Главная  >  Номера газеты  >  №46 (30397) 29 апреля — 4 мая 2016 года   >  Литература на рыночном прилавке

Литература на рыночном прилавке

№46 (30397) 29 апреля — 4 мая 2016 года
3 полоса
Автор: Интервью взял Александр МЕШКОВ.

Ранее в Советском Союзе был самый читающий народ. Классика издавалась большими тиражами. Ситуация изменилась, когда в России в ходе «рыночных реформ» государство сделало ставку на «массовую культуру». Но книгу невозможно превратить в обыкновенный товар. В этом убеждён один из самобытных современных российских писателей, автор более 30 книг, главный редактор «Роман-газеты» Юрий Козлов, беседующий с корреспондентом «Правды».

— Наша страна за истекшие десятилетия пережила драматические периоды. Изменилась социально-экономическая структура, власти пытаются навязать обществу чуждые ценности. Насколько адекватно, на ваш взгляд, художественная литература отражает происходящие у нас процессы?

— Капитализм — это не только отчуждение народа от государства, это ещё и отчуждение людей друг от друга, деградация общества, подмена истинной культуры зрелищами, шоу-бизнесом, различными имитирующими креативный размах проектами. Русская литература была изначально — вспомним Некрасова, Лескова, Успенского, Гаршина, Достоевского, Толстого, Чехова, Горького и других классиков — враждебна капитализму, видела его пагубность для страны. Тот факт, что в конце XX века страна была насильственно ввергнута в самый отвратительный, антисоциальный и антинациональный капитализм, — это, конечно, трагедия. И современная русская литература убедительно и ярко описывает эту трагедию.

Писатели сегодня разделились. Для одних литература — это обобщение их личного человеческого опыта, они убеждены, что их произведения способны оказать влияние на общество. Эти писатели не гонятся за славой, работают, не оглядываясь на сиюминутную конъюнктуру. Другие ставят во главу угла коммерческий успех, опираются на совсем иную систему нравственных и творческих координат. Пока что в борьбе за массового читателя при активнейшей поддержке полностью коммерциализированных издательских и книготорговых структур побеждают последние.

Власть, очевидно, поставила перед собой задачу изменить природу русского человека — превратить патриота своей страны, труженика и правдоискателя в денационализированного «квалифицированного потребителя». Соответственно была разработана новая государственная политика в сфере культуры. Ордена, медали и премии посыпались на шоуменов, хохмачей, литераторов, чьи произведения полны презрения, откровенной ненависти не только к советской, но и вообще исторической России, а главное — к русскому народу. Национальная русская литература оказалась, можно сказать, в глубоком подполье. Она представлена, в частности, Владимиром Личутиным, Борисом Агеевым, Александром Прохановым, Петром Красновым, Евгением Шишкиным, Михаилом Чвановым, Борисом Екимовым, Виктором Прониным. Все они, кстати, авторы «Роман-газеты». То есть настоящая русская литература жива, но она задавлена бедностью, ограничена тиражами и фактически не допускается в книжную торговлю. Ситуация, увы, грустная.

— Традиционно в России толстые журналы вызывали большой общественный интерес. Но с началом «шоковой терапии» их тиражи резко упали. Имеют ли эти журналы будущее?

— По логике, толстые литературные журналы должны были прекратить своё существование ещё в 1990-е годы, но они сохранились, используя накопленные ещё в советское время ресурсы. Золотой эпохой стали для них последние годы СССР, когда благодаря расширению круга авторов тиражи увеличились в сотни раз, а цены на бумагу, коммунальные и типографские услуги оставались по-советски символическими. Именно тогда у редакций началось «головокружение от успехов», возникла иллюзия, что так будет всегда. Именно тогда практически все толстые журналы были приватизированы главным образом своими же редакциями, объявили себя независимыми и самостоятельными во всех отношениях. Но столкновение с капиталистическими реалиями быстро разорило журналы, обернулось для них утратой помещений, массовым оттоком квалифицированных сотрудников, падением престижа как у авторов, так и у читателей. Журналы вступили в унылую эпоху выживания и борьбы за существование, которая продолжается до сих пор.

Большинство российских толстых литературных журналов находятся на грани остановки. Это наглядно иллюстрирует отношение общества к литературе, состояние и литературы, и самого общества, принявшего за основу существования вульгарную модель капитализма времён первоначального накопления, когда меньшая часть населения безоглядно ворует и потребляет, а оставшаяся — едва выживает и деградирует. Раньше адресатом толстых литературных журналов была читающая интеллигенция России. Сегодня, к сожалению, эта интеллигенция — врачи, учителя, библиотекари, преподаватели вузов, музейные работники — вытеснена на обочину жизни. Их мнение не имеет никакого значения для тех, кто принимает определяющие жизнь страны решения. Государственные структуры относятся к журналам равнодушно, полагая, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих.

