Лётчики без полётов

Лётчики без полётов

№58 (30845) 4—5 июня 2019 года
2 полоса
Автор: Юлия БОГДАНОВА, соб. корр. «Правды». г. Омск.

В Омском лётно-техническом колледже гражданской авиации им. Ляпидевского горячая пора: студенты сдают государственные экзамены. Но… дипломы ребята в этом году не получат. Вероятнее всего, и в следующем году тоже. Они знают об этом. Причём знали ещё при поступлении в колледж, однако надеялись, что для их курса ситуация изменится в лучшую сторону. Парадокс: два года и десять месяцев будущие лётчики постигают теорию, а практических навыков приобрести не могут.

ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ СТАНДАРТУ для получения документа о профессиональном образовании, кроме сдачи государственных теоретических экзаменов и защиты диплома, курсантам нужно налетать за время учёбы 90 часов. А вот как раз этого необходимого минимума образовательное учреждение им предоставить не может. Причина — недофинансирование. Руководству колледжа хронически не хватает денег на ремонт техники и оплату инструкторского и инженерно-технического состава.

Такая ситуация тянется с 2014 года. В советские и постсоветские времена учебное заведение имело статус училища и было известно во всей стране под аббревиатурой ОЛТУГА — Омское лётно-техническое училище гражданской авиации. Его и по сей день так называют, несмотря на то, что статус сменился на колледж. Директор Анатолий Игнатьевич Якуш, отдавший училищу три десятка лет своей жизни, приложил немало усилий в сложные 1990-е годы, чтобы сохранить единственное в стране образовательное учреждение, где готовят пилотов и бортмехаников вертолёта МИ-8. Ни в 1970-е, ни в 1980-е, ни в 1990-е он не припомнит такой ситуации, чтобы был нарушен учебный процесс и курсанты не имели возможности летать. Но с 2012 года начал замечать тревожную тенденцию: финансирование стало крайне скудным. С вопросом «почему?» директор Омского лётного училища обращался и в головное учебное учреждение — Институт гражданской авиации в Ульяновске, и в Росавиацию:

— Я ставил вопрос перед Ульяновским институтом и Росавиацией о том, что необходимо уменьшать набор курсантов (ежегодно планировался набор 100—110 человек). Но меня просто не слышали! Приводили главный, с их точки зрения, аргумент: если уменьшить набор, то уменьшится финансирование учебного заведения. Я возмущался: мы набираем на теорию? Говорил: увеличивайте парк вертолётов, поднимайте зарплату педагогам-инструкторам и инженерно-техническому составу. Но я так и не был услышан. Руководители Росавиации зациклились: если мы уменьшим набор, нам уменьшат финансирование. Ещё тогда, в 2012 году, я подсчитал: если не сократить набор курсантов, то к 2020 году не отлетают положенных часов 200 человек. Так и случилось: эту ситуацию мы сегодня наблюдаем.

Курсанты лётно-технического колледжа каждый год заваливают Росавиацию требованиями решить наконец проблему, обращались и в прокуратуру. Но и с этой стороны никаких мер так и не последовало.

Нынешнее руководство колледжа тоже предпринимает попытки изменить ситуацию: ведёт переговоры с авиакомпаниями, нуждающимися в пилотах, чтобы те предоставляли своих инструкторов. По информации на официальном сайте учебного заведения, некоторые подвижки уже есть. Иначе, судя по всему, кадровую текучку преподавателей-инструкторов ОЛТУГА не решить. Почему инструкторы увольняются, при том, что зарплата у них примерно 60 тысяч рублей, что для Омской области совсем неплохо? В авиакомпаниях платят в разы больше, поэтому инструкторы, поработав немного, как правило, уходят из колледжа. Сейчас вместо положенных 14 инструкторов работают 4, они физически не могут обеспечить необходимый налёт часов всем курсантам. Колледж по плану должен выпускать 100—110 человек в год, но на деле дипломы получают всего 40—50. И это те, кто окончил обучение двумя годами раньше.

Между тем сегодня вертолёт — единственное транспортное средство в труднодоступных населённых пунктах страны. Малая авиация нужна для обеспечения мобильности жителей Крайнего Севера, для тушения лесных пожаров, грузовых перевозок и решения многих других задач. Из-за недостатка пилотов авиакомпании теряют выгодные контракты, поэтому некоторые из них идут даже на такие меры: присылают в Омск своих инструкторов, набирают нужное им число курсантов, обеспечивают им практику, заключают трудовые договоры и забирают с собой. А сотни остальных недоподготовленных пилотов в ожидании своей очереди на учебные полёты годами работают официантами, курьерами, продавцами бытовой техники и т.п.

Кадровый дефицит пилотов ощущают сегодня многие авиакомпании. Дело в том, что, хотя по закону к полётам пилоты допускаются до 65 лет, в реальности большинство из них перестают летать намного раньше. Лётчики увольняются по состоянию здоровья, уходят на заслуженный отдых. Чтобы компенсировать эти кадровые потери, ежегодно учебным заведениям требуется выпускать 70—80 пилотов. Поскольку Омский колледж, где готовят пилотов для малой авиации, — единственный в стране и он с 2014 года выпускает не более 50 специалистов, то кадровый голод в авиакомпаниях доходит уже до критической отметки.

