В Казахстане можно попасть за решётку, просто обсуждая нарушение прав рабочих, а суды идут на поводу у бизнеса, запрещая забастовки. Несмотря на репрессии, рабочая борьба в республике расширяется и становится всё более зрелой.
Отношения правящего класса и трудящихся в Казахстане никогда не были мирными. Как, впрочем, и во всех других капиталистических странах. Стремясь к максимальной прибыли, буржуазия экономит на всём — от зарплат до безопасности рабочих, из-за чего её интересы объективно противоположны интересам трудящихся.
На возникающие из-за этого конфликты работодатели реагируют по-разному. Когда возможно — подачками, подкупом части сотрудников и профсоюзных руководителей. Если же коллектив настроен серьёзно, в ход идут репрессии — вплоть до кровавого подавления выступлений, как было в 2011 году в Жанаозене.
Несмотря на обещания властей «повернуться лицом к народу» и построить по-настоящему социальное государство, жёсткие методы никуда не делись. Это доказали недавние события в Мангистауской области. Рано утром 7 ноября там прошли задержания рабочих активистов. Поводом стала переписка в мессенджерах уволенных сотрудников нефтесервисной компании Oil Construction Company. Они договорились встретиться, чтобы обсудить дальнейшие действия, но сотрудники департамента МВД по противодействию экстремизму провели превентивные аресты. Людей обвинили в нарушении правил организации мирных собраний. Большинство задержанных после допросов и составления протоколов были отпущены, однако столь «снисходительное» отношение оказалось выборочным. Например, к 15 суткам ареста был спешно, после заседания суда в режиме онлайн, приговорён бывший глава профсоюза Oil Construction Company 63-летний Амин Елеусинов.
Для казахстанских олигархов и их ставленников в лице чиновников этот человек и его принципиальная позиция — как кость в горле. В 2017 году Елеусинов стал одним из организаторов протестов против запрета Конфедерации независимых профсоюзов Казахстана. После этого его по надуманному обвинению приговорили к двум годам заключения. Тюрьма не сломила защитника прав рабочих. В начале прошлого года он был в числе протестующих против неолиберальных реформ правительства, за что едва не поплатился жизнью. 6 января его насильно затолкали в машину и, надев на голову мешок, отвезли в неизвестное здание. Отпустили Елеусинова более суток спустя, когда власти испугались разрастания выступлений.
Очередной арест активиста вызвал волну возмущения. Обращения с требованием его освобождения направили властям нефтяники из Жанаозена и Бейнеу, профсоюз водителей месторождения Жетыбай и ряд других объединений. Если их мнение не будет услышано, рабочие обещают начать протесты.
Это далеко не единственная попытка заставить трудящихся замолчать. В той же Мангистауской области суд по иску работодателя признал незаконной забастовку коллектива нефтяной компании Caspian Drilling LLP. Рабочие требовали увеличения заработной платы на 50 процентов, выплаты премии в размере оклада ко Дню нефтяника (отмечается в Казахстане в первое воскресенье сентября), а также восстановления на работе уволенных коллег и отстранения от должности ряда руководителей, отличающихся антирабочей позицией.
Наступление на права трудящихся вызвано страхом крупных собственников перед ростом сознательности рабочих и, как следствие, перед падением прибылей. И опасения эти вполне обоснованы. В опубликованном недавно докладе исследовательской компании Eurasian Center for People Management отмечается резкий скачок числа забастовок за последние три года. За один только 2022 год произошёл 15-кратный рост рабочих протестов. Если раньше свои права отстаивали в основном работники нефтегазовой отрасли, то теперь протестная активность охватила другие сферы, включая бюджетные организации, службы доставки и т.д.
Исследование также зафиксировало расширение круга требований. Бастующие не только настаивают на повышении зарплат и улучшении условий труда, но и призывают к национализации крупных компаний и учёту мнения работников при назначении руководства. В числе причин тревожного для капитала явления авторы доклада называют рост неравенства (в ряде компаний разрыв в доходах топ-менеджеров и обычных сотрудников достигает 800 раз) и высокий уровень безработицы, позволяющий бизнесу платить низкие зарплаты и экономить на безопасности.
Власти же всячески этому потворствуют. Согласно рекомендациям Международной организации труда, на 10 тысяч работников должен приходиться один инспектор труда. В Казахстане соотношение более чем вдвое ниже: один инспектор на 23 тысячи работников. Из-за этого уровень производственного травматизма растёт, а жертвами чужой жадности становится всё больше людей.
