Главная  >  Номера газеты  >  №83 (30434) 2—3 августа 2016 года  >  Приз уплыл под парусами «Ковчега»

Приз уплыл под парусами «Ковчега»

№83 (30434) 2—3 августа 2016 года
4 полоса
Автор: Нина НЕЧАЕВА.

На XXI Лобненском театральном фестивале «Русская классика» спектакль санкт-петербургского театра «Ковчег» по повести Валентина Распутина «Последний срок» был показан на четвёртый день и сразу же высоко поднял планку. Как-то само собой определилось: лучший! Были и до и после достойные работы, но дотянуться до такого уровня не смогли.

ЗДЕСЬ соединилось всё — и мощь литературного материала, и прекрасная режиссура Людмилы Петрович-Манониной, и блестящие актёрские работы — дуэт двух народных артисток России — Галины Карелиной (Мать) и Ирины Соколовой (Мирониха) в ролях деревенских женщин, тех великих тружениц, что всю жизнь, до гробовой доски, заняты делом. Они, как неугомонная, острая на язык Мирониха Ирины Соколовой, как Мать Галины Карелиной, уходят навсегда, только исчерпав весь запас отпущенных природой физических сил. Но не духовных. Им не надо искать смысла в жизни — он уже заложен природой. Нужно растить детей, а потом отпускать их в большую жизнь: ждать, волноваться, прощать. А они разбредаются по свету, занятые своими семьями, работой, не успевают написать, навестить. Хотя им кажется, всегда успеют, но близок последний срок. Надо бы своим старикам хоть в конце жизни уделить внимание, но нет — зовёт, зовёт беличье колесо забот. Сколько же деревень на Руси вымерло, а в иных жизнь ещё теплится только благодаря нескольким старожилам. Не будет их — и останутся осиротевшие дома с проваленными крышами смотреть пустыми глазницами окон на зарастающие сорняками и деревьями поля.

И ещё: это спектакль о потере исторической памяти, об утере своих корней, уничтожении природы, разобщённости людей, даже самых близких. Наши нынешние беды идут из того далёкого уже времени, и лучшие из писателей, такие, как Распутин, Шукшин, это чувствовали. Их книги тревожили души. Но страна-то была другая, и казалось, что всё уладим, всё преодолеем. Многое тогда смягчалось уверенностью в будущем, социальной защищённостью, реальным улучшением жизни.

После спектакля вспомнился мне документальный фильм о поездке Валентина Распутина незадолго до его смерти по Сибири. Показывали великую трагедию народа по телевизору очень поздно. Думаю, не от стыдливости, а чтоб лишний раз не напомнить о стране, которую мы потеряли. Но везде, где звучит страстное слово писателя Распутина, встаёт образ той прежней, незабытой страны и пробивается мысль: катастрофы можно было избежать. «Последний срок» получил по праву не только Гран-при.

Лобненский фестиваль недаром называется международным — на этот раз русскую классику показывали театры из Германии, США, Азербайджана, Израиля и давно полюбившиеся зрителям испанцы из театра ЕТС (г. Делия). Театру этому двадцать лет. Там тоже проводится свой театральный фестиваль, и лобненская «Камерная сцена» принимала в нём участие. Энергичный, талантливый, влюблённый в своё дело, поклонник русского театра и Станиславского режиссёр Марио Осман Пассеро не только добился десять лет назад официального статуса муниципального театра, но и организовал филиалы в двух других городах. В театре несколько групп (и из русской диаспоры, и испанцы — одни поддерживают знание русского языка, другие его учат), и Светлана Картунова, наша соотечественница, выпускница Дальневосточной академии искусств, в театре с 2006 года, играет и преподаёт. На этот раз испанцы показали спектакль по рассказу И. Бунина «В Париже» (был отмечен актёрский дуэт Марио Пассеро и Светланы Картуновой) — светлую и грустную историю любви двух немолодых людей.

