Главная  >  Номера газеты  >  №45 (30542) 28 апреля — 3 мая 2017 года  >  Строгое искание красоты

Строгое искание красоты

№45 (30542) 28 апреля — 3 мая 2017 года
6 полоса
Автор: Лариса ЯГУНКОВА.

ВЫСТАВКА РАБОТ этой замечательной художницы открылась в Государственной Третьяковской галерее. Экспозиция включает 200 произведений, отражающих многообразные интересы и возможности одной из ярких представительниц известного художественного объединения «Мир искусства», возникшего в России в конце позапрошлого века.

А ведь Россия чуть не потеряла Зинаиду Серебрякову. И это стало бы огромной несправедливостью, потому что не было в ХХ веке художницы более русской, чем эта скромная женщина, оставившая миру сотни полотен, акварелей, пастелей, рисунков и между ними свой облик в юности, растиражированный в тысячах копий, подобно «Портрету Лопухиной» В. Боровиковского или «Неизвестной» И. Крамского.

Помните красавицу с картины «За туалетом. Автопортрет» — брови вразлёт, глаза блестящие, как мокрая чёрная смородина, и улыбка чуть смелее загадочной улыбки Джоконды. Такой и предстала художница в своём Отечестве, вернувшись к нам в своих работах после многих лет забвения. Её картины извлекли из музейных запасников, сопоставили с работами, привезёнными из Франции, где она прожила более сорока лет, и оказалось, что за долгие годы эмиграции Зинаида Серебрякова не изменила себе, своему таланту, своим наставникам, своим принципам, воспитанным русским искусством.

Для её предков, выходцев из Европы, Россия издавна стала родной землёй, питавшей их творческие силы. Род Бенуа на протяжении полутора веков дал свыше 50 человек, работавших во всех сферах искусства. Большинство из них прославились как художники, скульпторы, графики, книжные оформители. Зинаида Серебрякова была из рода Бенуа, и этим многое сказано. Ещё одним её великим предком со стороны матери был архитектор А. Кавос, спроектировавший Большой театр в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге.

При такой наследственности все братья и сёстры Зинаиды рождались, как говорится, с карандашом в руке. К сожалению, их отец, талантливый скульптор Евгений Лансере рано умер, так и не увидев, как воплотились в них его лучшие надежды, но огонь творческого восприятия и художественного отображения мира был у его детей в крови. Трое из них внесли неоценимый вклад в историю русского и советского искусства. Знаменитым художником стал Евгений Лансере-младший, видным архитектором — Николай Лансере.

Что же касается их чрезвычайно одарённой сестры, то женская судьба преломила её творческий путь. Она рано вышла замуж за друга детства, скромного инженера-путейца, и много времени отдала семье. Тем не менее неизменно продолжала работать и учиться мастерству в России и за границей. В формировании её творческой личности огромную роль сыграл родной дядя — художник, критик, искусствовед А.Н. Бенуа, основавший творческое объединение «Мир искусства». Разделяя его принцип сочетания жизненной правды и «безусловной красоты», она шла к своему нравственному и эстетическому восприятию мира.

В 1910 году её работы были замечены на 7-й Выставке русских художников. Картина «Беление холста» поразила своей живописностью и в то же время зоркостью взгляда на обыденную действительность. Начался очень продуктивный период творческой жизни художницы. Проводя с семьёй целые месяцы в родовом имении Нескучное на юге Курской губернии, она много работала на натуре. Так возникла целая серия её живописных наблюдений за крестьянской жизнью, и среди них — многочисленные эскизы к задуманному большому полотну «Жатва».

Зинаида Серебрякова нашла свою стезю на русской ниве, у неё появились тут любимые панорамы и перспективы, любимые натурщицы. Были созданы работы «Зеленя осенью», «Крестьянка с квасником», «Спящая крестьянка», «Уборка хлеба» и многие другие. От камерных этюдов она готова была перейти к мощной станковой живописи.

Но этим планам не суждено было осуществиться. Первая мировая война круто изменила жизнь. В Гражданскую войну сгорело её имение. Потеряв любимого мужа, умершего от тифа, и оставшись без всяких средств к существованию с четырьмя детьми и больной матерью, Зинаида Серебрякова пыталась работать. Не было холста, бумаги, красок, карандашей. В ход шли картон, уголь, гуашь, тушь. Послевоенная жизнь налаживалась трудно и медленно. В картине «Карточный домик», для которой позировали её дети, она в реалистической манере символически отобразила тщетность человеческой тяги к системе и упорядоченности.

