Главная  >  Номера газеты  >  №89 (30586) 17 августа 2017 года  >  Золотая рыбка и реальные пацаны

Золотая рыбка и реальные пацаны

№89 (30586) 17 августа 2017 года
4 полоса
Автор: Лариса ЯГУНКОВА.

Художественный фильм теснее всех прочих искусств соприкасается с подлинной жизнью. Сколько бы ни усовершенствовалась его образная система, а игровое кино неизменно остаётся сколком действительности — такова его изначальная природа, которую можно изменить в угоду всевозможным новациям, но тогда уж не приходится говорить о реализме.

ИСКУССТВО многообразно, можно по-всякому его интонировать. Но уж если художник собирается отразить жизнь в формах и красках самой жизни, будь добр, не обманывай зрителя, не внушай ему ложного представления о действительности. К сожалению, этот совет часто остаётся втуне. Лгать с экрана стало какой-то противоестественной потребностью авторов — очевидно, в угоду конъюнктуре, требующей клеветы на наше советское прошлое.

Режиссёр Александр Галибин, будучи известным актёром, разумеется, не собирался быть аутсайдером в режиссуре. Экранизировав несколько ничем не примечательных спектаклей и потерпев неудачу с фильмом «40», он решил действовать наверняка. Сценарий Э. Манджиевой (при участии Л. Гладунко) привлёк его внимание фактурой. Первый послевоенный год, глухой посёлок в Киргизии, бедствующая семья, эвакуированная из Ленинграда, в которой двое мальчишек шести и девяти лет предоставлены сами себе, пока мать пытается что-то заработать, чтобы прокормить их и лежащего в госпитале отца. На этом материале А. Галибин вознамерился сделать картину для семейного просмотра. Проект получил одобрение министерства культуры и государственное финансирование.

И вот перед нами фильм «Золотая рыбка», судя по названию, отсылающий юного зрителя к бессмертной сказке Пушкина с её глубокой, доступной детскому пониманию моралью. Но до высокой морали в фильме дело не доходит. По воле авторов дети усваивают из прочитанной мамой сказки только одно: рыбка исполняет любое желание. А им очень хочется, чтобы раненый отец скорее поправился и вернулся к ним из госпиталя. Значит, нужно купить на базаре золотую рыбку и попросить её: сделай так, чтобы папа поправился и никогда больше не болел.

Всё это было бы трогательно, если бы действие не разворачивалось в каком-то недочеловеческом мире, где даже маленькие дети до отказа заряжены злобой и агрессией. Да и как они могут быть другими, когда даже от матери не слышат ни одного ласкового слова. Куда бы они ни пошли, с кем бы ни встретились — всюду сталкиваются с грубостью, нецензурной руганью, а то и с рукоприкладством. «Поймаю, ноги повыдергаю», «поймаю, голову оторву» — всё время несётся им вдогонку.

На это сорванцы неизменно отвечают: «Сначала поймай!» Водятся за ними всякие грешки: могут разломать добротную тару только для того, чтобы потом с невинным видом прийти и предложить свою помощь в уборке мусора. Или украсть порожние бутылки, чтобы продать их Зинке-самогонщице. А всё затем, чтобы накопить 78 рублей и купить золотую рыбку. Есть у них на рынке друг — дядя Коля, безногий инвалид с баяном, он даёт им свою самодельную тележку, на которой они перевозят торговкам кули и мешки.

Есть и страшные непобедимые враги —киргизские мальчишки во главе с Олжасом из так называемой Нахаловки: им лучше не попадайся — изобьют, отнимут поживу, найденную на местной свалке. Но и Федя со Стёпкой тоже не промах: торгуя на рынке «ковриками для ног» (видимо, это молитвенные коврики), они тоже научились непристойно сквернословить и драться, причём без всяких колебаний могут напасть и на «плохого» взрослого дядьку. А друг с другом они дерутся постоянно и на улице, и дома, на глазах у матери, которая разнимает их со словами: «Вас же двое всего на свете!»

В том-то и суть: кроме забитой нуждой матери и беспомощного отца, никого у этих ребят нет. Никому не нужные, неприкаянные, они лишние на этом свете. Они выпали из общества. Да и о каком обществе может идти речь в этой степной глуши, где, кажется, нет никакой власти. Нет даже школы, хотя на дворе давно осень. А стало быть, нет ни учителей, ни продлёнки, ни библиотеки. Прекрасно изданную книгу «Сказки А.С. Пушкина» дети находят на свалке.

КНИГИ НА ПОМОЙКЕ — это уже реалии нашего времени. В каком году всё это происходит? Может, во времена развала СССР и бедствий всех бывших союзных республик? Может, сегодня? Вообще поначалу зрителя не оставляет ощущение, что режиссёр видит прошлое сквозь призму нынешней жизни. Но оно быстро рассеивается: уж очень точно воссозданы бедные обноски персонажей, убогие интерьеры — постарались художники. А кроме того, звуковым фоном действия служат передачи центрального радио.

