Самая везучая итальянка Туниса

Самая везучая итальянка Туниса

№38 (30681) 13—16 апреля 2018 года
6 полоса
Автор: Елена МОРОЗОВА.

Главный ковбой Голливуда Джон Уэйн называл её «сорванцом в юбке», а британский актёр Дэвид Нивен — «лучшим изобретением итальянцев после спагетти». Обворожительная Клаудия Кардинале появилась на киноэкране очень вовремя. В 50—60-х годах XX века важнейшее из искусств переживало бурный расцвет и, невзирая на обилие восходящих звёзд — Элизабет Тэйлор, Марлон Брандо, Мэрилин Монро, Ален Делон, Джина Лоллобриджида, Брижит Бардо, Софи Лорен, Пол Ньюман, Марчелло Мастроянни, Роми Шнайдер, Вирна Лизи, Урсула Андресс, Моника Витти, Мишель Мерсье, — постоянно нуждалось в новых кумирах.

ИТАЛЬЯНКЕ Клаудии Кардинале повезло: ей удалось не затеряться в толпе броских, обаятельных, красивых и талантливых артистов. Преодолев жёсткую конкуренцию, знойная чаровница стремительно вошла в когорту избранных и сумела не только прочно занять высокие ступени в мировой киноимперии, но и на протяжении многих лет сохранять популярность. Знаменитая актриса вообще являет собой пример долгой и насыщенной жизни в кино, в которой периоды ошеломляющей славы, когда ослепительная улыбка кареглазой брюнетки украшала страницы изданий по всему земному шару едва ли не чаще других кинодив, сменялись относительным затишьем и редкими предложениями от режиссёров. Сыграв более чем в 50 фильмах, она, несмотря на преклонный возраст — 15 апреля легенда европейского кинематографа отметит 80-летний юбилей, продолжает сниматься и по сей день: её последняя работа, главная роль в картине Лазло Барбо «Ничего серьёзного», датирована 2017 годом.

Клод Жозефин Роз Кардинале родилась в Тунисе, тогдашней колонии Франции, куда её родители в поисках лучшей доли перебрались с Сицилии. Девочка, с детства ощущавшая себя частью арабо-французского мира, мечтала жить в пустыне Сахара и серьёзно готовилась посвятить себя профессии деревенской учительницы, несущей свет знаний полуголодным, неграмотным ребятишкам.

Однако судьба распорядилась иначе. В 1957-м Клаудия из любопытства приняла участие в конкурсе на звание самой красивой итальянки Туниса, организованном фирмой «Униталия», и, выиграв его, получила в качестве приза поездку в Италию на знаменитый Венецианский кинофестиваль. Там на девушку почти сразу положил глаз один из богатейших и влиятельных кинопродюсеров страны Франко Кристальди. Долгосрочный контракт, предложенный Кардинале его фирмой «Видес», заставил будущую богиню экрана покинуть Африку и перебраться на родину предков.

Кинобизнесмен, впоследствии ставший мужем Клаудии, быстро разглядел в изящной брюнетке подходящую кандидатуру на роль суперзвезды и со знанием дела взялся за раскрутку красавицы. Его протеже ежегодно появлялась в пяти-шести разноплановых картинах (комедиях, драмах, фильмах социально-критического и антифашистского направлений), которые благодаря громким именам их создателей и яркому актёрскому составу привлекали внимание профессионалов и зрителей. Безошибочная продюсерская стратегия Кристальди позволила за короткое время сотворить из безвестной неопытной девушки прославленную кинодиву: разносторонность артистического дарования его подопечной поразила и заинтересовала как широкую публику, так и критиков.

Вслед за Мэрилин Монро и Брижит Бардо Клаудия Кардинале превращается едва ли не в самую популярную топ-модель и становится ещё одним ликом пленительной женской чувственности. Недаром именно этих кинобогинь, точно кодовыми знаками, понятными в разных уголках планеты, именовали попросту ММ, ББ, КК. Подсчитано, что на гребне славы восхитительной уроженке Туниса посвящалось около 80 публикаций в день, а её портреты появлялись в СМИ не менее 50 раз в неделю в одной только Италии. Рекордным явился 1963 год, когда мировая пресса уделила прелестнице внимание в 28996 статьях.