Совсем недавно, в конце октября, пожар на шахте имени Костенко унёс жизни 46 человек. После этого президент Касым-Жомарт Токаев объявил о прекращении сотрудничества с инвесторами из компании «Арселор Миттал». Однако для работников изменится только то, что место одного мироеда займёт другой. По словам премьер-министра Алихана Смаилова, металлургический комбинат национализирован не будет. «Что касается планов государства по тому, чтобы быть собственником, вкладывать деньги бюджетные, таких планов у нас нет. У нас план — мы должны привлечь частного инвестора и инвестор должен вложить минимум 3 миллиарда долларов в ближайшие три года», — заявил он.
В таких условиях у трудящихся остаётся одно средство — наращивать борьбу с симбиозом бизнеса и власти. В Макатском районе Атырауской области недавно объявили забастовку сотни рабочих, занятых на строительстве завода по переработке попутного нефтяного газа. Они выразили возмущение низкими зарплатами и неудобным графиком вахтовой работы.
А в Джамбульской области на юге страны вышли на демонстрации работники крестьянских хозяйств. Из-за засухи они потеряли значительную часть урожая. Особенно пострадали посевы сахарной свёклы. И хотя правительство обещало субсидии, фермеры до сих пор их не получили. Многие в итоге оказались на грани разорения. В министерстве сельского хозяйства, однако, переложили вину на самих аграриев. Как утверждается, они неправильно заполнили документы и не получат деньги, пока не исправят ошибки. В отношении олигархов чиновники таких бюрократических проволочек не допускают. Это лишь подтверждает важность солидарности простых трудящихся.
В 2015 году, то есть всего восемь лет назад, троллейбусная сеть Москвы была самой масштабной в мире. Общая протяжённость её линий превышала 600 км. Их обслуживало более полутора тысяч троллейбусов. В столице имелись троллейбусно-ремонтный завод и 9 троллейбусных парков. В значительной степени всё это было советским наследием. Сегодня ничего из него нет. Девяностолетний юбилей московского троллейбуса столица России встречает без единого работающего троллейбусного маршрута.
Радужные мечты беглой белорусской оппозиции о западном рае с треском провалились: предателей и дармоедов начали с позором выставлять за дверь
«Независимые СМИ» изобилуют «тревожными сообщениями» об аннулировании ВНЖ «политэмигрантам», осевшим в Литве и ставшим в глазах тамошних властей ни с того ни с сего «угрозой национальной безопасности».Премьер-министр Социалистической Республики Вьетнам Фам Минь Чинь недавно утвердил национальную стратегию по привлечению и удержанию в стране талантов до 2030 года с перспективами до 2050 года.
Общая цель стратегии — эффективная разработка и реализация прорывных стратегий и решений для привлечения и удержания талантливых людей как внутри страны, так и за рубежом, особенно в таких передовых отраслях, как наука и технологии, образование и подготовка кадров, культура, социальные науки, здравоохранение, информационно-коммуникационные технологии и цифровая трансформация.
Министр продовольствия, сельского хозяйства и лёгкой промышленности Монголии Хаянгаагийн Болорчулуун, выступая на днях на заседании кабмина, заявил: «Объём урожая этого года даёт нам возможность покрыть 100% внутренних потребностей в пшенице и картофеле, а также 81,3% в овощах».
В Литве начинается борьба против всеобщего налога на недвижимость, написал в соцсетях депутат сейма Миндаугас Пуйдокас.
«Готовьтесь к новым митингам. Они действительно потребуются, так как Еврокомиссия не согласилась рассмотреть тайно отправленную правительством просьбу отложить на два года вступление в силу новых налогов», — указал политик.
ТУЛЬКАРМ. Армия Израиля в лагере беженцев в этом городе на Западном берегу реки Иордан снесла при помощи бульдозеров стелы с изображением бывшего палестинского лидера, экс-главы Организации освобождения Палестины Ясира Арафата.
ДАККА. В Бангладеш закрылись 130 фабрик готовой одежды из-за требований работников повысить зарплату. Протесты охватили две крупных промышленных территории в столице страны. Люди не успокаиваются, в результате столкновений с полицией погибла работница швейной фабрики.
В центре города Баксана с одиночными пикетами вышли местные коммунисты. Их протест был приурочен к Международному дню борьбы за ликвидацию нищеты.
Голод и бездомность, ограниченный доступ к медицине и образованию, социальная дискриминация и изоляция. Ко всему этому приводит нищета — абсолютная бедность, которая преждевременно уносит тысячи человеческих жизней.На «медведей» снизошло озарение. Случилось это 14 ноября на пленарном заседании Госдумы, когда представитель фракции «Единой России», выступая по актуальным вопросам, вдруг заговорил о необходимости индексации пенсий работающим пенсионерам — о том, о чём с 2016 года многократно заявляла парламентская оппозиция. И не только, кстати, заявляла, но и вносила соответствующие законопроекты, которые думское большинство всякий раз отклоняло.