Главная  >  Номера газеты  >  №34 (27996) 30—31 март 1999 года  >  Владимир КИРЮШИН: «Музыка в школе должна быть не Золушкой, а королевой»

Владимир КИРЮШИН: «Музыка в школе должна быть не Золушкой, а королевой»

№34 (27996) 30—31 март 1999 года
1 полоса
Автор: Иван ВИШНЕВСКИЙ.

Лицо общества, на котором все чаще проявляется то бандитский оскал, то безмятежная суть Митрофанушки, может стать куда привлекательнее. Помочь должна музыка. Это утверждает педагог Владимир Викторович Кирюшин, создавший систему эстетического образования, обучения и воспитания, которая, будучи повсеместно внедрена, спасла бы нас от одичания. Наш культурный уровень не просто повысился бы — мы стали бы другой нацией, которая естественно и повсеместно наслаждалась бы не попсой и кровавыми боевиками, а Куинджи, Римским-Корсаковым, Блоком.

Музыкальные успехи кирюшинских учеников заставляют почитателей говорить о чуде, недоброжелателей — о фокусах. Представьте себе пятилетнюю кроху, бегло поющую по нотам, без запинки называющую аккорды, лады, тональности — и все это на консерваторском уровне!

Кирюшин начинал 40 лет назад как педагог-революционер в области развития музыкального слуха. Преподавал в Иркутском и Московском педагогических институтах, легендарном Гнесинском, музыкальном училище им. Октябрьской революции, Музыкальной школе им. Дунаевского, нескольких студиях для дошкольников, сочинял сборники нотных примеров и диктантов. Завоевал в музыкальном мире стойкую репутацию «великого сольфеджиста». И действительно, он, единственный из всех педагогов, вырабатывал у самых бездарных учеников не просто слух — абсолютный слух!

С годами собственно музыкальная педагогика ушла для Кирюшина на второй план, стала не целью, а средством. Сохранив всего одну группу учеников в Центре эстетического воспитания на Старом Арбате, все больше сил и средств вкладывает он теперь в создание и выпуск книг, грампластинок, аудио- и видеокассет, образующих единую систему эмоционально-образной педагогики, которая способна превратить детство в волшебный, радостный мир, открывающий двери в полноценную взрослую жизнь.

Среди кирюшинских учеников, конечно же, многие стали превосходными музыкантами. Но главное то, что среди них — множество выдающихся специалистов во всех областях: поэты (например, номинант «Антибукера» Вера Павлова), прозаики, кинематографисты (как Алексей Вульфов — автор повести «Старый Николаев» и фильма «Бологое — Полоцкая»), сотни блестящих физиков и математиков, сейчас в большинстве своем укрепляющих интеллект западных стран.

А Кирюшин хочет, чтобы интеллект повышался у нас. И у всех. Поэтому предлагает педагогическую революцию. О ней — наш разговор с президентом Ассоциации эмоционально-образного развития личности, академиком Международной академии геронтологии Владимиром Викторовичем Кирюшиным.

Кто виноват?

— Владимир Викторович, вы человек, который способен эпатировать тех, кто присутствует на ваших уроках, кто смотрит и слушает передачи с вашим участием. Теперь вы умудрились эпатировать и меня, знающего вас 20 лет, сказав, что на слом должна пойти вся система музыкальных школ.

— Система музыкальных школ-семилеток подобна двуликому Янусу. Одно лицо повернуто к профессиональному образованию, а другое — к общему развитию личности. На деле основные профессиональные кадры поставляют музыкальные школы-десятилетки. Их выпускники идут в училища и вузы, потом — на сцену, в оркестры, хоры, профессиональную педагогику. Из семилеток же лишь один процент учеников идет дальше, к профессионалам. Остальные должны были бы быть просвещенными любителями музыки. Но мы видим полупустые залы, полное отсутствие музыкальной культуры. Даже в церквах. В других странах прихожане поют по нотам, а у нас — чего говорить? Для многих само слово «музыка» — это нечто, связанное только с попсой.

Значит, музыкальная школа своей роли не выполняет. А почему? Потому что отвращает от музыки.

