Морской разбой глазами юристов

Морской разбой глазами юристов

№89 (30732) 21—22 августа 2018 года
3 полоса
Автор: В.М.Т.

Множатся жертвы украинского государственного пиратства в акваториях Азовского и Чёрного морей. Так, с 10 августа не может выйти из порта Херсона российский танкер «Механик Погодин». Напомним, что ещё 25 марта в 15 милях от Обиточной косы украинские пограничники остановили и задержали российское рыболовецкое судно «Норд».

ПО СЕЙ ДЕНЬ восемь российских моряков, которые были на борту, маются в том же Херсоне. При этом капитану «Норда» грозит тюремное заключение сроком до пяти лет. Лишь двум морякам удалось усыпить бдительность стражей и через Минск вернуться в Крым.

Что касается российского судна «Механик Погодин», то, как стало известно в конце прошлой недели от первого заместителя постоянного представителя президента Украины в Крыму Изета Гданова, оно заблокировано украинскими властями в порту Херсона ни много ни мало на три года (!).

Гданов добавил, что экипаж судна из-за недопуска на борт портовой инспекции «понесёт ответственность в соответствии с требованиями действующего законодательства». Дескать, инспекция не оставляет надежд попасть на судно. «Каждая страна имеет право и обязана контролировать техническое состояние судна, если есть жалобы, а там есть жалобы, и его экологическое состояние... Это будет сделано», — пообещал зампредставителя президента Украины в Крыму. Ранее капитан удерживаемого на Украине российского судна Михаил Замятин заявил о наличии официального разрешения на вход в порт.

По сообщению компании ООО «В.Ф. Танкер», 12 членов экипажа российского танкера «Механик Погодин», заблокированного в порту украинского города Херсона, предотвратили третью попытку проникновения на судно. «К теплоходу 16 августа прибыла инспекция портового контроля для проверки анонимной жалобы о «неудовлетворительном состоянии судна», якобы поступившей от одного из членов экипажа. В связи с отсутствием правовых оснований экипаж не пропустил инспекцию на танкер, — говорится в тексте сообщения. — После появления на причале большого числа неустановленных лиц (около 17 человек), представившихся сотрудниками СБУ и пограничной службы, а также сотрудниками экологического контроля, судовладелец обратился в генеральное консульство России на Украине с просьбой во избежание провокаций оказать поддержку капитану судна и экипажу».

Михаил Замятин подал протест в адрес портовых властей, а также пограничной и таможенной служб. В пресс-службе ООО «В.Ф. Танкер» — оператора судна — сообщили, что заказчик перевозки, а им является канадская фирма, не участвует в переговорах с украинскими властями.

Вопрос о задержании судна до сих пор не рассмотрен в судебном порядке, и о наличии такого иска компании неизвестно.

«В соответствии с установленным порядком портового контроля на территории порта Херсона капитан и агент судовладельца в порту, — отмечается в сообщении, — контактируют исключительно с капитаном порта, представителями контролирующих органов на территории порта и представителями грузовладельца»; «Экипаж судна «Механик Погодин» опасается силового захвата. Капитан судна не может получить разрешение покинуть порт, выгрузка дизельного топлива запрещена, а портовые власти не могут предоставить перечень претензий к судну или судовладельцу».

Уточняется: капитан танкера постоянно получает данные от администрации порта о том, что украинские ведомства якобы имеют претензии к судну. Сначала их предъявили в СБУ, потом в таможенной службе, а затем они поступили и от пограничной службы Украины. «При этом ни от таможни, ни от пограничников не предоставлены ответы на запросы капитана судна и судовладельца о перечне нарушений».

В компании отмечают: подобные действия свидетельствуют о том, что украинские власти пытаются найти формальный повод для задержания судна.

По словам представителей ООО «В.Ф. Танкер», экипаж не покидает судно добровольно, во избежание провокаций.

«Самочувствие членов экипажа хорошее. Он обеспечен необходимыми продуктами питания и медикаментами в полном объёме. О наличии ограничений членам экипажа в передвижениях нам ничего не известно. Но во избежание провокаций и в целях обеспечения готовности судна к отплытию в любой момент по факту получения разрешения от портовых властей экипаж добровольно остаётся на судне». Отмечается также, что моряки поддерживают связь с родственниками.

ПО ИНФОРМАЦИИ агентства УНН со ссылкой на источник в созданном в Киеве Главном управлении СБУ в Крыму, судно принадлежит компании, в отношении которой Совет национальной безопасности и обороны Украины ввёл санкции.

«То есть приняты меры блокировки активов. На данный момент команда (судна) не задержана. Но пока с судном разбираются. Также пока нет санкции судебной по его задержанию, но работают», — заявил источник. Само судно задержано, поскольку киевский режим 26 июля этого года внёс в так называемый санкционный список компанию ВЭБ «Лизинг», которой судно принадлежит.

По мнению профессора Института государства и права РАН Камиля Бекяшева, сам факт задержания танкера следует квалифицировать как государственный теракт: «Судно шло под флагом РФ и оно обладает иммунитетом. Как в открытом море, так и в порту арестовывать это судно было нельзя. Портовые власти должны были согласовать с компетентными органами Российской Федерации и изложить суть проблемы: за что танкер должен быть арестован». Тем более что в соответствии с международными нормами танкер за 72 часа запросил заход в порт. Если у украинских властей имелись бы какие-то претензии, то они не должны были давать разрешение на заход.

