора Эрмитажа с 1964 по 1990 год Бориса Борисовича Пиотровского, человек энциклопедических знаний, интеллигент в высшем смысле этого слова, он является достойным продолжателем дела своего отца. Член-корреспондент Академии наук РФ и Российской академии художеств, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, член Международного совета музеев (всех регалий и наград не перечислить) М. Б. Пиотровский честно и мужественно служит благородному делу сохранения и приумножения нашей отечественной культуры.

Поводом для нашей встречи стал проект «Большой Эрмитаж».

— Чем вызвана необходимость реконструкции Эрмитажа в столь неблагополучное для экономики России время?

— Именно в это драматическое время, которое переживает Россия, особенно возрастает роль культуры. Без нее нам просто невозможно будет существовать, решать экономические и политические проблемы. Если мы не сумеем сохранить учреждения культуры, то уж точно не сохраним Россию и право называться нацией. Людям должны быть доступны музеи, выставочные и концертные залы, театры.

Эрмитаж хранит несметные сокровища мировой культуры. В его коллекции насчитывается около трех миллионов экспонатов — произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики и пр. К сожалению, из-за недостатка площадей мы можем выставлять для посетителей только пять процентов этих сокровищ. После реконструкции эти возможности увеличатся.

— Что конкретно подразумевает проект «Большой Эрмитаж»?

— В ближайшем будущем планируется приспособить большую часть исторических зданий района Дворцовой площади для целей музейного просвещения и музейного досуга и развлечений. Лекционные залы будут сочетаться с музейными кафе и ресторанами, театрами и концертными залами, музейными центрами электронной информации и электронного искусства. Хотим мы этого или нет, но нельзя не считаться с жизненными реалиями: человек конца ХХ века привык к удобству и комфорту. Поэтому меняются и формы воспитания, просвещения, обучения. Все развлекательно-торговые комплексы будут подчинены одной цели — приобщению к искусству.

Музей будет насыщен новейшей технологией. Зрители смогут «виртуально» посетить крупнейшие музеи мира или знаменитые памятники архитектуры. Специальная программа продумана для детей. К богатым образовательным программам, уже существующим в музее, мы хотим создать новые возможности для работы детей с компьютерами. Предполагается также создать большой компьютерный информационный центр по изучению всей коллекции Эрмитажа и истории искусств в целом, а также — информационный центр о туристических достопримечательностях и деловых возможностях Петербурга.

— Какие работы проводятся на первой стадии реализации проекта?

— Реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба и Арки победы, уже переданных Эрмитажу. В этом году там откроются первые экспозиции декоративно-прикладного искусства. Существует принципиальное согласие о музейном использовании в перспективе здания Военно-морского архива (Публичная библиотека по искусству), здания Первого батальона (Археологический музей), штаба Гвардейского корпуса (музей Русской гвардии). Но сердцем проекта «Большой Эрмитаж» является реконструкция и реставрация Восточного крыла Главного штаба, обнимающего Дворцовую площадь. Главным магнитом для посетителей станут перемещенные сюда из Зимнего дворца коллекции картин импрессионистов и постимпрессионистов, собранные в свое время С. И. Щукиным и И. А. Морозовым. Ранние картины Пикассо и Матисса, шедевры Гогена и Сезанна, широко известные во всем мире, являются одним из главных притяжений для гостей города. Будут выставлены монументальные работы Боннара и Дени, для постоянного показа которых в традиционных зданиях не хватало высоких помещений.

Предполагается создание Института костюма, где будут проходить большие сменные выставки богатейшей коллекции одеяний и тканей из собрания Эрмитажа, а также разместятся центр по их изучению и зал для демонстрации исторической моды. Знаменитая коллекция фарфора с ее известными шедеврами предстанет во всем своем великолепии и полноте. Посетители увидят знаменитые «Сервиз с камеями», «Берлинский сервиз» и т. д. Огромные коллекции арсенала (от восточных сабель с драгоценными камнями до кольтов, украшенных серебром) найдут себе достойное пространство в сочетании с другими военными материалами, а также памятниками русской военной славы — от реликвий до монументальных батальных картин. Публика впервые познакомится с огромной эрмитажной коллекцией знамен и шпалер французского, фламандского и русского производства. Впервые удастся выставить одновременно многочисленные шедевры мебельного искусства и необъятную коллекцию часов.

