Главная  >  Номера газеты  >  №38 (30389) 12—13 апреля 2016 года  >  Кинотротил под мостом правды

Кинотротил под мостом правды

№38 (30389) 12—13 апреля 2016 года
2 полоса
Автор: Лариса ЯГУНКОВА.

Стивен Спилберг, знаменитый и очень успешный американский кинорежиссёр, неоднократный номинант и победитель известнейших международных кинофестивалей, работает буквально во всех жанрах. Боевик, триллер, фантастика, психологическая и музыкальная драма — всё ему подвластно. Серьёзные картины чередуются с блокбастерами. К тому же он ещё и автор множества компьютерных игр.

ПОРОЙ складывается впечатление, что кинематограф для него тоже своего рода виртуальная игра. Чаще всего наводят на эту мысль упражнения в его любимом жанре «ненаучной фантастики». Но признание мировых киноакадемий давно создало ему репутацию подлинного художника экрана. Впрочем, то и дело вспыхивают споры на тему: конъюнктурщик Спилберг или нет? Уж очень быстро отзывается этот режиссёр на все запросы американской системы верховной власти.

Работа над его последней картиной «Шпионский мост» пришлась на время резкого охлаждения общественно-политических отношений между США и Россией. В унисон нынешним реалиям действие фильма происходит в конце 50-х — начале 60-х годов минувшего века, в самый разгар «холодной войны». Сюжет почерпнут из реальной истории: 10 февраля 1962 года на Глиникском мосту в разделённом Берлине состоялся обмен советского резидента Рудольфа Абеля, арестованного в Нью-Йорке, на американского лётчика-разведчика Фрэнсиса Пауэрса, сбитого над Свердловской областью.

К этому событию хроникально подводит фильм, преимущественно сосредоточившись на фигуре главного героя. Нет, не Абеля и не Пауэрса, а всего лишь адвоката Джеймса Донована, назначенного для защиты Абеля. В фильме это человек абсолютно далёкий от политики, адвокат по страховым делам, глубоко убеждённый в приоритете права и согласившийся с неприятным поручением только «в интересах закона».

Спилберг легко прошёл мимо биографии подлинного Донована, работавшего в годы Второй мировой войны в разведывательной службе США. Разведчик защищал разведчика — этим объясняется и стиль корректных отношений, и в самом деле быстро установившихся между адвокатом и подследственным. Как юрист, Донован действительно сделал всё, чтобы спасти Абеля от электрического стула, а затем обменять его на американского разведчика. Спилбергу не важно, что за Донованом стояло ЦРУ, определявшее каждый его шаг. Именно это ведомство, давно и упорно ведущее подрывную деятельность против СССР, широко раскинувшее свою шпионскую сеть, предусмотрело вероятность такого обмена. В фильме всё происходящее выглядит инициативой самого адвоката: только раз перед самым отъездом в Берлин он встречается с шефом ЦРУ Алленом Даллесом, а потом без всякой опеки, на свой страх и риск, пересекает границу Восточного сектора.

Спилберг вообще специализируется на создании образа «стопроцентного американца» («Тихий океан», «Линкольн», «Спасти рядового Райана»). Вот и адвокат Донован из этаких скромных и мужественных героев. Человек долга и чести, он не может не оценить своего подзащитного, также обнаружившего чувство чести и достоинства. Отметим, Абель достойно изображён в фильме Спилберга. Англичанин Марк Райленс, широко известный своим исполнением главных ролей в пьесах Шекспира, глубоко проник в сущность своего героя, показал его мыслящим и смелым, беззаветно преданным своей родине. Кажется, впервые в американском кино серьёзно и непредвзято трактуется образ советского человека. Естественно, спустя более полувека после изображаемых событий художник просто обязан выйти на новый уровень мышления, осознать былую жизнь с позиций нового опыта. И если это удалось, то лишь в отношении образа Рудольфа Абеля. Уж очень это мощная и яркая личность, оставившая несомненный след в мировой истории. Но, напоминаем, Абель появляется в фильме эпизодически (премия американской киноакадемии «Оскар» по итогам 2015 года присуждена Райленсу за роль второго плана).

Напрашивается мысль: положительный образ советского разведчика нужен только для игры в объективность. Отсюда и дуэт с адвокатом Донованом, который два прекрасных актёра Марк Райленс и Том Хэнкс смогли наполнить искренностью и теплотой.

