В ОМСКЕ новая вспышка интереса к личности адмирала Колчака. Кто её спровоцировал на сей раз, остаётся только догадываться. А случилось вот что: обнаружилась красивая табличка на старом здании военного комиссариата в центре города. На ней — информация о том, что в этом доме в 1918 году целых два месяца жил Колчак.
Выяснилось, что установили табличку ещё в 2016 году, когда отмечалось 300-летие Омска. Некий казус заключается в том, что на торце того же здания есть мемориальная доска, утверждающая, что именно из этого здания в годы Гражданской войны красноармейцы отправлялись на фронт.
То, что в 1918 году небольшой сибирский город на целый год стал «белой столицей» России, никак не даёт покоя некоторым омским деятелям. Они готовы целовать каждый дом, в котором жил и работал Колчак. Удивительно, но у этих людей как будто совершенно отключается часть мыслительных функций, когда начинаешь им напоминать о том, сколько крови было пролито на омской земле за тот памятный год.
Для людей, поверхностно знакомых с историей (и не утруждающих себя узнать её получше), Колчак представляется этаким бравым офицером с налётом романтизма. На самом деле он был ставленником Запада, палачом и насильником. Целый год его войска на сибирской земле бесчинствовали, расстреливали, сжигали, заживо хоронили не только тех, кто оказывал сопротивление, но и сотни ни в чём не повинных мирных граждан. Не жалели ни женщин, ни стариков, ни детей.
Масштабы жестокости колчаковцев поражали современников. По приказу верховного правителя были созданы специальные карательные отряды, концлагеря, была введена смертная казнь, поощрялись аресты по доносам, расправа без суда. Историки называют режим, который установил Колчак в Омской области, военно-фашистской диктатурой. Он до сих пор официально является военным преступником по приговору суда от 1920 года. Это решение неоднократно пытались обжаловать, но в 1999 году Забайкальский военный суд подтвердил его законность. В 2017-м житель Иркутска подал иск в Омский областной суд, требуя реабилитации членов правительства Колчака, однако успеха не добился. Но на эти факты борцы за память о Колчаке крепко закрывают глаза и уши.
Авторы проекта утверждают, что таблички носят чисто информационный характер. Три года назад, в преддверии юбилейных торжеств, их было изготовлено два десятка, с разными надписями, посвящёнными людям и событиям периода, в основном царской власти либо белого движения. Таблички разместили на отдельных исторических зданиях Омска. Колчаку, как особо «отличившемуся», посвятили даже две такие надписи (он же не в одном доме целый год жил). Инициировало эту акцию региональное правительство при всемерной поддержке министра культуры Мединского, поддержали проект и местные краеведы.
Кстати, неподалёку от речного вокзала есть ещё один дом Колчака, который считается основным его местожительством в Омске. На фасаде старинного особняка есть настоящая мемориальная доска, на которой написано, что в 1919 году в доме жил верховный правитель России. В здании сейчас хоть и находится Центр изучения Гражданской войны, но производит он впечатление настоящего музея Колчака.
Всё это стало возможным «по повелению» бывшего губернатора Полежаева. Именно он способствовал тому, чтобы кровавый правитель стал брендом Омска, — в его честь, например, назван ресторан в центре, и всех знаменитостей, которые бывают в городе, обязательно приглашают его посетить. Кстати, там же, возле ресторана, есть и небольшой памятник правителю, установленный на деньги местного коммерсанта.
По поводу сооружения в городе большого памятника Колчаку периодически разгораются общественные дискуссии. Эти антисоветские вспышки на протяжении уже более двух десятилетий удаётся погасить омским коммунистам. Но покой в этом вопросе, как сказал поэт, «нам только снится». Кстати, один омич, возмущённый табличками, его зовут Александр Найденко, даже обратился к губернатору с требованием проверить законность их размещения на памятниках истории.
Тему Колчака в Омске всегда провоцируют журналисты. Как будто им кто-то «сверху» щёлкает пальцами, типа: «Эй! Чего молчим? Давно про Колчака не слышно!» И тут же возникает нужный инфоповод. Вот и таблички всплыли как-то вдруг. А то забывать стали. Как и предполагалось, отклик был живейший: на сообщение откликнулись и продублировали все городские сайты, их прокомментировали сотни омичей, информация разлетелась по социальным сетям. О табличках написали по всей стране. Цель достигнута: память о кровавом адмирале продолжает жить. Но мириться с этим невозможно. Не о таких людях стоит писать на старинных зданиях. В этом году исполняется 100 лет, как Омск был освобождён от колчаковцев. И только этот исторический факт достоин памяти.
15 марта — 95 лет выдающемуся русскому, советскому писателю Юрию Бондареву
Мне выпало счастье за последние три десятилетия довольно много общаться с Юрием Васильевичем Бондаревым, беседовать с ним и некоторые из этих бесед публиковать на страницах «Правды».
ВИЛЬНЮССКИЙ участковый суд объявил, что бывшему лидеру Социалистического народного фронта Литвы Альгирдасу Палецкису продлено содержание под стражей ещё на два месяца — до конца апреля.
Генеральная прокуратура, полиция и департамент госбезопасности Литвы 19 декабря 2018 года объявили о «нейтрализации сети российских шпионов», которые «работали против Литвы по заказу России», пытались дестабилизировать ситуацию в республике.
ЦИК республики опубликовал официальные данные по состоявшимся в минувшее воскресенье парламентским выборам
НА 101 МЕСТО в парламенте претендовали 14 политических партий, а также объединение двух партий — ACUM («Сегодня»), в которое вошли партии «Действие и солидарность» и «Платформа «Достоинство и правда». По партийным спискам избирались 50 депутатов. Остальные 51 отбирались в одномандатных округах из 321 конкурента (максимальный конкурс по одному из округов был 19 претендентов на мандат). Явка на выборах оказалась невысокой: около 50 процентов.
ПЛЮХНУВШИСЬ на диван, сенатор развернул свежий номер «Парламентской газеты», поправил на носу очки, взглянул на страницу и оттопырил ухо.
— Странно, — с тревогой подумал он, — ни оха, ни вздоха, ни мольбы, ни даже какого-нибудь микроскопического призыва к совести?..
В эти дни исполняется 75 лет со дня освобождения райцентра Струги Красные Псковской области от немецко-фашистских захватчиков
ЭТОТ небольшой районный центр внёс весомый вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Отсюда на фронт ушли сотни добровольцев. Напряжённые бои развернулись на Псковско-Лужском направлении в первые дни июля 1941 года.