— Во сколько же обойдется финансирование столь грандиозного проекта?!

— По самым заниженным подсчетам, в 150 миллионов долларов. Для сравнения: Большой театр требует на реконструкцию 350 миллионов долларов.

— Каковы источники финансирования и каким образом оно будет осуществляться?

— Новым в нашем музей-

ном проекте, поддержанном ЮНЕСКО, является схема его финансирования. Эрмитаж делает ставку не на бюджетные деньги. Проект реконструкции очень престижный, и уже ряд известных европейских и американских фирм приняли решение участвовать в конкурсе. Предполагается сочетание инвестиций и благотворительных взносов, позволяющее превратить Эрмитаж в эффективно действующий, с экономической точки зрения, беспрецедентный культурно-просветительный комплекс мирового значения, сочетающий вековые традиции с современными и будущими подходами и технологиями.

— Не приведет ли реконструкция Эрмитажа к скачку цены на входной билет?

— По моему мнению, вход в Эрмитаж вообще должен быть бесплатным. Но пока это невозможно. Входной билет у нас стоит 15 рублей, и увеличивать его стоимость мы не собираемся. Для школьников же вход в Эрмитаж бесплатный.

— Возможна ли продажа части коллекции из собраний Эрмитажа?

— Мы принципиально стоим на позиции, что из музея никогда ничего продаваться не должно. Во-первых, музей не склад. И все, что в разные времена попало в него, стало частью музея, как говорится, проросло в нем корнями. Во-вторых, мы не имеем никакого права брать что-либо из хранилищ: ведь это не наше собственное имущество, которым мы можем распоряжаться по собственному усмотрению. Оно принадлежит нации, будущему, нашим потомкам. К тому же с позиций сегодняшнего дня мы не всегда можем определить однозначно, какие вещи станут бесценными для следующих поколений. Кроме того, мы уже имеем печальный опыт нашей истории, когда картины продавал Николай I, а через какое-то время Эрмитажу снова приходилось покупать их в свою коллекцию. Хорошо хоть, что царское правительство продавало картины в России, а не за рубеж.

Советское правительство тоже занималось продажей, сейчас картины из Эрмитажа есть почти во всех крупных музеях мира. В обмен в нашу страну потекли товары. Но такой ценой улучшать свое экономическое положение нельзя. Мы совершили преступление перед культурой, потеряв часть нашего национального достояния, на котором воспитывались многие поколения.

Жаль, что во всех наших юридических документах нет положения об особо ценных объектах. Мы рады, что добились такого положения, по которому коллекции и здания Эрмитажа не подлежат ни продаже, ни перемене формы владения, ни передаче в залог и т. д. И надо сделать все возможное, чтобы вопрос о продаже не мог встать и в будущем!

— Ваше отношение к проблеме реституции?

— Все произведения искусства, вывезенные из Германии, у нас находятся в долговременном хранении. Все должно остаться как есть.

— А как быть с требованием церкви о возвращении ей предметов культа, оказавшихся в Эрмитаже?

— Мы полагаем, что предметы церковной старины, находящиеся в музеях, музеям и должны принадлежать. Это тоже принципиальная позиция: ведь они — памятники искусства. Возвращаясь в церковь, они становятся предметом культа, выходят из сферы чисто художественной.

При этом нельзя не учитывать и моральную сторону дела. Церковные вещи, находящиеся в музеях, были спасены от уничтожения: ведь известно, что государство их конфисковывало, ликвидировало, переплавляло, продавало... Знаменательна в качестве примера история серебряной раки Александра Невского. Она была спасена дважды. Однажды, когда ее собирались переплавить, сотрудники Эрмитажа и ученые Петербурга, рискуя своими жизнями, добились, чтобы рака была объявлена именно предметом художественного искусства и передана в музей. Через несколько лет ее вновь потребовали на переплавку. Эрмитаж тогда опять отбился и взамен отдал в переплавку часть своей нумизматической коллекции.

