Главная  >  Номера газеты  >  №49 (30546) 12—15 мая 2017 года  >  Пора кончать с экономикой зазеркалья!

Пора кончать с экономикой зазеркалья!

№49 (30546) 12—15 мая 2017 года
4 полоса
Автор: Александр ЗИМБОВСКИЙ. Профсоюзный активист. г. Москва.

Когда-то давно нам всем говорили о капитализме как об эффективной системе. До сих пор остаются люди, которые в эти сказки верят. Но повседневная жизнь их беспощадно опровергает, что хорошо видно на примере АвтоВАЗа. Продукция огромного завода была весьма востребована в советские годы. Он оставался сверхприбыльным и в течение первых лет российского капитализма. Но вдруг начал стремительно разоряться, и к 2009 году оказался на грани банкротства. Как такое могло случиться?

ОКАЗЫВАЕТСЯ, очень просто. Руководство завода вдруг запретило дилерам… продавать машины. В результате, с одной стороны, образовались очереди на покупку вазовских машин продолжительностью от трёх до семи месяцев (об этом многократно говорили рабочие во время акций протеста), с другой — резко сократились показатели продаж, обвально упала реализация продукции.

Следует отметить, что подобные экономические фокусы — не единичный случай в отечественной капиталистической экономике. По аналогичным методикам было разорено огромное количество предприятий на постсоветском пространстве. Причём происходило это и в ельцинские «лихие 90-е», и в путинско-медведевские «благодатные 2000-е», и происходит сейчас.

Можно, к примеру, вспомнить Вологодский машиностроительный завод (ВМЗ) и Краснодарский завод тяжёлого станкостроения им. Седина, домучиваемые в нынешнюю пору коллективными усилиями их владельцев и государственной власти. Следует отметить, что продукция и ВМЗ, и завода им. Седина, как и продукция АвтоВАЗа, пользовалась спросом и в РФ, и за рубежом. Но разрушительный процесс это совершенно не остановило.

Почему капиталистическая экономика работает против не только развития, но и сохранения российской промышленности? Всё очень просто. Как известно даже героям детских мультиков, чтобы что-нибудь купить, нужно что-нибудь продать. И вот за право торговать на мировом рынке нефтью и газом уния российской компрадорской олигархии и столь же компрадорской государственной власти согласилась полностью открыть внутренний рынок РФ для зарубежных корпораций и освободить его от отечественных конкурентов. Ради этого союз нуворишей и бюрократии пошёл на то, чтобы придушить собственную промышленность. Это сделано в интересах «некоторых ребят» — тех, что хотят наиболее простым путём получить для себя яхту размером с крейсер! А чем это оборачивается для большинства российского населения? Для нас, обычных людей? Как нам выжить в этой экономической системе, искривлённой до уровня зазеркалья?

Трубадуры капитализма нас уверяют, что ответ на этот вопрос прост: чтобы остаться в зазеркалье на месте, нужно очень быстро бежать. Что они имеют в виду? Вполне очевидное: чтобы сохранить свою зарплату и своё рабочее место, недостаточно добросовестно исполнять свои обязанности, необходимо работать всё быстрее и быстрее. Пока не свалишься от усталости. Но такое видение у работодателей. Оно явно не совпадает с интересами наёмных работников. А что в такой ситуации делать им? Объединиться для защиты своих социальных, прежде всего трудовых, прав. Эта простая истина совсем не проста для освоения сегодняшними рабочими. Но осознать её помогают человеку наёмного труда… сами капиталисты.

Итак, после того как рабочие АвтоВАЗа сначала несколько месяцев сидели в вынужденном простое, получая лишь две трети от тарифа (от 4 до 8 тысяч рублей), а затем и вовсе их уведомили о сокращении 30 тысяч человек, терпение у них лопнуло. В 2009 году в Тольятти начались массовые митинги протеста. Ядром протеста был профсоюз «Единство» (входит в МПРА), которому помогали коммунисты, а также Движение жителей общежитий (общаг ВАЗа). Был создан Комитет солидарных действий города Тольятти. Возмущёнными рабочими было выдвинуто требование национализации АвтоВАЗа. При этом тольяттинские пролетарии грозили, что если власть откажется решать проблему, то они сами организуют национализацию завода, заодно и рабочую власть в городе установят.

В результате решительных рабочих действий в Тольятти поехал представитель президента РФ по Приволжскому федеральному округу г-н Шувалов. Банкротство АвтоВАЗа было предотвращено, масштаб сокращений уменьшился в несколько раз, большинство сокращаемых получили солидные компенсации.

Впрочем, как мы уже говорили, чтобы сохранить своё положение, нужно бежать постоянно и всё быстрее, когда речь идёт о защите своих классовых интересов. Стоило рабочим немножко утратить бдительность, как разрушение некогда прибыльного завода возобновилось.

