Время стирает из памяти многие периоды жизни, а вот детские годы снова и снова дают знать о себе. Часто вспоминается родной хутор Никоноровка, что в Воронежской области. Поздний вечер, мужчины, женщины, дети вышли из хаты на улицу, к калитке, все всматриваются в звёздное небо. И вот уже кто-то кричит: «Вижу, вон летит!» Все восторженно загалдели, наблюдая пересекающую небосвод красную точку. Мои родные, земляки наблюдали за первым, затем за вторым и третьим советскими искусственными спутниками Земли. О времени и возможности видеть их тогда сообщали по радио, которое провели нам в том же 1957 году.
Так, в глазах народа, наша многострадальная страна открывала космическую эру. Нет теперь тех старших звёздных наблюдателей, победителей в страшной войне с европейским фашизмом. Они законно гордились новой победой их Родины, своей сопричастностью к ней. Тогда не было специальных встреч с ветеранами, мы жили с ними и дома, и на улице, и в школе, гордимся этим и сейчас, жаль только уж слишком быстро они ушли.
В том году из октябрят меня приняли в пионеры. Красный галстук нравился, но носить его всегда и везде было не принято, то ли дело школьная линейка... Тогда всё было и по правде красным, сейчас бы красный галстук, но нет, теперь им подавай голубой.
Сегодня бывшие пионервожатые как бы раздвоились: что-то вспоминают о пионерии, комсомоле, а на деле соглашаются с десоветизацией и в школе, и дома. Иначе почему бы не заняться возрождением былого полезного в воспитании, ведь примеры по стране есть. Наша школа была семилетней, дети были военные и послевоенные, классы — многочисленные, школьная пионерская дружина — большой и боевой. Это лет через десять построят современную школу (не оптимизируют и закроют, как сейчас), а тогда мы учились в бывшем панском полутораэтажном доме с большим приусадебным участком. Говорят, кто-то из польских наследников приезжал посмотреть на «свою усадьбу». Вот ещё откуда теперешняя вражда потомков шляхты к Советам, к России.
Здесь у нас были сад, школьный огород, спортивная площадка, столярная мастерская. Всё в наших руках, мы работали и мастерили здесь как могли. Помню своих учителей Наталью Николаевну, Ивана Петровича, Николая Назаровича, Евгения Григорьевича, Марию Александровну и многих других, которые помогли нам стать на ноги, приучили к труду, научили товариществу и многому ещё человеческому.
Не могу не написать, наболело, о том, что мы учили: «Историю Древнего мира», «Историю Средних веков», «Историю СССР», зубрили даты правления великих князей, царей и императоров. В общем не только «Краткий курс...», как долдонят сейчас, хотя и его полезно бы изучить некоторым «историкам». Мы знали не только континенты и страны, но, например, и все моря и острова Северного Ледовитого океана, думаю, рассуждающие сегодня о его шельфе в Москве их сразу и не назовут. Пионеры работали на полях и в огородах колхозов. Помню название одного из них — «Волна революции». Правда, красиво? Пусть прозвучит это название сегодня в честь 105-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции.
Сейчас коллективизацию иначе как насильственной не называют, как будто коллективные хозяйства противоречили крестьянству, а вот моя бабушка вспоминала, что жить работникам стало легче, появилось время для детей, приласкать их. Мы смолоду познали радость и усталость полезного коллективного труда. Запомнился особый вкус белого хлеба, сала, молока, мёда и фруктов в поле, лесополосе, голодными не были.
Соревновались, соперничали и спорили за справедливость, победителей отмечали, кого-то журили. Не обходилось и без курьёзов. Одним из пионерских дел был сбор металлолома. Путь в школу в три километра лежал мимо колхозного тракторного отряда, вот мы там и присмотрели «металлолом». Когда взрослые разобрались, нас хорошо отругали и заставили отнести назад, как оказалось, ещё годные запчасти от сеялок и тракторов.
Собирали и военные трофеи: каски, всевозможные металлические коробки, бочки. Много ещё попадалось использованных и неиспользованных патронов, снарядов, но это уже было опасно, так как мы пытались их самовольно разряжать, бросать в костёр. Итальянские обманки (типа взрывпакетов) стоили некоторым ребятам да и взрослым инвалидности. Медные патроны мы сдавали «ганчеряшныку» (ездили собирали утиль, сырьё) в обмен на изделия всевозможных промыслов. Мне достались от старших итальянские, очень гибкие, может, егерские лыжи (одна сломанная с алюминиевым носком). Неладное эхо недавней войны, оккупации давало о себе знать.
