Главная  >  Номера газеты  >  №35 (30386) 5—6 апреля 2016 года   >  Чаще всего зрителю не везёт

Чаще всего зрителю не везёт

№35 (30386) 5—6 апреля 2016 года
4 полоса
Автор: Лариса ЯГУНКОВА.

Планируя мероприятия, посвящённые Году кино, оргкомитет ожидал настоящего бума кинопроизводства. Поднять престиж кинематографа, указать на подобающее ему место в жизни общества можно, только опираясь на конкретные деяния. Однако кино давно потеряло свою монополию в области визуальной культуры: из повседневной жизни его активно вытесняет Интернет. В связи с этим огромное значение для пропаганды киноискусства и возвращения зрителей в кинозалы имело бы появление новых выдающихся фильмов, как теперь говорят, «фильмов-событий».

НО ПРОШЁЛ УЖЕ целый квартал нового года, а ни один новый фильм событием не стал. Не вызвал ажиотажа фантастический боевик «Мафия. Игра на выживание». Мелькнул и прошёл нетерпеливо ожидавшийся ремейк знаменитого старого «Экипажа», сохранивший название, но не снискавший прежнего успеха. Не ожидается наплыва на исторический детектив «Контрибуция»: телеверсия уже показана и восторга не вызвала. Успела засветиться и провалиться в Интернете фантастическая семейная комедия «СуперБобровы».

Самые большие ожидания связаны с кинолентой «28 панфиловцев» и фильмом «Время первых», повествующим о полёте и выходе в открытый космос Алексея Леонова, но до этих премьер ещё далеко. Реклама опережает события, сообщая, что на съёмочных площадках работают признанные мастера: А. Кончаловский, П. Лунгин, С. Соловьёв, А. Прошкин, А. Учитель и много талантливых дебютантов, которым Год кино принёс квоту на производстве. Но состоятся ли все заявленные проекты, достойным ли будет результат? Проявит ли широкая публика интерес к творческим откровениям художников?

Аналитики отмечают: отечественные фильмы по-прежнему не приносят желаемых сборов. Покупательная способность населения упала. Стоимость билета резко возросла по отношению к уровню средней зарплаты. Если средний американец может купить на свою зарплату приблизительно 500 билетов, то российский житель — всего 100. Семейный поход в кино стал недоступной роскошью, посещение кинотеатра вдвоём — редким событием. Региональные исследования, проведённые в связи с объявлением Года кино, ещё раз подчеркнули зависимость культурного досуга, в том числе и посещений кинотеатров, от материального положения масс.

Кино давно потеряло свою привлекательность в глазах зрителя: слишком долго оно обманывало его ожидания, пренебрегая его правом на подлинно эстетическое чувство. Цинизм, враньё и мелкотемье надоели народу. Он не видит на экране никаких ориентиров. У российского кино нет своего ключевого образа, нет героя с определённой нравственной философией. Ничего не вышло из попытки представить таким героем «нового русского». Как ни обаятелен был Евгений Матвеев («Любить по-русски»), этот социальный тип мелькнул в нескольких фильмах и пропал, не оставив заметного следа в сознании зрителей. Зато укоренился в нём другой тип — преступника, бандита («Брат», «Вор»). Главными положительными героями стали «менты». На обывательском интересе к тёмной стороне жизни играли долго, пока не приелось.

Зрители истосковались по фильмам, пробуждающим мышление, помогающим разобраться в себе, найти выход из сложных жизненных ситуаций. Но таких фильмов, как «Дикое поле» (будни «народного доктора») или «Она» (проблемы женщин-мигранток), раз, два и обчёлся, до широкого проката они не доходят. Зрительский интерес подогревают актёрские имена. Но работа с актёром — явный прокол нынешней режиссуры. Да и сами «звёзды» сплошь и рядом относятся к своим ролям как к заведомой халтуре, мало-помалу теряя свою индивидуальность и привлекательность. Казалось, целое созвездие имён в современных комедиях «Орлеан», «Страна ОЗ», «Самый счастливый день», «SOS, или Всё будет хорошо» могло обеспечить зрительский успех, но результаты проката по обыкновению разочаровали. Публика не приняла знаменитых Виктора Сухорукова, Инну Чурикову, Гошу Куценко, не узнала Анатолия Белого, Алёну Бабенко, Оксану Акиньшину, потративших время на эти фильмы.

Не встречая отклика на свои думы и чувства, массовый зритель охотнее ходит на зарубежные фильмы, считая, что они профессиональнее и содержательнее отечественных. В действительности, американские «хиты» сильно испортили зрительский вкус, приучили не размышлять о картине, не пытаться анализировать, а воспринимать происходящее на уровне ощущений. Тем не менее подлинное киноискусство по-прежнему находит отклик в человеческой душе. Свидетельством тому — непреходящий успех старого советского кино у современной телеаудитории. Оно живо и действенно по сей день.

