Мечта о космосе рождается в школьном музее

№38 (31241) 12—13 апреля 2022 года
Автор: Сергей ГРИШКЕВИЧ.

Дружба с космосом у учащихся Томашовской средней школы Брестского района начинается буквально с 1-го класса. А иначе и быть не может: в учреждении, где в своё время за партой сидел первый белорусский лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза П.И. Климук, действует уникальный музей космонавтики, аналогов которому в республике нет.

Работа по его созданию началась сразу после первого космического полёта Петра Ильича в декабре 1973 года. Педколлектив под руководством тогдашнего директора Ю.А. Иванова, комсомольская и пионерская организации начали собирать необходимые материалы: изучали историю деревень Томашовка и Комаровка, знакомились с экономикой местного колхоза имени Ф.Э. Дзержинского, переписывались с известным земляком, дважды побывали в Звёздном городке… Мать космонавта, Марфа Павловна, передала некоторые личные вещи сына и фотоснимки, поделилась воспоминаниями о нём.

Торжественное открытие музея, площадь которого составляет 228 квадратных метров, состоялось в ноябре 1978 года. Сегодня он является центром не только патриотического и интернационального воспитания молодёжи, но и местного туризма (Томашовка находится на стыке Белоруссии, Украины и Польши).

Слава об известном земляке давно разошлась за пределы республики. За время существования музея в нём побывало более 900 тысяч человек из всех регионов Белоруссии, гости из многих стран мира, проведено более 35 тысяч экскурсий, в том числе на польском, немецком и английском языках.

В 2004 году после реконструкции здания школы музей приобрёл современный вид. С обновлённой экспозицией помог одноклассник П.И. Климука тогдашний председатель правления Национального банка Беларуси П.П. Прокопович.

Музей, в котором насчитывается более 1,5 тысячи экспонатов, состоит из трёх залов. Основная идея экспозиции — показ этапов изучения Вселенной, освоения космического пространства и его использования на благо человечества, а также увлекательный рассказ о жизни и подвиге известного земляка. Благодаря многочисленным фотоматериалам, документам, оригинальным предметам, в том числе макетам, рисункам, витражам и прочим художественным приёмам, музейная экспозиция позволяет посетителям увидеть путь человека в космос, почувствовать ответственность за родную планету.

Первый зал представляет собой вход из космического корабля на орбитальную станцию. Вдоль арочного коридора тянутся поручни, по которым передвигаются космонавты в условиях невесомости. На стенах — художественные росписи созвездий и аппаратов, на которых люди летали раньше, портреты учёных, внёсших большой вклад в развитие авиации и освоение космоса. Завершается первый зал уголком Ю.А. Гагарина, где установлен его бюст, единственный в стране.

В другом зале можно ознакомиться с подробной летописью космических полётов, совершённых человечеством за последние десятилетия. В центре — макет ракеты-носителя «Союз», символизирующий путь землян к звёздам. Здесь же экспонируется и макет первого искусственного спутника. Никого не оставляет равнодушным объёмное изображение Земли. Благодаря специфической иллюминации у посетителей создаётся впечатление реального присутствия на орбитальной станции. Помимо этого, в зале представлены предметы личной гигиены космонавтов и продукты их питания: супы и борщи в герметических упаковках, шоколад и даже медовики.

Третий зал, посвящённый П.И. Климуку, состоит из двух отделов. В витринах, на стендах — документы, фотоснимки, личные вещи космонавта и его семьи. В первом отделе можно увидеть экспонаты, рассказывающие о детских и юношеских годах Петра Ильича, макеты дома, где он жил, и школы, где учился. Есть здесь и парта, за которой сидел П.И. Климук вместе со своим другом — Героем Беларуси П.П. Прокоповичем, и классный журнал того времени.

Пётр Ильич родился в Комаровке в 1942 году. Его отец погиб в 1944-м при освобождении польского Радома. Воспитанием мальчика занимался отчим, к которому он очень привязался и искренне полюбил. Однажды пятиклас-сник Петя услышал на улице, что тот не родной ему отец. Мальчик пришёл к матери и попросил, чтобы она рассказала правду, за что он её, когда вырастет, покатает на самолёте. Уже тогда он мечтал стать лётчиком.

Петя охотно помогал родителям по хозяйству, а когда отдыхал, то, расставив руки крыльями, летел на воображаемом самолёте над местным озером. Искупавшись, ложился в тенёк и читал книжки о подвигах А.И. Покрышкина и И.Н. Кожедуба.

Мальчишкой увлёкся резьбой по дереву. Сам смастерил лыжи, табурет для старшей сестры, этажерку. А в 8-м классе даже обшил дом досками. Детское увлечение прошло с П.И. Климуком через всю жизнь. Некоторые столярные приспособления он передал музею. Учился Пётр хорошо, особенно по математике и физике. В музее представлен классный журнал 7-го класса, который это подтверждает. Рано научился играть на гармошке. Любил петь белорусские, украинские и польские песни. Сейчас гармошка также украшает экспозицию.

Юноша поступил в школу первоначального обучения лётчиков в Кременчуге, где познакомился с «Яками», однако это его не устраивало: он мечтал летать на сверхзвуковых реактивных самолётах. Мечта привела в Черниговское высшее авиационное училище, которое Пётр Ильич окончил в 1964 году, после чего был зачислен в отряд советских космонавтов. В нём П.И. Климук прошёл полный курс общекосмической подготовки к полётам на кораблях типа «Союз».