Прогнозы на ближайшие годы тоже неутешительные. На сегодняшний день, по данным центральной лётной врачебной комиссии, возраст 48% пилотов вертолётов в России уже превышает 50 лет. Такими темпами через 15 лет их число может сократиться на 75%. Так что вся надежда на изменение ситуации в Омском лётном колледже: будут деньги — будут и выпускники.

P.S. Выступая на «правительственном часе» в Государственной думе, генеральный прокурор РФ Юрий Чайка заявил: «По-прежнему остро стоит вопрос качества профессиональной подготовки пилотов. В ходе надзорных проверок нами вскрывались факты неполного прохождения лётным персоналом программ подготовки, отсутствия в образовательных организациях необходимого кадрового и материального обеспечения и другие. В связи с этим с 2017 года по результатам принятых прокурорами мер от выполнения полётов отстранено 550 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, аннулировано 160 лётных свидетельств».

Ситуация — явно вопиющая. Когда же в столь важной отрасли будет наведён должный порядок?

Просмотров: 1626

Другие статьи номера

Выше всего — идея, смысл, жизнь

Путешествие по выставке Ильи Репина

Большая выставка, посвящённая 175-летию со дня рождения выдающегося художника Ильи Ефимовича Репина, проходит в Москве. Это первая за последние четверть века крупнейшая экспозиция творчества одного из зачинателей русской реалистической живописи. Выставку проводит Третьяковская галерея, обладающая самым значительным собранием произведений этого мастера и вместе с другими музеями создавшая широкую панораму его творческой деятельности. В этом несомненное уважение к творчеству мастера, понимание всего многообразия его таланта.

Инстабабушки из Санкт-Петербурга

Вязание снова в моде. Российские пенсионерки, получающие жалкую пенсию, пытаются подзаработать, продавая одежду и игрушки в «Инстаграме», пишет журналист немецкого телеканала ZDF Том Паллух.

«НА КРОВАТИ сидят российская Пеппи Длинныйчулок с объёмными косами и в полосатых гольфах, Пиноккио с длинным носом, медведь, лиса и пара зайцев.
Если завтра брэкзит…
«Насколько катастрофичным, по-вашему, станет брэкзит?» — задаёт вопрос сайт «БрэкзитПреппинг» («Подготовка к брэкзиту») и предлагает жителям Соединённого Королевства запастись продуктами в соответствии с уровнем тревоги.
Апеннины — европейский сапог, но не более
Выборы в Европейский парламент в Италии не принесли сенсаций, но всё-таки повлияли на её политический климат, который, как хорошо известно, будучи под стать её климату географическому, всегда отличался аномальным температурным режимом.
Уроков не будет

По всей Новой Зеландии проходят акции протеста школьных учителей, требующих повышения зарплаты, улучшения условий труда, уважения к их профессии, сообщает местная газета «Нью-Зиланд геральд».

ТЫСЯЧИ педагогов уже трижды за последнее время выходили на улицы городов и других населённых пунктов страны. На сей раз их число превысило 50 тысяч, в одном только Окленде протестовали 10 тысяч человек.

Сдадимся ли демократическим фашистам?

Открытое письмо Альгирдаса Палецкиса Литве и зарубежью

ПЕРВЫЕ несколько месяцев у меня была очень маленькая, но всё же надежда, что прокуратура сохранила хоть частицу здравого смысла. Что она, выполнив указание ДГБ (Департамента государственной безопасности Литвы) задержать меня, убедится в отсутствии доказательств и остановит дело. Однако прокуратура систематично и дальше ходит на поводке у ДГБ, а он — на поводке у Грибаускайте.

Несущие угрозу
Власти центральноазиатских республик эвакуируют своих граждан с Ближнего Востока. Сотни жён и детей боевиков вернулись на родину, но в решении более серьёзных проблем, связанных с распространением радикальных идей, по-прежнему наблюдаются опасные сбои.
Пульс планеты
АЛЖИР. Выборы президента Алжира, намеченные на 4 июля, отложены на неопределённый срок. Об этом заявил Конституционный суд республики, сославшись на отсутствие кандидатов. Зарегистрироваться для участия в выборах, которые бойкотировали ведущие политические силы, пробовали два малоизвестных выдвиженца. Но их заявки отклонили, поскольку документы «не были поданы своевременно». Таким образом, Абделькадер Бенсалах продолжит исполнять обязанности временного главы государства, что наверняка побудит манифестантов вновь выйти на улицы.
В Минск съедутся аграрии

XXIX Международная специализированная выставка «Белагро-2019» пройдёт 4—9 июня. Такая информация размещена на сайте ЗАО «Минскэкспо», сообщает БЕЛТА.

ЕЖЕГОДНЫЙ ФОРУМ аграриев «Белагро» обобщает международный опыт в агропромышленном машиностроении, служит для поиска инновационных решений в сфере применения экологически безопасных материалов и безотходных технологий.
И вновь падают Памятники

В Харькове 2 июня бесновавшиеся с раннего утра неонацисты повалили памятник маршалу Жукову.

КОГДА беспорядки перешли в активную фазу, к памятнику прибыл отряд полиции в шлемах и с дубинками, чтобы помешать попытке обрушить бюст. Но в ответ со стороны неонацистов в ход пошли газовые баллоны. После этого полицейские отошли в сторону.

Все статьи номера