Стоит ли повторять очевидное: кино не существует без зрителя. Как известно, великий Эдисон, первым получивший двигающееся и говорящее (!) изображение, прошёл мимо догадки, как применить своё открытие на практике. Всего через несколько лет братья Люмьеры, идя по его стопам, поняли, какие возможности таит это изобретение, они-то и оказались первооткрывателями кинематографа. С первого же сеанса стало ясно: зритель столь же важен для кино, сколь и кино для зрителя. И сразу же началось изучение зрительского спроса. Возникший в самом начале минувшего века, кинематограф рос и развивался вместе с ним, под стать веку становился динамичным и вместе с тем глубоким и тонким искусством. Развивался и зритель, становясь умнее и восприимчивее. С таким зрителем художникам интересно было общаться, обмениваться мнениями. Новый подъём советского киноискусства в 1960-е годы вызвал настоящий вал научных исследований. Структуры взаимодействия кино и зрителя изучались в разных аспектах: политическом, социологическом, психологическом, эстетическом.

И было о чём говорить: в СССР началось подлинное зрительское движение навстречу кинопроцессу. Чуть ли не всякий новый фильм становился темой для обсуждения. Журнал «Советский экран» выходил миллионными тиражами и был трибуной и для кинематографистов, и для зрителей. Во многих городах создавались киноклубы: они возникали в молодёжной среде и быстро становились общим достоянием. Это движение координировалось Союзом кинематографистов СССР. При союзе на постоянной основе действовали Объединение кинозрителей и Совет киноклубов. Большую работу вели здесь известные режиссёры и киноведы. Но всё это теперь в прошлом. По выражению одного из критиков, зритель давно в разводе с кинематографом.

Старые киноклубы, впрочем, не сдаются и существуют в режиме выживания благодаря энтузиастам. Они даже представлены на Московском международном кинофестивале, где проводят свой собственный рейтинг фестивальных фильмов. Надо сказать, ММКФ по-прежнему активно работает со своим зрителем: каждый может перед просмотром получить бюллетень и по пятибалльной системе проголосовать за картину или против неё. В итоге по результатам этого голосования присуждается приз зрительских симпатий. Всё чаще раздаются голоса: хорошо бы в обычных кинотеатрах так же оценивать все новые фильмы. Но кто будет проводить эти опросы? Такой статьи расхода никем не предусмотрено.

О том, чтобы возобновить прерванную работу с кинозрителями на базе Союза кинематографистов РФ, нет и речи. И это объяснимо. Сегодня, когда так остро стоит проблема разъединения людей на общественные слои, группы, корпорации и кланы, такая работа выходит за рамки традиционного обмена мнениями. Зрительская масса отнюдь не так монолитна, как это было в советское время. «Реформаторы» и «консерваторы», богатые и бедные, элитарные и рядовые, сытые и голодные могут объединиться лишь формально, а по существу не находят общего языка, общих критериев даже для оценки фильмов.

Когда конфликт ценностей пронизывает всё общество, искусство, хотя бы и самое массовое, не может привести людей к мировоззренческому единству. Таким образом, работа со зрителем тесно соприкасается не только с социологией, но и с текущей политикой. А там, где политика, неизбежны противоречия рядового человека с сильными мира сего, с теми, у кого власть и деньги. Свободного обмена мнениями никто из кинематографистов, кажется, не хочет: они живут в башне из слоновой кости и не собираются спускаться на грешную землю. Характерно, что к современной теме обращаются сегодня в основном комедиографы, да и те выстраивают свой выдуманный декоративный мир, как в фильмах «Страна ОЗ», «SOS, или Всё будет хорошо» и тому подобной ерунде.

Зритель остаётся предоставленным самому себе. Он ходит в кино спонтанно, просто надеется, что наконец повезёт и он на два часа почувствует себя живым, способным к восприятию, сочувствию, переживанию. В крайнем случае, искренне посмеётся, стряхнёт с души бремя забот. Но чаще всего зрителю не везёт. Статистика говорит, что сегодня в России человек старше 30 лет посещает кинозал всего один-два раза в год.

