Конфетти, брошенное на холст

Конфетти, брошенное на холст

№135 (31338) 2—5 декабря 2022 года
7 полоса
Автор: Николай МУСИЕНКО.

«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник — праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то это будет бесподобно», — подумал я…»

Насколько удалась художнику картина, получившая название «Февральская лазурь», судить лучше зрителям выставки «Игорь Грабарь. К 150-летию со дня рождения», открывшейся в Москве, в Инженерном корпусе Государственной Третьяковской галереи, что в Лаврушинском переулке. Но именно она задаёт тон экспозиции, а приведённые выше строки из автобиографической книги Игоря Эммануиловича Грабаря «Моя жизнь» служат своеобразным эпиграфом этого вернисажа.

Пейзажи, вышедшие из-под кисти И. Грабаря, нельзя перепутать с работами никакого другого художника — настолько они необычны по технике исполнения. Живописец творчески осмыслил и развил метод французских неоимпрессионистов, писавших картины точечными мазками, или пуантелью, похожей на разноцветное конфетти, брошенное на холст. Вблизи произведения Игоря Эммануиловича пестрят разноцветными пятнами, но стоит отойти чуть подальше, и всё встаёт на свои места, как в окулярах бинокля после того, как вы покрутите его колёсико: пламенеют на ветках гроздья рябины, искрится снег на берёзах, несётся среди потемневших сугробов бурный вешний поток, трепещет на ветру зелёная листва…

Не только пейзажи, но и натюрморты тоже создавал художник. Радость бытия, которой до краёв наполнены его картины, невозможна без изображения тех самых, казалось бы, обычных предметов, которые как раз и привносят в жизнь пользующегося ими человека мажорный, радостный настрой. Зачастую натюрморты у художника объединены с портретами. «Я начал большой портрет жены, стоящей у чайного стола, покрытого скатертью; с серебряным кофейником, чайной посудой, тарелкой с персиками и виноградом на нём. Всё это происходило в тени большого дуба, бросавшего на стол и фигуру густую тень, разреженную лишь солнечными пятнами», — вспоминал Игорь Эммануилович. И в письме своему другу и коллеге П.И. Нерадовскому высказывал своё заветное желание: «Мне всё же хотелось, чтобы Вы видели мои новые вещи, особенно одну, большой крымский портрет на воздухе, с солнцем, Валентины Михайловны, ибо ценю его выше всего сделанного мною за много лет».

А ещё И. Грабарь очень любил писать цветы, особенно розы, которые он сам выращивал на даче в подмосковном посёлке Ново-Абрамцево, где, по его словам, «установился настоящий культ роз». Вот и на картине 1939 года «Розы на рояле» эти великолепные цветы как бы увеличиваются в количестве, отражаясь не только в блестящей поверхности музыкального инструмента, но и в зеркале, висящем на стене…

Между прочим, на выставке, претендующей на полноту отражения творческого пути Грабаря, никак не затронута ещё одна немаловажная сторона художественного творчества Игоря Эммануиловича, ставшего автором нескольких жанровых полотен в стиле социалистического реализма, в том числе знаменитой картины «В.И. Ленин у прямого провода». Хотя, надо отдать должное, в толстенном каталоге, выпущенном Третьяковкой к открытию выставки, эта картина есть.

Впрочем, удивляться тут вряд ли стоит: видимо, такова позиция руководства Третьяковской галереи, желающего наложить «вето» на всё, воспевающее советское. Не случайно же в аннотации на стене зала с работами художника послереволюционных лет её безымянный автор на полном серьёзе упрекает Игоря Эммануиловича в «лакировке» тогдашней действительности, в том, что на своих картинах он не показывает её «теневых» сторон.

Однако масштаб личности И.Э. Грабаря таков, что при всём желании принизить значение им сделанного именно в советские годы невозможно. На выставке есть залы, посвящённые его научной, педагогической и общественной деятельности, где можно увидеть многотомную «Историю русского искусства» и другие труды академика И.Э. Грабаря, фотографии и документы, свидетельствующие и о том, что Игорь Эммануилович, будучи после смерти П.М. Третьякова сначала попечителем, а после революции и первым директором Третьяковки, полностью переделал её экспозицию, разместив картины по хронологическому принципу и скомпоновав их так, чтобы произведения одного и того же художника демонстрировались в одном зале, а не в разных концах галереи — такой принцип развески картин существует здесь по сей день.

