Премьеры, которые огорчают и возмущают

Премьеры, которые огорчают и возмущают

№53 (30840) 23 мая 2019 года
4 полоса
Автор: Владимир ТАЛИСМАНОВ, постоянный многолетний зритель МХАТ.

Вы не забыли, что на дворе у нас нынче Год театра?

Но странно как-то складывается он. Едва отшумело праздничное всероссийское открытие в зале Ярославского академического театра имени Фёдора Волкова, начатое выступлением президента страны, как из министерства культуры РФ выпархивает поразительная идея: слить этот Волковский театр (между прочим, старейший профессиональный в России!) с Александринским в Санкт-Петербурге. Расстояние — многие сотни километров, а их вдруг… объединить.

Право, не было никогда и нигде ничего подобного! Ну а разве можно припомнить что-нибудь похожее на расправу с народной артисткой СССР Татьяной Дорониной, более тридцати лет возглавлявшей один из ведущих российских театров — Московский Художественный академический имени М. Горького? Расправились тоже по приказу министра культуры и тоже, получается, в ознаменование Года театра…

Возмущению зрителей, всей душой любящих МХАТ и прославленного руководителя его, не было и нет предела. Оно вылилось в поток писем, часть которых публиковала «Правда».

Зрители обращаются и к президенту России. И что же? Отвечают на все их письма (от имени президента?) из того же министерства культуры. Причём, отвечая, просто-напросто лгут. Вот строки этой стандартной отписки, дословно повторяющейся с подписями разных должностных лиц:

«В настоящее время Татьяна Васильевна Доронина возглавляет Московский Художественный академический театр им. М. Горького (далее — театр) в качестве Президента, а также продолжает свою деятельность в качестве актрисы. Структурные изменения в театре осуществлены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе полномочиями руководителя в целях совершенствования организационно-хозяйственной деятельности театра. Данные меры не затрагивают творческой деятельности Т.В. Дорониной».

Очень даже затрагивают! До такой степени, что она в течение последних месяцев из-за нанесённой ей душевной травмы и соответствующего состояния здоровья не может заниматься ни творческой и никакой другой деятельностью. А уж писать, что она ВОЗГЛАВЛЯЕТ МХАТ им. М. Горького в качестве Президента, — это ложь запредельная.

Да, такая должность ей предложена, однако фактически она фиктивная и реально возглавлять МХАТ, конечно же, не позволяет.

Реально художественным руководителем и директором МХАТ им. М. Горького стал Эдуард Бояков. Совершенно не подходящая для такой роли фигура! Об этом убедительно свидетельствуют и первые результаты его работы на ответственном посту, первые выпущенные при нём премьеры, чему «Правда» уже посвятила свою статью (см. «Прощай, МХАТ? Или всё-таки простимся с Бояковым…» — в №46 за 26—27 апреля с.г.).

Сегодня продолжим тему откликами зрителей и заметками театральных критиков. Судя по всему, для многих происходящее в МХАТ и вокруг него остаётся остро волнующим.

Виктор КОЖЕМЯКО,

обозреватель «Правды».

Зрители кричали: «Позор!»

В переживающем свою трагедию знаменитом русском театре — МХАТ им. М. Горького 19 апреля с.г. состоялся премьерный показ спектакля «Последний герой». Это представление по тексту, написанному неким, ранее не известным московскому зрителю Тимофеем Зиновьевичем Ильевским, «творящим» под псевдонимом «Иван Крепостной». Ещё в феврале преданным зрителям МХАТ удалось раздобыть первоначальный текст г-на Ильевского. Именно «текст», а не пьесу, так как графоманские потуги этого автора, напичканные мерзопакостным матом, назвать пьесой язык никак не поворачивается. Вот «На дне» — это пьеса, «Вишнёвый сад» — тоже пьеса. Но можно ли поставить в один ряд с ними любое бумагомарание?