Например, весь мир играет на синтезаторах, а мы играем на роялях. Значит, для нашего ребенка необходима фортепьянная техника. На синтезаторе этого не требуется — записал медленно одним пальцем, проиграл в нужном темпе, испытал гордость и художественное наслаждение. На рояле же потребуются годы, чтобы через гаммы и пьески типа «Маленькой елочке холодно зимой», подойти к чему-либо подобному. Научить ребенка игре на рояле можно только путем применения родительской палки с риском получить стойкое отвращение к музыке. Ребенок захочет музицировать только тогда, когда у него будет получаться.

— По-вашему, все дети, без ограничений, способны серьезно заниматься искусством?

— Ограничения выдумали лентяи. Они говорят: этому дано, а этому не дано. Конечно, способностей никто не отрицает. Конечно, способного учить легче. Конечно, думают многие, лучше я буду набирать себе способных, мне будет удобнее. Так действительно удобнее для педагогики, которая не умеет развивать способности. Льет она на способные семена удобрения, а те сами растут.

А надо работать, и тогда каждого ребенка можно вывести на высокопрофессиональный уровень. В моей практике не счесть примеров, когда полностью лишенные слуха ученики через увлечение, оттуда — через трудолюбие поднимались на музыкальный олимп.

Есть и совершенно поразительные случаи, когда дети-дауны с диагнозом, обрекавшим их на страшное будущее, после занятий становились нормальными детьми, учились в обычных школах.

А пока подавляющее большинство педагогов-профессионалов ходят на работу, как на службу в контору, что недопустимо при общении с детьми. И сами они не очень-то и виноваты. Есть система. И система эта порождает самое себя, бесконечно воспроизводится в слабом виде и на низком уровне. На выходе — ни профессионалов, ни просвещенных любителей.

Что делать?

Кирюшин не сидит сложа руки, брюзгливо ругаясь на недалекую власть и оглупленный народ. Нет, сделано уже многое. Свыше 600 детских музыкальных школ (из 5000) работают по его методикам. От Калининграда до Камчатки прошли кирюшинские семинары, охватившие свыше 10000 учителей музыки всех ступеней. В 52 странах мира дети занимаются «по Кирюшину». Его программа принята Министерством культуры как стандарт для музыкального образования. Воз, правда, и ныне там. Чтобы сдвинуть этот воз, на годы прочно увязший в чиновничьей трясине, в поддержку кирюшинских инициатив выступали все председатели творческих союзов, 40 лауреатов Ленинской премии, виднейшие деятели искусства и науки. Среди них — Айтматов, Бондарев, Пахмутова, Ульянов, академики Александров, Велихов, Колмогоров, Мигдал... И, кстати, академик Примаков. Кирюшин пока надеется на нынешнее правительство, на его разум и совесть. Тем более что он не просит ни копейки.

— Итак, очевидно, что систему обучения искусствам необходимо реорганизовать. Тем более что все дурное здесь налицо — вспомним чудовищные «хиты» и застольный песенный кошмар... Расскажите о том, как решалась эта проблема в старой России и как решается сегодня.

— До революции никаких музыкальных школ не было. А «Могучая кучка» как выход, как результат всей музыкальной системы была. Мы занимали первое место в мире по хоровому пению. Пели в гимназиях и в реальных училищах, в церковно-приходских школах. Вся система образования, да и быта, была пронизана хоровым пением. Учебники нотной грамоты писали для общеобразовательных школ. Сейчас по ним споет не каждый консерваторец. Хваленые эстонские традиции хорового пения были ничто в сравнении с русскими.

За рубежом любой человек приходит в церковь, открывает нотный сборник песнопений и поет по нотам. Ведь в каждой общеобразовательной школе, кроме урока пения, включающего изучение нотной грамоты, есть и урок инструмента. Каждый ученик играет полчаса в неделю. Мало? Мало. Но каждый. И играет. В результате все хотят попасть в школьный оркестр. И уже для этого родители платят дополнительные деньги, как платят у нас в музыкальной школе. «Бескультурный», «пропахший жвачкой» Запад понимает ценность школьного музыкального образования. Урок у частного педагога средней квалификации стоит 50 долларов. Отсюда — 3 000 профессиональных оркестров в одной только Америке и полные залы.

