Сохранить бы тебя, прекрасная «Берёзка»

Сохранить бы тебя, прекрасная «Берёзка»

№47 (30690) 11—14 мая 2018 года
3 полоса
Автор: Виктор КОЖЕМЯКО.

О том, как начинался этот ансамбль русского народного танца, ставший вскоре прославленным на весь мир, не раз мне рассказывал с неизменным волнением один из его ветеранов — Виктор Иванович Радькин.

Послевоенная Москва. Весна 1948 года. Вечером 15 мая, как обычно этой тёплой порой, в переполненном Зелёном театре сада «Эрмитаж» — концерт. И выходят на сцену шестнадцать девушек-красавиц в нарядных сарафанах, каждая — с ажурной веточкой молодой берёзки в руке. Да нет, они не идут, а словно плывут под мелодию всем знакомой песни «Во поле берёзонька стояла», и зрители уже зачарованы поэтической картиной Родины, которая открывается им как необыкновенное чудо…

По зову таланта и любви

Именно хореографическое чудо сотворено было тогда, 70 лет назад, Надеждой Сергеевной Надеждиной, чьё 110-летие со дня рождения исполняется 3 июня нынешнего года.

Легко вычислить, что в день памятного майского концерта, считающегося днём рождения легендарной «Берёзки», её основательница приближалась к своему сорокалетию. Значит, немало уже прожито и пережито, прежде чем состоялось, а вернее началось, то, что будет единственно главным для неё, смыслом всех дальнейших трудов и поисков, да что там — самого существования на земле.

Более трёх десятков оставшихся ей лет, до ухода в 1979-м, она безраздельно посвятит родной «Берёзке», поднимая её волшебное искусство всё выше и выше. Однако в случае с Надеждиной особенно хочется понять, как человек шёл и пришёл к этому своей сорокалетней дорогой. И тут для меня, когда оглядываю вехи её жизни, твёрдо определяется основное: призвание.

Да, конечно, это его зову она следовала. Дочь талантливой писательницы и драматурга Александры Бруштейн (с детства я зачитывался её книгами), а также заслуженного деятеля науки РСФСР Сергея Бруштейна, профессора медицины и одного из основоположников советской физиотерапии, она в трудном 1918-м, вопреки желаниям родителей, идёт в Петроградскую балетную школу.

Становится ученицей знаменитой Агриппины Вагановой, и успехи её несомненны. Это подтверждено после окончания училища в 1925 году приглашением на работу в Большой театр, причём она оказывается самой молодой артисткой, принятой в труппу главного театра страны.

Здесь тоже был успех. Но влекло её стремление ставить танцы самой, а в глубине души всё время жила и мечта о том, какие это будут танцы. Позднее она рассказывала, насколько сильное впечатление произвели на неё сельские народные гулянья, которые в детстве видела, проводя лето с родителями на живописном берегу Камы. Пляски, песни, хороводы — всё это в красках и звуках, в завораживающих движениях воспринималось ею как дивная русская сказка.

Тогда она пробовала воспроизвести такую красоту для школьных подружек. Теперь же принимает серьёзное решение: в 1934-м расстаётся с Большим театром, чтобы испытать себя как хореографа-постановщика на эстраде.

Напомню: в 1937-м, тоже покинув Большой, создаёт свой прославленный танцевальный ансамбль Игорь Моисеев. Его коллектив и «Берёзка» со временем станут первейшими в стране. Но у каждого — своё лицо.

Заслуженными наградами её не обошли

Никто из нас от судьбы своей страны неотделим. Во время Великой Отечественной Надежда Сергеевна служит балетмейстером ансамбля Сибирского военного округа и Карельского фронта. Ставит танцы во фронтовых бригадах, ездит с ними в части Действующей армии. Уже после узнает, что её дедушка, отец матери, погиб в Вильнюсском гетто…

По-своему судьбоносным для неё, работавшей теперь в Мосэстраде, стало приглашение в Русский народный хор города Калинина (ныне Тверь) — на должность руководителя постановки танцев. Это можно назвать настоящей удачей! Хотя… как посмотреть.

По области Калининской катком прошёл фашист. А деревни-то и по всей стране в тяжелейшем упадке. Представляю, чего стоило в 1948 году тверякам-калининцам достойно снарядить своих девчат на первый послевоенный фестиваль сельских талантов в Москву. Им надлежало выступить не где-нибудь, а на сцене Большого театра, где посчастливилось танцевать юной Надежде. Вот куда привезла Надежда Сергеевна своих воспитанниц — молодых колхозниц с Волги, подготовив восхитительный танец на основе тщательно изучавшегося ею русского фольклора.

