Менялы в Храме

№39 (28001) 9—12 апрель 1999 года
1 полоса
Автор: Иван ДОЛГАЕВ. Журналист. г. Саранск.

В разгар горбачевской перестройки, еще не перешедшей в перестрелку, в кругах либеральной интеллигенции модно было спрашивать: «Ведет ли эта дорога к Храму?» Вопрос был чисто риторическим. Ответ подразумевался: «Нет, социализм не ведет к идеалу. Нет, он не ведет к нравственности».

Коварную роль в размывании общественных устоев тогда, помнится, сыграл фильм грузинского режиссера Т. Абуладзе «Покаяние». Именно здесь прозвучал этот самый ключевой для перестройщиков вопрос. Кинокартиной восхищались даже в партийных изданиях прогорбачевского толка. Видели в ней борца за общественную нравственность. И в упор не замечали вопиющей безнравственности и бездуховности этого произведения. Ведь в экстазе покаяния сын вырыл и выбросил из могилы... труп своего отца. Впрочем, через некоторое время точно так же поступили сами так называемые демократы-ельцинисты. Занявшись гробокопательством, они очернили, оплевали собственных дедов и отцов, обесценили все периоды и все достижения Советской власти. В том числе и победу в Великой Отечественной войне. И до сих пор не успокоятся, особенно из-за ленинского мавзолея. Понравилось мертвых выбрасывать, особенно если их идеи живут в народе.

...Действие драмы мокшанской писательницы Валентины Мишаниной с библейским названием «Не убий, не укради» происходит не по дороге в Храм, а буквально в Храме или рядом с ним. В спектакле Национального театра Мордовии — многие внешние приметы современного религиозного возрождения. Колокольный звон. Строительные леса в деревенской церкви. Юная, чистой душой Люся, готовящаяся уйти в монастырь. А где-то за сценой умирает, но никак не умрет девяностолетний старик. Ярый деревенский безбожник. Воплощающий почти для всех персонажей драмы все зло «большевистского атеизма». Много десятков лет назад по приказу властей он сбросил крест с деревенской церкви, плясал на иконе да еще будто бы надругался над монашкой. И тем не менее его дочь Агуня (в отличие от кающегося гробокопателя из фильма Абуладзе) не желает «выбрасывать» отца, настойчиво упрашивает батюшку и его окружение облегчить муки безбожника и еще раз его соборовать. Агуню играет заслуженная артистка Республики Мордовии Т. Весеньева. Появляется на сцене она эпизодически, но ее сдержанная манера игры оставляет сильное впечатление. Экономными сценическими средствами, почти без слов, передает она и сострадание к умирающему, и любовь к нему, и убежденность в своей правоте. Батюшку Алексия играет заслуженный артист Республики Мордовии В. Гудожников. Необычная роль для него, склонного к юмору, сатире, гротеску. Но при

некоторой скованности в необычном амплуа он сумел создать образ проницательного, интеллигентного, душевно чуткого, современного деревенского попа. И, пожалуй, внутренне страдающего за греховность своего окружения.

Валентина Мишанина — один из лучших современных драматургов Мордовии. Эпизод за эпизодом, сцену за сценой развертывает она вместе с режиссером Ю. Хвостиковым внутреннюю драму обитателей этого храма, фальшь и лицемерие многих из них. Оказывается, и в церкви могут твориться безнравственные дела. Фанатично верующая Анна-баба не стесняется запросто украсть со строительных лесов в церкви банку краски. (Как всегда блестяще, с точным мокшанским колоритом, с тонким чувством родного языка, ее сыграла заслуженная артистка Республики Мордовии М. Плотникова). Молодой художник — богомаз Игорь упорно (и, наверное, небезуспешно) соблазняет попадью Катю. Соблазнительная попадья читает на досуге отнюдь не Библию, а Мопассана.

В центре драмы двое юношей, работающих на строительных лесах и под ними, — Витёк и Игорь. У молодых актеров И. Зубова и Т. Чудаева получился отличный актерский дуэт. Витек чист и наивен. Игорь опытен, хитер, распущен, а среди его друзей — самые настоящие криминалы. Их диалоги — это два представления о смысле жизни. Один учит другого жить, а сам подростком был готов за пустяк убить отчима. Или: «Зачем тебе деньги, если ты вино не пьешь, девушками не интересуешься?» Пропала икона из церкви. Подозрение падает на обоих. Вот-вот нагрянет милиция. Игорь признается Витьку, что это он украл «лик». Нужны-де доллары. Разыграл невыносимые нравственные муки и уговорил Витька ночью забраться в церковь и поставить икону на место. То есть подставил его по-подлому. Итог: Виктор в суеверном страхе разоблачения упал со строительных лесов и разбился в тот момент, когда все прихожане ворвались под колокольный звон в церковь и включили свет.

Вот такая фабула. Так что же написала В. Мишанина и что поставил театр? Неужели очередную и давно вышедшую из моды антирелигиозную пьесу? Может, еще раз хотела показать неизбежность нравственного возмездия? Да, за все прегрешения придется платить. Не деньгами, а страданиями. Но и эта мысль слишком банальна для талантливого драматурга.

По ходу спектакля я не раз задавал себе эти вопросы. Ответ на них дала трагическая развязка драмы. Монашка Люся обращается к Богу: «Это мы все его убили! Господи! Почему люди убивают всегда тех, кто берет на себя чужие грехи?.. Ну почему?»