С Россошанской слободы (выражение бабушки Веры Ивановны) немцев и их подручных итальянцев погнали зимой 1943 года после победы под Сталинградом. Как вспоминала моя мама (Александра Пантелеевна), первыми появились разведчики на лыжах в добротных белых полушубках. А говорили, Красной Армии уже конец… Солдаты всё шутили: «Где же немцы? Уже неделю гонимся». А немцы, бросив своих горе-союзников замерзать (до сих пор их останки ищут в меловых кручах, только вот зачем привлекать к этому русских солдат?), побежали подальше от Дона.
На второй день после освобождения стали восстанавливать школьную жизнь — так работала советская власть. Естественно, среди забав основной была игра в войну. Играли в пионербол, волейбол, городки, лапту взрослые и дети вместе, учителей-мужчин тогда было много. Вспоминается и наша кролиководческая «эпопея», помню, как сейчас, призыв на красном полотне: «Дадим стране 1200 кроликов». Были сделаны клетки, заготовлены корма, установлено время кормления и очерёдность уборки, дежурства, в том числе и во время летних каникул. Года два получалось, но потом специалисты сказали: хватит.
Пионерская жизнь не могла быть без сборов, походов, костров, песен, стихов, первой влюблённости. Май — июнь: природа Черноземья, Придонья буйствует, и мы вместе с ней, подрастая из года в год. Где вы, ребята, как вам живётся? Витька Середа и Иван Антоненко, Шурка Шингарёв и Вовка Горбанёв, Валя Рудюк и Витя Гайдамака, Света Бондарева и Шура Заиченко. Помню многих таких разных, даже по фамилиям можно понять, какой это был дружный интернационал. Местные следопыты в одной из деревень нашли прямых потомков Тараса Шевченко, потом их повезли в Киев на юбилей поэта. Запомнилась поездка на родину молодогвардейцев в Краснодон.
Учили нас и равнялись мы на пионеров — героев недавней войны: Валю Котика, Нину Куковерову, Сашу Ковалёва и других. В связи с этим протестую против очернения всуе памяти Павлика Морозова. Отец его был в местном Совете, то есть при новой власти, но вёл двойную жизнь, помогая кулакам. Пьянствовал, развратничал, постоянно избивал мать. Да не будь и пионером, видя это, подрастающий паренёк не мог не испытывать чувства протеста, он и выступил против такой напасти. Вспомните себя в 12—13 лет! Хулители поступка Павлика замалчивают, что было дальше. А дальше кулак зверски, по-средневековьи убивает своего родного внука, мало этого, спасая свою шкуру, то же делает со вторым малолетним внуком, ставшим невольным свидетелем его разбоя. Теперь судите, кто прав. Эта трагедия ещё ждёт своих Шолоховых. Лицемеры, а как быть с сегодняшним законом УК за недоносительство, с постоянными призывами к информированию власти?
Дочь нашла в интернете давнее фото нашей Анновской семилетней школы, бывшего панского дома (спасибо людям). Сравниваю с мазанками тогдашних крестьян, зримо напоминает сегодняшние виды, когда среди разорённой деревни торчит чей-то особняк, при этом в школах по стране есть ещё занятия в три смены, а в детсадах не хватает мест.
Не могу в связи с этим не напомнить бывальщину. Легендарный полярник Папанин построил дачу и пригласил Сталина на новоселье. Сталин осмотрел тогдашние хоромы героя, а за столом сказал, что хороший детдом мог бы из них получиться, чем и стала потом эта дача. После вождь в узком кругу обмолвился: нельзя же три шкуры с одной льдины сдирать. Многим сегодняшним «героям капиталистического труда» это в памятку, наука на будущее.
Вот повспоминал и задумался. Скажут: опять идеализирует, ностальгирует, если не врёт.
