В годы ещё Советской власти в Москве, на ВДНХ, прошла последняя выставка «Неделя Калининской области». Свою продукцию демонстрировали предприятия, совхозы и колхозы. А в отдельном павильоне с надписью: «Ведновская ажурная строчка» в тот летний день господствовал белый цвет, словно метель, снег, мороз сохранились ещё с прошлой зимы. Полотенца, скатерти, занавески, наволочки, подзоры, салфетки, накидушки с вязью замысловатых белоснежных узоров радовали глаз невиданной красотой и изяществом.
— Это — творения рук талантливых вышивальщиц села Ведное Рамешковского района. Знаменитая, единственная в своём роде ведновская ажурная белая строчка, — пояснила хозяйка павильона. — В глубине веков родился этот вид народного художественного творчества и был славен не только в округе, но и в городе Петра Великого, и в Москве до революции, а также в СССР, и за рубежом, в частности в Канаде и Японии.
Мне довелось писать о кружевницах Вологды и Ельца, Нижнего Новгорода, о золото-швеях Торжка. Их творения прекрасны. Но белое половодье ведновских узоров настолько очаровало меня, что запланировал: буду в командировке в Калинине, непременно побываю в селе Ведное, чтобы узнать о таинствах этого несравненного искусства, от которого веет древностью.
Но лишь в 2006 году, уже при капитализме, приехал в Калинин, переименованный либералами в Тверь. В областном Доме народного творчества собрано множество книг и исследований искусствоведов о секретах мастеров ажурной вышивки. Одна из книг — Надежды Новожиловой — так и называется: «Ведновская строчка». Вот что удалось узнать.
Село Ведное уже забыло, когда и которая из жительниц впервые сотворила эту дивную красоту простой иголкой с белой нитью. Людям понравилось, и они начали перенимать её необычную манеру вышивать. Женщина берёт тонкое льняное или батистовое полотно и начинает выдёргивать из него нити в обоих направлениях. Получается сетка с малыми, 4х4 мм, ячейками. Сетку затем она обвивает белой нитью в один оборот и рисует, используя разные приёмы: штопку, настил, паутинку, воздушно-петлевой шов с мережками — «жучок», «столбик», «снопик», «козлик». …Эта техника шитья и получила название «ведновская строчка». Её местные жители называют одним из чудес древней тверской земли.
Невесты садились за пяльцы, чтобы приготовить приданое, а пожилые женщины колдовали над льняным полотном ради того, чтобы отдать вышивки купцам.
Рушник, подаренный молодожёнам родителями невесты, считался семейным оберегом.
Говорят, что узелки белой строчки — это письмена пращуров из глубины веков и прочесть их ещё предстоит учёным. На рисунках — розы, виноградная лоза, цветы, листья растений и деревьев, геометрические орнаменты. Одни рукодельницы переносили всё это разнообразие на полотна, повторяя старые узоры. Но те, у кого было желание творить, давали волю фантазии. И получались неповторимые художественные изделия. У творческих мастериц был свой, особый почерк белой строки.
Приехав в Тверь, я выгадал время, чтобы побывать в Ведном. Председатель сельсовета Раиса Бемова рассказала историю прославленного промысла. В старину вышивальщицы колдовали на тканях, зажатых между двух обручей, или в одиночку, или сходились в одном доме. Тут уж работали и распевали русские протяжные мотивы.
В 1928 году появилась артель «Красные вышивальщицы». Продукция шла нарасхват. Тем и кормились многодетные семьи. Причём нередко, видя этот доходный промысел, за пяльцы садились и мужики. Село слыло богатым, выделялось добротными домами с резными наличниками на окнах, узоры которых были под стать тем, что светились на полотенцах и подзорах.
С годами артель «Красные вышивальщицы» стали называть фабрикой. Да и то сказать: 600 мастериц из 20 окрестных сёл и деревень создавали на радость советским людям изящные, прозрачные узоры.
К 9 Мая 1945 года мастерицы создали белый строчевышитый занавес с изображением праздничного салюта над Кремлём и храма Василия Блаженного. Это произведение искусства демонстрировалось в Калинине, Москве, Ленинграде.
В 1971 году «Красные вышивальщицы» влились в объединение «Калининские узоры». Артель стала цехом-филиалом. Появились электрические машины, заменившие руки мастериц. Число женщин-вышивальщиц значительно сократилось. И всё же в Ведном построили двухэтажное здание для красных искусниц.
Но «лихие 90-е» нанесли по знаменитому народному промыслу губительный удар. В марте 1994-го филиал в Ведном закрыли, 50 художниц, удивлявших весь мир уникальной строчкой, стали безработными, опустили руки: белоснежные полотенца и скатерти, даже если их разукрасить мережками, будут лежать мёртвым грузом. Здание, где рождались изысканные узоры, выкупил частник.
Время брало своё: мало-помалу уходили из жизни старые мастерицы, унося с собой и тайны творчества. А молодые, убедившись, насколько это трудоёмкое дело — обвивать сетку ткани белой нитью, откладывали иголки в сторонку. Затухало, умирало, исчезало многовековое творчество. Члены правительства — Гайдар, Чубайс, Кох — провозгласили целью реформ тезис: «Нам не нужны дерьмовые советские станки, машины, мы всё купим за рубежом» (СССР по выпуску станков занимал 2-е место в мире после Японии. ФРГ закупила 37 тысяч станков. — Ю.М.). Итог: из 30 тысяч предприятий промышленности рухнули почти что 25 тысяч. В образовавшуюся пучину угодили и народные промыслы.
