Главная  >  Номера газеты  >  №72 (30569) 7—10 июля 2017 года  >  «Нелюбовь»… Надо идти и смотреть!

«Нелюбовь»… Надо идти и смотреть!

№72 (30569) 7—10 июля 2017 года
6 полоса
Автор: Владимир ВИШНЯКОВ.

Пойти на «Нелюбовь» Андрея Звягинцева надо было обязательно. Всё-таки новая работа баловня Каннского кинофестиваля, к которому бойкая пресса уже прилепила ярлык «главного режиссёра России», вновь удостоена на этом форуме весьма престижного приза за режиссуру.

ДОМОРОЩЕННАЯ КРИТИКА, однако, с фильмом не церемонится: восторженные комплименты чередуются с чувствительными ударами — обвинениями в прямом подражании «Сценам из супружеской жизни» Бергмана, увлечении «чернухой» и даже во фрейдистских заскоках.

Лидером проката фильм «Нелюбовь» явно не стал — кинозалы полупусты. Травмированный навязанной дурной американщиной, сериальной серостью и телевизионной пошлятиной зритель давно уже обходит стороной примостившиеся в торговых центрах кинозальчики, а если кто по традиции ещё и сохранил интерес к настоящему кинематографу, то разыскивает его шедевры на безбрежных просторах пиратского интернета.

Но разве не дорогого стоит такой, к примеру, отзыв на «Нелюбовь», размещённый под именем «Евгения» на одном из сайтов: «Фильм закончился долгими пятиминутными титрами. Никто из зрителей не выходил. Впереди меня приподнялся парень и вслух громко сказал: «Я в первый раз вижу, фильм закончился, а все сидят»... Звягинцев, как всегда, с нами не церемонился, вывернул наизнанку… Как всегда, убил знакомой обыденностью».

Что же это за «обыденность», что за «изнанка»?

Сюжет и в самом деле проще некуда. Разводящимся супругам их сын-подросток стал явно в тягость (мать признаётся подруге, что и забеременела-то «по залёту», почему и замуж вышла), у каждого из них уже новые связи и планы. Обсуждается возможность спровадить сына чуть ли не в детдом. Сцена, когда он подслушивает разговор родителей о предстоящей ему участи, становится эмоциональным толчком к дальнейшему развитию сюжета: мальчик уходит из дома неизвестно куда, его ищут, но… не находят. Случайно заброшенная им на дерево полосатая лента ограждения, развевающаяся на ветру, да объявление о давно прекращённом розыске — вот всё, что осталось от маленького человека, ставшего вдруг ненужным в жестоком взрослом мире, занятом своими сиюминутными заботами и похотями.

Сюжет действительно обыденный. Статистика подобных реальных трагедий ужасает. Звягинцев, верный своей неторопливой режиссёрской манере, вовсе не стремится выжать из зрителя банальную сентиментальную слезу. Он замахивается на большее — на леденящее душу потрясение. И мы, сидящие в зале, следующие за персонажами в поисках пропавшего мальчика по полицейским участкам, больницам и моргам, оказываемся в зоне этого потрясения, которое трудно поддаётся осмыслению, настолько чудовищными открытиями оно сопровождается. Режиссёр при этом весьма сдержан: никакой «расчленёнки», никаких разложившихся трупов на экране. Он использует так называемый приём отражённого действия: об ужасе увиденного мы судим по реакции на него родителей, постепенно теряющих надежду на успех поисков. И это не для слабонервных.

Что же до «изнанки», то она очевидна: «Нелюбовь» — это на самом-то деле фильм-проповедь той самой любви, отсутствие которой обездушивает, омертвляет нашу жизнь, какой бы благополучной внешне она ни казалась. Той любви, без которой нельзя построить ни семьи, ни страны — и такое обобщение заложено в фильм. Финальные кадры убеждают в этом со всей очевидностью.

Для Звягинцева «Нелюбовь» — это закономерное продолжение разработки жгучих социально значимых тем, прозвучавших в его предыдущих лентах «Елена» и «Левиафан»: человек и человек, человек и общество, развёрнутых в глубоко волнующие киноповествования. Можно даже сказать, что сложилась своего рода трилогия. Такая эволюция художника, начинавшего с умозрительных «Возвращения» и «Изгнания», которым так бурно аплодировали либеральные критики, через губу воспринимающие последние работы режиссёра, не может не радовать.

Тем же, кто винит его в так называемой чернухе, хочется напомнить о светлой линии в фильме — о галерее образов волонтёров, участвующих в поисках мальчика. Появление в ленте Звягинцева положительных героев — людей смелых, бескорыстных, спешащих на помощь ближнему, — это тоже новый штрих его меняющегося кинематографического почерка.

А в заключение продолжу процитированный выше отзыв в интернете: «Звягинцев даёт зрителю импульс на уже не киношные, а реальные жизненные решения и поступки. Надо идти и смотреть, по крайней мере, взрослым и взрослеющим точно».

Вот так и я — пошёл, посмотрел. И вдруг пронзила мысль, что мой тринадцатилетний внук (так уж случилось, всё дела-дела) на неделю остался один в большой родительской квартире. Срочно позвонил, и мы вместе пошли в кино.

