Главная  >  Номера газеты  >  №58 (30555) 2—5 июня 2017 года  >  Ещё раз о самом главном

Ещё раз о самом главном

№58 (30555) 2—5 июня 2017 года
6 полоса
Автор: Лариса ЯГУНКОВА.

Фильм Бортко: любви не место в мире чистогана

У режиссёра Владимира Бортко — большая фильмография. Он работает в разных жанрах на различном материале. Много времени и сил отдаёт экранизации шедевров литературной классики, начиная с произведений М. Булгакова «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» и кончая знаменитой повестью Н. Гоголя «Тарас Бульба». Его увлекает авторское кино в том понимании, которое сложилось в реалистическом кинематографе, когда один человек является и автором идеи, и сценаристом, и режиссёром. При этом многие его фильмы посвящены современности, в которой он ищет ответа на вечные вопросы.

«О ЛЮБВИ» — так называется новый фильм известного кинорежиссёра Владимира Бортко. Тема неиссякаемая: с какой стороны ни подойти, всё будет старо, как мир, и вместе с тем пронзительно ново. Чтобы подступиться к этой теме, автору, безусловно, нужна творческая дерзость, а точнее, кураж — тот самый, с которым атлет выходит на помост к штанге. Тяжесть-то неподъёмная! «Шесть пудов любви», — сказал Чехов о своей «Чайке». А на сколько тянет любовь современного человека в нынешнем глобальном мире высоких скоростей и технологий, неустойчивых денежных курсов и социального противостояния?

История, рассказанная в фильме, вроде бы вечная и вместе с тем очень современная. Симпатичная Нина осваивает китайский язык на последнем курсе университета. Ей очень повезло: роман с преподавателем закончился законным браком; теперь молодые снимают комнату в малонаселённой квартире в ожидании собственного жилья. В перспективе — поездка в Китай. Но счастливой себя Нина не чувствует: в институте тянись за лучшими — как же иначе при таком-то муже, по магазинам бегай, считая копейки — известно, какая зарплата у педагога, с туристами возись, чтобы немного подработать, дома — терпи капризы мужа.

К тому же над семьёй навис ужас ипотеки: банк предъявил судебный иск за неуплату процентов. Спасти положение может только чудо. И оно свершилось. Хорошенькая переводчица приглянулась олигарху, которому принадлежит тот самый банк.

Итак, героиня фильма — женщина молодая, образованная, энергичная. Кажется, удачно складывается её судьба, но в будничной суете она чувствует себя потерянной. Ей трудно примириться с рутиной существования, она, как чуткий резонатор, отвечает на каждый внешний раздражитель. Иногда случаются и срывы, чуть ли не истерики. Она ненавидит себя за это, но не может сдержаться. А раздражителей много: её человеческий такт, её женская деликатность то и дело бывают оскорблены. Но такова жизнь, и внутренне Нина с этим уже смирилась.

Режиссёр, он же сценарист, рисует картину знакомую и понятную прежде всего женщинам. Героиня узнаваема. Она не пассионария и не идеал — просто милая женская особь, которой нужны человеческое тепло и прочность существования во имя продолжения рода, этой миссии, возложенной на неё самой природой.

Стилистика фильма уверенно динамичная — такой и останется до самого конца. Автор хочет стремительно провести зрителя по всем извивам и поворотам сюжета, дабы избежать преждевременного обвинения в штампах. А такое обвинение напрашивается поначалу: заявлена как будто гламурная мелодрама из серии «красавица и чудовище».

Героиня неожиданно попадает в мир роскошных клубов, ресторанов и отелей. Банкир-чудовище откровенно покупает девушку, нисколько не заботясь о её чувствах. Она же испытывает к нему, человеку из «параллельного мира», только жгучее любопытство и, повинуясь этому чувству, идёт навстречу его желанию, правда, не без задней мысли: отсрочить оплату банковского долга по ипотеке.

Нина и не подозревает, что стоит на пороге своего величайшего открытия: оказывается, в отношениях между мужчиной и женщиной есть гармония не только интеллектуальная, но и физическая. Чужой человек, которому она уступила отчасти из любопытства, отчасти из корысти, открывает ей таинство плотской любви, воспетое ещё библейской Песнью песней. Актриса Анна Чиповская в этой откровенной сцене проявляет столько такта, что становится понятным пробудившееся чувство банкира: он поражён её искренностью и открытостью. Для него это приятная неожиданность, но для неё — перемена участи.

Перед нами, в сущности, история современной Анны Карениной. До знаменательной встречи она словно не жила, а только готовилась к жизни. Теперь та открылась ей во всей своей полноте. Она без сожаления порывает с мужем — он и раньше оскорблял её неумеренным проявлением своих чувств, а теперь и подавно стал невыносимым. Артист Алексей Чадов создаёт интересный образ интеллигента в первом поколении, не прошедшего школу воспитания чувств. Все его реакции по-простонародному жёстки, откровенны, чтобы не сказать, примитивны. И это его не красит. Беда ещё и в том, что он выбрал для себя род интеллектуальной деятельности именно в то время, когда умственный труд был унижен нищенским материальным положением, причём особенно пострадали самые востребованные в обществе профессионалы — педагоги и врачи.