Ладно, станки купим за кордоном. А легендарные узоры Ведного? Рассказывали в селе, что по просьбе администрации приезжал специалист министерства культуры РФ. Восторгался поделками здешних вышивальщиц, называл их то шедеврами, то изумрудами. Говорил, что нужна реклама, необходимо проторить в село дорогу туристам — эти с руками оторвут сказочно прекрасные изделия.
Глава администрации Раиса Анатольевна Бемова поверила тем сладким речам. Убедила, уговорила престарелых женщин с золотыми руками открыть малое предприятие. Выделила для них три просторные комнаты в библиотеке, отремонтировала здание, установила в нём котёл, дабы стужа не мешала мастерицам плести узоры на полотнах. И 4 марта 1996 года ожила, воскресла было ведновская строчка. Но рушники и скатерти, подзоры копились на складе. Неликвиды… Пришлось повесить на дверь малого предприятия большой замок. Оказалось, обнадёживавшие сельчан слова посланца министерства были сказаны, как говорится, на вей-ветер.
— Мало осталось у нас мастериц ажурной вышивки: пять-шесть. Последние из могикан. Одна из них — Александра Семёновна Киселёва, — рассказала Раиса Бемова. — Пойдёмте к ней.
Кудесница белой строчки, узнав, что я корреспондент, расплакалась:
— Всё, оборвалась белая нить! Вилась, тянулась через века, радуя людей узорами, — нет их краше! — и лопнула. Поминальные слова по ней говорить?
Раиса Анатольевна с трудом уговорила рукодельницу сфотографироваться на память. Грустный, как видите, получился снимок: красная вышивальщица со слезами на глазах.
Когда А.С. Киселёва успокоилась, поведала о радостном:
— Спасибо Раисе Анатольевне. Крышу дома надо ремонтировать, течёт, а на что? Она и предложила мне, другим мастерицам отдать залежавшиеся вышивки на выставку в Германию. Немцы всё разобрали. А в России ныне многие о таком чуде тверской земли, как ведновская ажурная строчка, и не ведают. Умирает народный промысел.
Ехал я в Ведное, чтобы, как говорится, восславить рукомесло здешних кудесниц, а выходит, надо писать не во здравие, а за упокой. Пришлось отложить перо и посмотреть, что будет дальше.
23 ноября 2012 года в село приехала экспедиция Тверского областного Дома народного творчества. Цель — изучить и запечатлеть на фото и видео технологию изготовления вышивки «Ведновская строчка», записать рассказы «последних из могикан» мастериц. Первой среди них оказалась Александра Семёновна Киселёва. Рассказала, как надо орудовать иголкой с белой ниткой. Постаралась сохранить для потомков таинства тонкого искусства рукоделия.
Жители старшего поколения Ведного, то есть советские люди, твердят с 1994 года заклинание: «Пусть красота ведновской строчки радует души и не исчезнет уникальное народное творчество». Добились от администрации Рамешковского района выделения средств на реконструкцию библиотеки, и в ней 27 мая 2021 года торжественно открылась постоянная экспозиция «Ведновская строчка». Вышивку для неё подарили и ныне здравствующие мастерицы, и потомки тех, кто ушёл из жизни. Ведь это — вечная память о них, их золотых руках.
Теперь на эту выставку едут туристы, очарованные такой красотой.
Дом культуры села снял несколько видео о ведновской строчке. На одном из них старая мастерица ведёт увлекательный онлайн-урок. Так хочется ей, в десять лет севшей за пяльцы с льняным полотном, увлечь юных землячек вышиванием. Не переймут приёмы художественного творчества, очень трудоёмкого, требующего много терпения, — значит оборвётся навсегда белая строчка…
Поэты славят творчество вышивальщиц села:
Вьётся ведновская строчка
По льняному полотну.
Вьётся? Где? Что-то не видно.
При капитализме получилось, как в русской поговорке: что имеем — не храним, потерявши — плачем…
Правда актуальна всегда!
Иногда в каком-то вроде бы совсем проходном эпизоде отражается суть времени. О таком случае я всё же и решил рассказать.
Ну да, просто житейский случай. Понадобилось отправить телеграмму. В наступившей эпохе гаджетов потребность эта возникает у людей всё реже, однако возникает. И потому телеграф как средство коммуникации пока не отменён.
На Минском тракторном заводе (МТЗ) состоялось совещание под руководством вице-премьера Белоруссии Ю. Назарова.
В совещании приняли участие председатель Минского облисполкома А. Турчин, министр промышленности П. Пархомчик, представители Национальной академии наук и топ-менеджеры крупнейших производителей сельскохозяйственной техники. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщили в пресс-службе МТЗ.
ТУНИС. Спустя восемь месяцев после лишения неприкосновенности парламента президент Туниса Каис Саид объявил о его полном роспуске. Своё решение глава государства сообщил во время заседания Совета национальной безопасности. Ранее в этот же день отстранённые от должности члены законодательного органа североафриканской страны проголосовали за отмену исключительных мер президента, которые он установил летом прошлого года, перейдя к единоличному правлению.