Якобы для выхода из кризиса АвтоВАЗу подыскали «подходящего» инвестора. К настоящему времени 74,5% акций принадлежит СП Alliance Rostec Auto B.V. (67,13% в нём принадлежит Альянсу Рено-Ниссан, 32,87% — Ростеху). Понятно, что от конкурентов сложно ожидать дружественной политики и эффективного управления. Например, сейчас АвтоВАЗ перешёл с закупки комплектующих в России на закупку их за рубежом. Если говорить о последствиях этого шага для экономики РФ, то предприятия, производящие комплектующие для АвтоВАЗа (например, Димитровградский автоагрегатный завод), оказались в катастрофической ситуации.

Если говорить про последствия для самого АвтоВАЗа, то в итоге с его конвейера пошёл гибрид, который внешне и по потребительским свойствам — как «Жигули», по надёжности — как «Жигули», а по цене обслуживания — как иномарка. Понятно, что число желающих покупать такую «радость» резко упало. Следствие: снова огромные убытки, снова приближение банкротства.

И вот опять одни рабочие АвтоВАЗа сидят на четырёхдневке, а другие — в вынужденном простое. Тем, кому не нравится, начальство даёт «добрый» совет: увольняться с завода по собственному желанию (за компенсацию в пять месячных окладов) либо переводиться в «Индустриальный парк».

Что плохого в «Индустриальном парке»? Если верить вице-президенту по персоналу и социальной политике АвтоВАЗа Дмитрию Михаленко, эта структурная новинка автогиганта создаётся для того, чтобы выполнять работы, которые ранее осуществлялись в рамках подряда сторонними организациями: «Это семь направлений деятельности, в том числе создание новых рабочих мест по поддержанию действующего производства и обслуживанию инженерных сетей. Будут также организовываться новые рабочие места компаниями-резидентами «Индустриального парка». Новые рабочие места мы будем организовывать на тех площадях, которые не задействованы в программе производства. Кроме того, в корпусах ВМЗ будут располагаться производители автокомпонентов». Так пишет «TLT.ru».

В действительности ситуация иная. Рабочие, которые перевелись в эту новую «дочку» АвтоВАЗа, обнаружили только недоделанные производственные сооружения, даже без станочного парка. Занятия, которые для этих рабочих, в том числе и для высококвалифицированных специалистов с 6-м разрядом, нашла администрация завода, — это чистка снега и прочие непрофильные и малоосмысленные хозяйственные работы.

Причём люди, попавшие к этой «дочке», во-первых, теряют вазовские социальные гарантии, во-вторых — перспективы постоянного трудоустройства. Когда «дочка» схлопнется, никто их обратно на ВАЗ принимать не обязан. И не примет, что бы ни обещало начальство. Собственно, в 2010 году так «кинули» рабочих из двух других «дочек» ВАЗа — «АвтоВАЗ-Перспектива» и «Реформинг-центр». Когда «дочки» закрылись, рабочие остались на улице.

Смогут ли работники АвтоВАЗа снова организоваться, заговорить с властью на том языке, который она только и понимает? Очень хотелось бы верить, что смогут.

Иначе — социальная катастрофа. В настоящее время в Тольятти уже и так ужасающий уровень безработицы. В том числе и в результате идущих с 2009 года сокращений на АвтоВАЗе. Как мы писали, рабочим удалось серьёзно снизить размер сокращений и добиться, чтобы сокращаемые получали от завода солидные откупные. Но пособие по сокращению (даже большое) всё равно кончается. А новую работу в такой ситуации найти крайне сложно.

По данным за 2016 год, без работы остался примерно каждый 15-й взрослый житель города. На бирже труда пособие не выплачивают, говорят: нет денег (подразумевается медведевское: «Денег нет, но вы держитесь»). Зато можно найти объявления, приглашающие на должности уборщицы или охранника с зарплатой 6—7 тысяч рублей в месяц. И это при московских ценах на еду и почти московских — на коммунальные услуги. Насколько ухудшит ситуацию новая волна массовых сокращений, сложно представить. В общем, никакого выхода, кроме сопротивления, у рабочего человека нет!

Значит, надо объединяться. Естественно, не только рабочим Тольятти, но и рабочим всей страны, собраться с силами и вернуть собственность, некогда созданную усилиями всего трудового народа, её творцу и создателю.

Просмотров: 1166

Другие статьи номера

Говорит и показывает «Красная Линия»

Уважаемые телезрители!

Телеканал «Красная Линия» осуществляет своё вещание более чем в 50 регионах Российской Федерации.