Бог, разумеется, ничего не ответил. И не ответит. Но на этот вопрос давно дала ответ история. Борьба добра и зла всегда была, есть и будет в любом обществе. Но ведь и само человеческое общество пора построить так, чтобы зло максимально блокировалось, а добро максимально поощрялось. В этом и есть идеал социализма — идеал социальной и нравственной справедливости.

За последние десять лет наше общество стало явно менее нравственным, чем при Советской власти. Зато внешне более религиозным. Не парадокс ли? Дорога, которая привела Россию к господству бандитского рынка, торгашества и чистогана, никогда не приведет к победе добра. То есть к Храму. Да и как она может туда привести, если менялы и криминалы уютно устроились уже в самом Храме?!

...В романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» есть такой эпизод. В беседе со старцем Зосимой Алеша ругает атеистов. Однако неожиданно Зосима возражает ему: «И среди атеистов, сын мой, есть много хороших людей».

Просмотров: 23

Другие статьи номера

Тетя Бася приехала!

Хотел бы возобновить до времени приостановленную работу по составлению современного политсонника, могущего стать чем-то вроде ночного путеводителя. Сразу с благодарностью отмечу, что проанкетированные по столь тонкой материи респонденты не подвели, больше того — обогатили автора полезными сведениями по части тайного механизма возникновения живоподобных картин, навеянных в объятиях Морфея, о взглядах на затронутую проблему Зигмунда Фрейда, других корифеев психоанализа.

Вруны не имеют права на талант
Телекадр, где два силовых министра путались в трех соснах, пытаясь что-то разъяснить в связи с «делом Скуратова», и окончательно завили мозги телезрителям, можно считать визитной карточкой режима, почти уже задушенного грудной жабой распоясавшегося криминала.
Чудо настигает врасплох

В одном из телевизионных репортажей Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II с болью заметил, что некоторые бомбы и ракеты, громящие в эти дни многострадальную землю Югославии, снабжены глумливыми надписями вроде: «Подарочек к Пасхе».

В США или в Самару, к теще Сысуева...

Люди с мягким темечком

Тут многое повергало в изумление. Во-первых, почему нельзя судить за политику, если она привела к страданиям и гибели множества людей? А за что судили нацистов в Нюрнберге и японских военных преступников в Токио, в числе коих было четыре премьера и одиннадцать министров,— за дурной литературный вкус? За что большинство из них повесили и приговорили к пожизненному заключению — за супружескую неверность? А в нынешние дни за что присудили к смертной казни сразу двух корейских президентов и собираются судить Пиночета — за непочтение родителей? Это, говорю, во-первых.

Обман

Лицемерие как дымовая завеса агрессоров

Североатлантический военный блок, усиленно подталкиваемый из-за океана, развязал открытую агрессию против Союзной Республики Югославии. Сегодня он ведет против нее крупномасштабную ракетно-бомбовую войну, уже принесшую неисчислимые бедствия народам этой многонациональной страны.

США вооружаются
Как уже сообщалось, обе палаты американского конгресса приняли 17 и 18 марта соответственно законопроект о возведении в ранг официальной государственной политики Вашингтона создание системы «национальной противоракетной обороны» под предлогом так называемой защиты США от ракетного нападения, заявил представитель МИД КНДР.
БАМ и таблица Менделеева

27 апреля 1974 года под аплодисменты и звуки торжественного марша увозил из Кремлевского Дворца съездов Валентин Сущевич комсомольский отряд в 600 человек на величайшую стройку, ставшую и подвигом, и тревогой для страны. О сделанном точнее всего свидетельствует техническая характеристика: «БАМ — железная дорога первой категории с проектной провозной способностью по Западному участку 18 миллионов тонн грузов в год, по Восточному — 9 миллионов тонн, электрифицированная на переменном токе, двухпутная — от Тайшета до Лены (704 км) и однопутная — от Лены до Таксимо (725 км), на остальном протяжении (3371 км) — однопутная, с тепловозной тягой.

Правило левой руки
После того как 17 августа прошлого года каждому непредвзятому человеку стало ясно, что прежний курс реформ надо пересматривать, возник вопрос: как пересматривать, что должно стать ему альтернативой? У радикал-либералов на это всегда готов ответ, вписанный, кстати, в послание президента Б. Ельцина: обвал в прошлом августе — результат не реформ, а их половинчатости. Следовательно, надо не поворачивать их вспять к дефицитам и уравниловке, как требует Анпилов, а энергично двигать вперед.
«Посмотрим по-государственному»

Сначала немного о себе. Родился в 1947 году в деревне Абдуллино Илишевского района Башкирии. Окончил с серебряной медалью школу, поработал в колхозе механизатором, а потом учился в институте, аспирантуре — имею степень доктора экономических наук. И конечно же, работал: в НИИ, в партийных органах; последняя додепутатская должность — директор Башкирского НИИ животноводства и кормопроизводства. И депутатом отслужил около 20 лет, разрабатывал сам, участвовал в разработке нескольких аграрно-экономических законопроектов.

Безнаказанность воодушевляет бандитов

Такое впечатление, что в последнее время абреки из Чечни в своих набегах на сопредельные территории устроили настоящую охоту на работников милиции. Во вторник в Курском районе Ставрополья шестеро бандитов подстерегли милицейский патрульный уазик. Автоматным и пулеметным огнем из засады были убиты четверо милиционеров. Мало того, по сообщениям из Ставрополя, изверги затащили тела убитых в ров и сделали каждому по «контрольному» выстрелу в голову.

Все статьи номера