Сказка против Бомбардировщика

Сказка против Бомбардировщика

№105 (31308) 22 сентября 2022 года
2 полоса
Автор: Александр ОФИЦЕРОВ.

Эти такие разные на первый взгляд фотографии рассказывают об одном и том же — о хлопчатобумажном комбинате «Рабочий», бывшем некогда гордостью подмосковного города Озёры.

На верхнем снимке — продукция предприятия, альбомные образцы которой показывает местным жителям, пришедшим в городской парк на праздник, сотрудница местного краеведческого музея. На нижних — нет, не фронтовая хроника военных лет, а нынешняя реальность комбината, чья история, если хорошенько приглядеться к этим развалинам, берёт свой исток ещё с незапамятных царских времён.

Прерывалась она дважды. И по причинам вполне понятным — в 1919 году во время Гражданской войны из-за перебоев в поставках сырья и в 1941-м с началом Великой Отечественной, чтобы сберечь людей, когда фашисты принялись бомбить цеха градообразующего предприятия. Но и в первый раз, и во второй остановка производства была недолгой. Уже в 1921 году Советская власть серьёзно взялась за восстановление и расширение производства, бесперебойно служившего стране ещё два десятилетия — вплоть до того, как рвущиеся к Москве немцы принялись бомбить цеха.

Конечно же, не из-за какой-то особой стратегической важности продукции комбината гитлеровские лётчики сыпали сюда смерть. Враг хорошо понимал: не зазвучи фабричный гудок — замрёт город, притаится. «Неужели остановилось у родных Озёр сердце?» — хватятся люди в страхе и растерянности, после чего справляться с ними оккупантам было бы куда легче. Но как только фашистов отбросили от столицы, хлопчатобумажный комбинат «Рабочий» в невероятно ещё трудном 1942 году вновь запустил станки, позвав текстильщиков на смену.

Крест на трудовой истории предприятия, отправлявшего свои ткани и швейные изделия не только во все концы Советского Союза, но и во многие страны мира, поставил обманом пробравшийся в страну дикий капитализм. Сначала, в 1990-х годах, он отнял у комбината высокое звание «Рабочий», заменив его обтекаемым именем «Ока», а в двухтысячных — и вовсе обанкротил, выставив за ворота более одиннадцати тысяч озерчан. Это же без малого полгорода!

Сегодня небольшое швейное производство на сотню рабочих мест там ещё теплится. Одно из помещений приспособили под выпуск одноразовой пластиковой посуды, в двух других — небольшое производство стройматериалов и автомастерская. Кажется, всё, если не считать пристроившийся здесь магазин ширпотреба. Ах, да, говорят, откроют ещё и сауну или ресторан, а может, всё вместе, тоже засунув их в корпуса огромного комбината…

В 2008 году всё его хозяйство площадью в 42 гектара с оставшейся от «Рабочего» инженерной инфраструктурой за бесценок было прихвачено оборотистыми частными руками. И величают его с тех пор «Индустриальный парк «Озёры». Название-то какое — аж сталью звенит! Мало того, это один из приоритетных проектов Центрального федерального округа, как нам докладывает министерство регионального развития РФ в одной из своих рекламных презентаций всего этого большого некогда народного достояния. А зайдёшь за ограду — кругом репейник, крапива да дикие кусты, сквозь которые сиротливо таращатся на вас глазницы битых окон. Ни на парк, ни уж тем более на какие-то там индустрии сия печальная картина не похожа. Это чистый образ либеральной политики буржуазных реформаторов, угробившей отечественную лёгкую промышленность и поставившей страну в крепкую зависимость от импорта. Ну, наконец-то, хватились, озаботившись его замещением.

Знаете, с чего начали в Озёрах? Вместо того чтобы хотя бы подумать, как возродить здесь традиционное производство тканей и швейных изделий, вновь открыть двери в порушенной системе профтехобразования, тем самым вернув городу тысячи рабочих мест, решили поставить памятник текстильщику. Очень патриотично и трогательно! Как на кладбище.

И ничуть не противоречит установочке, выписанной мировой буржуазией Кремлю ещё при Ельцине, — ликвидировать такие вот комбинаты, фабрики и заводы, где как раз и кристаллизуется опасное для капитализма пролетарское сознание. А если что и оставить, то обязательно распатронить на всевозможные производственные жанры и хорошенько разбавить банями, магазинами и прочими забегаловками, где причастностью рабочего класса к так нужному стране большому делу и не пахнет. По всей России теперь на месте разорённых заводов и фабрик — клубы, кафе, торговые прилавки… А ведь именно большие дела таких вот комбинатов, как «Рабочий», связанные между собой тысячами производственных цепочек и нитей, которые, например, в те же Озёры тянулись с хлопковых полей Узбекистана, Таджикистана и Туркмении, страну нашу советскую во многом крепили и объединяли.