— Чем лично для вас является проект реконструкции Эрмитажа?

— Для меня весь этот проект воплощает два принципа жизни Эрмитажа: исторические традиции и реалии сегодняшние. Ведь Эрмитаж — это не только замечательный музей, где выставлены бесценные памятники искусства. Это и место, где происходили великие события нашей истории. Здесь жила Екатерина, здесь умирал Александр II, здесь произошло решающее событие Октябрьской революции. На здании Главного штаба мы установили мемориальную доску министру иностранных дел Горчакову. Выделили «лестницу Урицкого» — место, где был убит этот видный деятель революции. Все это тоже часть нашей истории. В общем, духи истории ходят по Эрмитажу.

— Каковы сроки окончания реконструкции Эрмитажа?

— Реализация проекта «Большой Эрмитаж» позволит через четыре года, к 300-летию Санкт-Петербурга, обрести новую жизнь центру города.

Просмотров: 79

Другие статьи номера

Шомпол

Рассказ-быль

Долгую и плодотворную жизнь прожил Василий Кузьмич Фетисов. Крестьянский сын, он получил при Советской власти среднее, а затем и высшее техническое образование, работал на строительстве Каширской электростанции, а затем в тресте «Граждавиастрой», сооружавшем авиационные предприятия и аэродромы. Судьба свела его со знаменитым авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым — случайная встреча обернулась сорокалетним сотрудничеством и даже личной дружбой. Вплоть до пенсии Василий Кузьмич был ведущим инженером отдела капитального строительства АНТК имени А. Н. Туполева. Одаренный во многих отношениях человек, в свободное время он писал рассказы. Пишет их и сейчас. Старость не страшна при его активности и жажде деятельности. Многолетний подписчик «Правды», он много делает для ее распространения, отзывается на наши публикации своими письмами.

Чтобы колокол мира и совести грянул 13 июня над континентом

Председатель КПА Вальтер Байер о предстоящих выборах в Европарламент, и не только о них

Широко известный в кругах венского студенчества и вольнодумцев-интеллектуалов «Альберт Швейцер-хауз» стал в эти весенние дни местом проведения конференции КПА. Ее делегаты, представляющие все земли Альпийской республики, обсуждали возможность участия австрийских коммунистов в выборах Европейского парламента, которые не за горами — 13 июня.

«Невидимое миротворчество»

Так сложилось, что «невидимое миротворчество», как едко выразилась газета «Сильськи висти», официального Киева в отношении бандитского, а еще точнее — фашистского разбоя США и НАТО в Югославии фактически лишило жителей Украины объективной информации о том, что сейчас происходит в Югославии. Пресса, за исключением газет компартии и соцпартии, радио и телевидение с утра и до ночи, упоминая Югославию, вещают так, словно идут по тонкому льду. Мало того, что информация строится почти исключительно на западных источниках, но даже она «фильтруется» с оглядкой на то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Не осерчает ли за «своеволие» в толковании вашингтонско-натовских зомбировщиков общественного мнения? А потому на фоне всеобщей покладистости украинских СМИ неслыханную дерзость позволил себе днями телеканал «Интер», когда жизнерадостного английского премьера Тони Блэра, рассуждавшего о «необходимости» вторжения наземных войск в Косово, «ткнул носом» в Ольстер: дескать, занимался бы лучше тем, что поближе и касается непосредственно самой Англии.

Кому это выгодно?

США и их союзники продолжают войну в Европе. При всей неопределенности ее последствий итоги применения всего набора силовых мер известны. Для того чтобы понять, что предстоит пережить гражданам Югославии, достаточно съездить в Ирак, где после бомбежек НАТО и санкций ООН у власти остается Саддам Хусейн.