Действительно, был взрыв восхищения всего многоярусного зала, когда прои-зошло сказочно прекрасное явление «Берёзки». Так что в «Эрмитаже» Надеждина выполняла уже просьбу руководства Мосэстрады, повторив созданный танец теперь с профессиональными, а не самодеятельными артистами.

Повторился и бурный зрительский восторг. Скоро название танца станет именем ансамбля, а потом…

Здесь я задержусь. Надо сказать не только о достигнутом успехе, но и об оценке его. Об оценке таланта, о создании для него нужных условий. Всё это происходит не просто скоро, а очень скоро. Особенно если опять-таки учесть, какое трудное послевоенное время переживала Советская страна.

Проявившему себя мастеру вверяют становление совершенно нового художественного коллектива. И уже через два года после дебюта, в 1950-м, художественному руководителю хореографического ансамбля русского народного танца «Берёзка» Надежде Сергеевне Надеждиной присуждается Сталинская премия.

Далее она станет и народной артисткой СССР, и Героем Социалистического Труда. То есть все самые почётные государственные звания и награды увенчают её высокий талант и беззаветный труд.

Однако в сериале под названием «Берёзка», показанном недавно по телеканалу «Россия 1» (я писал о нём в «Правде» за 24—25 апреля), про это ничего не говорится. Случайно ли? Нет, конечно.

«Сериальщики» действуют как жулики и антисоветчики

Уже признано, в том числе и нынешним художественным руководителем знаменитого ансамбля — народной артисткой СССР Мирой Михайловной Кольцовой, достойно продолжающей дело Надеждиной, что по содержанию сериал не имеет никакого отношения к подлинной «Берёзке», а факты биографии телегероини — к реальным фактам жизни основательницы уникального коллектива. Хорошо, что хоть фамилию сменили на Светлову.

Но остаётся вопрос: а зачем вообще надо было «Берёзку» сюда вмешивать, да ещё объявлять, что это «подарок» к её 70-летию? Значит, магия имени вроде бы полузабытого ансамбля, что я слышу иногда, таинственным образом продолжает действовать. И не только его.

Критик «Литературной газеты», откликаясь на новый сериал, написала: «Давно подмечено, что с гарантией привлечь зрителя и собрать рейтинг можно на советских брендах: значимых событиях, знаковых людях, коллективах». Для примера, наряду с вождями и полководцами она называет «отработанные» в сериалах лица и коллективы, причастные к искусству и культуре: Фурцеву, Орлову и Александрова, Симонова и Серову, Утёсова, Зыкину, Московский дом моды, Большой театр…

Вот и добрались теперь до «Берёзки», соорудив очередной, по выражению критика «Литгазеты», спекулятивный сериал. Но, кроме очевидной спекулятивности, требуется отметить ещё одно для этих «произведений» общее: антисоветскую заданность.

В каждом или почти каждом сериале и фильме, посвящённом советскому времени, изображается оно таким, чтобы жить в нём никому и ни в коем разе не захотелось. Одним из рекордных в этом смысле стал недавний сериал «Таинственная страсть» — о популярных поэтах-«шестидесятниках». Благополучнейшие в жизни, на экране они до того затравлены, что хоть плачь.

А Светлова в «Берёзке»? Мало того, что для пущей мелодраматичности ей сочинили никогда не существовавшего у Надеждиной сына, рождённого якобы от американца и оставшегося в конце концов после гастролей в США. Плюс ко всему — буквально ни с того, ни с сего — на неё взъедается высокопоставленный чиновник из Министерства культуры, а потом в тандем с ним вступает ещё более высокопоставленный деятель из ЦК. Мотивы преследований нелепые и непонятные, но ведь выживают талантливую руководительницу из родного ансамбля! Итог — смерть в безвестности, сиротливая могила в затерянной сельской глуши…

О великой славе в Советском Союзе реальной Надеждиной, которую, конечно, из созданного ею ансамбля никто и никогда не выживал, сказано выше. Остаётся добавить: похоронили Надежду Сергеевну в 1979 году со всеми государственными почестями на Новодевичьем кладбище, что, согласитесь, тоже о чём-то говорит.

А как сложилось у её «Берёзки» годы спустя? Воспитанницы и воспитанники Надеждиной работали, вкладывая по-прежнему в любимое дело все силы и душу, но…

Что пришлось коллективу испытать

Иногда о тяжких жизненных ситуациях, которые могли бы стать слишком большим горем для ушедшего ранее человека, доводится слышать: «Хорошо, что не дожил». Я не говорю этого о Надежде Сергеевне, права не имею. Однако нет сомнений, происшедшее через одиннадцать лет после её смерти, в 1990-м, она переживала бы крайне тяжело.

