Из года в год миллионы приезжающих в Ялту гостей, будь то туристы, отдыхающие или деловые люди — участники всевозможных форумов, симпозиумов и конференций, в обязательном порядке и утром, и вечером прогуливаются по всемирно известной набережной. А она, между прочим, носит имя Владимира Ильича Ленина.
У ЭТОГО названия есть вполне конкретная причина, заключающаяся в том, что именно благодаря пролетарскому вождю и Председателю первого правительства Советской России 100 лет назад, 21 декабря 1920 года, Совет Народных Комиссаров РСФСР принял исторический декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Следовательно, у истоков зарождения курортно-туристической отрасли Крыма, как бы ни злорадствовали на сей счёт либералы и антисоветчики, стояли лично Ленин и возглавляемая им партия большевиков.
Да и сам этот декрет не случайно в народе называли и называют, по крайней мере те, кто не намерен отказываться от советского прошлого и переписывать отечественную историю, ленинским, так как в нём каждое слово, нёсшее в себе большой действенный заряд, выверялось и корректировалось Ильичём уже тогда, в голодное, холодное, чрезвычайно тяжёлое время, предвидевшим огромный потенциал Крымского полуострова в организации деятельности по курортному обслуживанию трудящихся.
В Ялте, на набережной имени Ленина, на одноимённой площади которой установлен великолепный памятник вождю работы скульптора П. Яцыно и архитектора А. Фомина, единственный в Крыму имеющий статус памятника монументального искусства национального значения, а также у Приморского парка, где набережная берёт своё начало, возвышается обелиск с текстом ленинского декрета. Мысленно обратимся к событиям столетней давности.
Первый нарком здравоохранения Советской России Николай Александрович Семашко вспоминал: «Как только Врангеля опрокинули в Чёрное море, я по согласованию с В.И. Лениным отправился в Крым организовать тамошние курорты.
…Я сговорился с ревкомом об организации во дворцах и особняках санаториев, опечатал все их… и таким образом сохранил все эти здания с их добром за курортом.
Я вернулся в Москву с сияющим лицом и в тот же вечер доложил Владимиру Ильичу о замечательных перспективах организации в Крыму «всероссийской здравницы». Владимир Ильич внимательно выслушал меня и сказал: «Напишите проект декрета СНК, но политический, такой, чтоб каждая фраза пела…»
Поручение Семашко выполнил оперативно.
Хранившийся в советское время в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС декрет был передан из Москвы в Симферополь на имя Дмитрия Ильича Ульянова по прямому проводу. И этот факт не был случайным, так как именно брат Владимира Ильича занимался в Крыму воплощением в жизнь данного декрета. Он часто приезжал в Ялту для организации работы по учреждению первых здравниц, национализированных Советской властью. До её прихода на Южном берегу было много частных лечебно-курортных заведений, принадлежавших, как правило, обеспеченным врачам. Национализировать их вместе со всем оборудованием и одновременно направить медиков на лечебную деятельность в организуемые здравницы стоило огромного труда и энергии.
Необходимо подчеркнуть и то, что само претворение в жизнь положений декрета проходило с большими трудностями. Мало того, что существовали неимоверные затруднения сугубо технического и продовольственного характера (ремонт и приспособление дворцов, дач под санатории, изыскание и доставка продовольствия для здравниц), требовалось также преодолевать косность и пассивность известной части советских работников и особенно недружелюбно настроенных специалистов.
В этом убеждает и телеграмма, посланная Д.И. Ульяновым в Москву 5 января 1921 года. «Москва, Наркомздрав, Семашко. Копия Ленину. Получил декрет Совнаркома… который разъясняет дело и укрепляет наше положение. Необходимым считаю, чтобы Вы в развитие этого декрета подчинили мне местный губздравотдел, потому что, несмотря даже на этот декрет, они продолжают смотреть на дело с высоты своей крымской колокольни. Это нужно сделать немедленно в самой категорической форме, иначе на каждом шагу мы будем встречать недопустимые помехи со стороны местных властей, не охвативших вопрос в том объёме, как это требуют интересы дела и определённое и ясное указание Центра. Параллельно с этим необходимы директивы Наркомздрава местным крымским органам о безусловном подчинении их интересов общим заданиям республики… Жду Вашего категорического и авторитетного вмешательства в общее дело…»
Существовали и другие препятствия: сказывались разруха, анархические проявления, приходилось иметь дело и с открыто враждебными элементами. Всё это, конечно, отражалось на темпах и сроках осуществления декрета.
О том же, как детально и внимательно Владимир Ильич знакомился с ходом курортного строительства, свидетельствует письмо, посланное им Семашко:
«т. Семашко!
Я всё чаще получаю указания на безобразнейшее состояние наших курортов в Крыму и на Кавказе: взяточничество, привилегии буржуям при возмутительном отношении к рабочим, а главное, полный беспорядок с лечением и, самое главное, полная необеспеченность продовольствием.
