«Представленные здесь картины напоминают о ценности труда» — такой отклик получила выставка «В светлое будущее», посвящённая 100-летию образования СССР. Она проходила с 26 марта по 10 апреля в Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств, где можно было увидеть около 20 полотен советских художников 1950—1980 годов.
Экспозицию посетили не только многие краснодарцы, включая местных школьников, но и жители других регионов России. Об этом свидетельствуют всё те же записи, оставленные в книге отзывов:
«Зашли на выставку «В светлое будущее», а ощущение такое, как будто возвратились в светлое реалистичное прошлое» (Анастасия Курсакова, Валентина Путинцева).
«Спасибо за возможность почувствовать дух величия одной из страниц истории нашего государства» (Дарья Злобина, 24 года, Антон Грищук, 28 лет, Николай Якунин, 22 года, г. Владивосток).
«Всё, что связано с советским прошлым нашей Родины, вызывает огромный интерес» (Иван Боднев).
«Владыкой» выставки «В светлое будущее» действительно стал труд советских людей. Почти каждый посетитель начинал свой обзор с огромного полотна Валентина Мордовина «Земледельцы», написанного в 1967 году.
Вот у этой картины остановились папа, сын и дочка.
— Скажите мне, пожалуйста, о чём повествует нам художник, — тихонько обратился к детям отец.
— Закончилась война, и люди наконец-то вышли в поле. Один человек сажает растение, а остальные разговаривают между собой, — бойко затараторила девочка, которую, как оказалось, зовут Есения Изместьева. Первоклассница Есения пришла на выставку вместе с братом Захаром и папой Антоном.
— Здесь я могу наглядно рассказать своим детям о Советском Союзе, в котором жили мои родители, — объяснил мне цель культпохода Антон Изместьев. — Конечно, я надеялся, что картин будет значительно больше и все они раскроют разные грани советского времени. Если художник правильно передал дух той эпохи, не нужно никаких объяснений. Просто подходишь, смотришь и всё понимаешь. Очень хотелось бы увидеть полотна, рассказывающие о 1920-х, 1930-х, 1940-х и всех остальных годах СССР. Я даже немного расстроен, что здесь не было такого хронологического деления. Радует одно — у меня теперь есть билет «В светлое будущее».
Примечательно, что 12-летний Захар Изместьев знал о строительстве БАМа и назвал картины советских художников настоящими — так он истолковал для себя метод социалистического художественного реализма.
Затем я познакомилась с филологом Ириной Колпаковой. Она живёт в небольшом посёлке Стрелка Темрюкского района. А бывая в Краснодаре — городе своей студенческой юности, — всегда посещает музеи и выставки.
— Я в соседней комнате только что смотрела картины Рембрандта и Вермеера. Голландцы, конечно, впечатляют, но то искусство, в которое погружаешься здесь, — оно своё, родное, — заявила женщина. — С детства помню брезентовые плащи колхозников, изображённых художником Мордовиным, их натруженные руки.
Вот что примечательно: Ирина Саидовна родилась и выросла в Туркменской ССР, а народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР и Чечено-Ингушской АССР Валентин Мордовин — родом со Ставрополья. Герои его картины «Земледельцы», судя по всему, тоже живут в районе Северного Кавказа. Но Ирина Колпакова увидела в них своих родных туркменских колхозников. Это ещё раз свидетельствует: за время существования СССР представители всех его национальностей стали общностью советских людей.
— Меня сегодня по-новому впечатлила картина Сергея Дудко и Василия Медведовского «Строительство Днепрогэс», — призналась Ирина Колпакова. — В молодости я её воспринимала обыденно: строят да и строят. А сейчас вижу, что она наполнена каким-то удивительным светом. Создание Днепровской гидроэлектростанции было тяжелейшим делом. Но посмотрите: люди доставляют кирпичи вручную, на носилках, а какие у них счастливые, одухотворённые лица!
Мы с Ириной Саидовной ещё раз полюбовались каждой из картин. Задержались возле трогательной работы заслуженного художника РФ Владимира Андрющенко «Старые вещи дедушки Семёна». Затем перешли к портрету молодой женщины, подпись под которым гласила: «Член бригады коммунистического труда камвольно-суконного комбината Аня Мельникова».
Автор портрета, уроженец Краснодара Василий Бирюков, по этому поводу вспоминал: «В 1959 году состоялась новая интересная творческая работа — написать портреты девушек из комплексной бригады комтруда имени Громовой камвольно-суконного комбината г. Краснодара. Эта бригада девушек славилась не только на Кубани, но и за её пределами высокой производительностью труда и качеством выпускаемой продукции. Возраст девушек был от 25—35 лет, позировать они приходили сразу после работы и могли неподвижно сидеть по три часа. Несмотря на жёсткие условия по времени, мне удалось написать семь портретов…»
Краснодарский камвольно-суконный комбинат, выпускавший в советское время порядка 10 млн метров ткани ежегодно, давно уничтожен катком капитализма. Возможно, вспоминая об этом загубленном предприятии у портрета ударницы коммунистического труда Ани Мельниковой, один из посетителей экспозиции потом написал: «Небольшая выставка порождает ветер перемен в душе. Именно благодаря этому ветру разгорается огонь, освещающий нам путь в светлое будущее».
Последние годы власти уезда Пинли (провинция Шэньси, Северо-Западный Китай) прилагали огромные усилия для реконструкции и модернизации старых домов в сельской местности, что позволило обновить облик этого уезда и улучшить условия жизни местного населения.
Более 270 гостей из 32 стран примут участие в Гаванской книжной ярмарке, которая пройдёт с 20 по 30 апреля на своём обычном месте в Историческом военном парке Сан-Карлос-де-ла-Кабанья в дополнение к другим важным вспомогательным площадкам в Историческом центре Гаваны, в Ла Финка-де-лос-Монос и на Сельскохозяйственной ярмарке Ранчо Бойерос, сообщили организаторы на конференции в Международном пресс-центре.
Самую серьёзную за последние десятилетия засуху переживают сейчас около 15 миллионов человек на Африканском Роге — в Кении, Сомали и Эфиопии, сообщила ООН на своём официальном сайте.
Подчёркивается, что полное отсутствие осадков в течение нескольких так называемых сезонов дождей может вызвать небывалый гуманитарный кризис в регионе, который и без того сильно пострадал от вооружённых конфликтов, изменения климата, пустынной саранчи и пандемии коронавируса.