По собственному признанию, правящая в Молдавии партия PAS не смогла реформировать систему правосудия в стране в «европейском стиле», поэтому теперь пора прибегнуть к «молдавскому». На практике это означает дальнейшую ликвидацию остатков независимости в сфере юстиции, только в ещё более авральном и жёстком режиме.
Во многих смыслах, мягко говоря, неудачная избирательная кампания объективно требовала от PAS отрезвления и переосмысления своего политического курса. И запрос общества на перемены отнюдь не ограничивается рокировкой отдельных функционеров. Увод с авансцены в последние дни самых токсичных фигур уже апробировался провластными идеологами, но в нынешней ситуации, с нависающей над страной парламентской гонкой, нужны более радикальные ходы. Одним из таких стал перезапуск реформы правосудия.
С медийной точки зрения вроде бы подано всё было эффектно: броские лозунги президентши Майи Санду о неэффективности борьбы «в белых перчатках» со злом в лице политической коррупции, опусы депутатов PAS о бесполезности европейских методов и необходимости прибегнуть к «молдавскому стилю», затем созыв Высшего совета безопасности. Там и прозвучало признание полного провала в юстиции с попутным определением виновных — главным «козлом отпущения» назначена Вероника Дрэгэлин — и обещанием решительных мер: ускорением чисток и созданием Антикоррупционного суда.
У наблюдателей эти планы в основном вызвали иронию и новые опасения. Метод оздоровления органов юстиции, принятый на вооружение в PAS, путём кадровых перетрясок и назначения на руководящие посты своих людей хорошо знаком и с лучшей стороны себя явно не зарекомендовал. В результате эти «лояльные» кадры, оценившие всю прелесть доставшихся полномочий, впоследствии и устраивали саботаж.
За демонстрируемыми попытками соблюсти процедуры и принципы закона зачастую скрывалось банальное желание большей власти. Яркий тому пример — деятельность Дрэгэлин — представительницы американской диаспоры, прокурора в штате Калифорния — во главе Антикоррупционной прокуратуры, сопровождаемая нескончаемым внутренним раздраем. Однако ничего нового власти, видимо, предложить не могут, да и не хотят: есть лишь требование всё ускорить.
Теперь Антикоррупционную прокуратуру ждут перемены. Все в республике помнят, как сложилась судьба Юлиана Русу, возглавлявшего Наццентр по борьбе с коррупцией (НЦБК). Заморского прокурора постигнет та же участь жертвы, к чему благоволит и политическая обстановка на её второй родине. До выборов Дрэгэлин не трогали, так как её мать среди прочих курировала молдавскую избирательную кампанию в США и Канаде. Сейчас другое дело.
В среде прокурорских есть и важное прибавление. Неделей ранее Виктор Фуртунэ выиграл конкурс на руководство Прокуратурой по борьбе с организованной преступностью и особым делам. Скорость его назначения на пост сравнима разве что со скоростью открытия им уголовных дел в отношении неугодных PAS лиц. В октябре 2021 года по жалобе депутата от правящей партии Лилиана Карпа именно Фуртунэ менее чем за три часа завёл против Александра Стояногло сразу пять дел и распорядился его задержать.
Помимо оживления уголовных процессов против оппозиционных лидеров под предводительством Фуртунэ, PCCOCS (структура, созданная при «сером кардинале» молдавской политики В. Плахотнюке, чтобы «кошмарить бизнес») демонстрирует успехи в деле выявления шпионов и «предателей родины». Памятный кейс с участием сотрудников Пограничной полиции и секретариата парламента уже в суде.
Что касается Антикоррупционного суда, то, по признанию депутатов, Майя Санду поручила за 10 дней принять все необходимые поправки для его создания. Им также надлежит установить новые жёсткие временные рамки для вынесения судебных решений.
Знатоки международной практики подтвердят, что Антикоррупционные суды как таковые существуют в нескольких десятках стран Азии и Африки. В Кении, Бангладеш, Сенегале, Пакистане, Непале, Камеруне, Бурунди — там судьи этой структуры работают в судах местной инстанции. В Уганде и Ботсване — смешанная система. Ещё есть пример Афганистана с его «эффективной» антикоррупционной стратегией.
Вполне возможно, что с учётом евроинтеграционных устремлений Майи Санду в Молдавии Антикоррупционный суд внедрят не в чистом азиатско-африканском стиле, а в некой гибридной форме, для совмещения судьями новой структуры коррупционных дел с другими категориями преступлений. По крайней мере такие формы есть в некоторых европейских странах.
В любом случае приданное сверху ускорение процессу зачистки системы юстиции должно насторожить, поскольку такими темпами уже до нового года многие вопросы с переорганизацией органов правосудия будут закрыты. При этом не следует забывать, что в качестве административной «дубины» против оппозиции власти используют даже не прокурорские структуры, а саму полицию.
Таким образом, уже на старте парламентской кампании Молдавия получит обновлённую репрессивную машину PAS, которая не будет церемониться с политическими противниками.
Представители одного из крупнейших профсоюзов Германии Ver.di сообщили, что переговоры с транспортными компаниями, состоявшиеся несколько дней назад, оказались безрезультативными: сроки повышения зарплат, да притом минимального, оттягивались на неопределённое время. По сути, со стороны транспортных компаний это было пустое сотрясение воздуха.
ВАРШАВА. Здесь, как сообщил глава МИД Польши Р. Си-корский, 19 ноября состоится встреча министров иностранных дел стран «Веймарского треугольника» — Польши, Германии и Франции. Сикорский назвал эти переговоры «важнейшими» в контексте конфликта на Украине и необходимости её поддержки, отметив, что события развиваются стремительно, требуя принятия ключевых решений. К обсуждениям присоединятся, в частности, министр иностранных дел Украины А. Сибига и будущая глава дипломатической службы ЕС К. Каллас.
В Миассе (Челябинская область) полицейские 15 ноября задержали председателя независимой профсоюзной организации работников автомобильного завода «Урал» Анатолия Банных. Об этом сообщается на странице профсоюза в социальной сети «ВКонтакте».
Причиной задержания, по мнению представителей профсоюза, стала подготовка к забастовке работников бригады сборки платформы главного конвейера предприятия. Акцию протеста намечалось провести из-за трудового спора по поводу зарплат.
В Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) АО «Негуснефть» задолжало своим сотрудникам заработную плату за август в размере 4,5 миллиона рублей. Положенные денежные средства не получили 38 работников нефтяной компании.
По результатам проверки прокурор города Радужный внёс руководителю общества представление, которое рассмотрено и удовлетворено.