«Национализм — это не моё...»

«Национализм — это не моё...»

№61 (30704) 15—18 июня 2018 года
3 полоса
Автор: Любовь ЯРМОШ. (Соб. корр. «Правды»). г. Ставрополь.

Советский актёр Михаил Голубович вошёл в наше детство комиссаром Полевым из фильма Н. Калинина «Кортик» (1973 год). Как заворожённая, смотрела я на доброго, сильного человека в фуражке с красной звёздочкой. Хотелось перенестись в героические двадцатые, чтобы рядом с ним сражаться за Советскую власть. Кто бы мог тогда подумать, что наша встреча с Михаилом Голубовичем действительно произойдёт во время гражданской войны. Но совсем другой — в Донбассе...

СУДЬБА СВЕЛА нас в Ставрополе, где в начале марта проходил IX Международный славянский форум искусств «Золотой витязь». Перед жителями края выступали известные деятели культуры из России, Белоруссии, Польши, Болгарии, Сербии. Художественный руководитель Луганского украинского музыкально-драматического театра на Оборонной Михаил Голубович был единственным, кто представлял на этом форуме Украину. Ту, живую, не поражённую нацизмом Украину, которая сегодня поддерживает истекающий кровью Донбасс.

Это невероятно, но Михаил Васильевич оказался моим земляком. Он появился на свет 21 ноября 1942 года в селе Гришковка под Золотоношей тогдашней Полтавской (ныне Черкасской) области во время гитлеровской оккупации. В ту осень мой двоюродный дед Яков в мешке из-под муки вывез из Золотоноши еврейского малыша Оську, спасая его от расстрела.

— Наша хата стояла на берегу реки Золотоношка, на месте бывшей пристани. Я — одиннадцатый ребёнок в семье. Отец, Василий Харитонович, был на фронте связистом. Зимой 1943 года, выходя из окружения, он забежал на минутку домой, а сосед-полицай выдал его немцам. Отца они не успели задержать, но на маминых глазах бросили в полынью двух моих братиков. Меня, грудного, спасла пятилетняя сестра Катруся: спрятала в лежанке, в баке, где оставалось немного тёплой воды. Поэтому я не заплакал...

Голос у Михаила Васильевича глубокий, как летний вечер на Украине. Он рассказывает о своём детстве, и я вижу далёкое лето 1947 года. После победы над Японией возвращаются домой советские воины. Пятилетний Мишка, поправляя сползающую пилотку, стоит у железнодорожной насыпи и жестами просит у них закурить. Выглядит это комично, но солдаты почему-то плачут. Они бросают ему куски синего искрящегося сахара, галеты, консервы. И даже не подозревают, что спустя годы этот сельский мальчонка увековечит их на киноэкране: то в образе разведчика Васи Головина (фильм режиссёра Ю. Ляшенко «Мерседес» уходит от погони»), то в роли старшего сержанта Фёдора Карпенко («Дума о Ковпаке» Т. Левчука).

Советские воины-победители возвращаются домой. И все они похожи на Мишкиных старших братьев. Вот если бы и братья ехали в этих вагонах, а потом взяли да и спрыгнули к нему, Мишке! Все шестеро. Пусть без сахара, только бы спрыгнули. Но победные поезда мчатся мимо малыша в пилотке, не останавливаясь...

— Шестеро моих братьев погибли во время Великой Отечественной войны, — не пряча слёз, говорит Михаил Васильевич. — Коля, Володя, Манило, Петя, Федя, Алёша. В детстве я подолгу рассматривал их на снимках: красивые, статные, а форма какая! Вот и пошёл в школьную самодеятельность ради этой военной формы. Где же ещё её можно было надеть?

Участие в школьной самодеятельности, серьёзное занятие спортом (Мишка избрал для себя самбо) заронили мечту стать актёром.

— Киевский театральный институт я штурмовал несколько раз. После каждой неудачной попытки возвращался домой и работал на металлургическом заводе. Кем только не был: вагранщиком, шихтовщиком, помощником заливщика, даже молотобойцем. Потом уже стыдно стало возвращаться — поехал в Одессу и поступил на филфак. Но, проучившись полгода, бросил. А на следующий год стал студентом Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. На радостях дал домой телеграмму: «Буду артистом!» Приехал — и сразу к деду, Харитону Степановичу, который жил отдельно от нас. Стучусь к нему, он спрашивает: «Кто там?» «Я!» — отвечаю звенящим от счастья голосом. «А, это ты, Миша... — разочарованно тянет дед. — Думал, кто-то стоящий пришёл, а оно — артист...»

