От земли — до звезды

От земли — до звезды

№70 (30713) 6—9 июля 2018 года
6 полоса
Автор: Лариса ЯГУНКОВА.

Помнится, в театре «Содружество актёров Таганки», руководимом Николаем Губенко, торжественно отмечался великий праздник — День Победы. Тогда, в тяжёлые 1990-е, в каждый этот майский день большая театрализованная программа собирала сотни ветеранов с их семьями, друзьями и близкими. И всегда, приветствуя дорогих гостей, вечер открывал какой-либо известный всем человек, представлявший лицо славного поколения победителей. И однажды навстречу взволнованному залу шагнула маленькая седая женщина в строгом костюме и заговорила с ветеранами очень простыми ласковыми словами. В 1945-м в такое же майское утро мы словно заново родились к жизни.

ЕЁ СРАЗУ УЗНАЛИ: «Ладынина, Марина Ладынина!» — пробежало по рядам и растворилось в горячих аплодисментах. В глазах этих людей она предстала по-прежнему златоголовой, ясноглазой, сияющей доброй улыбкой. И голос казался прежним — светлым, звучным, богатым чисто народными интонациями. Говорила, как песню пела. Да ведь и голосом певческим наградила её природа, и драматическим талантом. Она была одной из самых популярных киноактрис 1930—1940-х годов, поистине любимицей народной.

То, что сотворила Марина Ладынина в советском искусстве, пожалуй, укладывается в формулировку: сделать сказку былью. Наш народ тяготеет к сказке. Пушкин выразил своё отношение к ней крылатыми словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». А Максим Горький дополнил: «Нет сказок прекраснее, чем те, что создаёт сама жизнь». То есть он допустил возможность претворения жизни в сказку. Быль рождает сказку — этому постулату посвящены три замечательных комедийных фильма Ивана Пырьева, снятых во второй половине 1930-х годов. Конечно, это советская быль — новая жизнь колхозной деревни, уже забывшей о былых нищете и убожестве, устремлённой в будущее, где каждый человек непременно должен быть счастлив.

Вот за это счастье, неотъемлемое от созидательной жизни, и ратует в этих фильмах Марина Ладынина — не просто исполнительница главных ролей в «Богатой невесте», «Трактористах», «Свинарке и пастухе», а словно бы звонкоголосый рупор социалистических идей.

Был как-то у Ладыниной спор с режиссёром Пырьевым во время съёмок фильма «Свинарка и пастух». Актриса считала, что её славная Глаша сбежала бы от свадьбы с наглым обманщиком Кузьмой ещё до того, как на вороном коне с целым эскортом всадников примчался к ней верный Мусаиб. Но режиссёр не согласился — во имя сохранения интриги. А ведь права была актриса. Она вылепила образ столь цельный, бескомпромиссный, что и в самом деле не могла её Глаша поверить подложному письму. В этой роли сошлись все таланты, все умения актрисы, восходящие к народным традициям, к фольклору, сказу. Именно такое дарование могло претворить побывальщину в сказку, а сказку сделать былью.

Может, потому так органична была актриса, решая такого рода задачи, что и собственной судьбой, своим творческим и личным счастьем она была обязана удивительной эпохе созидания новой жизни.

Ничто не обещало большого будущего девочке, родившейся в смоленской деревне Скотинино. Она была первенцем в бедной крестьянской семье, перебравшейся в Сибирь в поисках лучшей доли. Богатства Ладынины не нажили, а вот дети пошли один за другим. В 10 лет старшая Марина знала всю крестьянскую работу, была и нянькой, и кухаркой, и прачкой, полола и поливала огород. Неграмотная, но властная и строгая мать не давала ей поблажек, отнимала книжки, казавшиеся ей ненужной забавой. Но жизнь неуклонно менялась. Вслед за школой в деревне появился клуб, и Марина узнала новое слово: самодеятельность. И оказалось, что она «прирождённая артистка» — так говорили все, кто видел её на клубной сцене. От детской забитости не осталось и следа: она и пела, и плясала, и читала стихи. Её хвалили все. Особенно дорожила Марина мнением учителей. Она и сама мечтала стать учительницей и стала на родной Смоленщине работать в сельской школе. А дальше всё пошло по законам той жизни, которая и претворяет быль в сказку. На клубной сцене её заметили и отличили. Комсомол дал путёвку в театральный институт — в ГИТИС. Талант был настолько очевиден, что МХАТ, искавший молодые дарования, учредил для студентки Ладыниной персональную стипендию. «Вы — наша», — говорил ей сам Немирович-Данченко. И она действительно была принята во МХАТ, причём сразу в основной состав, минуя стажировку.

