Основные достижения атомного ледокола «Ленин»

Основные достижения атомного ледокола «Ленин»

№136 (31629) 10—11 декабря 2024 года
4 полоса
Автор: Иван СМИТОВ.

За тридцать лет работы в Арктике атомный ледокол «Ленин» осуществил проводку 3741 судна, прошёл 654400 морских миль, из них 560600 — во льдах, что по расстоянию сопоставимо с тридцатью кругосветными плаваниями по экватору.

В течение всего срока эксплуатации в 1959—1989 годах атомный ледокол «Ленин» участвовал в 26 навигациях.

  17 октября 1961 года ледокол высадил на льдину в Чукотском море коллектив зимовщиков и экспедиционное оборудование дрейфующей научно-исследовательской станции «Северный полюс-10».

В этом рейсе на ледоколе также работала научная экспедиция Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. На обратном пути курс был проложен высокими широтами севернее Новосибирских островов, и экипаж выполнил ещё одно ответственное задание: с борта атомохода вдоль всей границы многолетних льдов были расставлены ДАРМСы — дрейфующие автоматические радиометеорологические станции. Предыдущие полярные станции высаживались только с помощью авиации, что было существенно сложнее и дороже. Атомоход с его высокой ледопроходимостью и автономностью предложил отличное решение задачи. В последующие десятилетия практика высадки на льдины и эвакуации дрейфующих научно-исследовательских станций с использованием атомных ледоколов стала регулярной. Эту эстафету у атомохода «Ленин» приняли атомные ледоколы «Арктика», «Сибирь», «Россия», «Ямал».

  14 ноября — 1 декабря 1970 года — первая продлённая на зимний период навигация в Арктике. Состоялся выдающийся рейс атомного ледокола «Ленин», обеспечившего проводку во льдах дизель-электрохода «Гижига» по маршруту Мурманск — Дудинка — Мурманск на морском участке Северного морского пути.

Первый продлённый на зимний период рейс преследовал цель определить условия и перспективы проводки транспортных судов в западном районе Арктики в конце осени и начале зимы. Актуальность решения данной задачи была обусловлена развитием промышленной деятельности Норильского горно-металлургического комбината и, как следствие, стремительным ростом грузооборота.

Этот рейс ознаменовал новый этап в истории полярного мореплавания. Количество судов на трассе неуклонно возрастало, навигации постепенно становились длиннее. После этого, в 1970-х годах, был предпринят ещё ряд рейсов транспортных судов в сопровождении атомоходов, проведённых с целью максимального продления сроков навигации в западном районе Северного морского пути, — вплоть до круглогодичной, которая впервые была осуществлена в 1978 году и была обеспечена атомными ледоколами «Ленин», «Арктика» и «Сибирь».

  26 мая — 22 июня 1971 года — первый сверхранний высокоширотный сквозной рейс по трассе Северного морского пути. Атомный ледокол «Ленин» и дизель-электрический ледокол «Владивосток» прошли из Мурманска в дальневосточный порт Певек. Перед участниками рейса ставилась задача в минимальный срок провести в восточный район Арктики дизель-электрический ледокол, который был крайне необходим для обеспечения летней навигации на этом участке Северного морского пути. После прибытия ледокольного каравана к месту назначения атомоход «Ленин» также принял активное участие в проводке дальневосточных судов во льдах. В ходе сквозного плавания были исследованы особенности высокоширотных трасс Севморпути. Ледоколы прошли севернее Новой Земли, оставили к югу Северную Землю и Новосибирские острова, спустились к мысу Шелагскому и, взломав припай Чаунской губы, прибыли в Певек.

Так было положено начало транзитным перевозкам грузов по всей трассе Северного морского пути с обеспечением проводки транспортных судов в высоких широтах атомоходами.

  Атомный ледокол «Ленин» стал своего рода лабораторией для проверки новых научных идей и технологий в области судовой атомной энергетики. Был накоплен уникальный опыт использования ядерной энергетической установки и подготовлены кадры для её эксплуатации на новых судах атомного ледокольного флота. 10 апреля 1974 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народнохозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол «Ленин» был удостоен высшей награды СССР — ордена Ленина.

  Март 1976 года — рейс атомного ледокола «Ленин» с дизель-электроходом «Павел Пономарёв», доставившим груз для газодобытчиков на мыс Харасавэй полуострова Ямал, вошёл в историю как «первый ямальский экспериментальный» и положил начало зимне-весенним проводкам на полуостров Ямал, которые осуществляются при обеспечении атомными ледоколами и по сей день.

Именно в 1970-х годах при деятельном участии атомного ледокольного флота были сформированы уникальные транспортно-логистические схемы морской доставки грузов снабжения для обеспечения разведки, обустройства и эксплуатации нефтегазовых месторождений. Был набран уникальный опыт доставки грузов на необорудованное причалами арктическое побережье, а также достигнуто снижение зависимости доставки грузов снабжения от сезонности, что уменьшило издержки на выполнение различных работ непосредственно в местах разведки и обустройства месторождений. Эти операции являются важным достижением нашей страны в сфере морских перевозок в Арктике.

