Главная  >  Номера газеты  >  №69 (30566) 30 июня — 3 июля 2017 года  >  Куда приводят женские мечты

Куда приводят женские мечты

№69 (30566) 30 июня — 3 июля 2017 года
6 полоса
Автор: Елена МОРОЗОВА.

Повсеместное вторжение прекрасного пола в режиссуру, долгое время считавшуюся в основном мужской епархией, стало одним из заметных веяний современного кинематографа. Претерпевая сильнейшую конкуренцию, дамы упорно совершенствуют свой авторский стиль, способствуя формированию нового киновзгляда на женщин: на глазах у зрителей из пассивного эротического объекта, жертв гендерного неравенства и домашнего насилия, существ слабых и угнетённых они превращаются в бунтарок, отстаивающих свои права в социальной, политической и культурной сферах. В последние годы картины, созданные представительницами прекрасного пола, получают высочайшую оценку кинокритиков и активно включаются в программы престижных мировых киносмотров, в том числе и Московского международного кинофестиваля (ММКФ), который уже третий год подряд посвящает творчеству дам-режиссёров внеконкурсный цикл «Время женщин».

НАДО ОТМЕТИТЬ, что большинство фильмов, представленных в блоке на 39-м ММКФ, затрагивают острые социальные проблемы современного общества, которые, невзирая на различие экономико-географического положения стран-кинопроизводителей, часто перекликаются между собой. Так, лента Лейлы Бузид «Едва я открою глаза» повествует о женском молодёжном бунте против семьи и общества, разворачивающемся в Тунисе, на родине режиссёра, за несколько месяцев до начала второй «жасминовой» революции — волны общенационального недовольства политикой президента Зин эль-Абидина Бен Али, приведшей к его отставке в январе 2011 года.

Восемнадцатилетняя Фарах, вокалистка местной рок-группы, успешно окончила школу и, как надеются её родители, поступит в медицинский институт. Однако влюблённая в гитариста ансамбля девушка мечтает совсем о другом: она пишет и исполняет песни на политические темы, живёт в ожидании свиданий и концертов, проходящих в подпольных клубах, ведь в Тунисе женщинам запрещено выступать перед публикой. При этом Фарах носит короткие платья, красит губы, курит, не стесняясь целуется со своим парнем, поёт о проблемах страны прямо на улице или в мужском баре, где вместе с друзьями пьёт пиво, — словом, делает всё то, что недопустимо с точки зрения мусульманских законов и неминуемо привлекает внимание правоохранительных органов.

Родители юной туниски, прекрасно понимая, к чему может привести безрассудное поведение дочери, открыто бросающей вызов общественным устоям, тщетно пытаются её урезонить. «Занятие музыкой в этой стране тебе ничего не даст», — с горечью говорит отец героини, вынужденный работать вдали от столицы из-за нежелания вступить в правящую партию. В итоге Фарах, как и другие участники рок-группы, попадает в руки полиции, где на допросе, сопровождающемся рукоприкладством и угрозами, из неё выбивают обещание прекратить петь. Опустошённая, девушка возвращается домой и уже не хочет ни концертов, ни любви. Из оцепенения притихшую бунтарку выводит мать, которая однажды утром, напевая Фарах её же песню, благословляет дочь, шепча ей: «Продолжай…»

Музыкальный фильм о традициях и запретах, представленный в 2015-м на Венецианском киносмотре и в тот же год победивший на Дубайском международном кинофестивале — ведущем кинематографическом конкурсе Ближнего Востока, получился у Лейлы Бузид очень откровенным и человечным. Прежде всего благодаря замечательному дуэту популярных тунисских актрис и певиц Баи Медхаффер и Галии Бен Али, проникновенно играющих дочь и мать в обществе, где у женщин практически нет никаких прав. Не случайно невозможность петь на публике режиссёр приравнивает к отсутствию выбора во всём, что касается образа жизни. «Едва я открою глаза» — рассказ о поколениях представительниц прекрасного пола, существующих в условиях ярко выраженного гендерного неравенства, а потому вынужденных вести двойную жизнь. Это лента о неизбывной надежде на перемены, вспыхивающей с новой силой на фоне назревающей революции.