В НАЧАЛЕ Кардинале рассматривали как итальянский вариант Бардо, однако в её облике было куда больше естественности, интеллигентности и скромности. Французский идол с целью эпатажа неоднократно заявляла, будто не считает себя хорошей актрисой: ей достаточно амплуа «сексуального котёнка». Клаудия же ещё на заре карьеры говорила о желании быть артисткой — не звездой, и посему поддерживала внимание к себе творчеством, а не бурными романами, неожиданными браками, скандалами и экстравагантными выходками. Не случайно неотразимый Марчелло Мастроянни, общавшийся с КК не только на съёмочной площадке, но и за её пределами, как-то отметил: «Она единственная нормальная актриса в этом стаде неврастеничек и истеричек».

Жизнь неоднократно заставляла Клаудию собирать в кулак все свои природные запасы стойкости и силы воли: ведь она в полном смысле была «рабой кино». По семнадцатилетнему контракту, заключённому в 1958-м с Франко Кристальди и фирмой «Видес», Кардинале лишалась возможности своевольничать даже в самых элементарных ситуациях. К примеру, она не могла иначе подкрасить глаза, надеть платье по настроению или сменить гардероб, если это выходило за рамки образа, навязанного хозяевами. Итальянке приходилось ограничивать себя во многих личных желаниях и поступках.

Трудно сказать, заслуга ли это всесильного Кристальди, но именно в 1960-х Кардинале предстала во всём блеске своего дарования и красоты. От природы она была наделена чувствительностью и гибкостью, позволявшими передавать нюансы разнообразных женских переживаний. Почти с самого начала карьеры Клаудия обнаружила склонность к созданию сложных и неоднозначных образов. Её героини в фильмах Валерио Дзурлини «Девушка с чемоданом» (1961), Мауро Болоньини «Ла Виачча» (1961) и «Старость» (1961) одновременно простодушны и расчётливы, невинны и порочны, женственно-беззащитны и агрессивно-наступательны. Это подметил известный итальянский режиссёр Витторио де Сика, сказав, что до Кардинале не встречал актрисы, которая бы так заботилась о нравственной чистоте «биографии» своих персонажей. Одухотворённой натуре артистки удавалось выразить высшее начало в человеке, чем не преминул воспользоваться великий Феллини, снявший её в ленте «Восемь с половиной» (1963).

Однако наиболее плодотворной для уроженки Туниса оказалась встреча с другим мэтром итальянского кинематографа — Лукино Висконти, охарактеризовавшим её так: «Клаудия похожа на кошку, позволяющую гладить себя, но берегитесь: она может превратиться в тигрицу и разорвать укротителя». Для начала режиссёр предложил восходящей звезде небольшую роль в «Рокко и его братьях» (1960). Но уже в их следующей совместной работе, «Леопард» (1963), романтической истории об упадке старинного сицилийского рода, актриса воплотила на экране один из центральных образов — хищную красавицу-плебейку Анжелику, невесту аристократа Танкреди (Ален Делон), энергично и напористо прокладывающую путь наверх. Брачный союз героев Кардинале и Делона символизировал распад мира классики, сумерки патрициев-богов и закат благородной Европы. Под руководством Висконти его обольстительная протеже вложила в эту роль всю мощь своего таланта. Неудивительно, что, по мнению критиков и самой КК, игра в «Леопарде» стала вершиной её творчества. В последующие годы прославленный маэстро ещё дважды снимал любимую артистку: в 1965-м в «Туманных звёздах Большой Медведицы» и в 1974-м в «Семейном портрете в интерьере».

Итальянских и зарубежных режиссёров привлекала способность Кардинале наделять свои персонажи нравственной силой, стойкостью и целеустремлённостью. Одна из таких героинь, Мара, подруга партизана из фильма Луиджи Коменчини «Невеста Бубе» (1963), как ни странно, вызывает ассоциации с личностью и судьбой самой актрисы. Клаудия тоже обладала волевым характером, сопротивляясь жизненным обстоятельствам вплоть до бунта, чем однажды и обернулся её полный разрыв с Кристальди.

КК успешно поработала в Голливуде: участие в фильмах «Розовая пантера», «Пропавший отряд», «Профессионалы», «Не гони волну» укрепило её международную славу. Многие кинодеятели восторженно отзывались об итальянке, считая, что кинозвезда принадлежит к тому редкому типу женщин, который нравится как сильному, так и слабому полу. «Она станет одной из вечных актрис на этой земле», — говорил американский режиссёр Генри Хатауэй, в 1964-м снявший Кардинале в фильме «Мир цирка».

Увы, несмотря на всемирное признание и неоднократные заверения Клаудии, будто внешность героинь — для неё не главное, с определённого момента кинодива постепенно стала терять завоёванные позиции. «Кино — диктатор с двумя лицами: благородным и любезным, пока вы ему нужны, немилосердным и бесчеловечным, когда вы его больше не интересуете, — как-то горько заметила Кардинале, а впоследствии добавила: — Если ты не молода и не хороша собой, тебе не только не дают сниматься, но даже не берут продавщицей. Просто вычёркивают из жизни».