ЗРИТЕЛИ ТОГДА подняли тревогу: обратились во множество инстанций с просьбой прореагировать на то, что новопоставленный директор-худрук МХАТ им. М. Горького г-н Бояков собирается втащить на сцену Художественного театра.

По-видимому, наши старания возымели некоторое действие: Бояков клятвенно пообещал, что пьесу доработают и мы, дескать, будем прямо-таки счастливы.

Ставить спектакль поручили г-ну Маликову, выпускнику вуза, готовящего режиссёров театрализованных представлений и праздников для домов культуры. Доселе Маликов был известен в основном спектаклем «Большая жрачка» в театре Боякова «Практика». Эту поделку, наполненную отборным матом и изображениями половых актов, интернет хранит в записи.

Словом, был у Маликова весьма своеобразный опыт. Естественно, актёры МХАТ были озадачены, что их, выпускников ведущих театральных вузов, переучивают играть люди, не имеющие ни актёрского, ни режиссёрского образования, ни достижений в драматическом театре и кино. Апофеозом этих репетиций стала просьба «добровольно» раздеться догола, ибо, по задумке режиссёра, это раздевание — аллегория России, раздетой в 1990-е годы... Зрители опять были вынуждены привлечь внимание общественности к такому безобразию...

* * *

Дальше, как и положено, за два месяца на официальном сайте МХАТ им. М. Горького началась продажа билетов на новый спектакль. Наблюдение показало, что за неделю до премьеры было продано всего несколько десятков билетов из 1370! Как же так?! Ведь основной претензией министра культуры к прежнему руководству театра была именно недостаточная заполняемость зала. Для повышения заполняемости, по официальным заявлениям, и был призван «выдающийся театральный продюсер и менеджер» г-н Бояков, основным успехом которого считается организация премии «Золотая маска» — «чудовищно сложное» мероприятие по раздаче премии с ориентацией на весьма сомнительные для нормальных ценителей искусства критерии.

Как же это, повторю свой вопрос: такой профессионал — и такой чудовищный провал? И при выборе материала для постановки, и при её осуществлении! Кто же виноват? Злодеи-злопыхатели? Молодые актёры, которым было объявлено, что «всё из-за того, что они плохо играют»? Империалисты? Верная «доронинская рать», не давшая выпустить на сцену своего любимого театра густой мат и отвратительные скабрёзные словечки?

Нет, на самом деле причина — в чудовищном непрофессионализме постановщиков, в отсутствии профильного образования и достойного опыта работы, в отсутствии понимания задач НАСТОЯЩЕГО театра, запросов зрителей, избравших МХАТ для себя как место получения новых знаний и очищения души жизнеутверждающими спектаклями.

Признавать и показывать всем (в том числе министерству) явный провал новые руководители не решились. И вот за неделю до премьеры начали усиленными темпами раздавать БЕСПЛАТНЫЕ приглашения и пропуска в бюджетные учреждения Москвы. Автор этих строк встретил своих бывших коллег — сотрудников одного из вузов Москвы, которым в большом количестве передали такие бесплатные пропуска на премьеру. Так и начали показ нового спектакля — с минимальным количеством проданных билетов и с абсолютным большинством розданных приглашений и пропусков. В фойе и зале всех встречал фотограф: новым руководителям был необходим фотоотчёт о грандиозной заполненности зала! Привозили на премьеру и автобусами, как на голосования-«карусели».

Перед началом спектакля человек, отвечающий ныне за связи театра с общественностью, угодливо, как официант, подносил программки журналистам, которым были заказаны хвалебные отзывы на премьеру. К слову, одна газета перестаралась с заданием так, что выпустила статью о премьере... на день раньше оной!