Югославы отстоят свои святыни

В 1992 году в городе Нови-Сад был установлен памятник Сергию Радонежскому — дар нашего замечательного скульптора Вячеслава Клыкова югославскому народу. Этим летом в черногорском городе Никшич он предполагал установить скульптуру у «Покрова Пресвятой Богородицы». Но война в Югославии резко изменила эти планы. Недавно в составе нашей делегации, куда входили генералы В. А. Ачалов, И. М. Мальцев, А. П. Солуянов, атаман Всевеликого войска Донского Н. И. Козицын и другие, сопредседатель НПСР В. М. Клыков побывал в Югославии. За пять дней делегация посетила несколько городов, встречалась с президентом Югославии Слободаном Милошевичем, с членами общественных организаций, руководителями партизанских соединений. Мы попросили Вячеслава Клыкова рассказать о поездке в многострадальную Югославию.

Позор Вашингтону и его марионеткам в Европе!

Вот уже больше месяца военная машина США — НАТО, не зная передыху ни днем, ни ночью, наносит ракетно-бомбовые удары по суверенной Югославии, более того — усиливает их. Альянс пытается сломить дух сербского народа, навязать ему оккупацию. Тупо твердя о «демократии», «правах человека» и «гуманизме», натовские вояки бьют по жилым кварталам, заводам и фабрикам, электростанциям и поездам, мостам, школам, больницам. Они всячески замалчивают недавнее заявление лидера косовских албанцев Руговы о том, что подлинной причиной нынешней массовой волны беженцев являются именно натовские бомбардировки, а также беспредел, творимый боевиками так называемой освободительной армии Косово.

Что у «Лимана» за кормой

Неказистый с виду «Лиман» вызвал у многих россиян удивление, а то и недоумение. Значит, есть еще научный порох в пороховницах ВПК, если этот корабль, напичканный электронной аппаратурой, послали в Адриатику, в районе которой задействованы самые современные средства ведения войны. Точнее говоря, пока еще есть.

Проект конфуза, или Шутки чиновников периода либеральных реформ

Когда на излете злополучной горбачевской перестройки идея вольного рынка все настойчивей овладевала сознанием масс, процессу этого овладения помогали не столько Бунич и Пияшева, сколько люди, имен и лиц которых мы с вами, читатель, возможно, и не помним. Но зато помним, как, полдня порыскав по магазинам в поисках мяса и озверев от тщеты усилий, мы снова и снова обнаруживали не только полную стерильность прилавков, но и надписи такого содержания: «Магазин закрыт в связи с обслуживанием ветеранов КПСС». По вечерам Невзоров нам показывал тонны всевозможной снеди — припрятанной, а то и просто уничтоженной, — лишь бы не пошла в продажу. А «гомо советикусу» внушалось, что, пока он есть «советикус», блат, очереди, дефицит будут проклятием всей его несчастной жизни.

«Партия помолодела и посерьезнела»

В партии заканчиваются отчеты и выборы. Мои товарищи из орготдела с удовлетворением отмечают, казалось бы, парадоксальное явление: партия помолодела и... посерьезнела! Собрания в 20 тысячах первичных прошли при явке (я люблю точность) от 67 до 90 процентов состава парторганизаций. Независимо от того, были ли на собраниях представители ЦК, республиканских, краевых, областных, городских комитетов партии, разговор шел на самом высоком пределе: насколько парторганизация смогла донести идеи партии до сограждан. Учитывалось все: и участие в митингах, и уплата членских взносов, и подписка на газеты «Правда» и «Правда России», взаимоотношения с депутатами всех уровней, участие в выборных кампаниях и акциях протеста.

Мебельный дефицит и 25 миллионов нищих

Редко веселит нас нынешняя жизнь. Постарели, обрюзгли Жванецкий и прочие смехачи, под самоубийственный гогот залов разваливавшие «эту страну». Цели своей они достигли — напрягаться больше не нужно. КВН лишился самодеятельной живинки и превратился в шоу, замешенное на больших деньгах. После просмотра «джентльменов» немедленно хочется бежать в ванную. Но нет-нет да и порадуют нас те, кому по жанру, сурово надувая щеки, положено называть себя «серьезными политиками».

Все статьи номера