Последние слова итальянка произнесла на пороге своего 38-летия, хотя, казалось бы, именно в этот момент имелись все основания восхищаться зрелостью её красоты и таланта. Но закат замечательной актрисы начался довольно рано: без потерь перешагнуть порог сорокалетия удаётся далеко не всем. Время, пощадившее Софи Лорен и Катрин Денёв, чья внешняя притягательность отличается долговечностью, весьма рано наложило отпечаток на лицо неподражаемой КК. Она, бесспорно, полностью не утратила своей самобытной привлекательности, но это была уже не та блистательная Клаудия, что буквально завораживала зрителей.

ПЕРЕЛОМИТЬ ситуацию могла одна-единственная роль, которая позволила бы Кардинале реализовать всю глубину её личности и профессионализма. Однако на протяжении последующих лет кинематограф не баловал артистку предложениями такого уровня, хотя она продолжала регулярно сниматься. В частности, у Паскуале Скуитьере, представителя политического кино Италии и по совместительству второго супруга кинобогини. В его лентах «Молодчики» (1974), «Железный префект» (1977), «Оружие» (1978), «Корлеоне» (1978), «Кларетта» (1984), «Акт скорби» (1989) она создала сложные психологические образы. Кроме того, среди работ 1970—1980-х годов надо также отметить «Аудиенцию» Марко Феррери, «Шкуру» Лилианы Кавани, «Фицкарральдо» Вернера Херцога. Но все эти картины давали возможность проявить лишь отдельные стороны творческой индивидуальности Клаудии. Такого великолепного соединения намерений и возможностей режиссёра и актрисы, как это было в висконтиевском «Леопарде», судьба, к сожалению, ей больше не подарила.

Клаудия Кардинале пользовалась огромной популярностью в Советском Союзе, неоднократно приезжала в страну, а в 1967 году была гостьей V Московского международного кинофестиваля. Отечественным зрителям она хорошо знакома по лентам «День совы», «Однажды на Диком Западе», «Нефтедобытчицы», «Иисус из Назарета», телесериалам «Княжна Дэйзи», «Пустыня в огне» и, конечно же, по фильму Михаила Калатозова «Красная палатка» (1969) — совместному проекту СССР, Великобритании и Италии, рассказывающему о неудачной арктической экспедиции Умберто Нобиле. В картине, где красавица-итальянка сыграла медсестру Валерию, собрались не только лучшие советские мастера — Донатас Банионис, Никита Михалков, Эдуард Марцевич, Юрий Соломин, Юрий Визбор, но и зарубежные звёзды: Шон Коннери, Питер Финч, Массимо Джиротти.

Начиная с 2000-х кинозвезда, давно живущая в Париже, мало снимается, поскольку играть пожилых героинь ей неинтересно. Однако иногда она всё же делает исключения и появляется в отдельных фильмах: «Нить» (2009), «Отец» (2011), «Художник и натурщица» (2012), «Римские свидания» (2015). «Годы бегут, в одинаковой мере накладывая свой отпечаток как на тело, так и на душу человека, — говорит знаменитая КК. — Я успокаиваю себя тем, что те, кто любил Клаудию в начале её карьерного пути, тоже состарились».

ТВОРЧЕСТВО Кардинале отмечено многими призами и наградами. Она — великий офицер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», командор французского ордена Почётного легиона, обладательница специальных призов Венецианского и Берлинского кинофестивалей за выдающийся вклад в киноискусство. Актриса дважды завоёвывала как главную национальную кинопремию Италии Давид ди Донателло (за картины «День совы» и «Красивый, честный эмигрант в Австралии хотел бы жениться на девушке-соотечественнице»), так и приз Итальянской национальной ассоциации киножурналистов «Серебряная лента» (за фильмы «Невеста Бубе» и «Кларетта»).

Свою известную автобиографическую книгу Клаудия Кардинале назвала «Мне повезло». И обворожительной уроженке Туниса действительно повезло: она навсегда вошла в историю мирового кинематографа, став одной из его незабываемых легенд.