— Благополучные страны, по выражению Гумилева, «парят под звездным сводом, любя свое, живя своим». Мы же живем в многолетнем кризисе. Как отразятся ваши предложения на нашей экономике?

— На моей памяти все время говорят: нет денег на культуру. Я доказываю, что эти деньги есть. Надо сделать божеское дело — слить музыкальные и общеобразовательные школы, чтобы искусство на деле вошло в массы (пока только четыре процента детского населения страны занимается в музыкальных школах). И как следствие — освободятся здания музыкальных школ. Бюджет освобождается от обязанностей по их содержанию.

Пока идет грабеж. Из тех двухсот рублей в месяц, что в среднем тратятся на обучение ребенка в музыкальной школе (примерно 60—100 рублей выкладывают родители, остальное дотируется государством), сорока пяти достаточно, чтобы полностью обеспечить работу и при этом вдвое повысить зарплату педагогам.

Я предлагаю, чтобы родители по-прежнему платили 100 рублей за профессиональное обучение музыке (но уже на базе школы — единого учебно-воспитательного комплекса), из которых половину удастся сохранить для государственного фонда, который будет выплачивать лучшим ученикам компенсирующую стипендию. Это похоже на чудо, на скатерть-самобранку, но это так: в целом по стране родители будут платить «за музыку» вдвое меньше, а зарплаты педагогам повысятся, качество преподавания улучшится, охват детей искусством будет неизмеримо большим.

И главное, вернется престиж музыкального образования.

На самом деле это не чудо, а всего лишь возврат к нормальным, естественным основаниям жизни.

— Насколько обязательным будет обучение музыке в будущем образовательном комплексе?

— Абсолютно обязательным. Правда, те, кто не захочет платить за углубленный курс, смогут изучать основы музыкального творчества два раза в неделю. Но и это будет больше и, главное, качественнее, чем теперь, — педагогами-то будут профессионалы.

А почему такая обязательность? Дело в том, что именно в музыкальном языке сокрыты такие силы воздействия на формирование интеллекта, каких нет в других. Информация музыкального языка всегда прочувствована, пережита, эмоционально окрашена. И легко помогает зацепить мозговые связи, которые иначе неизбежно отомрут.

Человеку при рождении дается множество нейронов, в большинстве погибающих через несколько лет. Но если в самом раннем возрасте связать правое, творческое, полушарие мозга с левым — логическим, то нейроны заработают в единстве, не будут отмирать за ненадобностью. По этому мостику потом могут пройти такие науки, как химия, биология, математика... Главное — мозг включен.

Вот почему в общеобразовательной школе музыка должна стать не Золушкой, а королевой. Все это, кстати, не ново. Примат музыки утверждал еще Пифагор.

— Возникает вопрос кадров. Где взять множество учителей, которые смогут не отвращать, а увлекать?

— Музыкальных педагогов много. Пока они работают почти вхолостую. Я же предлагаю найти им применение, достойное усилий, затраченных в юности на учебу. Поработать будет где. Мы не сказали еще про систему детских садов, которые тоже должны работать в едином комплексе и где в большинстве пока «трудятся», уж простите меня, квазимодо музыкальной педагогики. А в Японии, между прочим, зарплаты преподавателей в детских садах выше, чем в университетах, потому что ответственность больше.

Конечно, в училищах и вузах придется переориентировать учебный процесс на новую задачу. Пока же есть детально разработанная методика эмоционально-образного воспитания с массой книг, аудио-, видео-, нотных материалов — всего 55 пособий. 40 лет своей жизни я потратил на то, чтобы изъять себя из педагогики. Достаточно просто следовать методике — и то будет польза. Добросовестный педагог, который любит детей и свою работу, на первых порах может быть просто хорошим оператором. Потом и сам научится, начнет творить на уроках.

