Центральная Азия столкнулась с первыми признаками общерегионального энергетического кризиса. Затронувшее три страны отключение света отразило накапливавшиеся тридцать лет проблемы, решить которые в рамках существующей системы вряд ли возможно.
С момента разрушения Советского Союза постсоветские республики пережили немало потрясений. Ценой отказа от социалистического пути развития стали межнациональные конфликты и массовые беспорядки, обнищание населения и растущая трудовая миграция. Однако, как выясняется, список это не окончательный, и начавшийся тридцать лет назад кризис проявляется во всё новых ипостасях.
В один из дней конца января без электричества остались 40 миллионов человек — свыше половины населения Центральной Азии. Крупнейший в истории региона «блэкаут» затронул практически весь Узбекистан, северные области Киргизии и юг Казахстана. Новости из этих республик напоминали сводки техногенной катастрофы. В Ташкенте остановилось метро, и пассажиров пришлось эвакуировать. Сотни людей оказались буквально в «подвешенном состоянии» в лифтах и на канатных дорогах горнолыжных курортов. На автотрассах из-за неработающих светофоров царил хаос, остановились промышленные предприятия, перестали работать многие социальные учреждения.
Если в Казахстане и Киргизии возобновить подачу электроэнергии удалось в течение одного дня, то в Узбекистане полное восстановление заняло несколько суток. Пока же специалисты работали над устранением последствий аварии, чиновники пытались оправдаться в глазах населения. Представители Казахстана и Узбекистана принялись обвинять в случившемся друг друга. Как заявили в Ташкенте, отключение было связано с крупной аварией в казахстанских электросетях, из-за чего сработали средства аварийной защиты на Сырдарьинской и Ташкентской тепловых электростанциях в самом Узбекистане.
Иная версия содержится в сообщении казахстанской компании по управлению электрическими сетями. По её данным, Узбекистан и Киргизия резко нарастили потребление, из-за чего повысилась нагрузка на национальную энергосистему Казахстана. Скачок напряжения привёл к отключению ЛЭП «Север — Восток — Юг».
Кто бы ни был прав, случившееся отразило серьёзнейшие проблемы в энергетике региона. Напомним: в советское время была создана объединённая энергосистема Средней Азии. Благодаря соединению ресурсов (гидроэлектростанции Таджикистана и Киргизии, тепловые станции Казахстана, Узбекистана и Туркмении) обеспечивалась бесперебойная круглогодичная подача света для народного хозяйства и бытовых потребителей. Будучи достижением советской инженерно-технической мысли, энергосистема пала жертвой эгоизма и бесхозяйственности буржуазной эпохи. В 2003 году её покинула Туркмения, а спустя шесть лет «в свободное плавание» ушли Таджикистан и Узбекистан. Центральноазиатское «энергокольцо» фактически перестало существовать, что обернулось тяжёлыми проблемами. За последние годы с дефицитом и отключениями разного масштаба столкнулись Узбекистан, Таджикистан, Киргизия.
В 2019 году по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева объединённая система была частично восстановлена, но её масштаб и уровень координации не дотягивают до советского уровня. Положение усугубляется растущей нехваткой мощностей. Например, в Киргизии производство электроэнергии за тридцать лет так и не выросло, хотя население увеличилось более чем на треть. В других республиках картина не столь мрачная, хотя разрыв между выработкой и потребностями растёт и там. В Узбекистане, к примеру, производство электроэнергии в постсоветское время возросло с 51 до 70 миллиардов кВт-ч (на 37 процентов), а численность населения — с 20 до 34 миллионов человек (на 70 процентов).
Рыночные реформы и снижение роли государства сократили возможности осуществления крупных энергетических инициатив. Большинство станций и передающих сетей построены в советское время и постепенно изнашиваются. В то же время на бумаге остаются проекты, разработанные больше тридцати лет назад. Среди них Камбар-Атинская ГЭС и Кара-Кечинская ТЭС в Киргизии, Южно-Казахстанская ГРЭС в Казахстане и многие другие. Из разряда «научной фантастики» и задумки о строительстве атомных электростанций. Соответствующий меморандум, например, недавно подписали корпорация «Росатом» и министерство энергетики Киргизии. Ещё ранее переговоры о возведении АЭС начали с Москвой Узбекистан и Казахстан, но до стадии практической реализации так и не дошёл ни один из этих проектов.
Но даже если предположить, что атомные или другие крупные электростанции всё же появятся в регионе, всех проблем они не решат. Низкая степень экономической интеграции и отсутствие воли к сближению грозят новыми масштабными отключениями. В наиболее тяжёлой ситуации находится Киргизия. В начале февраля уровень воды в водохранилище Токтогульской ГЭС упал ниже 9 миллиардов кубометров (на снимке). Это на 1,6 миллиарда меньше, чем год назад. В случае падения уровня до 7 миллиардов кубометров — а это может произойти уже весной — крупнейшая электростанция остановится, что грозит коллапсом энергетике Киргизии. Между тем соседние страны, ссылаясь на собственные трудности, прекратили поставки.
Являясь отражением в миниатюре всей социально-экономической системы, энергетика постсоветских государств демонстрирует негодность сделанного тридцать лет назад выбора. И пока выбор этот не будет пересмотрен, о рывке вперёд нечего и думать.
Разговор со старшим следователем по особо важным делам Владимиром СОЛОВЬЁВЫМ ведёт политический обозреватель «Правды» Виктор КОЖЕМЯКО
При всех осложнениях внутреннего и внешнего положения нашей страны определённые силы на правящем верху не упускают из вида антисоветское, антикоммунистическое направление в политике и пропаганде, изначально ставшее для них основным. Если же говорить о центральной личности, подвергаемой наибольшим атакам ненавистников социализма, то это, конечно, Владимир Ильич Ленин.
Более 230 студентов Гомельского государственного медицинского университета (ГомГМУ) будут помогать врачам в поликлиниках областного центра, сообщили БЕЛТА в пресс-службе вуза.
В медуниверситете обратили внимание на то, что на фоне роста заболеваний острыми респираторными инфекциями, коронавирусом возрастает нагрузка на амбулаторно-поликлиническую и педиатрическую службы.
О намерении провести масштабную акцию протеста объявили на сей раз сотрудники Болгарской академии наук (БАН), о чём на днях проинформировала газета «Дума».
Люди настроены решительно и собираются потребовать повышения заработной платы, увеличения льгот и субсидий, а также выделения дополнительных государственных средств на болгарскую науку в целом.Пандемия коронавируса нанесла серьёзный удар по внешней торговле Монголии. В январе нынешнего года, как сообщает Главное таможенное управление страны, импорт превысил экспорт на 16,9 млн долларов. Экспорт же товаров и сырья из Монголии составил 539,6 млн долларов, снизившись на 15,7 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.