Телеканал «Красная Линия» можно смотреть в Интернете. На него легко зайти через сайт ЦК КПРФ (Кprf.ru). В любой поисковой системе (Яндекс, Мейл и т.д.) наберите www.rline.tv или просто «Красная Линия», и вы уже на нашем сайте. Новости, программа передач, онлайн-трансляция и любые программы телеканала к вашим услугам. Через сайт телеканала можно также отправить письмо в редакцию.

День Победы. Казанский вокзал
Так уж получилось, что в День Победы оказался я на Казанском вокзале. Пока ждал поезд, рассматривал росписи в вестибюле. А росписи — замечательные: «Победа» и «Мир» работы замечательного русского и советского художника Евгения Евгеньевича Лансере. И судьба их — замечательна.
Кто же перенастроил армейские голоса?
Хочу по-своему продолжить взволновавшую меня тему, поднятую «Правдой» в статье «Нам песня строить и жить помогала» (номер за 27—30 января с.г.). Тема эта, считаю, не только исключительно важная, но и весьма многогранная. Так что буду рад, если другие читатели «Правды» начатый разговор поддержат в газете. А пока о том, что думаю я.
Дело не в цвете кожи
Южно-Африканская Республика переживает самый сложный этап развития за последние двадцать с лишним лет. Тысячи протестующих требуют отставки президента, а правящий альянс дал трещины. За политическими баталиями проглядывают интересы корпораций, желающих полностью прибрать к рукам богатейшие ресурсы.
Жан-Люк Меланшон: новое парламентское большинство левых сил возможно
Избранный восьмой президент Пятой республики шёл по эспланаде перед Лувром к месту своего первого выступления в новом качестве под музыку оды «К радости» Людвига ван Бетховена — официального гимна Европейского союза и Совета Европы. Символический акт? Не только. Это прямое выражение будущего политического курса президента Эмманюэля Макрона, направленного на усиление присутствия Франции в Евросоюзе и консолидации ядра ЕС.
Интерес к политике падает
ВСЁ МЕНЬШЕ жителей Латвии регулярно следят за политическими событиями в стране. Как сообщает интернет-портал Rus.delfi.lv, таковы результаты опроса центра изучения общественного мнения SKDS. Постоянно находятся в курсе того, что происходит в политике, 47% респондентов. При этом 34% выбрали вариант ответа: «Скорее да, чем нет», а 13%: «Без сомнений».
Случай с георгиевской ленточкой
Жители Клайпеды, третьего по величине города в Литве, 9 мая, как и по всей стране, отмечали 72-ю годовщину Великой Победы над гитлеровской Германией. У Воинского мемориала и Вечного огня собрались сотни людей, было много молодёжи, хотя официально День Победы в Литве не празднуют, день рабочий, в школах уроков не отменяют.
Пульс планеты
БУЭНОС-АЙРЕС. «Никогда больше!», «Геноцид не останется безнаказанным!» — с такими лозунгами на улицы Аргентины вышли сотни тысяч людей в знак протеста против послаблений наказания за преступления военной диктатуры. В начале мая Верховный суд (ВС) страны постановил, что призванный решить проблему переполненности аргентинских тюрем закон «Два за один», согласно которому количество дней, проведённых осуждённым в ожидании приговора, умножается на два, может быть применён в том числе к виновным в преступлениях против человечности. Мощное протестное движение в стране вынудило сенат конгресса проголосовать за запрет применения закона «Два за один» к преступлениям диктатуры. Нижняя палата уже одобрила это решение.
Власти в панике
Как уже сообщала «Правда», 9 мая полиция Днепропетровска жёстко пресекла попытки неонацистов и «ветеранов АТО» помешать шествию «Бессмертного полка» в этом городе. Полиция оттеснила «ветеранов АТО» от горожан, вышедших на мирное шествие. В результате столкновения 11 «атошников», как заявляют их дружки, получили травмы различной тяжести, двоих увезла «скорая». Команда: «Мордой в пол, бандеры!» — стала лучшим подтверждением того, как полиция Днепропетровска реально относится к неонацистам.
Приватизированный профсоюз
Администрация Ульяновского автомобильного завода решила не допускать на профсоюзную конференцию, которая состоялась 27 марта этого года, рабочих — активистов профсоюза. На проходной пытались отнять у них пропуска и даже вызвать наряд полиции для их задержания. Рабочие в свою очередь сами обратились в полицейский участок, который находился недалеко, попросив помочь им защитить свои конституционные права. В итоге справедливость восторжествовала: члены профсоюза прошли на территорию предприятия, приняли участие в работе конференции и задали председателю заводского профкома Виктору Бычкову много неприятных вопросов по поводу сокращения работников на заводе.
Все статьи номера