Сегодня у толстых журналов нет средств на зарплату сотрудникам, выплату гонораров авторам. Под вопросом само существование журналов. Многие главные редакторы не без оснований полагают, что их детища не переживут нынешний кризис. Единственная возможность их сохранить — государственная поддержка. Но если она не была оказана в Год литературы (прошедший 2015-й), то вряд ли будет оказана сейчас.

— Чаще всего в общественном транспорте люди читают не классиков, а повести выскочивших, как чёртики из табакерки, представителей «массовой культуры», не затрагивающие ни ум, ни нравственное чувство. Некоторые из них благодаря лихо закрученным сюжетам приобрели известность.

— Литература перестала быть государственным делом. В стране нет идеологии, объясняющей людям, куда мы движемся, какие цели ставим перед собой. А это означает, что власть не ставит перед собой задачу воспитания народа в духе высоких нравственных и гражданских идеалов, не заинтересована в эстетическом и культурном развитии общества. Собственно, это логично, потому что культурные, образованные люди никогда не смогут смириться с вопиющей социальной несправедливостью, запредельным богатством одних и нищетой других.

Литература отдана на откуп рынку, то есть структурам, ориентированным исключительно на получение прибыли. То, что прежде называлось литературным процессом, сегодня подменено пиаром и рекламой. Если прежде литература развивала и возвышала читателя, то сегодня она его развлекает и отвлекает от главного вопроса: правильно ли мы живём?

— Может быть, художественная литература, стоящая на позициях гуманизма, переживёт неблагоприятные времена и вновь станет тем долгожданным глотком чистого воздуха, которого так не хватает нашим современникам?

— Если только пробьётся через многочисленные блокирующие «фильтры». Повторяю, многие талантливые и яркие произведения не находят читателей. Показательно, что собственниками крупнейших издательств-монополистов, заваливающих магазины «массовой» литературой, являются люди, живущие за пределами России. То же самое можно сказать о тех, кто контролирует полиграфические предприятия и книжную торговлю. Не потому ли сегодня у нас писатель номер один — израильтянка Дина Рубина, зарабатывающая, по слухам, в России невиданные деньги. Другой «лидер продаж» — Улицкая, не сказавшая о «стране пребывания» ни единого доброго слова. Ну и, конечно же, гордящиеся европейским и американским гражданствами Веллер и Познер. Заправляющие сегодня книгоизданием и книжной торговлей, а также осуществляющие «государственное управление» литературными делами люди уродуют вкус читателей, опускают нравственный уровень общества «ниже плинтуса», издают и пропагандируют больную, ущербную или политически ангажированную — в духе западных «санкций» — литературу. А что ещё могут предложить издательские и книготорговые, давно ничем, кроме извлечения денег, не связанные с Россией олигархи? Разговоры о пресловутой «национализации элиты» ведутся исключительно для того, чтобы задурить народ, помешать ему объединиться для решения важнейших национальных, социальных и политических вопросов.

Современный читатель качественно изменился, он уже не тот, каким был в советское время, и это огромная проблема. Стоит ли удивляться невосприимчивости читателя к литературе, требующей работы ума и души, сопереживания, осмысления подчас весьма горьких истин? Дело в том, что потребляющему и ворующему сословию нужна лёгкая, развлекающая литература типа «женских» детективов, эротических фантазий в духе «Пятидесяти оттенков серого». Нельзя не учитывать и резкое общее снижение уровня образования, особенно в непрестижных, связанных с изучением русского языка и литературы профессиях, представители которых во все времена являлись лидерами «читающего класса». Ныне это, увы, не так.

— Какие процессы происходят в писательской среде в наше время?

— В творческой среде, как я уже сказал, произошёл непреодолимый мировоззренческий раскол. Союз писателей России перестал быть центром, объединяющим патриотическую общественность, не смог сформулировать идеи, которые бы побудили писателей бороться против того, что они считают губительным для страны и народа. Отчасти виноваты в этом и сами писатели, не проявившие достаточной пассионарности и гражданской активности. Открытые письма президенту на малоизвестных сайтах в Интернете — вот вершина их смелости. Насколько мне известно, на все эти многочисленные обращения ни разу никто не ответил. Думаю, никакое сосуществование писателей патриотического и либерально-буржуазного направления в рамках какой-то единой организации невозможно в принципе.

— А вдруг будущее художественной литературы окажется связанным с новациями «информационного общества»? Как думаете, планшет, компьютер, айфон и смартфон не заменят ли книгу?

