Верните «Родине» землю!

Верните «Родине» землю!

№32 (31525) 28 марта 2024 года
1 полоса
Автор: Игорь ЗУБОВ, главный редактор Центра журналистских расследований «Резонанс» специально для «Правды». Пензенская область.

Нынешняя судьба пензенского села Ульяновка, где находится правление колхоза «Родина», похожа на судьбы многих других российских сёл: работы нет, социальная инфраструктура хромает… В советские времена, как и везде, люди здесь без особых тревог трудились, в перестройку, как и везде, верили обещаниям, а сегодня… остались крестьяне без земли в прямом смысле слова.

  Единственные активы «Родины» — работающая молочная ферма и председатель Олег Малышев, который практически в одиночку пытается вернуть односельчанам дорогой чернозём. А ещё колхозники надеются на президента Путина, к которому направили своё обращение.

— Пришёл новый собственник и сказал: моя земля, уходите. Уже два года мы ничего не сеяли, только с его, этого собственника, позволения косили траву. Но дойное стадо сохранили. Были большие долги — отдали. Люди два раза в месяц получают заработную плату — всё как положено. Кредиты на нас не висят, налоги платим исправно, производим молоко, мясо… Но нас не слышат! — с горечью рассказывает председатель колхоза.

Руководит Малышев «Родиной» с 2011 года. По его словам, земля не сама «ушла» от колхоза. Помогли. Ещё в конце 2010 года на собрании большое начальство из Пензы и райцентра Тамала пообещало сельчанам построить крупную молочную ферму в обмен на передачу имущественного фонда колхоза. Но в итоге имущество у хозяйства забрали, а ферма так и осталась на бумаге.

— Вон, видите, арматура из земли торчит — это должны были стоять тумбы, — показывает председатель. — Общее количество голов крупного рогатого скота здесь планировалось до двух тысяч. На всей этой территории нам обещали поставить модульные коровники. А на той стороне — очистные, но до конца ничего так и не доделали. Селянам сулили, что, дескать, когда всё построят, будут и новые рабочие места, и инвестиции, вложенные в хозяйства.

Колхозники до сих пор вспоминают то собрание. Люди считают, что их нагло обманули.

— Если бы животноводческий комплекс построили, то тут и база бы кормовая была. Сеяли бы кукурузу, сенаж бы закладывали, фураж... А сейчас хозяева совсем другие приехали. На черта она им эта корова-то нужна? — поясняет обстановку член колхоза Геннадий Гужва.

Беда, как говорится, не приходит одна. Через несколько месяцев после голосования на собрании бывший председатель «Родины» Ефимов переуступил права аренды теперь уже на всю колхозную землю — это без малого шесть с половиной тысяч гектаров. Вскоре землю начали приватизировать, а потом продавать и перепродавать. Естественно, что колхозники об этом даже не догадывались.

— Договор по переуступке прав мы не сразу увидели, он только потом «всплыл», — вспоминает бухгалтер «Родины» Марина Стряпчева. — В это время колхозники трудились на земле, старались, заготавливали кормовую базу. Было начато строительство, думали, что всё нормально у нас идёт.

Спрашиваем: а о том, что бывший председатель переуступил аренду другим людям, никто в колхозе не знал? Собрания, на котором было бы объявлено, что наша земля кому-то переходит, не было, заверяет бухгалтер.

— Переуступка права на землю — это же полное разорение хозяйства! Как может жить колхоз, занимающийся растениеводством, без земли? Как может быть без земли крестьянин? Никак! — негодует председатель Малышев.

После того как колхоз остался без земли, бывший руководитель хозяйства Ефимов уволился.

Мы попросили администрацию Пензенской области рассказать о ситуации, которая произошла с колхозом «Родина». Региональный министр сельского хозяйства Роман Калентьев в ответе на наш запрос подтвердил, что в 2011 году бывший председатель Ефимов добровольно переуступил арендованную колхозом землю. Но ведь, как мы помним, за год до этого власти обещали колхозникам что-то вроде совместного предприятия с агрохолдингом и возведение новой молочной фермы.

— Мы не предполагали, что нашу землю кто-то сможет потом продать, — объясняет Марина Стряпчева. — Думали, что если мы станем продолжать работать с холдингом, то земля так и будет находиться или в местной муниципальной собственности, или же, как говорили тогда, уйдёт в распоряжение правительства. Но чтобы разделить её, а потом продать?.. Мы вообще не думали, что так получится. Ведь холдинг обещал построить животноводческий комплекс, обещал помогать. Мы же обязаны были обрабатывать эту землю, заготавливать кормовую базу. Вот эти затраты должны были быть нашими.

В региональном Управлении Росреестра также подчеркнули, что агрохолдинг принял права и обязанности по договору аренды, но, получив землю, комплекс-ферму так и не построил.

Задаёмся вопросом: может быть, этот животноводческий комплекс возводить и не хотели?