Пётр Ильич побывал в космосе трижды. Первый раз — в декабре 1973 года. В течение недели он в качестве командира космического корабля «Союз-13» вместе с экипажем проводил астрофизические исследования. После первого полёта П.И. Климук продолжил тренировки в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. Второй полёт, продолжавшийся 63 дня, Пётр Ильич совершил в середине 1975 года в качестве командира космического корабля «Союз-18». За два внеземных вояжа ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В дальнейшем П.И. Климук готовился к полётам по программе «Интеркосмос». В 1977 году без отрыва от основной работы он окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Третий полёт у Петра Ильича был интернациональным. Вместе с польским космонавтом М. Гермашевским они в течение недели работали на борту орбитальной станции «Салют-6».

В 1978 году П.И. Климук перешёл на работу в Центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, а в 1991-м стал его руководителем и пробыл им до 2003-го. Пётр Ильич — автор книг «Рядом со звёздами» и «Атака на невесомость».

Материалы, рассказывающие о полётах космонавта, занимают особое место в экспозиции. В числе наиболее ценных экспонатов — гидрокомбинезон и личное амортизационное кресло-ложемент П.И. Климука, позволяющее преодолевать перегрузки при старте и приземлении. Внимание привлекает специальный бачок, который космонавты используют для питья воды, чтобы она не улетучилась в корабле и не мешала затем работать.

Завершается экспозиция рассказом о работе генерал-полковника авиации, доктора технических наук П.И. Климука на должности начальника Центра подготовки космонавтов. Здесь же представлены и многочисленные фотоснимки с земляками.

Пётр Ильич — частый гость в родной школе. Он помнит и любит малую родину. Этот человек — отличный пример для молодого поколения в служении любимой профессии и родной земле. Недаром в школьном дворике стоит его бюст, согласия на установку которого герой долго не давал из-за природной скромности.

Покидая музей, обратил внимание на слова земляка на одном из стендов, отражающие жизненную позицию гуманиста: «… как мы ошибаемся, когда говорим: «Чтобы Землю обойти, жизни не хватит!» Неправда! Она совсем небольшая, наша планета. Мы ежедневно «обходили» её по 16 раз! И вот когда к тебе внезапно приходит это понимание — понимание того, что, собственно, она совсем маленькая, наша Земля, зелёно-голубая песчинка в бездне Вселенной, — тогда и рождается в душе щемяще-болезненное чувство любви к ней. Я не устану повторять это тысячу раз, как не устану повторять и то, что мы все, от мала до велика, должны беречь на ней каждую травинку, каждое деревце, каждую речушку, каждую пядь поля и луга…»

Поэтическая летопись Страны Советов на страницах «Правды»

Хвала

Максим РЫЛЬСКИЙ

Как лебединый клич,

мильоноустым хором

Летит по всей земле

Столетняя эквадорка чудом победила COVID-19
Бабулька Делия Матильда Фуэнтес Лопес, которой недавно исполнилось 100 лет, смогла, невзирая на свой рекордный возраст и хронические болезни, побороть коронавирусную инфекцию. Однако она так и не сумела отказаться от курения. На её юбилей собралась вся большая семья: 12 детей, 24 внука, 34 правнука и 4 праправнука.
Возраст артефактов — 1,3 миллиона лет
Мастерскую по производству каменных топоров, древнейшую в Северной Африке, обнаружили археологи на территории нынешнего Марокко. Эта находка, сообщают зарубежные СМИ, отодвинула дату начала так называемой ашельской культуры, связанной с предком современного человека Homo erectus, на сотни тысяч лет назад: возраст артефактов оценён в 1,3 млн лет.
9 ДНЕЙ КАЛЕНДАРЯ

12 апреля

— Всемирный день авиации и космонавтики. Отмечается в ознаменование первого в мире полёта человека в космос. В этот день в 1961 году советский космический корабль «Восток», пилотируемый лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным, совершил первый в истории орбитальный космический полёт.

В Советском районе Минска заложена Аллея памяти
Акция «30 дней до Победы» прошла 9 апреля в Советском районе столицы Республики Беларусь. На проспекте Машерова была заложена аллея из 20 лип в память о сражавшихся за свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны, сообщает БЕЛТА.
Монгольские студенты взбунтовались
Центр Улан-Батора днём в четверг, 7 апреля, был переполнен людьми. Они собрались на митинг под заявленным лозунгом: «Давайте прекрасно жить в Монголии». Свыше 3000 человек, большинство из которых составляли студенты, требовали от правительства принять меры против резкого роста цен. Они держали плакаты: «А король-то голый», «Такой скачок цен — это уж слишком», «Я врач, но я голодный» и многие другие.
Товары доставят быстрее
Недавно из порта Гоюань города Чунцин, расположенного на юго-западе Китайской Народной Республики, в столицу Социалистической Республики Вьетнам — Ханой отправился грузовой поезд, что ознаменовало открытие нового грузового железнодорожного маршрута между двумя странами.
Вывести людей из нищеты
Правительство Аргентины стремится вывести 9 миллионов граждан из нищеты в период с 2022 по 2030 год, заявил министр производственного развития Матиас Кульфас на заседании Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), где председательствует президент латиноамериканской страны Альберто Фернандес.
Премьер Грузии «взялся за гуж»
О необходимости ускоренного развития энергетического сектора Грузии с привлечением дополнительных инвестиций заявил, как информирует телеканал «Мтавари архи», премьер-министр республики Ираклий Гарибашвили.
Выбор между чумой и холерой
Действующий президент Эмманюэль Макрон и глава ультраправой партии «Национальное объединение» Марин Лё Пен вышли финалистами первого тура президентских выборов во Франции, прошедшего в воскресенье, 10 апреля.