Спектакли нью-йоркского театра «STEPS Theatre» (реж. С. Степнов) и берлинского «Русская сцена» (реж. И. Соколова-Гордон) шли на русском языке, и играли там хорошие артисты крепкой российской, советской школы. Она же чувствовалась и в запомнившемся моноспектакле Азербайджанского ТЮЗа «Записки сумасшедшего» по Н.В. Гоголю (реж. Д. Салямова) в исполнении Шови Гусейнова. С его природной энергетикой всё было понятно и без перевода.

Спектакль хозяев фестиваля, лобненского театра «Камерная сцена», «Месяц в деревне» по И.С. Тургеневу (реж. М. Филатова) был показан не в зале, а внизу, в фойе. Сопричастность зрителей к действию на сцене создавалась тем, что сидели они не в удобных креслах зрительного зала, а на деревенских лавках по обе стороны подиума, на котором разворачивалось действие. Жюри отметило работы Светланы Давыдовой в роли главной героини Натальи Петровны и Юлии Краснопёровой в двух разноплановых ролях — Верочки и матери Ислаева. Юля — бывшая воспитанница лобненской театральной студии Елены Греховой. Много лет эта студия успешно участвует в фестивале «Русская классика» в молодёжном блоке. Ребята, что называется, растут на глазах под руководством талантливого педагога. Надо сказать, что многие педагоги — режиссёры здесь замечательные — с хорошим вкусом, профессиональны, умеют работать с детьми.

Программа фестиваля состоит из двух блоков — молодёжного и профессионального. Молодёжный блок открывает фестиваль, и в нём участвуют почти все школьные коллективы города, студии, приезжают из других городов очень интересные народные театры. Это большой праздник длиной в две недели. Там свой сценарий открытия и закрытия — с большой выдумкой, с награждениями, с необыкновенно красивым парадом костюмов в конце, с огромным тортом в фойе. Происходит это не в маленьком театре «Камерная сцена», как у профессионалов, а в большом Доме культуры «Чайка».

Лобня — город особый, город воинской славы. Здесь фашистским захватчикам дали сокрушительный отпор. До сих пор в городе цел ров, в котором моряки-тихоокеанцы держали оборону, стояли насмерть. Рядом микрорайон, который носит имя лейтенанта Шадунца — у него в этом месте был орудийный расчёт. Здесь немецкие танки не смогли прорваться к Москве. Патриотическая тема в программе фестиваля неизменно присутствует каждый год. В этот раз два подмосковных театра показали «Барабанщицу» по пьесе А. Салынского — профессиональный из Щёлкова (реж. Е. Смирнова) и народный из Запрудни (реж. Т. Ракова). Чувствовалось, любят актёры эту пьесу и её героев — таких разных, но единых в своём понимании долга перед Родиной. Особенно запомнился спектакль народного театра: здесь жюри отметило и лучшую режиссуру, и лучшую сценографию, и лучшую женскую роль — Нилы Снижко в исполнении Ирины Азовцевой.

Хозяева фестиваля показали вне конкурса спектакль «Рядовые» по пьесе А. Дударева.

Прощание всегда грустно — особенно прощание с праздником, с друзьями. В красном цилиндре, чёрном фраке великолепный Актёр Актёрыч — неизменное лицо фестиваля — ударил в медные тарелки, и начался отсчёт дней до следующего, ХХII театрального фестиваля «Русская классика».

Просмотров: 638

Другие статьи номера

Поделили на касты Россию…

ВНИМАТЕЛЬНО СЛЕЖУ за обстановкой в мире. Постоянно читаю прессу, слушаю передачи по радио и смотрю телевидение, поскольку отношусь к тому поколению наших людей, которых называют теперь «детьми войны». Ведь возраст уже, как говорят, почтенный: мне исполнилось 80 лет. А потому, считаю, я имею право высказать свои мысли о настоящей нашей нелёгкой жизни, так круто и беспощадно изменившей в худшую сторону наш быт, социальное положение, человеческое отношение к ветеранам, в частности, со стороны молодёжи. Мы оказались никому не нужными нахлебниками. Кто-то, наверняка, скажет: «Ну вот опять жалобы и недовольства, и это в нынешние-то сложные и трудные для страны времена! Ветеранам государство регулярно выплачивает пенсии, во многом заботится о вас, а вы всё ноете, вместо того чтобы благодарить правящую партию и её лидеров».