— Да, конечно, не хотели! Сто процентов не хотели! Сейчас уже все поняли, что нас просто водили за нос. Какие-то тут свои были махинации, — считает Геннадий Гужва.

Сегодня местные жители говорят, что кто-то словно заставил их поверить в «сказку про белого бычка», рассказывают, какие планы сулило «Родине» пензенское руководство:

— Звонят, бывало, из Пензы и говорят: давайте, дескать, готовьте заведующего, чтобы был специалист, когда комплекс построим. Какую, спрашивают, технику надо: Камазы, комбайны? Делайте заявки — будем доставлять. И нужен двухгодичный запас кормов, чтобы скотину кормить, когда комплекс построим.

Что ж, написал колхоз заявки и на Камазы, и на комбайны… А в результате людей обманули.

— А потом дело дошло до того, что наши огороды, которые располагались у многих вон там за посадками, взяли и отобрали. Потому что, говорят, какая-то женщина все эти земли скупила, — возмущённо говорит колхозная пенсионерка Вера Михайловна.

С высоких трибун нынче заявляют, что в России некому работать. Интересно, знают ли чиновники и депутаты, что у многих простых тружеников Пензенской области сегодня нет не то что гектаров в коллективном пользовании, но даже небольших огородов?

Отработавшая в когда-то передовом колхозе дояркой Вера Михайловна сетует:

— Разве это жизнь сейчас на селе? Молодёжь поразъехалась, потому что работать негде. Остались одни пожилые… Вот у меня во дворе даже скосить траву попросить некого.

Вступивший в наш разговор механизатор Алексей Селиверстов добавляет:

— Я сам с Тамалы. Так и в нашем райцентре молодёжь вся в Москву, Самару или Питер работать поразъехалась.

Это печальный факт подтверждает и Игорь Котышов, заведующий молочной фермой:

— Работы нет. Все уезжают. Не ровён час школы закроют, и тогда от села вообще ничего не останется.

— Такие красивые места, добротные деревенские дома… Но всё вокруг заросло так, аж жутко. Душа кровью обливается! Умирает деревня российская, на глазах умирает, — печально замечает водитель Валерий Ларечкин.

Но даже в этих обстоятельствах председатель «Родины» Олег Малышев сдаваться не собирается. Руководители разного ранга от Пензы до Тамалы уже прячутся от этого настойчивого человека, который не хочет признавать, что российское село погибло.

— Прежде было у нас сто колхозников, а сейчас осталось лишь 25. Из-за того, что нет земли. Осталось у нас животноводство. Работаем, насколько хватит сил и финансовых возможностей. С приходом холдинга сёла стали нищать, люди разъезжаются, — кручинится председатель.

Мы побывали и в Тамале, и в Пензе. Андрей Попков, начальник Управления информационной политики и пресс-службы губернатора Олега Мельниченко, заявил, что областная администрация на самом деле помогает «Родине». То же самое услышали мы и в районной администрации.

— Чем же они помогают? У нас, если сказать честно, сейчас толком даже воды нет. Течёт она еле-еле, — опровергает слова чиновников Геннадий Гужва.

Ему вторит бухгалтер Марина Стряпчева:

— Никакой помощи нет. Мы, конечно, надеемся, что они помогут хотя бы в решении нашего земельного вопроса. Но пока на одном месте топчемся.

На видавшей виды молочной ферме разговор о стараниях председателя снова перешёл к обсуждению нехватки пастбищ.

— Коровы у нас очень хорошие! Но им нужен и хороший корм, — считает мастер машинного доения Галина Монтикова. — Их вдоволь только накорми, и дадут они молока сколько надо. Причём отличного молока, которое можно смело давать грудным детям.

— Вот только не знаем, чем скотину будем кормить зимой, — тревожно смотрит в завтрашний день вступивший в разговор механизатор Алексей Селиверстов.

В администрации Пензенской области, казалось бы, уже нашли выход, предоставив «Родине» землю. Вот только выделенные у реки Хопёр колхозу участки находятся в 50 километрах от Ульяновки и непригодны для сельского хозяйства. Вместе с председателем едем посмотреть на эти земли.

— И как по этой разухабистой дороге проехать на К-700 с плугом или с культиватором? Да ещё надо гнать по ней комбайн и другую технику для уборки сена или зерна! — недоумевал по пути Олег Малышев.

А когда подъехали, показал землю:

— Вот участок, предложенный нам в аренду. Это площадь в 130 гектаров. Сколько нужно времени и денег, чтобы сюда доехать, чтобы разделать эту землю? Но самое страшное в том, что, как мне кажется, весной она вся заливается Хопром. До середины лета сюда просто не въедешь.

Малышев утверждает, что его хозяйству вести сельхозработы на этих землях экономически нецелесообразно. Поэтому остаются два выхода — или резать дойное стадо «на колбасу», или просить помощи у Путина.

— Наше обращение к президенту — последняя надежда сохранить хозяйство, рабочие места, вообще село сохранить. Это крик души наших людей! — прощаясь, тяжело вздыхает председатель.