ВСТРЕЧА с кинорежиссёром Иваном Александровичем Пырьевым в одночасье изменила всю её жизнь. Она никогда не думала, что именно экран выявит в ней не просто индивидуальность, но ещё и нечто особенно пленительное, неотразимое, единственное в своём роде — то, что называют обаянием. Конечно, не будь Марина Ладынина уже сложившейся яркой драматической актрисой (сам Горький хвалил её за Таисию в «Егоре Булычове») — одного обаяния было бы недостаточно, чтобы явить миру лицо поколения, которое от земли устремилось к высотам духа и притом не оторвалось от этой земли, а, напротив, крепче утвердилось на ней. Три «деревенские» комедии Пырьева сделали актрису поистине народной — не по званию, а по признанию. Конечно, звания и награды тоже не заставили себя ждать: пять раз она была удостоена Сталинской премии.

Но вскоре сделавшийся привычным образ остался в прошлом. В годы войны Марина Ладынина перешла на драматические роли. Она продолжала сниматься только у Пырьева, и таким плодотворным был этот творческий союз, что другие режиссёры даже не предлагали ей ролей в своих фильмах. Актрисе же хотелось попробовать себя и в других амплуа. Но у режиссёра уже были свои задачи, выдвинутые временем. Он теперь не мог ориентироваться всецело на центральный женский образ. Надо заметить, что и в «Трактористах», и в «Свинарке и пастухе» он ставил рядом с героиней такого же яркого героя, но доминировала всё-таки она, Марина Ладынина. Война изменила расстановку сил, на первый план выходил мужчина — воин, солдат Великой Отечественной войны. Кино становилось «мужским». И понятно, в новых фильмах Пырьева «Секретарь райкома» и «В шесть часов вечера после войны» «центровым» был именно такой персонаж.

Марина Ладынина по-прежнему играла главные женские роли, была хороша и достоверна, особенно в лирико-героической кинопоэме «В шесть часов вечера после войны», но актрисе явно недоставало большого художественного открытия. Она была в прекрасной творческой форме, а вот режиссёрского внимания не хватало.

Пырьева интересовали теперь сложные многофигурные композиции. Он взялся за создание масштабного кинополотна «Сказание о земле Сибирской». Ладынина со своей героиней, милой Наташей, осталась на периферии сюжета. Были, наверное, и минуты отчаяния, заставившие её много лет спустя посетовать: вот, мол, Пырьев, заставил её играть колхозниц, а во МХАТ она играла бы королев. Но стоит ли преувеличивать значимость этих сетований сейчас, когда актриса уже ушла из жизни, а роли её живут и пленяют новых зрителей.

Возможно, режиссёр просто не видел актрису в образе интеллигентной женщины — так сильна была магия прежде созданного ими совместно простонародного характера. И казалось, уже нельзя вернуть повзрослевшую, посерьёзневшую, вроде бы утратившую «связь с землёй» Ладынину на деревенскую почву, но Пырьев сделал это.

«Кубанские казаки» тоже стали фильмом на все времена. Ладынина сыграла в нём председателя колхоза Галину Пересветову с такой уверенностью, будто никогда и не отрывалась от земли. Вернулись и непосредственность, и озорство. Как тонко и тактично раскрывали они образ — это были новые краски, найденные актрисой. Оказалось, можно показать интеллигентность и в человеке «от земли».

«Кубанские казаки» завершили большой этап в творчестве Пырьева. Особняком стоит его следующий фильм с участием Ладыниной «Испытание верности», по-своему отразивший сложные личные взаимоотношения режиссёра и актрисы.

Дальнейшие творческие планы Пырьева были связаны с экранизацией произведений Достоевского, и тут Ладыниной уже не было места. Она ушла из кино в 46 лет. Но звёздный шлейф протянулся за Мариной Ладыниной из века минувшего в век нынешний. Её замечательные роли до сих пор радуют, волнуют, впечатляют новых зрителей. Её песни «о главном» поют новые исполнители. Конечно, не все отдают себе отчёт, в чём же заключается притягательная сила вроде бы незамысловатых характеров, созданных актрисой. Но подспудно все чувствуют смелость и свободу, которую несут с экрана эти личности. Откуда такие качества? Их воспитал свободный труд на благо народа. За каждой такой колхозницей стоит грандиозная эпоха раскрепощения труда. Эпоха, открывшая человеку «от земли» дорогу к звёздам.