Верните детям стадион
У нас, жителей посёлка Решетниково, что в Клинском районе Подмосковья, отобрали единственный стадион с футбольным полем, которым мы пользовались 40 лет. Здесь проводились школьные уроки физкультуры, матчи первенства по футболу, это было любимое место активного семейного отдыха.
Задай жару, кочегар!
Художник может прожить в искусстве долгую жизнь, даже познать определённый успех у зрителей, критиков и покупателей картин, но этого сладчайшего чувства — «наутро проснуться знаменитым» — так никогда и не испытать. А вот Николай Александрович Ярошенко, который и художником-то профессиональным тогда ещё не был (он носил военный мундир, служил начальником штамповальной мастерской на патронном заводе, а после службы в качестве вольнослушателя посещал вечерние рисовальные классы Академии художеств), такое состояние ощутил в полной мере — в марте 1878 года, когда перед посетителями Шестой передвижной выставки, открывшейся в городе на Неве, предстал ярошенковский «Кочегар», о молодом живописце заговорил сначала Петербург, а затем его имя с восторгом стала произносить вся интеллигентная, демократическая Россия.
Пульс планеты

КАБУЛ. Движение «Талибан» взяло на себя ответственность за взрыв на востоке столицы Афганистана в ночь на 1 августа. Заминированный грузовик взлетел на воздух рядом с гостиничным комплексом «Норсгейт», где размещается, в частности, персонал крупнейшей в стране американской авиабазы Баграм. В результате теракта погибли и получили ранения десятки человек. После взрыва четверо боевиков попытались атаковать территорию комплекса и вступили в перестрелку с силами безопасности. Трое из нападавших убиты.

Гибнут на дорогах

БОЛГАРИЯ занимает первое место среди стран Европы по показателю смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Об этом заявил глава Комиссии по транспорту, информационным технологиям и связи Народного собрания (парламента) Настимир Ананиев в ходе дискуссии в Бургасе, посвящённой вопросам безопасности дорожного движения, сообщило «Болгарское национальное радио».

Американская армия нуждается в извращенцах

КАЗАЛОСЬ, что после принятия в 2011 году в США закона, отменяющего запрет на службу в вооружённых силах гомосексуалистов и лесбиянок, демократия в американской армии достигла апогея. Но, когда в начале июля 2016-го весь мир облетела сногсшибательная новость о снятии Пентагоном запрета на службу в ВС людям с трансгендерной самоидентификацией, то есть сменившим пол, земляне в очередной раз убедились: нет предела совершенству.

Разрушение без созидания
После государственного переворота в Литве, совершённого 11 марта 1991 года, прорвавшиеся к власти в республике либерально-фашистские прихвостни прилагают неимоверные усилия, чтобы вытравить из народной памяти знаменательные даты советской эпохи. Одна из таких дат, которую они даже законодательно попытались уничтожить, это 3 августа 1940 года, когда Советская Литва вступила в семью братских народов — СССР.
Либеральные заплатки для бюджетных дыр
Власти Туркмении объявили о начале либеральных реформ. Президент Гурбангулы Бердымухамедов дал задание правительству приватизировать «как можно большее количество предприятий». Кроме того, в республике обсуждается полная отмена льгот для населения.
Анкара выпускает когти
Киргизия оказалась втянутой в турецкий внутриполитический кризис. Анкара обвинила Бишкек в потворстве «заговорщикам» и пригрозила жёсткими мерами. МИД Киргизии в свою очередь предостерёг Турцию от вмешательства во внутренние дела страны.
Обрекают людей на убой
Во время последней пресс-конференции в Донецке глава ДНР Александр Захарченко назвал освобождение пленных и полный вывод войск Киева с территории Донбасса непременными условиями заключения мира с Украиной. При этом он отметил, что в ходе деоккупации региона необходимо не допустить мародёрства со стороны украинских военных. «Только на этих условиях я готов говорить о мире с Украиной», — резюмировал Захарченко.
Все статьи номера