Дорогие мои, пишу правду, этим живу. В школе учёба, пионерские заботы и радости, а дома у большинства трудностей невпроворот. Пошёл ливень, соломенная крыша течёт, размывается земляной пол, подставляем всевозможные посудины, мать ругает отца…. Про отца не могу не сказать. Два с лишним года плена после подлой сдачи Власовым 2-й Ударной в болотах Новгородчины, 57-мм пушка, взятие Кёнигсберга, никаких лагерей, как сегодня клокочат по телевизору, продолжал работать учителем. Электричество нам провели только в 1960-м от дизеля МТФ. Стекло от семилинейной керосиновой лампы случайно разбито мной, в магазине его нет, помню, как мама пишет планы при каганце.
Зачем, скажут мои соратники, об этом пишу, лью воду на мельницу хулителям Советской власти? Отвечаю: хочу показать то время, атмосферу нашего бытия, ведь никто уже не расскажет, кроме нас. Видимо, дело в том, в какой семье и как, с каким пониманием воспринималось хорошее и плохое.
Опять и опять задаюсь вопросом: почему, ну откуда антисоветизм у нашего президента-ленинградца, вроде бы патриота? Ведь Путин учился ещё в том университете, где преподавали марксизм-ленинизм по-настоящему, его учили защищать советскую власть. А что слышим? Про резиновые калоши! Сам хотя бы раз их носил? А вот я видел, как старые интеллигенты и рабочие ими пользовались в непогоду.
Возвращаюсь к семье: видимо, кухонное, мещанское, негативное толкование происходящего часто брало верх даже в воспоминаниях о войне. Не каждому дано своевременно подняться над подобным отношением к действительности, к истории, понять начало событий. Но заигрывать с властью, как это пытаются делать некоторые, нельзя. Необходимо активное разоблачение в конечном счёте антинародной политики в угоду нынешним олигархам.
По Ленину, природа империализма одна: реакционность по всем жизненным устоям и война. Нынешние отношения с Украиной и далее по всему периметру страны — тому подтверждение. Никакие ссылки на современные условия не позволяют нам забывать об этом. Идёт многовековой исторический процесс смены системы эксплуатации на свободное, всестороннее развитие личности.
Сегодня российская власть во главе с Путиным препятствует тому очеловечиванию, к которому веками стремятся народы. Разрушили такой всемирный проект, как СССР. Это позор России конца ХХ и начала XXI веков! Где же ваша просвещённость, чёрт возьми?! Вот, скажете, совсем не по-пионерски. Извините, но это поговорка дяди Алёши, инвалида войны, и других мужиков из моей бывшей деревни. Начал с далёких пионерских дел, а пришёл к современной действительности.
Спасибо подвижникам возрождения пионерского и комсомольского движения!
Поздравляю всех, желаю восстановления Советской власти, возвращения социалистического жизнеустройства. Тогда и пионерский горн с барабаном зазвучат в полную силу, собирая, призывая красногалстучную пионерию на дела хорошие.
Последние годы власти уезда Пинли (провинция Шэньси, Северо-Западный Китай) прилагали огромные усилия для реконструкции и модернизации старых домов в сельской местности, что позволило обновить облик этого уезда и улучшить условия жизни местного населения.
Более 270 гостей из 32 стран примут участие в Гаванской книжной ярмарке, которая пройдёт с 20 по 30 апреля на своём обычном месте в Историческом военном парке Сан-Карлос-де-ла-Кабанья в дополнение к другим важным вспомогательным площадкам в Историческом центре Гаваны, в Ла Финка-де-лос-Монос и на Сельскохозяйственной ярмарке Ранчо Бойерос, сообщили организаторы на конференции в Международном пресс-центре.
Самую серьёзную за последние десятилетия засуху переживают сейчас около 15 миллионов человек на Африканском Роге — в Кении, Сомали и Эфиопии, сообщила ООН на своём официальном сайте.
Подчёркивается, что полное отсутствие осадков в течение нескольких так называемых сезонов дождей может вызвать небывалый гуманитарный кризис в регионе, который и без того сильно пострадал от вооружённых конфликтов, изменения климата, пустынной саранчи и пандемии коронавируса.
Пакистан переживает кризис, внутренние причины которого переплетены с внешними. Углубление отношений с Китаем и перспективы формирования регионального союза вызывают недовольство США, использующих влияние на оппозицию и армию.