Среди десятков, а может быть, сотен снесённых памятников нашим солдатам, освободившим советскую землю и европейские страны от фашистских завоевателей, был памятник и моему отцу — командиру роты Красной Армии старшему лейтенанту Крайнову Александру Дмитриевичу.
Я уже рассказывал в «Правде» об освобождении эстонского посёлка Пуурмани, где 20 сентября — день изгнания фашистов в 1944-м был до начала 1990-х годов праздничным днём. А братский памятник, воздвигнутый благодаря усилиям коммуниста, директора здешней школы Карла Карловича Наануре и его друзей, стал одним из символом Пуурмани. Оказалось — ненадолго. Затаившиеся нацисты выползли из своих нор, и после развала Советского Союза власти распорядились перенести памятник, созданный благодарными жителями, из центра Пуурмани на общее кладбище в соседний посёлок Курси.
Но и этого фашистским недобиткам оказалось мало! Теперь нацистские мракобесы дошли до вершин маразма. Они собираются уничтожить памятники советским освободителям и на кладбищах. А гражданам России намерены не выдавать визы в Эстонию.
Совершу небольшой экскурс в историю, в те времена, когда в Советской Эстонии благодарные люди приглашали родственников погибших советских героев в свою республику, а эстонские пионеры возлагали к памятникам воинов цветы. Я тогда присутствовал на открытии нового памятника в центре Пуурмани. На гранитном постаменте были выбиты имена освободителей. Среди них и имя старшего лейтенанта А.Д. Крайнова, чья рота непосредственно освобождала Пуурмани.
На открытии были, конечно, учителя пуурманской школы, где директором работал неутомимый краевед — историк не только по профессии, но и по призванию Карл Карлович Наанури. Это он помог найти место гибели моего отца и место его захоронения. После церемонии открытия памятника в неформальной обстановке я поговорил с учителями.
— Чувствуется ли усиление националистических настроений в Эстонии и, в частности, в вашем посёлке? — спросил молодую учительницу русского языка, эстонку по национальности.
— Несомненно, — отвечала она. — В нашем посёлке националисты всё-таки проявляют осторожность. Они получают отпор от таких патриотов, образованнейших людей, хорошо знающих историю, как наш директор. Такие люди, как Наанури, умеют донести правду.
С тех пор прошло время. Перестал существовать Советский Союз. Но и после его развала я ещё продолжал получать из Пуурмани письма от Карла Карловича. Вот самое последнее, написанное Наанури незадолго до его смерти. В нём читаю: «Был в Курси. Положил цветы к памятнику вашего отца. Не волнуйтесь. Доброго вам всем здоровья».
Способен ли был представить эстонский учитель, воевавший с фашистами в эстонском корпусе, до какого ужаса могут дойти местные националисты? Ненависть к великой стране, в составе которой 300 лет находилась их земля, — это порождение нацистской идеологии. «Прибалтийские шавки (эстонские, латвийские и литовские) перевозбудились и забыли свою историю», — услышал я от бывшего ученика Карла Карловича — Илмара, с которым довелось встретиться в Москве.
Шавки, трусливо лающие из подворотни, потомки нацистов, «лесных братьев» перевозбудились в своей ненависти и в своём невежестве. Илмар вспоминал, с каким увлечением Карл Карлович на уроках истории рассказывал о трёхсотлетнем периоде, когда Эстония входила в состав Российской империи, а потом и в Советский Союз. Эти годы, с 1721-го, прошли в дружбе с русскими, в составе единой страны.
Подлость прибалтийских националистов в том, что и в Эстонии, и в Латвии, и в Литве стараются забыть, замолчать эти столетия, а особенно советский период, когда здешние республики вышли в число самых развитых и процветающих в СССР. Что для них правда истории? Лают из подворотни — авось, кто-нибудь услышит и поверит. Но живы ученики Наанури, которые знают всю правду.
Дети сейчас читают мало. И дома, и на улице мы видим их уткнувшимися в свои смартфоны. Оттуда выуживают много вранья, унижающего нашу страну, оскорбляющего память их дедов — победителей, спасителей нашей страны и всей Европы. Поэтому сегодня особенно велика роль семьи. Моя дочь решила каждый вечер читать моим младшим внукам написанную мною повесть «Клад» — о военном детстве их дедов.
«То, что пережито их родными, их дедушкой, — лучше запомнится», — говорила дочь. И вот как-то вечером раздался звонок, и в трубке я услышал плач своего внука. Что случилось? «Мне жалко твоего папу». Мальчик плакал навзрыд. Оказывается, дочь только что закончила чтение повести такими словами: «Тёмными ноябрьскими вечерами в школу приходили многие родители встретить своих детей. Мы учились в третью смену, и уроки кончались поздно. В раздевалке я увидел свою маму. Но что с ней? Лицо заплакано — папу убили. Пришло извещение.
— Где? Когда?
— В Эстонии, близ города Тарту.
Подошла наша учительница. Мария Александровна. Мы плакали все вместе. До Победы оставалось пять с половиной месяцев».
Звонок плачущего мальчика взволновал меня и укрепил веру. Память жива, и она будет жить в новых поколениях.
Антисоветчики продолжают лезть из кожи вон. Недавно прочитал, что якобы кривой была советская идеология. Вон как.
От каждого по способностям — каждому по труду: разве что-то здесь неверно?
Представьте, к примеру, поэта — как ныне выжить ему, коли нет богатых родственников?
В Монголии отметили Национальный день посадки деревьев, призванный повысить осведомлённость общества о важности озеленения в целях улучшения качества воздуха и борьбы с изменением климата.
Министр окружающей среды и туризма Монголии Бат-Улзийн Бат-Эрдэнэ и сотрудники министерства окружающей среды, а также преподаватели и студенты вузов посадили более 4 тыс. деревьев 10 видов в национальном парке Горхи-Тэрэлж, расположенном близ Улан-Батора.