В 1924 году Зинаида Серебрякова уехала «на заработки» в Париж. Средства для поездки помогла собрать выставка-продажа картин русских художников в Америке: там её работы были полностью распроданы. Теперь она надеялась на просвещённую европейскую публику. Но не тут-то было: война решительно изменила облик Европы, не оставив камня на камне от позитивного восприятия мира. Прошла мода не только на реализм, но и на все направления, так или иначе воссоздающие образ мира в его реальных формах — теперь были востребованы сюрреализм и футуризм.

Реалии «цивилизованного мира» не принесли художнице удовлетворения: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью, — писала она, — уж очень засорены у всех сейчас мозги, и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, втоптано в грязь». Ей предлагали попробовать свои силы в «новых формах», но она всегда оставалась сама собой, исповедуя завет А.Н. Бенуа: «Называть своим только строгое искание красоты... только сильное и жизненное искусство за пределами распада духа и лженоваторства».

Она уже не помышляла о больших полотнах — не было средств на длительные проекты. Лучше всего продавались небольшие акварели. Но эта работа приносила ей удовлетворение. В каждом этюде она стремилась достичь ясности замысла, точности мазка, свежести красок. Традиция русской живописи — открывать поэтическое в будничном, внешне неприметном — позволяет ей легко находить сюжеты, брать самые разные темы. Её увлечение балетом находит отражение в целой серии работ. От деталировки она легко переходит к обобщённости, к синтезу формы и цвета, но всегда остаётся верна правде жизни, видя в ней цель искусства. Русские эмигранты заказывают ей портреты, и она стремится передать в них прежде всего состояние души, подчеркнуть то особенное, единственное, что отличает человека.

Ей не хватает пространства, движения. Она привыкла работать на натуре, но выезд на пленэр — дорогое удовольствие. Потому она с радостью принимает предложение богатого ценителя её искусства отправиться в Марокко. Условие одно: меценат возьмёт все понравившиеся ему работы. В этой экзотической по тем временам стране она побывает два раза. Путешествует одна: денег хватает только на проводника. В ней оживает интерес к этнографии.

Марокко — конгломерат разных рас и народностей. Она без устали схватывает новые лица. Когда-то, ещё до войны, она вместе с другими художниками принимала участие в работе над декоративным оформлением ресторана Казанского вокзала. Тогда она впервые прикоснулась к Востоку. Идея была такая: подчеркнуть роль России в единении Запада и Востока. Художница выполнила несколько аллегорических панно, представляющих восточные страны. Работала тогда по наитию, опираясь на античные образцы, создавая образы живых людей во всём многообразии их характеров и настроений.

Богатый меценат — бельгийский барон — остался доволен её работой и спустя несколько лет заказал ей оформление своей виллы. Если роспись интерьера на Казанском вокзале была её первым робким прикосновением к архитектуре, то теперь художница развернулась по-настоящему. Шесть больших панно, выполненных в духе фламандских мастеров, говорили о богатых, только теперь раскрытых возможностях наследницы Бенуа и Кавоса.

Останься она в СССР — и, кто знает, как бы развернулось её дарование? Советская власть придавала большое значение крупным художественным формам, городскому и промышленному дизайну. В это самое время в Москве строилось метро, росли предприятия и дворцы культуры. При мощной поддержке Зинаида Серебрякова могла бы вырасти в крупнейшего художника-монументалиста. Но, как говорится, не судьба. На Родину тогда пути не было: границу закрыли. Семья оказалась разорвана пополам, двое старших детей остались во Франции с матерью, двое младших — в России с бабушкой. Разлука длилась 36 лет.

Зинаида Серебрякова прошла долгий и трудный путь, но дожила до своего признания на Родине. Конечно, ценители её таланта не давали о ней забыть. Её поддерживали известные художника, прежде всего братья Евгений и Николай Лансере, Сергей Герасимов, Дмитрий Шмаринов, дочь — театральная художница Татьяна Серебрякова, которую ей пришлось оставить когда-то 12-летней девочкой.

Зинаида Серебрякова скончалась в 1967 году в Париже в возрасте 82 лет, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Но она вернулась на Родину своими замечательными произведениями, чтобы сразу стать знаменитой. В 1966 году прошли большие выставки её работ в СССР — в Москве, Ленинграде и Киеве. Миллионными тиражами печатались её альбомы. Новая экспозиция в Государственной Третьяковской галерее, подготовленная к 130-летию со дня рождения художницы, как и полвека назад, собирает тысячи зрителей. Искусство этой художницы и сейчас воспринимается как подлинное откровение, как послание новому веку отечественной художественной культуры.