Дело в том, что вместе с концом Советской власти (специально это отмечаю) «Берёзку» выгнали из репетиционного помещения, где они проработали много лет. Да, выгнали на улицу — в никуда!

И это постигло далеко не их одних. Многие творческие коллективы оказались в аналогичном положении. В результате некоторые просто погибли. Так, долгие годы отстаивал я на страницах «Правды» замечательный русский оркестр «Боян», возглавляемый народным артистом СССР Анатолием Полетаевым. Тщетно. Добили его.

Добивали и добивают не только лишением нормальных условий для творческой работы, но и глухим замалчиванием. Это в первую очередь относится к тем коллективам, которые несут русское народное искусство. Много ли вы слышали с телеэкрана за последние три десятка лет, когда всё заполонила оголтелая и бездарная попса, знаменитейший хор имени Пятницкого? Даже 100-летие его в 2011-м прошло незамеченным. А Северный русский народный хор, а Воронежский, а Рязанский?..

Да и ту же «Берёзку» часто ли нам показывают? Кратко скажу про её судьбу. Восемнадцать (!) лет они оставались без постоянного помещения, скитаясь для репетиций от одной случайной площадки к другой. Мне рассказывали, как нелегко приходилось: неприспособленность, холод, всяческие неудобства…

Повезло в 2006-м. Во время саммита ШОС в Пекине увидел их на концерте Путин. Тогда все зрители, среди которых были руководители и делегации ряда государств, как обычно бывает при выступлении «Берёзки», пришли в неописуемый восторг. Российский президент — тоже. Ну и спросил потом, наверное, как им живётся.

Надо же было для этого лететь так далеко!

Согласно высочайшему распоряжению, «Берёзка» была взята в ведение управления делами президента. И через два года, в 2008-м, коллективу предоставили особняк в Леонтьевском переулке. Кстати, многие съёмки пресловутого сериала проходили именно здесь.

Есть основания для тревог

Что же — хеппи-энд? Счастливый лотерейный билет? Можно считать и так. По крайней мере в бытовом отношении на ближайшие годы они, видимо, обеспечены. Но вот что касается творчества, есть основания для больших тревог.

Не в изолированном пространстве коллектив существует. Ветры разных влияний, зачастую неблаготворных, бьются со всех сторон. Устоят ли? Согласие на сериал, какой мы увидели, да ещё их участие в его создании — симптомы плохие. А ведь соблазны, денежные и снижения требовательности к себе, будут продолжаться и даже нарастать.

До сих пор, насколько я понимаю, очень многое держалось на Мире Кольцовой, лучшей ученице и преемнице Надеждиной, но она готовится отметить в конце года свой личный большой юбилей. Проблема её преемницы (или преемника) исключительно серьёзна, и она, увы, тоже нарастает. Понятно, это по-разному может отразиться на творческой направленности и самочувствии коллектива.

Совершенно ясно: искусство и шире — культура в нашей стране пребывают сегодня с основательно сбитыми ориентирами и кардинально подорванным вкусом. Вытеснение советского и русского народного искусства на обочину общественного внимания, а нередко и прямое уничтожение их грозят дальнейшей деградацией отечественной культуры и массового художественного вкуса. Даже более того — утратой искреннего и глубинного чувства Родины.

Преступно воображать, будто бесконечные телевизионные разборки на тему «кто с кем, как и когда» — с привлечением людей искусства и культуры, используемых просто как «медиа-лица», несут зрителям хоть нечто похожее на подлинное искусство и настоящую культуру. Да ничего же подобного! Наоборот, расчеловечивают людей, не поднимают их, а тащат вниз.

И к этому тянет всё больше и больше. Вот показали сериал якобы про «Берёзку», но в котором нет главного — её красоты, а зато с лихвой — интриг и всяческих интрижек. Так едва это закончилось, на том же телеканале «Россия 1» устраивают «Прямой эфир» Андрея Малахова под завлекательным названием «Берёзка»: всё, что осталось за кадром».

А ищут «за кадром», натужно ищут (правда, не очень успешно) что-нибудь в духе сериала. Хотя художественный руководитель «Берёзки» про него сразу сказала: с нами тут — ничего общего!