Разве это непонятно? Так почему же вместо начала индустриализации власти прикрываются лишь громкой вывеской, упрямо продолжая тянуть свою либеральную политику ровно по курсу того самого немецкого бомбардировщика, что во время войны крушил комбинат «Рабочий»?

Суд истории, разумеется, скоро жёстко ответит на все эти вопросы. А озёрские рабочие свой вердикт уже вынесли. «Училась и работала на этой фабрике. Теперь вспоминаю то время с теплом и благодарностью, — пишет в соцсети «Одноклассники» одна из бывших ткачих комбината. — Потом начались преобразования из «Рабочего» в «Оку» и так далее. В разгар «лихих 90-х» рабочим нечем было платить зарплату, с нами рассчитывались тканью и сгущёнкой. Масса народу тогда осталась на улице, в основном, конечно, женщины. Жаль комбинат, очень жаль. С превеликим удовольствием сейчас встала бы к станкам».

— Прямо-таки и с превеликим? — ухмыльнутся скептики. Дескать, знаем мы все эти сказки про рабочую честь и гордость ещё по советскому кино.

Да, сейчас, когда страну придавила хищная буржуазная хватка, фильмы о человеке труда не снимают. И не потому, что понятия его чести и гордости всего лишь вымысел советской пропаганды. Скорее наоборот — эти понятия остаются столь значимы своим революционным потенциалом, что их хотят побыстрее уничтожить, растворив в потоке клеветы на Советскую власть.

Но то, что изображено на первой фотографии, — не придумаешь, не выдашь искренний интерес на лицах за постановочный кадр. Пришлось даже довольно долго ждать, когда публика, плотно обступившая эту рассказывающую о судьбе комбината выездную музейную экспозицию, разойдётся, чтобы получился снимок.

И что их, озерчан, от мала до велика сюда так влекло, если фабрика им известна, как дом родной, в котором большинство из них трудились семейными поколениями? Несомненно, то самое чувство принадлежности к комбинату как к большому, так нужному стране делу, ощущение своего в том деле соавторства. Если назовёте это рабочей гордостью — не ошибётесь.

— А помните, как в фильме «Москва слезам не верит», присев вечерком отдохнуть у дачного крылечка, три его героини потихонечку душевно поют: «Стою под тополем, грызу травиночку. Зачем протопала к нему тропиночку…»? — подхватил нежной рифмой тему о советских сказках в кино один из бывших работников комбината Сергей Юшин (на снимке внизу).

Он, кстати, как и главная героиня той легендарной киноленты, Катерина, пришёл после школы сорок с лишним лет назад на комбинат рабочим, откуда вскоре дали ему направление в московский институт. Отучился, вернулся трудиться в родные цеха, где всю жизнь проработали его родители. Здесь, на комбинате, вручили ему ключи от новой квартиры. Дорос до заместителя главного энергетика этого огромного предприятия.

— Да будет вам известно, — продолжил Сергей Евгеньевич с возвышенной ноткой, — что слова этой песни Яна Френкеля, с успехом исполнявшейся ещё великой Людмилой Зыкиной и другими известными советскими певицами, написала наша озёрская ткачиха — тоже Люда по фамилии Вялкина. Такой, знаете ли, на комбинате «Рабочий» зарегистрирован поэтический факт. Если назовёте его советской сказкой — тоже не ошибётесь…

А вот со сказками буржуазного содержания дело в Озёрах не ладится. В 2012 году с огромной помпой, заряженной самыми передовыми отрядами бульварной прессы и телевидения, члены областного правительства и местные чиновники на базе одного из цехов комбината дали старт пошиву молодёжной одежды под брендом юного российского дизайнера Киры Пластининой, раскрученного в разных странах десятками миллионов долларов из мешка денег её папы. В своё время он, прихватив с компаньонами Лианозовский молочный комбинат, принялся щедро финансировать рекламные визиты в московские бутики дочери таких западных звёзд подиума и экрана, как Линдси Лохан, Бритни Спирс, Николь Ричи, Джорджия Мэй Джаггер, Пэрис Хилтон. А лет через пять, как только отцовские деньги кончились, талант королевы стиля тут же угас и модная фирма обанкротилась. Потом её с горем пополам всё-таки реанимировали, но уже без участия Киры. В США, куда за новым счастьем она давным-давно перепорхнула (а ведь это там «Москву слезам не верит» в 1981 году удостоили «Оскара»), дарований «ранней пташки» тоже не оценили и потащили в суд якобы за нечистоплотность ведения бизнеса.