Главное — добиться жизнеподобия. Опытный художник воссоздаст обстановку, хорошие актёры разыграют сцену, наполнят её, можно сказать, своей кровью и плотью. Но за этим жизнеподобием нет правды того далёкого и прекрасного времени, нет понимания сути человеческих чувств и отношений. А посмотришь поверхностным незаинтересованным взглядом — действительно похоже на правду. И пацаны такие реальные!

Конечно, ставка делается на сочувствие к несчастным мальчишкам. Но особого расположения они не вызывают: уж очень утилитарно смотрят на мир. Правда, младший Стёпка загляделся на маленькую киргизскую девочку, заслушался её пением, но мимолётно; он во всём старается подражать старшему брату. И вместе с тем терпеть его не может, потому что приходится донашивать его одежду. Характеры намечены интересно; можно было бы и углубить, разыграть их, но почти всё пространство фильма заполнено рынком и похождениями этих сорванцов в поисках заработка.

Ребята всё-таки приобрели двух золотых рыбок: продавец воспользовался случаем содрать с них двойную цену, но одна рыбка умерла с голоду, а чтобы прокормить вторую, надо наловить водяных блох в затопленном карьере. Приходится отправляться на промысел через бандитскую Нахаловку. Там ребята попадают в плен к Олжасу и его воинственной команде.

И тут в фильме разыгрывается национальный вопрос. Оказывается, во все времена имела место отчаянная вражда между киргизами и русскими. И для Феди со Стёпкой она чуть не обернулась трагедией: плачущих ребят привязывают к изгороди. «Сейчас убивать вас буду!» — говорит Олжас. И это не шутка: готовится побитие камнями. Спасает ребят сестрёнка Олжаса, та самая девочка-певунья: «Дедушка, там Олжас русских убивает! Беда будет!» Каково это звучит нынче? Слово аксакала — закон: «Развяжи их, — приказывает он внуку. — Род свой позоришь! Их двое, а вас сколько?..» А когда мальчишки объясняют, зачем они пришли в Нахаловку, старик великодушно повелевает: «Везде ходите… Пусть рыбка кушает».

И сбывается заветное мальчишеское желание: отец вернулся, вот он лежит на койке, вот открывает глаза — всё такой же беспомощный и слабый, но живой. Невесёлая история подходит к концу, оставляя горькое послевкусие. Прежде всего потому, что за бытовыми реалиями здесь кроется большая антисоветская ложь.

ФИЛЬМ идёт вразрез с исторической правдой. Как ни стремительно уходят в историю сороковые годы минувшего века, а народная память жива. Существуют и документы, которые невозможно оспорить. В годы Великой Отечественной войны Средняя Азия дала приют, без преувеличения сказать, миллионам беженцев. Здесь нашли вторую родину депортированные народы; многие из переселенцев настолько привязались к этой земле, что решили остаться в Казахстане и Киргизии навсегда.

Ни один ребёнок не был брошен на произвол судьбы. Местные власти подготовились к приёму целых коллективов. Сотни семей изъявили желание принять сирот под свой кров. Детей забирали в домашнее тепло прямо с вокзалов. Были семьи, усыновившие по 7—10 ребятишек разной национальности.

Конечно, военное и послевоенное время создавало огромные трудности. Бедность и материальные лишения были спутниками жизни многих семей, но удалось оградить огромные массы людей от голода, эпидемий, клановой преступности. После войны жизнь быстро налаживалась, возвращалась в созидательное русло. Среднеазиатская руда, хлопок, живая сила становились кровью, вливавшейся в артерии всей страны.

К сожалению, сегодня мало говорят о том вкладе, который внесла в нашу победу, в социалистическое строительство советская Средняя Азия. Всё заслонили собой реалии нынешней безобразной жизни, в которой сотни тысяч выходцев из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии стали безродными гастарбайтерами. Именно поэтому стало возможным появление таких позорных фильмов, как «Золотая рыбка».

Но самое возмутительное, что влиятельными людьми, и в том числе продюсером Борисом Токаревым, картине было организовано поистине триумфальное фестивальное шествие.

Она получила приз на православном фестивале «Золотой витязь». Затем была отмечена ещё одним призом в «Артеке» на фестивале «Алые паруса». И, наконец, удостоилась главного приза на кинофестивале имени В.М. Шукшина на Алтае.

Теперь Александр Галибин раздаёт интервью — интернет полон его высказываний:

«Фильм «Золотая рыбка» для семейного просмотра финансирован из государственного бюджета. И не напрасно. Картина доставляет радость и детям, и взрослым». «К сожалению, сейчас нет фильмов для детей, чтобы на них воспитывались целые поколения, — сетует А. Галибин. — А раньше такие фильмы были…»

Вот уж что верно, то верно.

