Миллионы британцев страдают функциональной неграмотностью, пишет автор статьи Томива Оволаде в газете «Таймс». Это не просто неудобно, но и смертельно опасно. Согласно экспертным оценкам, такие люди живут в среднем на 26 лет меньше тех, кто с этой проблемой никогда не сталкивался.
Многие из нас уже прочитали об этом. Добрые люди из горсовета Суиндона захотели увековечить память о волонтёрах и сотрудниках жизненно важных структур, которые помогали жителям этого городка в период пандемии. Они решили повесить мемориальную доску с такой надписью (здесь она мало-мальски отредактирована): «Это дерево было посажено городом в благодарность Нашим Работникам Ключевых Организаций и Волонтёрам нашего города. Чтобы почтить их самоотверженность и преданность жителям и уязвимым членам общества Во Время Пандемии COVID в марте 2019 года».
Во многих смыслах эта надпись оказалась просто ужасна: ошибки в написании слов, ошибки в постановке знаков препинания, странное решение написать некоторые слова с большой буквы и даже некорректная дата пандемии. Искушение посмеяться над этой доской почти непреодолимо. Тем не менее она служит симптомом гораздо более серьёзной проблемы, которую мы на свою беду продолжаем игнорировать.
Представьте себе двух мальчиков, которых зовут Тим и Том. Оба они родились в один год. Тим рос в торговом городке Стоктон в графстве Дарем. У него дома не было книг. Каждый раз, когда в школе ему предстояло сдавать экзамен, его охватывал стыд. Он не умел читать, не говоря уже о том, чтобы отвечать на вопросы, написанные на бумаге. Все считали его глупым. Став взрослым, он всё ещё был функционально неграмотным: он не мог устроиться на работу, не мог прочитать инструкцию, он был исключён из общественной жизни и обитал взаперти со своей матерью, не имея почти никаких шансов выбраться из этой ситуации.
Между тем Том рос в деревушке в северной части Оксфорда. В его доме было много книг. Он легко сдавал любые экзамены и в результате получил блестящее университетское образование. Он станет учёным, как его родители. Согласно результатам исследования, проведённого Национальным фондом грамотности, разница в продолжительности жизни между людьми, живущими в «высокограмотных» районах, таких как Северный Оксфорд, и жителями районов, где общий уровень грамотности низкий, таких как Стоктон, составляет 26 лет. Том переживёт Тима на целую четверть века.
Тим — это вовсе не единичный пример. В Великобритании проживают 9 млн функционально неграмотных людей. Многие из них страдают тяжёлой формой дислексии. Соединённое Королевство занимает 17-е место среди развитых стран по уровню грамотности населения, уступая Финляндии и Японии, но опережая Францию и Италию. По данным Всемирного экономического фонда, функциональная неграмотность части населения обходится британской экономике в 37 млрд фунтов стерлингов. Однако острее всего боль от функциональной неграмотности ощущают те люди, которые ею страдают: они намного чаще оказываются без работы или на низкооплачиваемых должностях, они гораздо чаще сталкиваются с клинической депрессией и ожирением, гораздо чаще умирают в относительно молодом возрасте.
Разница между Тимом и Томом разительна уже в детстве. В Англии почти у 19% ребятишек в возрасте от пяти до восьми лет дома вообще нет книг. Только половина детей ежедневно читают книги вне стен школы. Только треть взрослых людей, среди которых проводился опрос, сказали, что чтение играет важную роль в жизни их отпрысков. Всё это усугубляется начавшимся недавно кризисом стоимости жизни, который заставил многих заметно урезать расходы.
Многие родители утверждают, что книги стали слишком дорогими. За последние десять лет в Великобритании закрылась пятая часть публичных библиотек. В самых бедных районах страны в каждой четвёртой школе нет библиотеки и специальных мест для чтения. Книги воспринимаются как некая блажь — подобно мороженому или пирожным с кремом, — от которой необходимо отказаться в нынешние тяжёлые времена. Мало кто видит в книгах то, чем они являются на самом деле, — лучший способ спасти детей от беспомощности в мире, где слова окружают нас со всех сторон, подобно снежной вьюге.
Ещё один фактор, который может оказать серьёзное влияние на процесс борьбы с функциональной неграмотностью, — это недавний локдаун. Согласно данным министерства образования, в этом году только половина учеников из неблагополучных слоёв общества (51%) сумели достичь ожидаемого уровня в чтении. Таковы результаты первой проверки, проведённой после локдауна. Для сравнения: в 2019 году этот показатель был на 10 п.п. выше и составлял 62%.
Что можно сделать? Единственно правильного решения нет. Школы, семьи, местные власти, правительство и дети должны работать сообща, чтобы справиться с этой проблемой. Нужно вкладывать больше средств в оснащение школ и обеспечение их сотрудников, нужно прививать культуру чтения во всех областях гражданского общества, нужно, чтобы дома родители читали детям книги.
Лично я не отношусь ни к Тимам, ни к Томам. В детстве в нашем доме книг было немного. Но я умел их находить — в школе, в общественных библиотеках, в нашем местном магазине WH Smith, куда я ходил каждый месяц, предварительно уговорив маму дать мне десять фунтов стерлингов, чтобы я мог купить книгу и шоколадный батончик.
Я никогда не забуду тот первый раз, когда чтение принесло мне удовольствие. Мне было девять, и я сидел в углу библиотеки своей начальной школы. Возможно, это звучит глупо: в конце концов это была всего лишь книга для детей. Но в тот момент я почувствовал, что больше не одинок. Это было тем самым подарком, который вам даёт чтение: оно помогает чувствовать себя менее одиноким…
Функционально неграмотные люди не могут прочесть ничего из того, чем мы пользуемся ежедневно — электронные письма, расчётные листки, расписание движения поездов, дорожные знаки, письма. Эти привычные элементы взрослой жизни кажутся им загадочными иероглифами. Они даже не в состоянии почитать книгу своим детям. Но есть здесь и другая трагедия: они не в состоянии читать ради удовольствия. Начиная с великих трудов писателей с мировым именем и заканчивая субтитрами фильмов на иностранном языке — они живут в состоянии культурной нищеты.
Если вернуться к Тиму, то, какое счастье, подумаете вы, что он не в состоянии прочесть ту ужасную табличку в Суиндоне с её жуткими фразами и грамматикой. Некоторые из нас даже могли бы пошутить, что они переживают те же чувства, что и Тим, так как табличка попросту нечитабельна. Только вот Тим не умеет читать. А мы умеем.
Член-корреспондент Российской академии наук Жан ТОЩЕНКО в беседе с политическим обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО
Тот, о ком сегодня пойдёт речь в очередном нашем диалоге, за последнее время более всего известен как жертва террористического акта, совершённого в 2015 году. И мы должны сразу оговориться: убийство, каковы бы ни были его причины, не оправдываем.В соответствии с положениями Конституции Республики Куба и Закона о выборах 2019 года Государственный совет принял постановление назначить муниципальные выборы.
Согласно сообщению, опубликованному на сайте Национальной ассамблеи народной власти (парламента), выборы делегатов в муниципальные ассамблеи народной власти сроком на пять лет состоятся 27 ноября.
Принят XXII Международной встречей коммунистических и рабочих партий Гавана, Куба
XXII Международная встреча коммунистических и рабочих партий, которая состоялась с 27 по 29 октября 2022 года в Гаване (Куба), определила следующие основные направления и действия, которые должны быть проведены до следующей Встречи.