В действительности Донован не питал всевозрастающей симпатии к советскому разведчику. Он делал свою работу: многократно пытался перевербовать его даже после суда, приговорившего 55-летнего Абеля к 30 годам тюремного заключения. Донован был единственным человеком, которому разрешили посещать Абеля в тюрьме — всё с той же целью перевербовки. Даже за два часа до обмена он не преминул сделать последнюю попытку — об этом сам же писал потом в своей книге «Незнакомцы на мосту». Профессиональный разведчик действовал в интересах своей страны. У Спилберга о таких настойчивых попытках нет и речи.

В остальном же фильм сделан по лекалам антисоветской пропаганды времён «холодной войны». Если о пяти годах, проведённых Абелем в тюрьме в камере с уголовниками, в фильме даже не упоминается, то заключению Пауэрса «на Лубянке» посвящены впечатляющие эпизоды. Узник подвергается грубому воздействию: его допрашивают по ночам, светят в лицо лампой, обливают водой. Эти режиссёрские домыслы решительно не соответствуют фактам.

Дневники самого Пауэрса, опубликованные в Америке в 1970-е годы, совершенно иначе характеризуют отношение к нему во время следствия. На него не оказывали никакого давления. У него была отдельная комната, обставленная мягкой мебелью. Кормили из генеральской столовой и даже возили на экскурсию по Москве. Ему разрешили переписку с близкими: вся его семья получила советские визы и присутствовала на публичном процессе в Колонном зале Дома союзов. Приговор в 10 лет для молодого Пауэрса был отнюдь не смертельным. Он отсидел во Владимирском централе год и пять месяцев, пока при посредничестве ГДР шли нелёгкие переговоры об обмене.

С особенной ненавистью и презрением, уже без всякой политкорректности, изображена в фильме демократическая Германия. На каждом шагу «посланец доброй воли» Донован встречается с насилием, злобой, идиотизмом. Восточный Берлин спустя 17 (!) лет после окончания войны лежит в развалинах, зато бешеными темпами идёт строительство Берлинской стены. Спецслужбы ГДР всячески тормозят обмен, ссылаясь на то, что Донован требует освободить ещё и молодого американца, случайно оказавшегося в руках берлинской народной полиции (на самом деле Абеля обменяли на троих: кроме Пауэрса, отпустили ещё двух американских студентов, обвинявшихся в шпионаже).

И вот, наконец, обмен на пограничном Глиникском мосту под дулами пулемётов, стерегущих каждый шаг с обеих сторон. Рудольф Абель уходит в серую мглу, в глухую неизвестность. «Если мне там пожмут руку — значит, всё хорошо», — доверительно говорит он своему адвокату, беседуя накануне обмена. Спилберг почему-то упустил из виду, что эта беседа могла состояться только через стальную решетку: до самого обмена Абеля держали в железной клетке, где помещалась лишь койка.

Нет, руки освобождённому Абелю никто не подаёт: его безо всяких церемоний запихивают на заднее сиденье лимузина. Какой контраст с тёплой встречей Пауэрса! Конечно, в соответствии с нынешней «творческой свободой» режиссёр волен по-своему трактовать даже общеизвестные исторические события. Но воскрешать в искусстве стереотипы «холодной войны» — значит поощрять политическую конфронтацию и накалять и без того грозовую международную атмосферу, вредить прежде всего своему собственному народу. Весь мир уже облетело воинственное заявление натовского генерала Филипа Бридлава, предложившего возобновить полёты над Россией самолёта-разведчика U-2, того самого, на котором летал Пауэрс.

«Шпионский мост», разумеется, не мог пройти мимо нашей страны. Тем более что художественного фильма о Рудольфе Абеле на родине так и не сняли. Широко известный «Мёртвый сезон» основан на эпизодах из жизни другого советского разведчика — Конона Молодого, Абель появляется в прологе только для того, чтобы произнести предисловие. Так что всю историю его ареста и обмена наш массовый зритель получит от Спилберга. Фильм дублирован на русский язык, выложен в Интернете и широко идёт в прокате. Тротил под мост исторической правды уже заложен — мало не покажется, когда рванёт.