Просмотров: 674

Другие статьи номера

Где ты ходишь, третья квота?
Завершившийся в Бостоне чемпионат мира по фигурному катанию, негласно считавшийся своеобразным подведением промежуточных итогов первой половины олимпийского цикла, как и прогнозировалось, не стал для россиян чем-то из ряда вон выходящим с точки зрения завоёванных медалей: их оказалось ровно столько, сколько и на предыдущем первенстве планеты в Шанхае. Причём вновь отличились наши девушки, повторившие достижения годичной давности, выиграв «золото» и «бронзу». Однако мизерное количество наград — это не главное разочарование турнира в столице американского штата Массачусетс. Куда досаднее то, что россияне остались несолоно хлебавши в одной из своих коронных дисциплин — парном катании, а также не сумели обрести вожделенную третью квоту в танцах и мужском одиночном разряде.
«Я люблю простую и ясную жизнь»
Буду откровенным: я уже не надеялся когда-либо вновь переступить порог этого замечательного дома, в котором почти полвека жил и творил великий русский и советский художник Сергей Васильевич Герасимов. Ведь в наше свободное от сантиментов время возможно всё, тем более продажа в частные руки драгоценного кусочка земли на высоком берегу Москвы-реки, откуда на многие вёрсты видны заречные дали, а по соседству белеют стены и башни древнего Лужецкого монастыря, сверкают золотом церковные купола, по православным праздникам и воскресеньям в небе плывёт, гудит колокольный звон. Долго, очень долго, шесть с лишним лет, приезжая в Можайск, я неизменно утыкался в высоченный забор без каких бы то ни было объявлений-объяснений на нём. И вот наконец-то радость: реставрация Дома-музея аккурат к 130-летию со дня рождения художника закончена, калитка в заборе распахнута, помолодевшая от свежей краски на стенах обитель «маэстро» живописи опять ждёт гостей!
Медицине требуется хирург
ИЗ-ЗА НЫНЕШНИХ ПРОБЛЕМ в системе здравоохранения Латвии финансирование отрасли должно быть кардинально увеличено, ему не помогут даже сотни миллионов евро — такое мнение высказал экс-министр здравоохранения республики, а ныне руководитель Кулдигской больницы Ивар Эглитис в интервью телеканалу ЛНТ. Второй вариант — государство должно официально признать, что неспособно обеспечить весь обещанный объём медицинских услуг, и перестать оплачивать ряд из них, отдав эту функцию частному страхованию.
Школьная дискриминация

ПОЛИТИКА нынешних литовских властей не отвечает интересам национальных меньшинств, проживающих в республике, что особенно проявляется в сфере просвещения. Процесс ассимиляции детей из русских семей ускоряется.

Призыв коммунистов обществом воспринят

Декларация о принципе незыблемости суверенитета, независимости и постоянного нейтралитета Республики Молдова принята парламентом страны

Уже не в первый раз молдавское общество ставится перед осознанием критического положения государственности республики, её суверенитета и даже самого существования. Приходит к пониманию того, что в стране есть мощные силы, поддерживаемые великодержавными амбициями соседней Румынии, готовые ликвидировать Молдавию как независимое государство под видом «слияния» (как здесь говорят — «унири») с Румынией, что страна живёт буквально над пропастью.

Избавить столицу от пробок

ВЛАСТИ ПЕКИНА опубликовали план развития транспортной инфраструктуры города, главной целью которого является избавление столицы Китая от пробок. Прежде всего речь идёт об ускоренном развитии сети метрополитена.

При высокой активности избирателей

МОЛОДОЙ лаосский парламентаризм сделал новый шаг в своём развитии. 20 марта состоялись выборы в Национальное собрание Лаосской Народно-Демократической Республики восьмого созыва, итоги которых были на днях обнародованы во Вьентьяне.

Пульс планеты
МИТИЛИНИ — ДИКИЛИ. В соответствии с соглашением между Анкарой и Брюсселем 4 апреля первые суда с мигрантами начали покидать греческие острова Лесбос и Хиос по направлению турецкого порта Дикили в провинции Измир. Речь идёт о нелегалах, прибывших не из зон боевых действий, а в поисках лучшей доли из таких стран, как Пакистан, Бангладеш или Марокко. Противоречивый договор между Турцией и ЕС, заключённый 18 марта, предусматривает вывоз мигрантов, высадившихся на греческой территории после 20 марта — это не менее 6000 человек. Взамен Брюссель примет беженцев, покинувших дома из-за войны.
Оппозиция на скамье подсудимых
В Таджикистане продолжаются репрессии против активистов запрещённой Партии исламского возрождения. Руководителей организации судят в закрытом режиме, уголовные дела заводятся даже на их адвокатов. На фоне подавления оппозиции доводится до абсурда культ личности президента Эмомали Рахмона.
Кровавый шантаж
Целый десант наиболее активных «украинских патриотов» высадился в крупнейших городах Нидерландов для проведения агитации за то, чтобы голландцы проголосовали на референдуме, который состоится в этой стране 6 апреля, в поддержку соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом.
Все статьи номера