Перед отъездом спрашиваем у колхозного слесаря Евгения Цаплина: как считаете, смогут ли вернуть «Родине» землю? Если откровенно, то он в это не верит, понимая, что до Путина далеко, а местная власть ни в какую не хочет видеть проблему:

— Мне кажется, просто забьются все по норам, чтобы от правды спрятаться.

Просмотров: 1724

Другие статьи номера

На гнилом болоте антисоветчины

Представленные здесь письма в нашу редакцию — это отклики на статью Виктора Кожемяко, напечатанную в номере «Правды» за 16—19 февраля с.г. Она так и называется — «На гнилом болоте антисоветчины». Причём в предпосланной рубрике редакция обратилась к читателям с вопросом: «А вы что об этом думаете?»

Диверсии против нашего прошлого и будущего

С большим интересом прочитал в «Правде» от 9—12 февраля статью политического обозревателя газеты Виктора Кожемяко «А почему ещё раз «Мастер и Маргарита?». В ней даётся анализ вышедшей на экраны страны кинокартины по роману Михаила Булгакова, режиссёром которой стал Михаил Локшин, и он же в соавторстве с Романом Кантором написал сценарий. Результат скверный: получилась очередная антисоветская поделка, что убедительно раскрыто в статье «Правды».

Диагноз тяжёлый, но выход необходим
Эти мои заметки, которые я предлагаю редакции «Правды», — отклик на статью Виктора Кожемяко «На гнилом болоте антисоветчины» (номер от 16—19 февраля). Газета опять подняла чрезвычайно важную тему, которая, по моему убеждению, волнует очень многих. Мне тоже хочется многое высказать, но сразу всего не охватишь. Значит, для начала скажу то, что считаю наиболее существенным и чего мы особенно должны добиваться в нашей жизни и борьбе.
Кадровый резерв — это востребованность

У молодёжи повышается престиж нахождения в кадровом резерве. Таким мнением с журналистами поделился помощник президента Белоруссии — инспектор по Могилёвской области Леонид Мартынюк во время областного семинара-практикума для лиц, состоящих в резерве руководящих кадров и перспективном кадровом резерве в сфере промышленности и экономики Могилёвского облисполкома, передаёт корреспондент БЕЛТА.

80 лет назад сюда пришла свобода

В районном центре Дрокия на севере Молдавии по инициативе местных коммунистов отметили 80-ю годовщину освобождения города от немецко-румынской фашистской оккупации.

  В мероприятии приняли участие заместитель председателя Дрокиевского района Татьяна Ботнарь, председатель Русской общины района Елена Руссу, глава Национального координационного комитета «Победа», один из лидеров поискового движения Молдавии, руководитель поискового отряда «Август», член Партии коммунистов Республики Молдова Алексей Петрович, представители ветеранских организаций города, учащиеся, молодёжь.

«Мы должны сопротивляться»
Ассоциация государственных служащих Аргентины (ATE) проведёт массовые разоблачительные акции и протесты в Буэнос-Айресе и других городах страны, поскольку в конце этого месяца истекают трудовые контракты 70 тысяч человек и администрация президента Хавьера Милея выразила намерение не продлевать их.
ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
ЛОНДОН. Высокий суд британской столицы  разрешил Джулиану Ассанжу, создателю сайта компроматов «Викиликс», обжаловать решение об экстрадиции в США, вынесенное ещё в 2022 году. Если бы австралийскому журналисту отказали в подаче апелляции, его могли бы выслать в течение нескольких дней. В ходе двухдневного слушания адвокаты Ассанжа утверждали, что обвинения американских властей в его адрес, связанные с публикацией тысяч секретных и дипломатических документов, касающихся войны в Афганистане и Ираке, были политически мотивированы, а потому запрос Вашингтона об экстрадиции не законен.
Монголия как транзитная страна

За первые два месяца нынешнего года объём грузоперевозок железнодорожным транспортом в Монголии вырос до 5,6 млн тонн. Об этом информирует Синьхуа со ссылкой на данные компании «Улан-Баторская железная дорога».

На этот показатель напрямую повлиял рост объёмов перевозок экспортных грузов на 1,7 млн тонн, а также увеличение объёмов региональных и транзитных грузоперевозок.

Всего тринадцать из ста обещаний

В Польше подводят итоги стодневного пребывания у власти Дональда Туска и его правительственной коалиции. В своей предвыборной программе будущий премьер обещал реализовать 100 конкретных инициатив за 100 дней. Смог ли новый премьер Польши сдержать слово, рассказывается в обзоре БЕЛТА.

Исключительное качество

Министерство культуры и туризма КНР недавно опубликовало список из 21 туристической достопримечательности, которым будет присвоена категория 5А — самая высокая в рейтинге туробъектов страны.

Список состоит как из природных, так и исторических объектов, таких как горы, долины и древние города.
Все статьи номера