Просмотров: 320

Другие статьи номера

«Нейтральный» триумф России
Сборной России на завершившемся в минувшее воскресенье чемпионате мира по лёгкой атлетике в Лондоне официально из-за дисквалификации Всероссийской федерации лёгкой атлетики не было, но наши допущенные к соревнованиям спортсмены, которых от всей команды осталось-то всего 19 человек, завоевали шесть наград.
«О муза! Расскажи, как Кульнев воевал…»
Ещё в детстве, увидев по телевизору кинофильм «Гусарская баллада», я «заболел» подвигами русских удальцов, преградивших путь наполеоновским полчищам в глубь России. Прочитав про ту войну всё, что смог найти в библиотеках и книжных магазинах, я в одной из книг обнаружил репродукцию картины художника-баталиста начала ХХ века Николая Самокиша «Атака у Клястиц 20 июля 1812 года». Какая в этой картине экспрессия! Земля трясётся под копытами несущихся в бой коней, солнце сверкает на обнажённых клинках, на серебряном шитье гусарских доломанов. Особенно хорош скачущий впереди всех усач, потерявший в пылу атаки свой кивер. Зритель как будто слышит его крик «ура-а-а!», подхваченный сотнями мчащихся следом за ним русских кавалеристов. Да, это Кульнев, славный генерал Яков Петрович Кульнев буквально за несколько секунд до того, как французское пушечное ядро опрокинет его наземь…
Постамент под статуей Свободы зашатался
«К ЧЕМУ ИДУТ СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ?» — вопрошает обозреватель еженедельника «Нью-Йоркер» Робин Райт. Она ссылается на февральский доклад американской организации «Саузерн поверти ло сентер» («Южный центр правовой защиты бедноты»): «В прошлом году радикальные правые влились в политический мейнстрим более успешно, чем в последние полвека».
Крупных заказов нет

ПРЕДПРИЯТИЯ Литвы активно ищут новые рынки с августа 2014 года, ведь основной их рынок, Россия, отвечая на санкции ЕС, объявила о запрете на ввоз продуктов из стран Евросоюза.

В США ещё в конце 2015 года был разрешён импорт говяжьей продукции некоторых литовских компаний. Китай в августе 2016-го позволил 16 литовским предприятиям поставлять в страну молочные продукты, а Япония в начале 2017 года открыла рынок мясу птицы и говядине из Литвы.

Дело не в бороде…
Бороться с распространением религиозного экстремизма на государственном уровне. С такой инициативой выступило руководство Казахстана. Поставив правильную цель, чиновники предлагают довольно странные меры: вместо решения глубинных проблем они хотят сосредоточиться на борьбе с ношением хиджабов и бород.
Сообщает Синьхуа

Под участком Бадалин Великой Китайской стены в окрестностях столицы КНР и под старой железной дорогой Пекин — Чжанцзякоу развернулось строительство подземной станции новой высокоскоростной железнодорожной магистрали Пекин — Чжанцзякоу. Длина новой станции составит 470 метров, площадь подземных строений — 36 тысяч квадратных метров. Рельсовое полотно будет располагаться на глубине 102 метра от поверхности земли.

Чествуют молодых хлеборобов

КОММУНАЛЬНОЕ сельскохозяйственное унитарное предприятие «Совхоз «Коммунист» — динамично развивающаяся агропромышленная структура, находящаяся в Ельском районе Гомельской области.

Сейчас здесь в разгаре уборка зерновых. Пример ударного труда подаёт молодёжь.

Пульс планеты
МАЙДУГУРИ. Число жертв теракта на рынке близ этого нигерийского города достигло 30 человек, более 80 получили ранения. Взрывное устройство привела в действие смертница, ещё две женщины подорвали себя у входа в находящийся поблизости лагерь беженцев. Майдугури, расположенный на юго-востоке африканской страны, является столицей штата Борно, где активную деятельность ведут боевики запрещённой в РФ группировки «Боко харам».
Зачем школа на военном полигоне?

Американцы считают, что Молдавией можно управлять как обычной полуколонией: подачками и отменой подачек

НА ДНЯХ бывший молдавский министр обороны Анатолий Шалару заявил, что Республика Молдова лишилась более 12 млн долларов за отказ принимать в нынешнем году участие в учениях НАТО, а виновен в этой серьёзной потере средств президент страны Игорь Додон, который в связи с нейтральным статусом Молдавии запретил её военнослужащим проводить совместные акции с яльянсом (что было, то было: запретил. — Л.Л.). В связи с этим, дескать, на президента надо завести уголовное дело из-за его действий, направленных на подрыв системы национальной обороны, которые уже стали приносить негативные плоды.

Янки осваивают Черноморское побережье
На этой неделе украинские СМИ вдруг обратили внимание на то, что в Очакове Николаевской области, в 150 километрах от Крыма, силами военнослужащих мобильного батальона американской морской пехоты строится «Центр оперативного управления флотом для украинских ВМС».
Все статьи номера