Ещё один эксперт, вице-президент ассоциации Международного морского права Ольга Кулистикова напомнила, что в морском праве чётко предусматриваются условия задержания и ареста судна. Перечень морских требований, по которым оно может быть арестовано, а также прав капитана содержится в двух конвенциях по арестам (1952 и 1999 гг.). В конвенции 1952 года участвует более 80 государств, в том числе и Россия (с 1999 года). Ни в одном из международных договоров в области морского права и правовых инструментов нет понятия задержания судна за то, что его владелец находится под санкциями.

С точки зрения морского права оснований для задержания судна нет. «Ко всему прочему зарегистрированный собственник и судовладелец — это разные субъекты, — уточнила Кулистикова. — Получается, что задержание судна — чисто политическая акция».

Просмотров: 555

Другие статьи номера

Да, трудиться… Но ради чего?

Размышления комсомолки

В книге «Самоучитель хороших манер» есть такие слова: «Если вы единственная дочь нефтяного магната, владелица крупного пакета акций доходного предприятия или вот-вот станете женой наследного принца, вы можете вообще не думать о работе. У всех остальных людей нет другого способа добывать деньги для того, чтобы содержать себя, есть, пить, одеваться, покупать всё необходимое и кое-что лишнее, посещать театры, путешествовать и т.д.». Понятно, что члены королевских семей или наследники крупных капиталистов — это абсолютное меньшинство населения. А большинству людей жизненно необходимо трудиться, чтобы иметь возможность обеспечить себя.

Богата талантами волгоградская земля
Во Дворце культуры «Химик» Красноармейского района Волгограда состоялся финал областного смотра-конкурса детского и юношеского творчества «Юные патриоты» имени А.В. Апариной, посвящённого 100-летию ВЛКСМ. Около 300 детей из разных уголков Волгоградской области соревновались в четырёх номинациях: «Хореография», «Музыкальное исполнительство», «Вокал» и «Художественное слово». Цель мероприятия — выявление одарённых и талантливых детей, развитие творческого потенциала и чувства патриотизма его участников.
Они были первыми
Об истоках большого и славного пути Ленинского комсомола, чьё столетие приходится на 2018 год, можно сказать так: всё началось с появления союзов рабочей, крестьянской и учащейся молодёжи ещё в период подготовки Великой Октябрьской социалистической революции. Такие союзы социалистической направленности вовлекали молодёжь в революционную борьбу, но были разобщены, пока не состоялось историческое событие — I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодёжи. В Москве 29 октября — 4 ноября 1918 года этот съезд собрал около двухсот делегатов и постановил объединить организации в Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ). С тех пор 29 октября 1918 года считается Днём рождения комсомола.
Прискорбная ситуация

МИНИСТЕРСТВО юстиции Литвы и служба по защите прав потребителей на днях представили результаты исследования цен на обувь и одежду в 12 странах Евросоюза.

Стоимость одежды в республике, показало это исследование, сообщает агентство «Регнум», составляет 105% от среднего показателя в ЕС, обуви — 101,4%. Если же сравнивать отдельные страны, которые по уровню жизни значительно опережают Литву, разница заметнее.
В конфликте поставлена точка
Период охлаждения между странами завершился, впереди — время дружбы и стратегического партнёрства. Так оценили главы Узбекистана и Таджикистана итоги прошедших переговоров. Среди конкретных достижений — согласование спорных участков границы и решение о совместных проектах в энергетике.
Пульс планеты
АФИНЫ. Греция официально выходит из программы макроэкономической помощи в рамках договорённости со странами еврозоны. В начале августа Афины получили последний транш в 15 млрд евро. Между тем для создания резерва ликвидности, на котором настаивали кредиторы, в ближайшие два года балканской стране придётся пойти на новые сокращения пенсий и увеличение налогов.
Интернет-суд ужесточит контроль

В КИТАЕ распространяется опыт создания интернет-судов, отработанный на пилотном проекте в Ханчжоу — административном центре приморской провинции Чжэцзян.

Эксперимент проводился с августа 2017 года с целью упорядочить разрешение конфликтов и деловых споров, которые возникают между пользователями интернет-сети. По его результатам Верховный народный суд КНР принял решение распространить опыт Ханчжоу на города «первой линейки» — столицу Пекин и Гуанчжоу (административный центр южной провинции Гуандун).

Вьетнамские пенсионеры довольны

В СПИСОК 25 лучших стран для выхода на пенсию, по версии ирландского издания International Living, вошла Социалистическая Республика Вьетнам, заняв в нём 23-е место с 76,6 балла из 100.

Составители рейтинга, говорится на интернет-сайте AsiaVietnam, учитывали такие показатели, как темпы развития экономики страны, уровень здравоохранения, климат, возможности для ведения здорового образа жизни, наличие льгот и скидок для людей пенсионного возраста, стоимость аренды жилья, гибкость визовой политики.

Зачем Лукашенко «перетряхивает» правительство
Весть о том, что в Белоруссии заменено руководство правительства, обошла все новостные каналы. Событие и впрямь неординарное. Президент республики Александр Лукашенко сменил не только премьер-министра — им назначен Сергей Румас, возглавлявший до этого Банк развития, но и четырёх вице-премьеров, а также министров экономики, промышленности, связи и информатизации и архитектуры и строительства.
Не хотят умирать на работе
Люди берут на веру кремлёвские легенды о величии страны, но про пенсии могут посчитать: «насладиться» заслуженным отдыхом доведётся, скорее всего, на кладбище, пишут СМИ. На этой стадии Путин сознательно поддерживает атмосферу сомнения по поводу его намерений.
Все статьи номера