Просмотров: 1263

Другие статьи номера

Кузбасские выселки
Город Киселёвск, что в Кемеровской области, расположен в южной части Кузнецкого угольного бассейна. Это один из сотен моногородов России — вся его экономика связана с добычей и обогащением угля. Так было в советское время, когда труд шахтёра высоко оплачивался и считался почётным. Сейчас же горняцкие семьи часто едва сводят концы с концами и теряют здоровье из-за ужасной экологической обстановки. В проблемах шахтёрского Киселёвска разбирался специальный корреспондент телеканала «Красная Линия» Андрей Дружинин.
Учебник по… отсебятине
По наивности думал, что все школьные учебники знакомят молодое поколение с окружающим миром, вооружают знаниями, чтобы повысить готовность к трудным жизненным ситуациям. Но открыл учебник «Обществознание» А.Ф Никитина и Т.И. Никитиной для седьмого класса, в котором учится мой внук, и стало не по себе. Рекомендации, выдаваемые подросткам авторами в разделе «Право на защиту», порой не соответствуют ни здравому смыслу, ни законам. Хотя призывы соблюдать их есть почти на каждой странице.
Возвращение Каддафи
Выборы в Ливии под угрозой срыва. Разделившие страну силы не могут договориться о примирении. Нестабильность подогревается интригами иностранных государств, уже семь лет раздирающих Ливию на куски. Последнюю надежду многие связывают с сыном Муамара Каддафи.
Пульс планеты
БАКУ. Президент Азербайджана Ильхам Алиев переизбран на четвёртый срок. Согласно официальным данным, действующего главу государства поддержали более 86% избирателей. Выборы были внеочередными: в феврале президент внезапно объявил о назначении досрочного голосования без объяснения причин. Оппозиционный блок «Национальный совет демократических сил» бойкотировал выборы, назвав их сфальсифицированными. Всего Центр-избирком зарегистрировал восемь кандидатов. Алиев выдвигался от правящей партии «Новый Азербайджан». В соответствии с последней редакцией Конституции, его очередной президентский срок будет уже семилетним.
Вьетнам наращивает экспорт морепродуктов

Благоприятные климатические условия способствовали росту добычи рыбы и продукции аквакультуры в Социалистической Республике Вьетнам в первом квартале года.

ПО ДАННЫМ министерства сельского хозяйства и развития сельских районов (MARD), за этот период объём производства продукции аквакультуры составил около 611 тысяч тонн, что на 6 процентов больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Высокий индекс счастья
Рождение вторых и последующих детей — приоритет семейной политики Белоруссии. Об этом заявила журналистам министр труда и социальной защиты Ирина Костевич в ходе Регионального симпозиума по вопросам разработки научно обоснованной семейной политики, передаёт корреспондент БЕЛТА.
Три вектора экономического роста

БОЛЕЕ 60 центров экономического роста может быть создано в регионах Белоруссии, сообщил министр экономики Владимир Зиновский во время XVIII Международной научной конференции «Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития», передаёт БЕЛТА.

Вывести профсоюзы из комы

На этой неделе, 11 апреля, делегация Компартии Украины во главе с первым секретарём ЦК КПУ Петром Симоненко принимала участие в работе ежегодной Европейской коммунистической встречи.

ЭТО ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЕ международное мероприятие, организатором которого выступила Компартия Греции, проходило в Брюсселе в здании Европарламента. Тема, которую обсуждали представители 32 партий из 28 стран Европы, была такой: «Работа в рабочем классе и в его профсоюзном движении как необходимая предпосылка для столкновения с ЕС, свержения варварского капиталистического строя и построения социализма».

Вызов и упрёк настоящего коммуниста
Память хранит ту полувековой давности встречу. В строгом костюме, подтянутый, он шёл к приёмной Могилёвского облисполкома. Явно не цивильную выправку дополняли протезы на обеих руках. Обл-исполком был расположен в Доме Советов — его построили по образцу и подобию минского Дома правительства незадолго до войны. Сюда, в Могилёв, собирались перенести столицу Белоруссии: Минск стоял почти у границы, слишком близко от наползавшей с запада фашистской угрозы. О чём, шагая по коридору монументального здания, думал он — один из тех, кто стал на пути этой угрозы ещё за четыре года до нападения гитлеровцев на Советский Союз?
По вектору Октября
Мы, коммунисты Палестины, поддерживаем международное движение коммунистических и рабочих партий. Мы приветствуем великий русский народ, который первым в мире осуществил социалистическую революцию. Эта XIX Встреча происходит в революционном Петрограде, в городе трёх русских революций, в городе Ленина. Октябрьская революция является вечным примером для всех прогрессивно мыслящих людей планеты, для всех прогрессивных сил, для всех, кто стремится к подлинной свободе и демократии, против эксплуатации человека человеком. Великая Октябрьская социалистическая революция проложила дорогу всемирному пролетариату и всем свободолюбивым народам мира в борьбе за демократию и свободу.
Все статьи номера