Это существует в фильме как данность. Вообще он рассчитан на понимание и сотворчество зрителя, если хотите, на его гражданское неравнодушие. Задавленный жизнью учитель — что может быть страшнее: он лучше многих, а поступает зачастую хуже других.

В итоге Нина буквально спасается бегством от его кулаков и на какой-то час становится изгоем: ни жилья, ни денег, ни опоры. Пробиться к банкиру не так-то просто: он живёт в недоступных сферах, появляясь только в заранее назначенное время в заранее определённом месте.

Социальная тема по-прежнему исподволь мотивирует действие. Мы и раньше видели наглую роскошь барских апартаментов, наблюдали за развлечениями сильных мира сего. Теперь видим, как охраняется их империя до зубов вооружёнными наёмниками, которые порвут любого, кто сунется на порог. Но замёрзшую, заплаканную Нинку они признают («Это дама нашего…») и позволяют ей дождаться хозяина на улице. Дальше всё молниеносно устраивается: олигарх покупает ей квартиру, материальная сторона жизни перестаёт мучить.

Кажется, любовь выдержала первое серьёзное испытание. Но гармоничные отношения упорно не складываются. Оказывается, кроме физической и духовной есть ещё какая-то важная составляющая отношений Его и Её. И понять этого Нина долго не может. Ей кажется, что главным препятствием её счастью с любимым служит его жена. И хотя та даёт банкиру полную свободу — а может, именно поэтому, — он не собирается с ней разводиться.

Автор приоткрывает завесу над семейной жизнью своего героя: там давно нет никакой любви, есть только видимость союза, в заложниках которого ребёнок. Оправдываясь любовью к сыну, банкир преспокойно живёт на два дома. Он и не собирается ничего менять: по статусу ему подходит именно прежняя семья.

Вообще, складывается впечатление, что для самого автора герой не вполне ясен. Может быть, для полноты картины не хватает наблюдений, может, автор нарочно изображает фигуру инкогнито, человека без свойств. Если Нина с мужем понятны и убедительны, то в этом случае приходится домысливать, додумывать, включать собственную фантазию.

Что же очевидно в этом персонаже? Понятно, банкир — продукт времени грязных технологий и бешеных денег. Режиссёр не делает акцент на профессиональной деятельности своего героя, но, видимо, обдуманно выбирает на эту роль Дмитрия Певцова, способного выявить жизнежадную захватническую натуру под маской внешней невозмутимости и респектабельности.

Тем, кто смотрел телесериал «Бандитский Петербург» (режиссёр В. Бортко снял для него одну из серий), понятно, каким образом наживался такими вот невозмутимыми преступниками первичный капитал. Естественно, сам он об этом распространяться не будет. Прошлое для него не существует. Но у него нет и будущего. Он не строит никаких планов, живёт настоящим. Это игрок, а честно ли он играет сегодня или подпирает финансовый лохотрон — уже не важно. Важно, что это человек опустошённый и вместе с тем упорно цепляющийся за жизнь.

Герой Певцова считает себя порядочным человеком, потому что содержит обе свои семьи; но в действительности это энергетический вампир: в одной семье подпитывается за счёт подрастающего сына, в другой — за счёт любящей Нины. «Какое место я занимаю в твоей жизни?» — бунтует Нина. И в ответ слышит: «Значительное». Действительно это так, и он не собирается с нею расставаться. Тем более что у Нины рождается ребёнок, а это ещё одно звено, связующее внутренне мёртвого человека с жизнью.

Но мало-помалу Нина начинает понимать, что, кроме физической гармонии и так называемого родства душ, для двоих нужно ещё порядочное, ответственное отношение друг к другу. Согласитесь, в знаменитом романе Л. Толстого происходит то же самое: Анна Каренина не чувствует порядочного, ответственного отношения к себе Вронского, и это оборачивается крахом любви. Она мечется, не зная, как вернуть к себе уважение, и, признаваясь самой себе, что, по сути, ей нужны только его ласки, глубоко чувствует: без этого уважения жизни не будет. И Анне кажется, что, будь у неё какое-то интересное занятие, было бы к ней и уважение. Но нет у неё никакого дела, никакой точки приложения своих духовных сил.

Перед современной Анной Карениной открыт мир больших возможностей — недаром прошло полтора века борьбы за женскую эмансипацию. И вот Нина просит своего банкира помочь ей открыть свой бизнес. А куда ещё податься в поисках спасительного дела? Не в школу же идти со своим дипломом и убиваться там за гроши? В нынешнем социуме возможность делать деньги представляется краеугольным камнем существования.

Проходит несколько лет — и перед нами успешная бизнесвумен: расчётливая, холодная и самодовольная. Куда только делась нежная, страстная Ниночка с её пылкой любовью. Она ещё держится за своего банкира, уверяя себя, что любит его, хотя отчётливо понимает: тот давно уже остыл к ней. А есть ли вообще любовь в этом безумном мире хищнического, потребительского отношения к обществу и человеку?

