Этой осенью к падению цены на урожай зерновых, удорожанию ГСМ и увеличению экспортных пошлин добавились проблемы с логистикой. «Русагротранс» прогнозирует увеличение объёма перевозок в вагонах-зерновозах до 29 млн тонн, при этом стоимость логистики буквально взлетела.
Как складывается нынче ситуация с перевозкой зерна?
Директор компании «Русагротранс» Алексей Барбариуш отмечает, что за первые 6 месяцев года перевозки сельскохозяйственных грузов достигли 7,9 млн тонн — это абсолютный рекорд за последние 11 лет. Резкое увеличение объёмов привело к тому, что популярные направления оказались перегружены, а оборачиваемость вагонов, в которых перевозят зерно в глубоководные порты Чёрного моря, снизилась. Раньше срок доставки составлял 19 суток, теперь же он увеличился до 27 суток. Железнодорожные пути забиты, вагоны с зерном идут гораздо дольше, что в целом замедляет отгрузки. В чём же причина? Дело в том, что поставщики сменили направление экспорта с Европы на Китай, на страны Ближнего Востока, Африку.
Вместе со снижением скорости перевозок зерна по железной дороге, как и следовало ожидать, увеличилась стоимость аренды зерновозов. По оценкам ИЦО (Информационный центр операторов), после начала уборки ставка аренды зерновоза превысила 4000 рублей/вагон, а в сентябре цена выросла ещё на 25%. При этом приобретать собственные вагоны-зерновозы становится весьма накладно, так как начальная цена на заводе уже превышает 7 млн рублей за один вагон. Не каждому предпринимателю это по карману.
Особо следует сказать о сибирских аграриях: сейчас им очень сложно, ведь этот регион и так логистически отрезан от рынков сбыта, а в текущей ситуации доставка зерна усложняется ещё больше. Так считает президент группы компаний «Новосибирская продовольственная корпорация» Александр Тепляков. В недавнем интервью он отметил, что на внутреннем рынке востребованность сибирского зерна крайне слабая, тарифы на железнодорожную перевозку зерна из Сибири до портов и приграничных терминалов очень высокие. В августе тариф до порта Высоцкий составлял 4 тысяч руб./т, а теперь это уже почти 8 тысяч руб./т. Впору хвататься за голову.
Дорогая логистика приводит к сокращению экспорта сибирского зерна и его накоплению на складах, хотя экспорт зерна из Сибири — это привлекательное для аграриев направление и продукция очень востребована на рынке Китая.
Эксперты связывают повышение тарифов и удорожание новых вагонов с ростом объёмов отгрузки, а также с предстоящими списаниями старых вагонов до 2030 года.
Поднялись тарифы и на автоперевозки: по сравнению с 2022 годом их рост составил 30%. Причины этого — сокращение количества перевозчиков, рост цен на топливо, удорожание содержания и увеличение цены новых грузовых автомобилей. Средний тариф составляет порядка 25—30 руб./км, например перевозка зерна из Тюмени до Новосибирска будет стоить около 32 тыс. руб.
Как аграрию продавать зерно сегодня и не разориться на логистике?
В ближайшее время не стоит ожидать, что ситуация на железной дороге улучшится. Нехватка локомотивов, вагонов-зерновозов и высокая загруженность стальных магистралей продолжат негативно сказываться на рынке. Накопление зерна на складах также ведёт к снижению цен на него. Внутренний же спрос на зерно остаётся довольно умеренным.
Где же выход? Некоторые эксперты считают, что перспективным направлением станет переработка зерна. Основная масса поступающей с полей пшеницы относится к категории продовольственной, поэтому может быть переработана в муку. Мощностей для переработки в России в избытке, но необходимо позаботиться о соответствующей упаковке и соблюдении требований перевозки. Продажа переработанного зерна не облагается пошлиной и может реально подсобить сельхозпроизводителю в текущей ситуации.
Почти 40% молодых женщин России отказываются от рождения детей в ближайшие пять лет из-за плохого материального положения.
Печальная демографическая арифметика Росстата для текущего года, по последним доступным данным, на июль 2023 года: родилось 726641 человек, умерло 1023947, итого минус 22523 человека.Хотя со времён Гоголя и рассуждений его персонажей о том, доедет ли то колесо в Москву или не доедет, прошло много времени, дорог стало больше, но менталитет остался: в центре города лужа, в центре лужи — свинья. Правда, сейчас в виде непонятно куда израсходованного бюджета.
Ещё в преддверии начала сезона дорожных работ глава Курской области Роман Старовойт поставил задачу: «проработать все детали деятельности на опорной сети дорог».
В Белоруссии, потерявшей за годы Великой Отечественной войны каждого третьего жителя, планируют широко отпраздновать 80-летие освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков. С этой целью президент А. Лукашенко подписал соответствующий указ, регламентирующий проведение многочисленных и разноплановых мероприятий.
Пушкинский лицей в столице Латвии будет переименован в Лицей имени Броце, информирует интернет-портал Delfi.lv со ссылкой на главу комитета образования, культуры и спорта рижской думы Лайму Гейкину.
По её словам, решение о переименовании якобы приняли учащиеся и их родители. «Большая радость, что после призыва комитета думы Пушкинский лицей инициировал дискуссию и было предложено назвать его в честь И.К. Броце», — заявила Л. Гейкина.
В китайских городах и посёлках городского типа по итогам первого полугодия 2023-го было создано 6,78 млн новых рабочих мест, что достигло 57 проц. от годового целевого показателя. Таковы данные, обнародованные недавно министерством людских ресурсов и социального обеспечения КНР.
Согласно статистике, в июне уровень безработицы по обследованию в городах и посёлках городского типа составил 5,2 проц. Китай планирует к концу года создать в городах и посёлках городского типа 12 млн новых рабочих мест и сохранить уровень безработицы по обследованию в них на уровне около 5,5 проц.