* * *

Спектакль начался. Перед закрытым пожарным занавесом зрителям предстала следующая картина. На авансцене лежал пьяный человек — сын главного героя, старика 77 лет, военного в отставке. Далее появились некие бандиты, которые пытались размозжить молотком голову лежащему. Главный герой, угрожая пистолетом, бандитов прогнал. И тут я вспомнил про программку: на ней красовался возрастной ценз «12+». Значит, по мнению Боякова, изображение сцены жестокого убийства — это для 12-летних детей?

Но дальше пошло ещё «лучше». Поднялся технический занавес, и перед зрителями открылась сцена, заполненная актёрами, изображающими тряску: наверное, кто от наркотической ломки, кто от алкогольного похмелья.

Последовала и безвкусная какофония «народных сцен»: молодые актёры, разодетые во всё, что удалось найти на складе костюмов МХАТ, проносят по кругу знамёна, модели самолётов, вещи из быта советских людей и так далее. Вероятно, это должно было поразить зрителя «глубиной режиссёрской находки». Но ведь любая подобная «находка» должна быть дополнением к чему-то содержательному, а в данном случае — бездарный, пустой текст, который никак не удалось «украсить».

Ну а кто же оказался тем самым «последним героем», который, по словам г-на Боякова, есть «герой прямого действия, человек, который отвечает за выживание социума»? Вероятно, у нас с г-ном Бояковым разные представления о героях. Для меня герой — тот, кто, не задумываясь, бесстрашно рискует или жертвует своей жизнью ради других. Например, мой дед, ушедший на фронт через два дня после того, как ему исполнилось 17 лет, или Юрий Гагарин, или парни из спецназа, спасавшие детей в Беслане.

А для Ильевского, Боякова и Маликова (такое складывается впечатление) герой — это человек, решивший поиграть в игру и подложивший в тоннель петарды, которые, взорвавшись, убили парня, а девушке разворотили живот до кишок. Герой? Равняться на таких героев? Как это понимать? Очередная подмена понятий, девальвация высокого звания «герой». Такой вычисткой памяти усиленно занимаются наши нынешние заокеанские «партнёры», как раз через подмену понятий в кино, театре, литературе. Вот уж и убийца — герой.

Текст Ильевского чудовищно беден. Чудовищно! Примитивные диалоги, наполненные бытовыми подробностями. Скажем, про то, как «живот болит» (исправленная сценическая версия про «месячные»). Текст больше походит на самодеятельную школьную пьесу, которую сочинили «в каморке, что за актовым залом». В настоящих театральных пьесах есть и завязка, и кульминация, и развязка, и мораль. В этом тексте — ничего. Спектакль неожиданно прерывается. Такое впечатление, что ни автор, ни режиссёр не смогли придумать финал.

* * *

Поклоны. Зрители терпеливо дождались, пока их любимые актёры, которых собрала и выпестовала народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина, скроются за занавесом: уж больно не хотелось их расстраивать. Но как только занавес закрылся, зрители со всех концов зала начали кричать: «ПОЗОР!» Ни режиссёр, ни автор, ни «великий» директор-худрук-журналист на поклоны не вышли. Побоялись или было так нестерпимо стыдно?

Мне, признаюсь, впервые было стыдно за МХАТ. За мой самый любимый театр! За театр, в котором я со школьной скамьи! За театр, который мне школьной скамьёй оставался до 4 декабря 2018 года, когда я узнал об увольнении Т.В. Дорониной.

Просмотров: 1624

Другие статьи номера

Остановить безобразие

Дорогая газета «Правда»! Спасибо за то, что выступаете в защиту МХАТ им. М. Горького. А защищать его надо, ибо после гнусной расправы с Т.В. Дорониной творится здесь немыслимое.

ВСЕГО за пять месяцев нового руководства в афише появились три новых названия. Это во МХАТ, где очередные постановки всегда очень серьёзно готовились, основательно репетировались, пробовались разные варианты, обдумывались детали костюмов и декораций...