И вот после всего этого, представьте себе, в газете «Культура» появляется абсолютно противоположный отзыв директора Государственного российского дома народного творчества имени В.Д. Поленова Тамары Пуртовой, носящий характер назидания на будущее. Сделав в адрес телесериала несколько мелких замечаний, руководитель нынешнего «народного творчества» пишет следующее:

«Однако в целом и сама идея, и её танцевальный разворот(?) — замечательны. Успех последних космических и «спортивных» фильмов свидетельствует об интересе зрительской аудитории к выдающимся достижениям нашей страны. «Берёзка» — уникальный ансамбль, представлявший СССР, а теперь — Россию. Истории других творческих коллективов могут быть не менее интересными и поучительными с эстетической и нравственной точек зрения. Так что путь кинематографической летописи, отражающей триумфы и успехи отечественного искусства, выбран правильно».

Только вот КАК отражающей? Неужели именно ЭТОТ путь будет продолжен? О, ужас!

Просмотров: 388

Другие статьи номера

Дорасти до товарищества
Легко ли создать товарищество собственников жилья? В последние годы, когда управляющие компании всеми возможными способами накручивают плату за жилищно-коммунальные услуги, этот вопрос встаёт перед многими. Одни отвечают на него положительно, объединяясь и стараясь решать свои проблемы собственными силами, сообща.
Хан Батый правит…из Вашингтона
Комментируя завершившиеся в конце апреля два подряд официальных визита в Вашингтон лидеров сначала Франции, а затем — Германии, известный немецкий политолог Александр Рар провёл любопытную историческую параллель. Он сравнил нынешние взаимоотношения главы Белого дома с европейцами с той политикой диктата, которую проводил предводитель монголо-татарских орд хан Батый.
От мая-1968 к маю-2018: та же борьба?

Именно этим вопросом задаётся газета «Юманите». Действительно, аналогии современной политической ситуации с событиями 50-летней давности, потрясшими Францию, очевидны.

ТОГДА МНОГИМ казалось удивительным, как во время апогея внешнего благополучия «славного тридцатилетия», наступившего после Второй мировой войны благодаря американским вливаниям в экономику, стали намечаться негативные тенденции в развитии страны.
Дипломатия Цинизма
Афганские боевики объявили о начале нового наступления. Его первые результаты демонстрируют слабость правительственных сил и ставят под вопрос проведение выборов. Межкорейский саммит, несмотря на возлагавшиеся на него надежды, не стал панацеей от дальнейших конфликтов. США исподволь готовят срыв мирного процесса.
Пульс планеты
ТЕГЕРАН. Иранские депутаты сожгли бумажный флаг США прямо в здании парламента после того, как стало известно о решении хозяина Белого дома Дональда Трампа выйти из ядерной сделки и ввести санкции самого высокого уровня против Исламской Республики.
Бессмертная слава героев
Киргизия отметила День Победы. Митинги и демонстрации собрали десятки тысяч человек. Активное участие в праздничных мероприятиях приняли коммунисты, постоянно напоминающие, что Победа 1945 года стала возможной исключительно благодаря Советской власти и социалистическому строю.
На родине «Смуглянки»

По традиции восьмой год подряд марш в Кишинёве, посвящённый Великой Победе, проходит по инициативе молдавских коммунистов.

В ЭТОМ ГОДУ в своём поздравлении ЦК Партии коммунистов Республики Молдова обратил внимание, как всё чаще и чаще то там, то тут говорят о высокой вероятности развязывания третьей мировой войны.

Это нужно не мёртвым! Это надо живым!
Под таким девизом по всей Украине, от малых сёл до мегаполисов, прошли мемориальные мероприятия, на которых красной нитью прослеживалось убеждение всех их участников: «эта память, верьте люди, всей земле нужна, если мы войну забудем, вновь придёт война». Всё дальше и дальше нас отдаляет время от мая 1945-го, но с каждым годом всё больше смысла просматривается в этих словах.
Праздник для всех поколений
Центром торжеств 9 Мая в Минске стала площадь Победы. Сюда пришли тысячи жителей и гостей столицы. Президент Белоруссии Александр Лукашенко возложил венок к монументу, увековечившему память о подвиге советских людей, разгромивших фашизм.
Какой же нам покажут любимую героиню?

Несколько вопросов создателям фильма о Зое Космодемьянской

В СВОЁ ВРЕМЯ «Правда» сообщала про объявленный Российским военно-историческим обществом конкурс на лучший сценарий фильма о жизни и подвиге Героя Советского Союза Зои Космодемьянской — под рабочим названием «Страсти по Зое».

Все статьи номера