Просмотров: 651

Другие статьи номера

Говорит и показывает «Красная Линия»

Уважаемые телезрители!

Телеканал «Красная Линия» осуществляет своё вещание более чем в 50 регионах Российской Федерации.

Телеканал «Красная Линия» можно смотреть в Интернете. На него легко зайти через сайт ЦК КПРФ (Кprf.ru). В любой поисковой системе (Яндекс, Мейл и т.д.) наберите www.rline.tv или просто «Красная Линия», и вы уже на нашем сайте. Новости, программа передач, онлайн-трансляция и любые программы телеканала к вашим услугам. Через сайт телеканала можно также отправить письмо в редакцию.

10 дней календаря

1 мая

— День международной солидарности трудящихся.

— 275 лет назад в ходе 2-й Камчатской экспедиции отряд землепроходца С.И. Челюскина первым достиг самой северной материковой точки Евразии — мыса полуострова Таймыр, получившего впоследствии название Челюскин.

«Карателей не пропустим!»
С ПРИГОРКА, на котором испокон веков стоит село Новинки, хорошо виден плавный извив неторопливой речки Тьмы, а за ней — луга, поля, сосновые и берёзовые леса... Совсем неудивительно, что эти редкостные по красоте места облюбовали дачники — их особняки заполонили сельскую улицу, потеснив уже немногочисленные избы «аборигенов».
Полуостров у черты войны
Капитализм прибегает к привычному средству: решать собственные проблемы за счёт развязывания конфликтов и провоцирования военной истерии. Главным объектом давления в последние дни стала Северная Корея, которой США угрожают применением силы. В Пхеньяне на уступки идти не собираются, хорошо понимая, что за этим последуют новые ультиматумы.
Пульс планеты
ПАРИЖ. Французские полицейские вышли на улицы столицы с требованием улучшения условий труда, защиты и признания того, что их жизнь постоянно подвергается опасности. Манифестация, в которой по призыву полицейского профсоюза приняли участие тысячи стражей порядка, состоялась через неделю после гибели патрульного Ксавье Жюжле, застреленного террористом на Елисейских полях.
В Литве судят антифашистов
В ЛИТОВСКОМ приморском городе Клайпеде 25 апреля начался суд над антифашистами. Власти предъявили «антиконституционной группировке» обвинение в государственной измене. Эти люди несколько лет назад призывали бороться против отказа от национальной валюты и введения евро, выступали против размещения в стране натовцев, издавали и распространяли литературу политического характера.
Куба празднует Первомай
Свыше 1200 иностранцев примут участие в акциях международной солидарности трудящихся вместе с кубинцами. Они прибывают в Гавану по приглашению различных общественных организаций острова Свободы и, как ожидается, пройдут 1 Мая по столичной площади Революции в колоннах демонстрантов.
Венгры начинают пробуждаться

О роли Первомая в современной борьбе венгерских трудящихся рассказывает председатель Венгерской рабочей партии Дьюла Тюрмер.

— ДЛЯ венгерских коммунистов 1 Мая — это день международной солидарности со всеми рабочими, трудящимися слоями населения. Наша партия является единственной политической силой в нынешней Венгрии, которая проводит традиционные первомайские демонстрации. В этот Первомай в Будапеште демонстрация будет проходить на центральной улице возле Городского парка.
Судилище Продолжается
В одном из последних докладов госдепа США о практике соблюдения прав человека отмечается, что власти Украины обычно бездействуют по отношению к высокопоставленным чиновникам, многие нарушения которых остаются безнаказанными. По мнению наблюдающих из Вашингтона, совершенно бесконтрольна работа Службы безопасности Украины и министерства внутренних дел. Обратил особое внимание госдепартамент и на факты коррупции в Генеральной прокуратуре Украины и судебных органах.
Что принесла с собой поездка Си Цзиньпина в Европу и Америку?
Подводя итоги и обозначая значимость поездки председателя КНР Си Цзиньпина в Финляндию и США, министр иностранных дел КНР Ван И заявил, что «это важная дипломатическая поездка в формировании внутренней и внешней ситуации перед XIX съездом КПК».
Все статьи номера