Органично вписался в цикл «Время женщин» и фильм «Последние вещи» — дебют в игровом кино итальянского документалиста Ирене Дионисио. Действие картины происходит в туринском ломбарде, нескончаемая очередь в который — символ затяжного экономического кризиса в Европе, приведшего к обнищанию населения. Герой фильма, молодой Стефано, устроившийся оценщиком в ломбард, довольно быстро понимает, что заведение, где он работает, не столько помогает отчаявшимся клиентам, сколько обогащается за счёт их финансовых затруднений: ведь за сданные в ссудную кассу предметы — последние семейные реликвии (серебряную фоторамку, золотое колье с бриллиантами, роскошную шубу) — стоящие на пороге нищеты получают лишь четверть рыночной стоимости. Правда, залоговую квитанцию можно с выгодой перепродать уличным дельцам, снующим возле заведения, но тогда вернуть вещи назад уже не удастся.

Ежедневно сталкиваясь с людским горем и унижением, идеалист Стефано очень переживает и пытается помочь несчастным, но каждый раз натыкается на отповедь владельца заведения — опытного пройдохи Серджио, не только состоящего в сговоре с уличными перекупщиками квитанций, но и не брезгующего приобретением краденого. В итоге молодой оценщик, понимая своё бессилие перед системой, вынужден изменить отношение к жизни и во время аукциона, на котором выставляются предметы, так и не выкупленные хозяевами, с гордостью наблюдает, как вещи уходят с молотка за суммы, в несколько раз превышающие их залоговую стоимость.

В окололомбардную деятельность невольно оказывается втянутым и пенсионер Микеле, не имеющий средств для покупки слухового аппарата своему трёхлетнему внуку. Заняв приличную сумму у криминального родственника, он отныне вынужден выполнять мелкие, но довольно опасные поручения «благодетеля». Однако законопослушный пожилой итальянец явно не годится для столь нервной работы, а потому, придя однажды в ссудную кассу с чужими квитанциями и заслышав вой полицейских сирен, убегает и падает замертво в подворотне.

Не назовёшь счастливой и жизнь семиклассницы Цюй Цзин, героини картины «Что скрывает тьма», снятой китайской кинематографисткой Ван Ичунь. Обычная школьница, живущая в небольшом провинциальном городке, где её отец работает полицейским медэкспертом, оказывается в курсе происходящего, когда на окраине обнаруживают труп изнасилованной девушки. Стражи порядка довольно быстро находят козла отпущения в виде местного полусумасшедшего и отправляют его за решётку. Но преступления продолжаются.

На самом деле детективная интрига с поиском сексуального маньяка — отнюдь не главная тема картины, по сути являющейся социальной сатирой на крайне нездоровые отношения, царящие в обществе. Далеко не профессиональная и не чистая на руку полиция (убийцу так и не найдут, не все оставленные им трупы опознают и даже знаки, вырезаемые преступником на теле жертв, разгадать не удастся). Равнодушные, сконцентрированные исключительно на себе учителя. Эгоистичные подруги. Озабоченные мужчины. И абсолютная неосведомлённость детей, вступивших в пору полового созревания, о важнейших аспектах человеческой жизни и физиологии.

Так, Цюй Цзин не знает, что значит изнасилование, не понимает, почему девочке нельзя кататься на велосипеде с раздвинутыми ногами, а в эпизоде, когда сальный старичок в доме ветеранов просит школьницу почитать ему порнографическую книгу, семиклассница признаётся, что иероглифы ей знакомы, но смысл написанного не понятен. Увы, просветить Цюй, постоянно шпыняемую родителями, некому: отец злится, когда ему задают вопросы, мать не отрывается от кухонной плиты, а лучшая подруга относится к неопытной девочке как к занятному экземпляру.

В одном из интервью режиссёр Ван Ичунь призналась, что в основе написанного ею сценария лежат переживания из собственного детства. Надо признаться, что китаянка весьма умело перенесла личный опыт на экран. Трудно не проникнуться сочувствием к героине ленты, когда она приходит в магазин купить свой первый бюстгальтер, а продавщица в ответ на просьбу девочки суёт ей майку со словами, что вот это подойдёт лучше. Поёжиться заставляет и сцена в кинотеатре, где во время просмотра «Сумасшедшей любви» со знаменитой гонконгской актрисой Лолеттой Ли к Цюй подсаживаются подозрительные мужчины, а девочка, не замечая их плотоядных взглядов, плачет, сопереживая экранным героям. Таких мелких, но очень колоритных эпизодов в картине «Что скрывает тьма» много. Наверное, именно поэтому она производит гнетущее, но сильное впечатление.

