Экономика Польши оказалась в беде, пишет независимая политическая газета Niezalezny dziennik polityczny. Её преследует высокая инфляция и огромные долги.
«Когда партия «Право и справедливость» (ПиС) пришла к власти, государственный долг Польши составлял 969 миллиардов злотых, сейчас он превышает 1,5 триллиона(!). То есть можно сказать, что за два срока своего руководства страной правительство ПиС набрало от нашего имени столько же долгов, сколько все предыдущие правительства за последние двадцать с лишним лет», — сказал, выступая на радиостанции TOK FM, бывший член Совета по денежной политике (СДП) Богуслав Грабовский. По его словам, долги, взятые правительством ПиС, придётся выплачивать бесконечно.
Инфляция галопирует и в октябре 2022 года уже достигла 26,1. И это её ещё удерживал «антиинфляционный зонтик». По мнению многих экономистов, поляков ждут так называемые тощие годы.
«Правление «Права и справедливости» привело к кризису в государстве и экономике, поэтому действия, которые теперь будут предприниматься, окажутся болезненными», — заявил на TOK FM Богуслав Грабовский. Он предупредил, что тому, кто придёт к власти в результате ближайших парламентских выборов, придётся применить болезненную для общества терапию.
В то же время со стороны оппозиции звучат голоса, что подвергать общество шоковой терапии недопустимо. Ведущая передачи на ТОК FM Каролина Левицкая процитировала Бартломея Сенкевича из Гражданской коалиции (альянс партий), который заявил, что «выход из инфляции не может происходить путём землетрясения». «Поэтому мы будем выходить из инфляции дольше, но более солидарно», — заверил он.
Однако, по мнению Грабовского, — это рискованный подход.
Боль от медленного выхода из инфляции больше, чем боль от быстрых действий по её снижению. Потому что инфляция сама по себе приносит социальные издержки и снижает доходы особенно низкооплачиваемых категорий населения. Неужели будет лучше, если люди с самыми низкими доходами, которые едва сводят концы с концами, будут испытывать эту боль в течение пяти лет вместо двух? Если кому-то хочется продлить это болезненное состояние, подвергнуть нас риску дальнейшего развития болезни, то это приведёт к кризису, который затянется на десятилетия, сказал он.
Грабовский также пояснил, что болезненная терапия заключается в быстром сокращении государственного долга и темпов роста инфляции: «Без этого экономика не начнёт развиваться. В прогнозах Национального банка Польши зафиксирован рост ВВП в 2023 году на уровне 0,7%, при этом отметки уровня 2% он достигнет только через три года. Если мы будем развиваться со скоростью 0 — 2%, то нам не угнаться за странами Западной Европы, и все эти 30 лет так называемого польского экономического чуда окажутся напрасными».
В очередной раз бывший член Совета по денежной политике подчеркнул, что ответственность за тяжёлую ситуацию в стране несёт нынешний правящий лагерь, который в течение многих лет стимулировал спрос и увеличивал дефицит бюджета, делая ставку на социальные выплаты, притом мизерные.
«Этими выплатами, — сказал он, — людям запудрили мозги, внушая им, будто у нас сейчас всё хорошо, а впереди ждёт светлое будущее. А на самом деле мы получили проблемы, о которых я говорил. Правительство ПиС не способно проводить никакой другой политики. Она у них направлена не на макроэкономическую стабильность, а на покупку голосов избирателей».
К неудовлетворительному состоянию государственных финансов, по оценке гостя TOK FM, также привели неверные решения Центрального банка и Совета по денежной политике.
Президент СДП Адам Глапиньский и большинство членов Совета не стремятся к достижению цели, для которой этот Совет создавался, то есть к привлечению в экономику стабильных денег. Он должен добиваться того, чтобы инфляция в кратчайшие сроки снизилась до 2,5%. Речь идёт о 24, максимум 36 месяцах. Рост инфляции в течение уже 20(!) месяцев превышает 2,5%. А Центробанк говорит, что не собирается повышать ставки, потому что в течение 3—4 лет инфляция у нас снизится. Таким образом, эта тенденция сохранится у нас в течение 6 лет, заявил Б. Грабовский.
По мнению эксперта, Адам Глапиньский своей денежной политикой способствует решению «партийных задач»: чтобы у правительства было больше денег для раздачи перед выборами. «Вот главная цель Центробанка, а не обеспечение экономики стабильными деньгами», — констатировал экономист.
По словам Грабовского, за рубежом всё ещё согласны давать Польше в долг, но под высокий процент. «Это будет постоянно усугубляющейся проблемой для всех последующих правительств. Мы имеем резкое увеличение расходов на обслуживание долга. Если произойдёт что-то такое, от чего злотый ослабнет — а всё к тому идёт — и при этом нам придётся платить большие проценты, то мы попадём в очень серьёзную долговую спираль. Для погашения долгов нужно иметь профицит в бюджете, а у нас его нет», — резюмировал гость Каролины Левицкой.
Почти одновременно в начале года с разницей в несколько дней в столице Литвы и в столице Латвии открыли двери местные отделения радиостанции «Свобода/Свободная Европа». В вильнюсском офисе радио уже работают 18 журналистов, рижский офис больше — там их около 40.
Оба офиса планируют дальнейшее расширение.
Шанхайский порт стал в минувшем, 2022-м, самым загруженным контейнерным портом в мире 13-й год подряд.
По данным компании-оператора Shanghai International Port (Group) Co., Ltd., в прошлом году оборот порта превысил 47,3 миллиона контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте (TEU).
В Смоленской области выставлен на продажу известный советский санаторий имени Н.М. Пржевальского, расположенный на берегу уникального ледникового озера Сапшо. Соответствующее объявление размещено на популярном рекламном сайте.
За восьмиэтажное здание санатория, площадью 12220 квадратных метров, нынешний частный владелец просит 375 миллионов рублей, или 30687 рублей за метр.
Похоже, наделали беды аномальные морозы, случившиеся в России в начале января. Возникла реальная угроза выживанию озимых культур. Значительнее всего проблема коснулась центральной части России.
В Курской области ударили очень сильные морозы, сообщил минсельхоз региона. Тревогу вызвало то обстоятельство, что перед заморозками были оттепели. Озимые могли выйти из состояния покоя, что грозит негативно отразиться на них. По данным ведомства, более точная оценка ситуации будет известна позже.