Благодаря И. Грабарю в экспозиции Третьяковки появились иконы кисти Андрея Рублёва, Феофана Грека и другие шедевры древнерусской живописи, перед этим тщательно восстановленные в первоначальном виде в Центральных реставрационных мастерских, которые он возглавлял и которые до сих пор работают и носят его имя. Это благодаря ему под кровом Третьяковки хранятся теперь работы К.С. Петрова-Водкина, П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, П.В. Кузнецова и других мастеров живописи первой половины ХХ века, среди которых — его бывшие ученики, «птенцы гнезда Грабарёва». Несколько этих произведений по праву вошли и в нынешнюю экспозицию, посвящённую полуторавековому юбилею Игоря Грабаря.

А ещё знатоки его жизни утверждают, что именно он своими страстными выступлениями в печати сумел спасти от сноса храм Василия Блаженного, что на московской Красной площади…

Просмотров: 289

Другие статьи номера

Колыбель русского характера

Председатель ЦК КПРФ Геннадий Андреевич Зюганов принял деятельное участие в народном проекте на Вологодчине

Народный проект по возрождению малой родины — деревни Тимониха — русского писателя Василия Ивановича Белова, одного из крупнейших представителей «деревенской прозы», стартовал на Вологодчине ещё в первые годы нового века.
Пропаганда — это тоже оружие

По страницам истории информационных войн

Военно-промышленный комплекс Советского Союза был наглухо закрытым. Однако два раза в год — 9 мая и 7 ноября — занавес открывался и все приглашённые в эти дни на Красную площадь в Москве могли лицезреть самую грозную в мире технику.
Зодчий, который изменил облик Минска

Десятки уникальных зданий формируют неповторимый образ белорусской столицы — такой, какой мы её любим. Во многом это заслуга Олега Воробьёва.

В нынешнем году заслуженный архитектор Республики Беларусь, академик Международной академии архитектуры отпраздновал бы своё 75-летие и 50-летие творческой деятельности.
Работа на качество и авторитет
Сельхозпродукция Гомельской области экспортируется в 32 страны мира. Об этом в проекте «Страна говорит» на Ютьюб-канале БЕЛТА рассказала на днях начальник управления интенсификации растениеводства комитета по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома Елена Филипович.
Берлин и «оружейный мазохизм»
На днях представитель кабинета министров ФРГ Штеффен Хебештрайт заявил, что бундесверу не хватает боеприпасов на фоне поставок вооружений на Украину и проблем с распределением бюджета. Для решения этих безотлагательных вопросов канцлер Германии Олаф Шольц уже наметил на начало декабря специальное совещание на министерском уровне с участием своих советников.
Антикоммунизмом бьют по народному протесту
Весной 2000 года Народное собрание (парламент) Болгарии приняло закон, который объявил «преступным коммунистический режим, существовавший в стране с 1944 по 1989 год». Тем самым и Компартия фактически стала вне закона. За законопроект проголосовали депутаты из правившего тогда Союза демократических сил (СДС), а также их сторонники из правоцентристских партий.
ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
ВАШИНГТОН. США раскалывают Запад своей агрессивной политикой по отношению к собственным же европейским союзникам, заявил президент Франции Эмманюэль Макрон в ходе визита в американскую столицу. Как пишет газета «Файнэншл таймс», лидер Пятой республики обрушился с критикой на американский закон о климате в первый же день поездки в США.
Вьетнам движется к 100 миллионам

Ожидается, что в 2023 году в Социалистической Республике Вьетнам появится на свет 100-миллионный гражданин. В настоящее время здесь проживают более 99 млн человек, что делает СРВ 15-й по численности населения страной в мире, 8-й — в регионе Азии и третьей — в регионе Юго-Восточной Азии, сообщает местная газета Tuoi Tre («Молодёжь»).

Ядовитый симбиоз
Американо-саудовские разногласия не изменили вектор ближневосточной политики. Общая цель Эр-Рияда и Вашингтона — ослабление, а в перспективе раздробление Ирана. Этот курс уже сказывается на ситуации в Йемене и Сирии.
Призыв к содействию глобальному развитию и глобальному управлению
Председатель КНР Си Цзиньпин совершил шестидневную поездку за рубеж, в ходе которой он принял участие в 17-м саммите «Группы 20» (G20), 29-й неформальной встрече руководителей Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), а также осуществил визит в Таиланд
Все статьи номера