И, конечно же, программа «Время женщин» не могла обойтись без фильмов о любви, самым ярким из которых стала последняя работа американки Анны Биллер «Колдунья» (в другом переводе «Ведьма любви»), стилизованная под кино 1960-х годов. Молодая обворожительная Элейн, потерпев фиаско в личной жизни (красавицу бросил муж, затем внезапно скончавшийся), покидает Сан-Франциско, где её донимают расспросами полицейские, и с искренней верой в чудеса, изящно закуривая тонкую сигарету, отправляется на поиски нового счастья.

Свежеиспечённая вдова прибывает в захолустный городок и начинает охоту на мужчин. Однако отныне обольстительница не полагается только на свои чары и предпочитает не тратить время на закономерное плавное развитие отношений. Для каждого избранника она готовит любовное зелье, испив которое, её очередное увлечение испытывает невероятную гамму эмоций, познавая всю силу страсти к Элейн. Но справиться с таким ураганом чувств мужчины оказываются неспособны и умирают друг за другом. По ходу действия выясняется, что оккультизмом и парапсихологией героиня увлеклась в надежде вернуть супруга, в итоге павшего первой жертвой её приворотного снадобья. С тех пор Элейн уверена: только колдовство может дать женщине власть над мужчинами, правящими миром. Поэтому для неё любовь — это наркотик, а магия — религия.

В конце концов прелестная ведьмочка всё-таки встречает своего прекрасного принца, появления которого ждёт любая женщина вне зависимости от возраста, внешности и интеллекта. Им оказывается сержант полиции, ведущий расследование обстоятельств странной гибели возлюбленных Элейн. Но счастье пары длится недолго. Разочаровавшись в избраннице, страж порядка остывает к ней. Понимая, что теряет главного мужчину своей жизни, героиня убивает его ножом.

Изначально создаётся впечатление, будто «Колдунья» — всего лишь ещё одна попытка рассказать о самой сокровенной мечте всех дам: отчаянном желании быть любимой. Однако в действительности основным мотивом в фильме является тема гендерного неравенства. Режиссёр гиперболизирует общепринятые женские и мужские качества, тем самым показывая, насколько в разных мирах существуют представители двух полов и как глубока пропасть непонимания между ними.

Анна Биллер, выступившая в картине ещё и как сценарист, продюсер, композитор, монтажёр и художник по костюмам, сумела снять удивительно искренний фильм — сказку с печальным, но вполне закономерным финалом, историю о так и не повзрослевших девочках, предпочитающих, несмотря на усталость от несбывшихся надежд, оставаться в своём уютном мире иллюзий, где всегда живёт наивная вера в то, что «не» в любой момент может превратиться в «но».

Надо отметить, что фильмы американской кинематографистки, дебютировавшей в режиссуре комедией «Вива», участвовавшей, кстати, в конкурсе 29-го ММКФ, долгое время воспринимались зрителями как слишком резкие и радикальные. Впрочем, сама Анна никогда не разделяла такое мнение и считает большой удачей, что мировая премьера «Колдуньи» состоялась именно сейчас, когда поднимается новая волна интереса к вопросам гендерного неравенства. Для Биллер демонстрируемое ею на экране никак не страшнее творящегося вокруг.

В целом нынешняя программа «Время женщин» оставила у зрителей очень приятное впечатление как широтой рассматриваемых проблем, так и художественными достоинствами картин. Кроме того, внеконкурсный цикл вызвал интерес не только у представительниц прекрасного пола, но и у мужчин, а залы во время показа кинолент практически всегда были заполнены.

P.S. 39-й Московский международный кинофестиваль завершился. Торжественная церемония с объявлением результатов работы жюри прошла 29 июня. Об итогах киносмотра «Правда» расскажет в следующем номере.