Прошу Вас представить мне точные сведения, какие у Вас есть налицо, немедленно.
А затем — о способах проверки поподробнее: сколько курортов (из скольких?) представляют правильные отчёты (количество продовольствия на — число больных? на персонал и т.п.?) — число ванн (грязевых) и т.п.
Пред. СНК В. Ульянов (Ленин)».
Благодаря Ленину, Семашко, Ульянову, их помощникам и ряду специалистов дело по организации курортного обслуживания населения, тем не менее, не стояло на месте… И в этом можно убедиться на конкретных статистических данных. Так, в 1913 году во всех здравницах Крыма побывало полторы тысячи отдыхающих, представлявших, естественно, имущие классы. А уже к 1941 году число отдыхавших на полуострове возросло в 20 раз.
В 1960 году в Крыму, несмотря на то, что он серьёзно пострадал в годы Великой Отечественной войны, когда было уничтожено 109 местных здравниц, отдохнули уже 1 миллион 400 тысяч человек. По сравнению с 1913 годом рост более чем в 100 раз! К 100-летнему юбилею Ленина и 50-летию ленинского декрета «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» на полуострове гостили 4,5 миллиона. В предъюбилейном 1969 году Советское государство ассигновало для крымских курортов свыше 7 миллионов рублей.
Принципиально важно подчеркнуть и то, что благодаря ленинскому декрету отдыхать и оздоравливаться впервые получили возможность рабочие, крестьяне, солдаты — все те, кто при царском режиме об этом не мог и мечтать.
Конечно, о всей славной истории становления курортного дела в Крыму не расскажешь. Она впечатляет, творили её тысячи и тысячи медиков и представителей других профессий. Немало славных имён можно вспомнить. Многих Советское государство награждало, высоко оценивая труд крымских специалистов курортной отрасли. Были у них и свои выдвиженцы в органах власти. Наверное, старшее поколение евпаторийцев помнит завмеда санатория «Ударник» К.М. Королёву, которая неоднократно избиралась депутатом и членом Президиума Верховного Совета УССР…
Миллионы советских граждан отдыхали и укрепляли своё здоровье в Крыму. У многих трудящихся сложились хорошие впечатления от пребывания, причём либо бесплатного, либо за умеренную плату, в таких известных крымских здравницах, как «Россия», «Ливадия», «Курпаты», «Украина», «Мисхор», «Парус», «Марат», «Горный», «Ай-Петри», «Кастрополь», «Утёс», «Восход» и др. Прекрасные условия для отдыха создавались и детям. Евпатория вообще считалась всесоюзной детской здравницей.
Безусловно, следует сказать и о дне сегодняшнем. В принципе, потенциал крымских здравниц не утерян. Они в большинстве своём функционируют, сохранилась медицинская база, где-то проведена и модернизация основных фондов, улучшены условия для приёма граждан.
Но какова стоимость отдыха и лечения? А она колеблется от 1700—2000 рублей в сутки на человека до 6 тыс. и более, если речь вести о южнобережных санаториях. Специально не акцентирую внимания на фешенебельных отелях, таких, например, как «Ялта Интурист» и «Mriya Resort», так как там цены на проживание и различные дополнительные услуги для обычных граждан просто невообразимы. Да и, собственно, о каких крымских курортах могут думать большинство россиян, если каждый третий соотечественник считает себя бедным? Ответ, думается, очевиден.
И всё же курортная отрасль Республики Крым, основной потенциал которой был заложен в советские годы, продолжает функционировать, обеспечивая крымчан работой, платя налоги, сохраняя и поддерживая свою непростую и достаточно во всех отношениях объёмную инфраструктуру.
Завершая эти заметки, снова вернусь к юбилейной дате. Будет ли её отмечать нынешняя власть? Вряд ли. Да и на злосчастную пандемию можно всё списать. А справедливости ради, не устраивая помпезные гулянья, следовало бы вспомнить грандиозную историю и по возможности отметить и поблагодарить ветеранов отрасли ну и, конечно, отдать дань признательности Владимиру Ильичу Ленину, подписавшему исторический декрет и искренне стремившемуся наладить курортное дело по всей Советской России.
Но прекрасно знаю и то, что коммунисты, патриотическая общественность, ветераны эту дату не забыли. Будут цветы у обелиска декрету и у памятника Ленину в Ялте, будут и встречи, и воспоминания, и публикации, да и сама добрая память.
Строители компании China Construction Third Engineering Bureau, возводящие 458-метровую башню в рамках второй-третьей очереди квартала небоскрёбов в микрорайоне Хуалунцяо города Чунцин (Юго-Западный Китай), на днях преодолели 300-метровую отметку. Квартал небоскрёбов станет местом компактного расположения городского комплекса высотных торгово-офисных зданий.
ТЫСЯЧИ предпринимателей из разных регионов вышли на главную площадь в Киеве 22 декабря, чтобы провести очередную акцию протеста против запрета на работу предпринимателям во время ужесточения карантина в стране с 8 по 24 января 2021 года.