Покинутый муж Саша, встреченный Ниной на каком-то приёме, говорит, что по-прежнему любит её и готов на всё, чтобы вернуть её хоть на ночь. И это говорится за спиной счастливого соперника, которому совершенно безразлично, с кем уедет его женщина после этого приёма. Они даже руки пожмут друг другу, как бы знакомясь заново. Будто не было того страшного вечера, когда Саша с ножом напал на сладкую парочку. Но любовь ли это или жгучая обида, жесточайшая ревность, усугублённая социальным неравенством персонажей? Желание оскорблённого в своих чувствах взять реванш? Он и возьмёт его теперь, проведя с Ниной ночь в шикарном гостиничном номере. Но какая же это любовь? Только попрание человеческих нравственных норм.

Автор фильма не боится откровенных сцен: все они несут в этом фильме определённую смысловую нагрузку. Конечно, кому-то может показаться, что это дань обывательскому зрительскому любопытству, но и через замочную скважину открываются подчас горизонты. Несчастный Саша понимает: назад пути нет, потому что нет прежней Нины. Мир чистогана развратил её, вытащил и растоптал душу. Да и сам он растоптан: эти проводы любви в гостиничном номере окончательно отняли у него веру в свою счастливую звезду.

К сожалению, увлёкшись развитием интриги, режиссёр утратил нерв повествования. Этот нерв был связан с социальным подтекстом. Именно такой подтекст придавал фильму остроту и убедительность. Без него финал ушёл в кикс — точного удара не получилось.

Так есть ли настоящая любовь в современном мире? Вопрос повис в воздухе. Конечно, содержание фильма парадоксально по отношению к названию. Лучше бы назвать его «Нелюбовь». Это тоже явление глобальное, достойное рассмотрения. Суррогат, заменитель любви, он особенно востребован в безвременье, когда человек чувствует зыбкость, непрочность своего существования. Любовь — высокое, высшее человеческое чувство, которому очень трудно состояться в мире бесчеловечных отношений.

Просмотров: 494

Другие статьи номера

Москва — Пекин: дружба навек?
Проблемы российско-китайских отношений в программе «Точка зрения» обсуждали заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский, академик Академии естественных наук Владимир Полеванов и политолог Александр Асафов. Программу вёл Владислав Жуковский.
Пхёнчхан-2018: проверка на патриотизм
Итак, Олимпиада-2018 — без хоккеистов НХЛ. Ни один игрок Национальной хоккейной лиги не будет участвовать в Играх в Корее, заявил комиссар НХЛ Гэри Беттмэн, подчеркнув, что такое решение является окончательным.
«Забытый» Юбилей
В Нижнем Новгороде 2018 год — не только дата чемпионата мира по футболу, но и 150-летие со дня рождения великого русского писателя Максима Горького. Правда, о последнем власти вспоминают неохотно, и, судя по всему, отметить юбилей столпа русской литературы буквально не на что.
Слово берёт народ
Правый режим Мишела Темера в Бразилии переживает острейший кризис. Миллионы жителей протестуют против неолиберальных реформ и коррупции, в которой погрязли президент и его окружение. Испания же столкнулась с новым витком каталонского сепаратизма. Власти автономии готовят референдум о независимости, а в случае его блокирования Мадридом не исключают одностороннего отделения.
Никакой австриец не любит платной езды
Австрия собирается в судебном порядке обжаловать введённые Германией пошлины за движение по немецким автобанам. Несмотря на то, что это уже дополненный документ, изменённый в соответствии с требованиями Евросоюза, в Вене намерены отстаивать свою позицию в европейском суде.
Пульс планеты
КАБУЛ. Жертвами мощного взрыва в центре афганской столицы, по последним данным, стали не менее 90 человек, более 400 получили ранения. Теракт в дипломатическом квартале города устроил смертник, бомба была заложена в грузовую цистерну ассенизатора. Пока никто не заявил об ответственности за взрыв, хотя движение «Талибан» сообщило о своей непричастности к взрыву.
Боливия помогает своим аграриям
ПРАВИТЕЛЬСТВО Многонационального Государства Боливия выделило около двух миллиардов долларов на стимулирование в стране производства продуктов питания в 2017 году. Об этом сообщил местным СМИ представитель министерства сельского развития и земель Джонни Рохас.
Смертоносный интерес
В ЛАТВИИ более половины (60%) посетителей развлекательных заведений пробовали какой-либо наркотик, свидетельствуют данные исследования «Об употреблении вызывающих зависимость веществ в местах развлечения», проведённого Центром профилактики и контроля заболеваний в 2016 году, сообщает агентство LETA.
Шульц заговорил по-трамповски
Первый визит новоиспечённого президента США Дональда Трампа в гости к европейским союзникам, в ходе которого он неформально встретился с главами государств НАТО в Брюсселе и вполне формально — с руководителями стран «большой семёрки» на итальянской Сицилии, напоминал «шахматную партию», причём белыми в ней играл заокеанский гость.
Фемида сбежала в отпуск
В последний день мая Киевский апелляционный административный суд должен был продолжить рассмотрение апелляционной жалобы Компартии Украины на противозаконное решение Окружного административного суда города Киева о прекращении деятельности партии.
Все статьи номера