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ Михаил Голубович окончил в 1967 году. Его первая роль в кино — старшина в новелле «Мотря» киноальманаха Г. Габая «Начало неведомого века» — стала единственной комедийной.

— У Габая меня увидел режиссёр Николай Мащенко и пригласил в свой фильм «Комиссары». Параллельно я снимался в роли советского героя французского Сопротивления Василия Порика в картине Ю. Лысенко «Узники Бомона». Затем была «Красная метель» в «Молдова-фильме» режиссёра В. Паскару — о событиях 1917 года в Бессарабии, где я сыграл главного положительного героя Козму Калмацуя. Роль Артёма в фильме

Н. Мащенко «Как закалялась сталь», детская приключенческая лента «Кортик», в которой я снимался вместе с Леонидом Кмитом — Петькой из знаменитого «Чапаева» братьев Васильевых. Был Иваном Хмелем в «Юркиных рассветах» Н. Ильинского, добром фильме о жизни сельской молодёжи 1970-х. Да много чего было. Я ведь снялся почти в сотне фильмов...

— Михаил Васильевич, ваш типаж в кино — положительный герой: комиссар, советский командарм, партизан. В то же время вы очень убедительно сыграли черносотенца, полицая, верховода УПА. В чём секрет?

— Гениальнее Станиславского на этот вопрос никто не ответил: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Просто ставил себя на место того или иного персонажа, учитывая исторические реалии. Иначе говоря, всё пропускал через себя. Помню съёмки картины А. Салтыкова «И был вечер, и было утро» на «Мосфильме» в 1970 году. Я играл там главную роль, матроса Годуна. И когда в меня стреляли, настолько реально это почувствовал, что под левой лопаткой возникла дикая боль...

— Как вы попали в Луганск?

— В 1967 году меня пригласил работать в тогдашний Ворошиловградский областной драматический театр его руководитель народный артист УССР Пётр Исидорович Ветров. Проезжая город металлургов Коммунарск, я увидел разноцветный дым, которого у нас на Черкасщине никогда не было, и ужаснулся: «Куда же меня занесло?» Прибыл в Ворошиловград, а театр гастролирует по области. Догнав своих коллег на «кукурузнике», начал с ними работать. Театр тогда состоял из двух трупп: русской и украинской. Двадцать лет спустя я стал его художественным руководителем. В 1990 году украинская труппа превратилась в Луганский областной украинский музыкально-драматический театр, получивший отдельное помещение на улице Оборонной, которым я нынче руковожу.

— Слышала, что у вас работает талантливая молодёжь. Как вы её готовите?

— В 1996 году мне поступило неожиданное предложение возглавить управление культуры и искусств Луганской области. Вначале отказался, но услышал: «Если вам всё равно, что будет у нас с культурой, уходите!» И я остался почти на 10 лет: именно столько проработал во главе управления. За это время мы объединили наши училища — культпросветное, художественное и музыкальное имени Прокофьева в Северодонецке — в колледж. Я набрал в нём первый актёрский курс и почти всех выпускников взял к себе в театр. В 2002 году нам удалось добиться открытия Луганской государственной академии культуры и искусств.

— В ленте О. Коберидзе »Ждите связного», снятой в 1979 году на Киевской киностудии им. А. Довженко, вы создали образ иуды-полицая Дмитра. Комиссара партизанского отряда Беляева сыграл тогда Владимир Талашко. Но слово «роль» означает не только художественный образ, создаваемый актёром, это ещё и форма поведения человека в какой-либо ситуации. В 2014 году, когда на Украине произошёл нацистский переворот, Талашко снялся в рекламной роли советского ветерана, благословляющего внука в так называемой АТО расстреливать Донбасс. Вы же по-прежнему остались работать в Луганске — под обстрелами «воинов» АТО. Для человека из украинской творческой среды подобный шаг — большая редкость...

— Национализм — это не моё. Я не могу принять данную идеологию. Не могу! Вот и всё. Никогда не брошу родной Луганск, моих студентов, которые иногда играют без хлеба, воды и тепла. С 2014 года название «Театр на Оборонной» имеет для нас особый смысл. Театр-то наш был создан 15 августа 1941 года и сразу же поехал на фронт! В 2017-м мы поставили рок-оперу «Распятая юность», посвящённую 75-летию подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», с которой стали лауреатами XV Международного театрального форума «Золотой витязь».