  «Ленин» первым среди атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации: в навигацию 1977—1978 годов рейс длился 390 суток.

Просмотров: 867

Другие статьи номера

Первый в атомном флоте

 «Атом должен быть не солдатом, а рабочим!» — эта фраза академика Игоря Курчатова нашла своё прямое воплощение в построенном в Советском Союзе первом в мире атомном ледоколе, который и нельзя было назвать иначе как именем пролетарского вождя — «Ленин».

65 лет назад, 11 декабря 1959 года, правительственная комиссия под председательством заместителя министра морского флота СССР А. Колесниченко подписала приёмный акт, после чего это могучее судно встало в строй действующих кораблей.

Перспективы Европы безрадостны

Недавние президентские выборы в США, а также правительственные кризисы в ведущих европейских странах — ФРГ и Франции — создали принципиально новую политико-экономическую ситуацию на Западе. Евросоюз во главе с его ведущей экономикой — Германией вступает в затяжной кризис, как в политике, так и в экономике. Что же может ожидать ЕС и его крупнейшую экономику, а также кто, вероятнее всего, заработает на ослаблении Европы?

Слишком неудобный кандидат
Самые скандальные президентские выборы в истории Румынии станут ещё и самыми продолжительными. 6 декабря Конституционный суд Румынии отменил результаты первого тура, в котором сенсационно победил независимый кандидат Кэлин Джорджеску. Его называют «румынским Орбаном».
Прогнозы роста ВВП сохраняются

Правительство Никарагуа сохраняет прогнозы роста ВВП в нынешнем году на уровне от 3,8 до 4,5 процента, сообщил министр финансов и государственного кредита Бруно Гайардо. Выступая по национальному телевидению, он подчеркнул, что на это можно рассчитывать благодаря хорошим показателям национальной экономики.

Работать ради... Выживания

Некоторые латвийские пенсионеры вынуждены работать, чтобы просто выжить, заявила председатель правления Федерации пенсионеров Латвии Айя Барча.

  Она обратила внимание, что на сегодняшний день активную деятельность продолжают более 60 тысяч пенсионеров. При этом А. Барча отметила, что не все из них работают, чтобы «занять себя» и оставаться на рынке труда, многие делают это, «чтобы выжить».

Польша: население негодует

Власти Польши заявили, что не могут изыскать средства для того, чтобы сохранять в 2025 году цены на электричество для населения в «замороженном» состоянии. Об этом сообщил интернет-сайт Wyborcza.biz.

  Граждане страны, понятное дело, возмущены, тем более что знают, какие огромные средства бросает руководство страны на поддержку украинских нацистов.

ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ

ВАШИНГТОН — ДАМАСК — МОСКВА. США должны вывести из Сирии всех своих 900 военных ради их же безопасности, поскольку присутствие столь малого контингента не имеет смысла, заявил подполковник американских вооружённых сил в отставке Дэниел Дэвис. Таким образом бывший военнослужащий ответил на слова Дональда Трампа о том, что Вашингтон не должен вмешиваться в текущие события в арабской республике. Тем временем сирийский лидер Башар Асад после переговоров с оппозицией ушёл с поста главы государства и покинул страну, а национальная коалиция революционных и оппозиционных сил Сирии уже приступила к работе над формированием органа власти переходного периода. По сообщениям источников, близких к Кремлю, Асад вместе с семьёй прилетел в Москву и получил убежище в России.

«Могущество» с примесью голода

Власти Туркмении продолжают уверять подданных в громадных успехах социально-экономического развития. Ряд фактов, однако, заставляет усомниться в правдивости этих отчётов. Среди них сообщения о росте цен, дефиците продуктов, а также аресты и кадровые перестановки.

  В системе обработки массового сознания, с помощью которой туркменское руководство поддерживает своё господство, важная роль отводится ритуалам.
Отметили День героев Отечества

9 декабря граждане страны отдают дань памяти нашим героическим предкам и чествуют ныне живущих героев.

В честь Дня героев Отечества 8 декабря коммунисты, ветераны Вооружённых сил, «дети войны», члены городской ветеранской организации в память о героических земляках возложили цветы к бюсту Маршала Советского Союза А.М. Василевского.

Надеемся, в беде не оставят

Первый секретарь Курского обкома КПРФ, депутат Государственной думы РФ, председатель ЦКРК КПРФ Н.Н. Иванов прокомментировал назначение врио губернатора Курской области депутата Государственной думы Александра Хинштейна.

  — Хотелось бы отметить, что короткий срок работы предыдущего губернатора Алексея Смирнова показал нам: бремя проблем, которые свалились на Курскую область после вторжения Украины, оказалось неподъёмным для областной власти.

Все статьи номера