Психиатрия? Увы...
Задача, к решению которой приступило новое руководство МХАТ им. М. Горького, очевидна: «переформатировать», то есть переиначить, великий русский театр. К счастью, пока основу его репертуара составляют по-прежнему замечательные работы, созданные под руководством Т.В. Дорониной. Такие, например, как «Отцы и дети» в постановке Александра Дмитриева. Премьера этого спектакля (на фото — сцена из него), состоявшаяся в прошлом году, была посвящена 200-летию И.С. Тургенева и 120-летию МХАТ.
Пиар есть пиар, а театр — это другое
В МХАТ им. М. Горького состоялась громко обещанная премьера. Это — программное высказывание г-на Боякова и Ко о том, каким должен быть «настоящий» театр — академический, современный и художественный.
Что делать немцам с пленными… немцами?
Не позавидуешь сейчас министру внутренних дел Германии Хорсту Зеехоферу, одному из самых последовательных сторонников решения миграционной проблемы в стране путём высылки из неё всех неблагонадёжных элементов, стремящихся получить немецкое гражданство или даже уже его получивших. Только-только ему удалось убедить канцлера Ангелу Меркель, что необходимо именно так решать вопрос и даже выслать восвояси из ФРГ за первые четыре месяца этого года более пяти тысяч таких псевдобеженцев, как пришла новая нежданная беда.
Выборы под флагом Декоммунизации
Казахстан движется к президентским выборам. Хотя результаты голосования заранее известны, избирательная кампания играет важную роль в формировании политической и экономической повестки на годы вперёд. Среди её основных пунктов — закрепление капиталистической системы и декоммунизация общества.
Пульс планеты
ВАШИНГТОН. «Безопасный аборт — это право человека», «Не превращайте аборт в преступление» — плакаты с такими надписями держали участники массовой акции протеста возле здания Верховного суда США. Манифестанты выступают против решения властей восьми штатов, среди которых Алабама, Миссури, Миссисипи, Арканзас, ужесточить законодательство об искусственном прерывании беременности. Самый суровый закон об абортах принят в Алабаме: исключения для него не предусмотрены даже в случае инцеста или изнасилования. Согласно документу, прервать беременность женщина может, лишь если её жизни угрожает опасность. Врачей, решившихся на проведение подобной операции, ожидает до 99 лет тюрьмы.
С факелами Протеста
ГОНДУРАССКИЕ учителя и врачи в последнее время неоднократно выходили на акции протеста против закона о реструктуризации и преобразовании национальной системы образования и здравоохранения, обвиняя правительство в намерении приватизировать эти отрасли. В рамках начавшихся в конце апреля акций врачи, учителя, родители и ученики прошли с факелами по улицам столицы страны — Тегусигальпы, чтобы также потребовать отставки президента Хуана Орландо Эрнандеса.
Разоблачена преступная сеть

ПОЛИЦИЯ ЛИТВЫ созвала 22 мая в Вильнюсе пресс-конференцию, на которой объявлено о завершении операции по разоблачению одной из крупнейших в Евросоюзе преступных группировок, сообщает агентство «Регнум».

Хорошо организованная сеть преступников занималась контрабандой, наркоторговлей, была причастна к ряду убийств, за время своей деятельности «отмыла» примерно 600 млн евро.

Открыто дело Порошенко
Во вторник, 21 мая, Государственное бюро расследований (ГБР) по заявлению юриста Андрея Портнова внесло в Единый реестр досудебных расследований сведения о возможном совершении уголовных преступлений бывшим президентом Украины Петром Порошенко.
Провал Импортозамещения
Анализ данных Росстата говорит о том, что на базе 23,4 тысячи предприятий в 85 регионах страны доля приобретаемого отечественного оборудования сократилась за последние три года на 10%, в то время как закупки импортных машин возросли на 38%. То есть призывы президента к импортозамещению оказываются звонкой, но пустой фразой. Они российским капиталом, занятым в отечественной промышленности, фактически игнорируются.
Все статьи номера