Просмотров: 473

Другие статьи номера

Мы — ненужные люди
Митинги против разработки в Прихопёрье медно-никелевых руд начались в мае 2013 года и продолжаются до сих пор, накаляясь раз от раза. Жизнь в этом уголке российского Черноземья уже давно связана с повышенным риском возникновения смертельно опасных заболеваний. Если здешние недра начнёт разрывать горно-обогатительный комбинат, о строительстве которого того и гляди объявит Уральская горно-металлургическая компания, то в этих местах начнётся настоящий ад: с отравленной водой, радиоактивной пылью, массовыми болезнями и неизбежным вымиранием людей — тех, кто не сможет сбежать отсюда куда глаза глядят.
10 дней календаря

1 июля

— 100 лет со дня массовых демонстраций в Петрограде, Москве и других городах под большевистскими лозунгами «Вся власть Советам!», «Долой министров-капиталистов!» и другими.

— 155 лет со дня основания (1862) первой публичной бесплатной библиотеки Москвы — Румянцевской. 24 января 1924 года ей было присвоено имя В.И. Ленина. Теперь — Российская государственная библиотека.

Корь возвращается
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) бьёт тревогу: в ряде европейских стран вновь зафиксированы вспышки кори. Эксперты отмечают растущие темпы распространения опасной болезни, в частности, в Румынии, где в период с августа 2016-го по январь 2017-го было выявлено 1500 случаев заболевания, тогда как за предыдущие шесть месяцев — в три раза меньше. Подобная динамика, сообщает агентство «Рейтер», наблюдается и в Италии.
Пир стервятников на Ближнем Востоке
Многолетний конфликт в Сирии вступил в новую фазу. Окончательно сбросив маску «борцов с терроризмом», США принялись за утверждение своего долговременного присутствия. Далека от урегулирования и ситуация в Ливии. Власть здесь оспаривают сразу несколько сил, за которыми видны интересы зарубежных игроков.
Пульс планеты
ЛОНДОН. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй достигла соглашения с лидером Демократической юнионистской партии Северной Ирландии Арлин Фостер об оказании этой политической силой поддержки правительству меньшинства Консервативной партии в парламенте. Такое решение было принято на переговорах между двумя женщинами, в ходе которых тори пообещали увеличить финансирование Северной Ирландии на миллиард фунтов стерлингов в течение ближайших лет вдобавок к 500 миллионам, ранее выделенным Белфасту.
Намордник на профсоюзы

Газета «Юманите» 25 июня опубликовала обширное интервью генерального секретаря старейшего профсоюза Франции — Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) Филиппа Мартинеза.

ПРИЗНАННЫЙ рабочий лидер считает, что вновь избранный президент хочет управлять Францией, как бизнесом, и обвиняет его в намерении обуздать профсоюзы, лишая их прерогативы переговоров.
Пекин станет городом-садом

Пекинский муниципальный комитет Компартии Китая утвердил план развития столицы КНР на 2018—2030 гг. Проект был передан на рассмотрение в Центральный Комитет КПК и Государственный совет КНР.

«МЫ НАМЕРЕНЫ серьёзно улучшить качество жизни населения Пекина и гостей столицы путём переноса целого ряда промышленных предприятий, чья деятельность приводит к ухудшению экологической обстановки в регионе», — сообщил журналистам столичный партийный секретарь Го Цзиньлун.

Несостоявшееся государство

28 июня на Украине отмечался один из «великих», как внушали власти своему народу, праздников — День Конституции.

«КАК МОЖНО отмечать праздник Основного Закона страны, каждый пункт которого должен являться священным в своей неприкосновенности, когда все записанные там законы грубо попираются бандеровской властью нынешней Украины?» — возмущались сотни простых людей, имеющих возможность выразить свой протест при помощи социальных сетей. Они же окрестили этот праздник «Днём пониженной социальной ответственности на Украине»...

Памяти товарища

Президиум Центрального Комитета Коммунистической партии Украины с прискорбием извещает, что 20 июня на 78-м году ушёл из жизни ПАРУБОК Емельян Никонович

Окончив в 1960 году Уманское училище механизации сельского хозяйства, он стал механизатором, впоследствии возглавил комсомольско-молодёжное звено по выращиванию сахарной свёклы.
Польских антифашистов расстреливают посмертно
Широко известны действия властей Польши, направленные на уничтожение памяти об освобождении страны Красной Армией. На весь мир «прославились» акции ликвидации монументов советским маршалам, воинам-освободителям и даже полякам, воевавшим в составе Войска Польского вместе с Красной Армией против фашизма.
Все статьи номера