— Михаил Васильевич, вы удивительно похожи на украинского писателя Григора Тютюнника. Не только внешне, внутренне, но и жизненными обстоятельствами. Он тоже родился на Полтавщине, потом жил на Луганщине, много о ней писал.

— Так мы же дружили с Григором! Он частенько приходил в наше студенческое общежитие. Шебутной был хлопец, но настолько честный, искренний...

— И очень талантливый! Как и его старший брат Григорий Тютюнник, автор лучшего романа о коллективизации на Украине «Вир» («Водоворот»). Как актёр и режиссёр Леонид Быков. Все они трепетно любили Украину, но были напрочь лишены национализма! Это помогло им создать пронзительно чистые и нужные людям произведения. Даже маленькая националистическая червоточинка способна разрастись и поглотить самый большой талант. В истории Украины подобных примеров не счесть. А тот же Григор Тютюнник боролся не с мифическим «ворогом нации», а с конкретным украинским обывателем и наивысшей мудростью считал доброту...

— Совершенно с ним согласен! Помню, как в детстве наша бабушка Соня посадит, бывало, нас с Катей себе на колени и щипнёт легонько. «Что, — спрашивает, — больно?» Вот так же и каждому человеку больно. Если научитесь понимать людей через эту боль, то и люди вас всегда понимать будут.

— Сестру давно видели?

— Давно... Я же на Украину не въездной, поскольку занесён на известный сайт «Миротворец» с формулировкой: «Сепаратист, пособник террористов». Черкасские СМИ пишут: «Уроженец казацкой Золотоноши Голубович верно служит самопровозглашённой ЛНР!» Да, у меня действительно казацкие корни: имею выписку из реестровой книги, в которой значится атаман 10-го Золотоношского полка казачьего Онисько Голубович. И в фильмах я играл казаков, даже Тараса Бульбу на острове Хортица в ландшафтном спектакле Евгения Головатюка. Но разве я должен из-за этого предавать Луганск, где творчески состоялся и прожил более полувека?!

— Одна из черкасских газет поместила снимок вашего киногероя Васи Головина в немецкой форме и подписала: «Михаил Голубович уже в молодости сыграл гитлеровца».

Тот, кто это сделал, никогда не видел фильм «Мерседес» уходит от погони», где переодетые в немцев советские разведчики орудуют во вражеском тылу. Жители нынешней Украины отлучены от искусства кино. Местные киностудии разгромлены и разграблены, советские киноленты запрещены. А из невежества как раз и произрастает эта дикость — национализм...

— Но на Украине и в творческой среде есть люди, понимающие правду о происходящем. Один мой коллега, известный актёр, узнав, что я остался в Луганске, позвонил и сказал: «Пышаюся (то есть горжусь) тобою!» Поэтому я верю: здравый смысл на Украине всё-таки победит.

В СТАВРОПОЛЬ, на IX Международный славянский форум искусств «Золотой витязь», луганские артисты привезли лирическую концертную программу. Михаил Васильевич с отеческой любовью следил за их выступлением из зрительного зала. А я смотрела на него и думала: этот человек вошёл в историю не только самобытным артистом, но и истинным гражданином, не допустившим, чтобы его родную Украину считали нацистским государством. В фильме «Обыкновенный фашизм» Михаил Ромм утверждал: «Но были и другие немцы». И на экране появлялись одухотворённые лица немецких антифашистов. «Но есть и другие украинцы!» — заявляет миру народный артист УССР и ЛНР Михаил Васильевич Голубович, не бросивший Луганск, которому сегодня, как говорила его бабушка Соня, «больно»...

Юноши в костюмах советских лётчиков и девушки в ситцевых платьях, танцуя, запускали в зрительный зал бумажные самолётики. Один спланировал возле меня, и я взяла его себе на память. Он сделан из программки Луганского украинского музыкально-драматического театра на Оборонной, написанной на украинском языке.

Просмотров: 1324

Другие статьи номера

«Заря» председателя Петрова
На просёлочной дороге — тракторы, экскаваторы, бульдозеры. Новый путь до деревни Верхний Мост в Порховском районе Псковской области прокладывают уже несколько дней. Съёмочная группа телеканала «Красная Линия» приехала сюда после того, как журналисты узнали: псковские дорожники путь в Верхний Мост не достроили, и теперь их недоделки приходится устранять местными силами.
Вокруг чемпионата мира — 2018

Бутсы и санкции

Совершенно удивительное событие произошло буквально за считанные дни до первого матча иранской сборной на чемпионате мира по футболу в России: официальный экипировщик команды — компания «Найк»… отказалась предоставить футболистам Ирана бутсы своего производства.