Просмотров: 602

Другие статьи номера

Этот день ни вычеркнуть, ни переиначить
Состав участников этого «круглого стола», посвящённого юбилейному Дню космонавтики, по-своему необычен: здесь не было космонавтов. В то же время гости редакции были тесно связаны с космонавтикой.
На коррупцию управы нет
Более чем в 1 триллион евро убытков ежегодно обходится коррупция в странах Европейского союза, наиболее коррумпированными из них являются Болгария, Румыния и Хорватия. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведённого для Европарламента организацией RAND Europe, передаёт болгарское агентство БГНЕС.
Ночи борьбы
Во Франции продолжаются демонстрации и акции протеста «Ночь на ногах» против правительственной реформы Трудового кодекса. 31 марта после очередной демонстрации её участники не пожелали расходиться и разбили стихийный лагерь на площади Республики в Париже. К акции присоединились другие города страны («Правда», № 26, 32 и 36).
Пульс планеты
АФИНЫ. По призыву профсоюзов в Греции состоялась общенациональная 24-часовая забастовка работников госсектора. Акция затронула больницы, учебные заведения, транспортную систему, а также налоговые и муниципальные службы. Манифестанты выступали против пенсионной реформы и изменений в сфере социального страхования, которые намерены осуществить власти. К стачке присоединились журналисты и сотрудники гражданской авиации.
Приговор Радовану Караджичу — позор международного правосудия

Заявление Председателя ЦК КПРФ

Недавно Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ) оправдал по всем пунктам обвинения лидера Сербской радикальной партии, давнего и надёжного друга России профессора Воислава Шешеля. Напомним, что он находился в гаагском заточении 12 лет без приговора суда в нарушение всех норм международного права. В 2014 году он был выпущен на свободу ввиду угрозы его жизни из-за ряда тяжёлых заболеваний, включая рак. Из-за серьёзных проблем с сердцем ему был установлен кардиостимулятор.

Белорусские товары поедут во Вьетнам
«ВЬЕТНАМ ЭКСПО» — так называется одна из крупнейших универсальных торгово-экономических ярмарок Юго-Восточной Азии, которая проводится с 1990 года. Традиционно в ней участвуют компании из США, Китая, России, стран СНГ, Евросоюза, Юго-Восточной Азии. В 2015-м на ярмарке были представлены 600 компаний из 29 государств, а также 7 национальных экспозиций.
Граница раздора
Напряжённая ситуация между Киргизией и Узбекистаном, спровоцированная территориальными спорами, продолжает усугубляться. Бишкек решил отобрать у Ташкента несколько пансионатов, с советских времён принадлежавших узбекским госорганам и предприятиям. Не утихают и разногласия по поводу линии границы.
Не пора ли Киеву отказаться от Донбасса?
В столице ДНР состоялись приуроченные ко второй годовщине провозглашения Донецкой народной республики шествие, митинг и ряд других торжественных мероприятий. Как заявляют на информресурсах ДНР, в шествии приняли участие около 30 тысяч человек. Колонны людей прошли по улице Артёма и бульвару Шевченко, а затем направились к площади Ленина.
Порицание по рефлексу
Депутату Тольяттинской городской думы коммунисту Алексею Краснову фракция «единороссов» единодушно объявила порицание за нарушение этики, которого не было. Причём сами представители «партии власти» при голосовании цинично нарушили не только этику, но и устав и регламент работы Думы. За это хорошо бы на очередных выборах выгнать их в шею из состава депутатского корпуса. А ещё лучше выдворить, не дожидаясь выборов, потому что тупо поднимать руки по призыву однопартийца-председателя, не вникая в суть дела, могут только лишённые ответственности, зомбированные люди. До очередных выборов они нам столько способны «наголосовать», что мало не покажется.
Не просить, а требовать
Третья конференция Калмыцкого республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Дети войны» состоялась в культурном центре «Родина». Многие из 170 делегатов прибыли из отдалённых районов, отстоящих от Элисты на сотни километров. Однако ожидаемой крестьянской стеснительности не наблюдалось. В молодые годы они часто наведывались в республиканскую столицу для решения на совещаниях партийно-хозяйственного актива грандиозных задач по развитию сельского хозяйства, строительству заводов, оросительной системы, прокладки железнодорожной и автомобильной магистралей. Сейчас же мнение бывших победителей социалистического соревнования, полеводов, животноводов, строителей и учёных власти не интересно. Но убелённые сединами старики уверены: их знания и опыт ещё пригодятся, когда к руководству страной придёт Народное правительство. Потому в зале и в фойе культурного центра ощущалась праздничная атмосфера советских лет.
Все статьи номера