Получается, что судьба у сказки, в нынешнее продажное время придуманной за деньги, и в Америке недолгая. Сказка же, рождённая правдой в эпоху справедливости и созидания, несмотря на покушение на неё фашистского бомбардировщика и либеральных реформ, жива везде и всегда.

Просмотров: 151

Другие статьи номера

К вопросу о предназначении партийной газеты

Заметки редактора

Восемь лет назад на отчётно-выборной конференции регионального партийного отделения КПРФ я был избран главным редактором газеты ставропольских коммунистов «Родина». Голосование было единогласным, к чему я отнёсся ожидаемо, ибо был хорошо известен читателям по публикациям в «Родине» почти со дня её основания (1994 г.), но и самонадеянно, ибо быть редактором — задача более трудная, чем лишь автором отдельных статей.

Подрезают крылья
Президент Шереметьевского профсоюза лётного состава (ШПЛС) И.В. Дельдюжов направил в Росавиацию на имя руководителя Федерального агентства воздушного транспорта А.В. Нерадько обращение, текст которого был опубликован на официальном сайте профсоюза.
9 ДНЕЙ КАЛЕНДАРЯ

22 сентября

— 85 лет Э.С. Кочергину — театральному художнику, академику РАХ, народному художнику РСФСР. В разное время — главный художник ленинградских театров. С 1972 года в Большом драматическом театре им. Г.А. Товстоногова. Лауреат Государственных премий СССР и РФ.

Непокорённый и незабытый
Почти 10 лет назад в кабинете истории средней школы №20 Бреста, размещённой на улице Карбышева, возобновил работу музей Героя Советского Союза генерала-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Михайловича Карбышева, который существовал в учебном заведении в 1980-х годах. Обновлённый музей пополнился фондами другого аналогичного музея из брестского СПТУ №26, расположенного неподалёку, но позже расформированного.
«Город перемен» в столице Молдавии
Массовая акция протеста в Кишинёве, начавшаяся в воскресенье перед зданиями резиденции президента и парламента Республики Молдова, продолжилась установкой на ступенях парламента и на площади перед зданием множества палаток, получивших название «Город перемен».
Финляндия в огромных долгах
За время своей работы нынешнее правительство Финляндии набрало столько долгов, сколько страна не видела с послевоенных лет, пишет финская газета «Кауппалехти». Экономист Санна Курронен называет правительственный план бюджета на следующий год безрассудной тратой денег. Она считает, что команда премьер-министра Санны Марин оставляет своим преемникам мрачное наследие.
«Это издевательство над детьми!»
Учебный год в Грузии начался 15 сентября. И в этот самый, казалось бы, радостный день на юге республики, возле села Норио Гардабанского муниципалитета в крае Квемо-Картли, толпа родителей школьников перекрыла трассу Захеси — Лило. Об этом проинформировало агентство «Регнум» со ссылкой на телеканал «Пирвели».
Чехия: подлая выходка против России
Антироссийская политика, которую под напористым влиянием западных союзников проводит премьер-министр Чехии Пётр Фиала, стала, как сообщает агентство «Регнум», объектом критики со стороны обозревателя газеты Parlamentní listy Михала Малы. Глава кабмина обвиняется в подлом втягивании страны в конфликт с Россией.
Зияющие бездны Антисоветизма
Постсоветские элиты продолжают поддерживать свою легитимность жалкими подпорками из антикоммунизма и исторических мифов. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил о «величайших героях», ставших жертвами «тоталитарного режима», и потребовал увековечить их память.
ПУЛЬС ПЛАНЕТЫ
ХЕРСОН. Херсонская область намерена сохранить в полном объёме свои территории, а также название после вхождения в состав РФ в качестве нового субъекта по результатам будущего референдума, сообщил глава военно-гражданской администрации (ВГА) региона Владимир Сальдо. При этом, отметил его заместитель Кирилл Стремоусов, Херсонщина не нуждается в признании итогов предстоящего плебисцита со стороны Украины, поскольку позиция Киева в данном вопросе никому не интересна.
Все статьи номера