Просмотров: 835

Другие статьи номера

Отработанный Материал
В начале 1990-х, когда шло разрушение Советского Союза и людям месяцами не выплачивали зарплату, а то, что они получали, обесценивалось за несколько дней, удел предпринимателя многим мог показаться весьма заманчивым. Средства массовой информации тиражировали образы миллионеров, получивших баснословную прибыль буквально «из воздуха», — Артёма Тарасова, Германа Стерлигова и других. «Почему бы не пойти тем же путём?» — думали бывшие советские инженеры, учителя, военные. И становились «предпринимателями». В основном — «челноками» и торговцами.
Союзмультпраздник

Комсомольцы г. Липецка в парке «Быханов сад» организовали детский праздник — день рождения киностудии «Союзмульфильм», на который пришли ученики из летнего лагеря городской школы №9.

БОЛЕЕ полусотни ребят охотно участвовали в конкурсах и выполняли задания. Почти все этапы состязания напрямую касались крупнейшей киностудии по производству мультфильмов в Советском Союзе. Кроме того, ребята узнали некоторые факты из истории «Союзмультфильма». Поэтому праздник был не только весёлым, но и познавательным.

И начал я разбираться…
Газета «Правда» уже затрагивала вопрос волюнтаристского установления нормативов расхода ресурсов на общедомовые нужды — ОДН — в разных регионах (статья «Бесчувственное чувство меры» в №40 от 18—19 апреля 2017 года). Именно путём постоянного роста оплаты нормативов расхода воды и электроэнергии на ОДН идут тульские областные чиновники, причём делают это исподволь, под прикрытием законов и постановлений, разработанных Госдумой и правительством РФ.
Искусство, созвучное времени

«85 лет Московскому союзу художников» — так деловито и немного буднично была озаглавлена выставка, представленная в Центральном Доме художника на Крымском валу.

ЧТО Ж, для человеческой жизни такой возраст — более чем солиден. А для профессиональной общественной организации? Если окинуть мысленным взором минувшие десятилетия, то они вместили очень многое. То, например, что художники российской, а в ту пору советской столицы организовались в творческий союз раньше своих коллег из других регионов тогда огромной страны. И в разные времена московские художники стремились быть в авангарде творческих поисков, создавая новые направления и стили. В частности, «московскую школу живописи», вобравшую в себя много оттенков, но неизменно узнаваемую в работах самых разных мастеров. И вполне символично, что вот уже несколько лет возглавляет Московский союз художников Виктор Глухов — наиболее последовательный представитель этой школы.

Тактика стравливания по-американски
Визит главы индийского правительства в США закрепил отношения стратегического партнёрства между двумя странами. Стремительное сближение Дели и Вашингтона направлено в первую очередь против КНР. Американское руководство пытается с помощью Индии остановить распространение китайского влияния и осложнить реализацию стратегии «Один пояс — один путь».
Макрон вполне откровенен в своём социальном цинизме
«МЫ НЕ ХОТИМ быть ничем, и мы будем сопротивляться!» Эти слова громко звучали 3 июля вечером на площади Республики в Париже. Здесь собрались тысячи человек, чтобы выразить протест против состоявшегося в этот день выступления президента Франции Эмманюэля Макрона перед Конгрессом двух палат парламента (Сената и Национальной ассамблеи).
Пульс планеты
КАИР. Бойкот Катара будет продолжен. На такой ноте в египетской столице завершилось совещание глав МИД Саудовской Аравии, ОАЭ, Бахрейна и Египта, разорвавших 5 июня дипотношения с Катаром. Министры собрались, чтобы обсудить отказ Дохи выполнить предъявленный ей ультиматум из 13 условий, включавших, в частности, понижение уровня дипотношений с Ираном, закрытие телеканала «Аль-Джазира» и прекращение военного сотрудничества с Турцией. Дальнейшие шаги в отношении Катара квартет арабских государств обсудит на следующей встрече в Манаме, столице Бахрейна.
Бегут от бедности

Труд граждан в Болгарии остаётся самым низкооплачиваемым среди всех стран Европейского союза, говорится в докладе Института экономических исследований республики.

ПОКАЗАТЕЛЬ занятости населения не вырос за минувший год. Такая ситуация объясняется оттоком граждан Болгарии за рубеж в поисках заработка в других странах.

«Бессмертный полк» переправится через океан
На XI Региональную конференцию организаций российских соотечественников стран Америки (РКСА), которая проходила в Мексике, съехались делегаты из 18 стран Западного полушария. Они представляли диаспоры наших соотечественников, проживающих в Аргентине, Бразилии, Боливии, Венесуэле, Гватемале, Канаде, Колумбии, Коста-Рике, на Кубе, в Мексике, Никарагуа, Панаме, Парагвае, Перу, США, Уругвае, Чили и Эквадоре.
В судебном фарсе снова перерыв

Киевский апелляционный административный суд 5 июля продолжил рассмотрение апелляционной жалобы Компартии Украины.

НА ЗАСЕДАНИИ в зале суда присутствовали не только адвокаты КПУ и представители министерства юстиции Украины, но и депутаты парламентов стран Евросоюза, депутаты Европарламента и иностранные юристы.

Все статьи номера