— Книга существует много веков, а продукция «информационного общества» — всего несколько десятилетий. Но суть не в этом, а в упрямом стремлении «верхов» насильственно изменить, преобразовать саму сущность нашего общества. Те, кто определяет внутреннюю политику государства, не хотят помнить, что один раз — в 1917 году — народ уже отверг капитализм. Из этого можно было бы сделать выводы.

А что касается книги, уверен: она будет существовать до тех пор, пока существует то, что мы называем человеческой цивилизацией.

Просмотров: 912

Другие статьи номера

10 дней календаря

1 мая

— День международной солидарности трудящихся.

— 110 лет назад родился Ю.В. Толубеев (1906—1979) — советский актёр театра и кино, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда. В 1942—1978 гг. — в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина (ныне Александринский). Среди фильмов, в которых он снимался, — «Человек с ружьём», «Выборгская сторона», «Хроника пикирующего бомбардировщика». Лауреат Ленинской, Сталинской премий и Государственной премии РСФСР.

Фильмы-невидимки в поисках зрителя
В нашей стране в минувшем году было выпущено всего 77 художественных фильмов. По профессиональным оценкам, это немного. Кинопроизводство только набирает обороты. Тематическая широта очевидна даже без аннотаций, в самих названиях отражаются важнейшие исторические события, реалии нашего времени и вечные загадки бытия: «Батальонъ», «Битва за Севастополь», «Главный конструктор», «Побег из Москвабада», «Поездка к матери», «Лабиринты любви». Угадывается жанровое разнообразие: «Мама дарагая», «Вакантна жизнь шеф-повара», «Между нот, или Тантрическая симфония», «Москва никогда не спит».
Вашингтонский ультиматум Лондону
Вероятный выход Великобритании из Европейского союза беспокоит американский истеблишмент. Лондон может оказаться плохим примером для Мадрида, Парижа, Рима и даже Берлина. А это значит, что единая Европа, управляемая Соединёнными Штатами Америки, может перестать существовать.
Пульс планеты
БУРСА. Как минимум 13 человек пострадали в результате теракта в четвёртом по величине городе Турции. Женщина-камикадзе взорвала себя возле главной мечети в центре Бурсы. Погибших, кроме самой смертницы, нет. Ни одна из группировок не взяла на себя ответственность за случившееся. За день до трагедии США предупредили турецкое руководство о серьёзной угрозе теракта в местах скопления туристов.
Отметят Первомай на Кубе

БОЛЕЕ 200 приглашённых гостей из 34 стран примут участие в первомайской демонстрации вместе с кубинскими трудящимися, сообщает Кубинский институт дружбы с народами (ICAP), в их числе 93 — из государств Латинской Америки и Карибского бассейна, 74 — из Европы, 34 — из Африки и с Ближнего Востока, 20 — из Азии и Океании. На острове Свободы это называется «контингент солидарности имени Первомая», на сей раз такой интернациональный праздник пройдёт в одиннадцатый раз.

Бедность плодит болезни
РИГА ВХОДИТ в семёрку столиц стран Евросоюза, жители которых не удовлетворены услугами здравоохранения. Об этом свидетельствуют результаты новейшего опроса «Евробарометра», в котором участвовали 40 тысяч респондентов из 79 городов Старого Света.
Рабочие расплачиваются за кризис
В Казахстане продолжается спад промышленного производства. Чтобы сохранить прибыль, владельцы предприятий прибегают к сокращениям заработной платы и увольнениям. Работники пытаются защитить своё право на достойные условия труда акциями протеста.
Преступление против человечности
Наиболее резонансным событием последнего года на линии противостояния в Донбассе остаётся последний обстрел ВСУ блокпоста в Еленовке.
Значение Ржевской битвы поистине огромно
В номерах 112 и 115 газеты «Правда» за 2015 год прочитал волнующую статью Виталия Синенко «Разгадка Ржева». Там, под городом Ржевом, погиб и мой отец, коммунист, участник трёх войн — Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной, человек самой мирной профессии — сельский учитель Михаил Александрович Александров. И вот как его сын и сам участник боёв Великой Отечественной, тоже прикоснувшийся к ржевским событиям, я не могу молчать.
Нужен памятник жертвам фашизма
«Правда» продолжает очень важную тему увековечения памяти жертв фашистской оккупации на нашей российской земле. Вот и в № 141 за 18—21 декабря 2015 года моё внимание привлекла статья президента фонда «Монумент» В. Гришина под заголовком «Спросим себя: никто не забыт?», поднявшая ряд актуальных вопросов по этой теме. Всколыхнулась душа, и я решил откликнуться. Моё желание написать это письмо вызвано также стремлением всецело поддержать благородную деятельность публициста-правдиста В. Кожемяко и руководителя общественной организации «Поле заживо сожжённых» поэта В. Фомичёва, по инициативе которого началась эта важнейшая кампания.
Все статьи номера