Просмотров: 395

Другие статьи номера

Думки хлебопашцев
Юг России — благодатный край для крестьянского труда. Чудесный климат, щедрое солнце, самые богатые в мире чернозёмы. Если прикладывать ко всему этому человеческую заботу, земля отблагодарит великолепным урожаем. И люди хотят заботиться об этой земле. Хотят жить и работать на ней так же добросовестно, как это делали их отцы и деды. Как раз таких людей повстречал в своих журналистских поездках по Ростовской области специальный корреспондент телеканала «Красная Линия» Андрей Дружинин.
Русское разнотравье, или Откуда есть пошло вологодское масло

О вологодском разнотравье я был наслышан от своего фронтового друга.

«Нет ничего на свете краше, — говаривал он, окая, — чем наши вологодские поля и луга», — и, выбросив руки вширь, показывал этим и красоту, и необъятность родных ему с детства просторов. Я слушал его и вспоминал свои родные сибирские поля, по которым хорошо бы пробежатъся босиком.

Новая «супереда» — тараканье молоко
«БОЛЬШИНСТВО ЛЮДЕЙ предпочло бы никогда не встречаться с тараканами, особенно в ресторанах, но учёные уверяют: выделения этих насекомых вскоре могут появиться в меню повсеместно», — сообщает журналистка британской газеты «Индепендент» Сара Янг.
Абсолютная Диктатура
Выборы в Турции завершили многолетнюю конституционную реформу. Страна окончательно превратилась в суперпрезидентскую республику, а вновь избранный главой государства Реджеп Тайип Эрдоган получил неограниченные полномочия.
Иордания: красные линии народного протеста

Перспективы развития протестного движения, красные линии, которыми оно очертило границы неприкосновенных жизненно важных прав и интересов широких народных масс — вот основные темы публикаций газеты Иорданской компартии (ИКП) «Джамахир».

КАК ОТМЕЧАЕТ издание, в первой неделе июня Иорданию сотрясали волны многотысячных антиправительственных митингов и демонстраций.
Пульс планеты
ВАРШАВА. В Польше проходят демонстрации против вступившей в силу судебной реформы. Участники акции требуют соблюдения принципа верховенства закона и независимости юстиции от всех ветвей власти. К манифестантам примкнул и экс-глава государства, лауреат Нобелевской премии мира Лех Валенса. По новому закону, судьями Верховного суда (ВС) без санкции президента не могут быть люди старше 65 лет. Посему примерно треть прежнего состава ВС должна уйти на пенсию. Общее же число судей высшей инстанции увеличивается на 50 человек. Это значит, что нынешние власти могут переназначить две трети состава ВС. По мнению Евросоюза, польская реформа противоречит принципу независимости судебной системы и несменяемости судей.
Как работает «скорая» в Латвии
СЛУЖБА скорой помощи республики в 2017 году провела перерасчёт издержек, обновила расценки, и стоимость медицинских услуг подскочила на 37,7%. Однако министерство здравоохранения посчитало это недостаточным и подготовило новый законопроект, который может вступить в силу уже в августе текущего года, если его утвердит правительство. Он узаконит новое увеличение тарифов на услуги неотложной медицинской помощи.
Сделать партию сильнее

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ секретарь ЦК Компартии Китая, Председатель КНР Си Цзиньпин призвал партию претворять в жизнь организационную линию КПК новой эпохи и делать партию сильнее.

Си Цзиньпин заявил об этом на Всекитайском совещании по вопросам оргработы, которое проходило в Пекине 3—4 июля. Он призвал приложить усилия по созданию нового фундамента для «нового великого проекта партийного строительства». «Чтобы поддерживать и развивать социализм с китайской спецификой в новую эпоху, наша партия должна мужественно проводить реформы, что сделает партию сильнее», — отметил Си Цзиньпин.

Хуже ножа в спину
Сокрушительный удар по украинской металлургии нанёс не какой-то злоумышленник типа «агрессора» из-за российского кордона, а вроде своя родная Межведомственная комиссия по международной торговле, установив новые квоты для импорта в страну серной кислоты — важнейшего сырья для коксохимического производства.
О пенсии забудьте…

Нелепость ситуации усугубляется тем, что отказывают в пенсии не тунеядцам и неплательщикам налогов, а честно заработавшим свой стаж людям.

ВОТ, НАПРИМЕР, жалуется бывшая медсестра, во времена Советского Союза трудившаяся в Ленинаканском противотуберкулёзном диспансере, затем в терапевтическом отделении местной больницы, в воинской части, а в начале 1990-х переехавшая из Армении в Забайкальский край и получившая гражданство РФ: «У меня не приняли документы на назначение пенсии по старости. Я не работаю, средств к существованию не имею, мои права нарушены. На работу устроиться не могу: по возрасту никуда не берут, а в назначении пенсии отказали».

Все статьи номера