Национальный проект с гнильцой
Солнечный летний день 1954 года. Мы с отцом идём по Приморскому парку Победы в Ленинграде к стадиону имени Сергея Мироновича Кирова смотреть футбольный матч ленинградского «Зенита» с куйбышевской командой «Крылья Советов». Название-то какое — Крылья Советов! Красивое, поднимающее вверх, становится радостно на душе. Кругом родные, трудовые лица спешащих на стадион ленинградцев, которые вместе со всем городом после войны построили этот красивейший стадион и разбили прекрасный парк, названный в память о Великой Отечественной войне Приморским парком Победы, которым все ленинградцы гордились. Мои родители несколько лет по воскресеньям (суббота была рабочим днём) трудились на строительстве стадиона. Это был наш, ленинградский, подарок всей стране, который все любили. С высоты стадиона, расположившегося в виде стоящей на холме чаши, можно было видеть Финский залив, зелёный массив парка, в котором был даже лебединый пруд. Красотища!
Мёртвая хватка Империализма
Борьба Вашингтона и местного капитала против прогрессивных сил Латинской Америки приобретает форму открытого террора. В Колумбии почти каждый день происходят убийства социальных активистов. Венесуэле грозят вторжением и пытаются спровоцировать военный переворот.
По сообщениям зарубежной печати

Подозрения без последствий

КАК ПОКАЗАЛО РАССЛЕДОВАНИЕ, проведённое в ФРГ телерадиокомпанией земель Бранденбург и Берлин (RBB), в ведомстве по делам иностранцев в Берлине на протяжении нескольких лет закрывали глаза на поддельные документы и обман при выдаче карт пребывания на территории Евросоюза, сообщает немецкое издание «Фокус».

Станут журналистами?

Летняя школа медиаграмотности «МедиаГид» открылась в Гродно. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщил директор КУП «Телерадиовещательный канал «Гродно Плюс» Сергей Мазайло.

ШКОЛА будет работать в филиале кафедры журналистики факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Посещать её станут ученики 7—8-х классов гимназии №10.

Пульс планеты
СКОПЬЕ. Соглашение о переименовании бывшей югославской республики Македония заблокировал президент страны Георгий Иванов. Он отказался ставить подпись под документом, согласованным премьер-министром Зораном Заевым с его греческим коллегой Алексисом Ципрасом. По мнению Иванова, текст этого договора — поражение для республики Македония, поскольку «предусматривает не только изменение конституционного наименования, но и поправки в преамбулу и во все статьи Основного Закона, в которых появляются понятия и названия, происходящие от наименования «Македония».
Память и памятники

Мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс активно поддерживает войну против монументального советского наследия.

СОЗДАННАЯ им комиссия из 16 человек, определяющих судьбу памятников работы лучших литовских скульпторов и архитекторов, в разные годы установленных в столице республики, приняла решение: в городе не будет и бронзового памятника пролетарскому писателю Пятрасу Цвирке. Его решено убрать из одноимённого сквера. Председатель комиссии Пауле Кузмицкене заявила следующее: «Цвирка является символом советской идеологии, негативно оценивается его политическая деятельность, а не писательская».

На урожай рассчитывать не приходится

Два слова, поставленные вместе — «засуха» и «Украина», моментально вызывают не очень приятные ассоциации.

ДИКАЯ жара установилась на Украине практически с начала мая. Националистическая общественность по этому поводу как в рот воды набрала. Да не той, которой сейчас не хватает на полях. Легко безнаказанно и голословно обвинять в произволе коммунистов, якобы заморивших Украину голодом во время коллективизации. О том, что ныне село вымирает куда более высокими темпами, чем в начале 1930-х, вслух лучше не вспоминать. Массовую варварскую вырубку лесопосадок, созданных при «кровавом диктаторе» Сталине, которая идёт по всей Украине, лучше не замечать. Кое-кому из патриотических начальников от них перепадает далеко не маленькая копейка.

За память о жертвах фашистских зверств
Смотрю на траурную обложку новой книги, где из-за толщи прошедших десятилетий пронзительно открываются уже неведомые многим живущим ныне трагические фотосвидетельства жутких фашистских злодеяний, учинённых на временно захваченной нашей советской, российской земле. И глубоко чёрный фон прямоугольника в центре обложки, будто памятный обелиск, выделяет эти слова, которые, как мне думалось, никого не должны оставить равнодушными: «СОЖЖЁННЫЕ ЗАЖИВО ВЗЫВАЮТ К НАМ».
Все статьи номера