Итак, мы, при самых скромных подсчетах, выигрываем миллиард 200 миллионов. Но даже если бы такие же деньги пришлось заплатить — разве это было бы слишком высокой ценой за ясные головы и горячие сердца наших детей? Мы слышим все время: Россия обречена быть великой. Ой ли? Если мы не обратимся лицом к детям, то получим великие пространства России, по которым, перестреливаясь из проржавевших стволов (делать новые уже разучатся), будут бродить вымирающие кучки забывших и песни, и язык полупавианов.

Так называемая элита с превеликим удовольствием использует методики Кирюшина и его личный уникальный дар музыкального учительства для собственных чад, среди которых — внуки Щелокова, Долгих, маршала Соколова, племянница Чубайса, внучка Примакова... И члены политбюро, и члены всех последующих правительств великолепно понимают, что лучше быть образованным, чем неучем, умным, чем тупым, поющим, чем воющим. Но это понимание — для себя. Неужели, по мнению чиновников, остальным положено корыто с отбросами всеобуча?

А Кирюшин живи, казалось бы, да хлебай икру ложками. Что еще надо человеку? Платят благодарные родители баксами, и немало, холодильник полон, отдыхай на Канарах да гордись встречами с самими X и Y. Так неймется же ему!

Может быть, в чем-то он не прав, чересчур резок, радикален. Но он ищет выход из тупиковой ситуации с музыкальным образованием. И в этом, несомненно, прав. Педагог Владимир Кирюшин, споря, убеждая, пытаясь прошибить стену чиновничьего равнодушия, дает свой очередной урок.

Просмотров: 788

Другие статьи номера

Художник в меняющемся мире

В Центральном Доме художника открылся Московский международный художественный салон «ЦДХ-99», инициатором которого уже второй год выступает Международная конфедерация союзов художников.

В этом празднике живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, фотографии, дизайна принимают участие почти 500 авторов. Все союзы художников стран СНГ, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Латвии и Литвы, свыше 30 галерей представили творчество своих художников.

Калужане приехали со своими «Стульями»

Московские театралы в последние годы из-за финансовых трудностей практически лишились возможности знакомиться с постановками российских провинциальных театров. Тем приятнее, что на московской сцене показан спектакль «Стулья» Калужского драматического театра, которому 200 лет. Он приехал в столицу по приглашению Государственного театра наций. Кстати, это вообще первые гастроли в столице актеров из Калуги.

Рада осудила агрессию

Дни, прожитые Украиной рядом со злодейством, творимым в Югославии США и НАТО, многим открыли глаза на то, «кто есть кто» во властных структурах и в политике. Отбросить забрало или, напротив, укрыться за словесную вуаль зложелателей Украины вынудило бурное обсуждение в Верховной Раде трагических событий в Косово и перспектив сотрудничества Украины и НАТО, равно как и эмоциональная ратификация парламентом трех соглашений по Черноморскому флоту, которые снимают последние преграды на пути воплощения полномасштабного договора между Украиной и Россией.

Пульс планеты

Премьер-министр Индии Ваджпаи заявил, что его правительство рассматривает возможность образования «стратегического треугольника» Москва—Дели—Пекин в связи с агрессией НАТО против Югославии. Идея такой политической оси была высказана премьер-министром России Примаковым во время визита в Индию в декабре прошлого года.

Почему не надо ратифицировать СНВ-2

Группой военных экспертов Государственной думы (фракция КПРФ) разработано обращение к депутатам Думы по проблеме ратификации Договора СНВ-2.

В обращении эксперты предупреждают депутатов, что проамериканские силы «агентов влияния» в стране осуществляют массированный нажим на Государственную думу и депутатов с целью быстрейшей ратификации этого договора. При этом идут в ход подтасовки, ложь, всевозможные инсинуации, широко транслируемые значительной частью наших продажных СМИ.

Важнейший вопрос современности
Правительство Российской Федерации официально заявило, что в случае продолжения агрессии НАТО против Югославии оно поставит вопрос о созыве чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В свою очередь Североатлантический альянс устами его генсекретаря Х. Соланы объявил, что бомбардировки Югославии будут не только продолжены, но и расширены. Тем самым созыв чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи ООН становится императивом.
Москвичи поддерживают Югославию

Это следует из экспресс-опроса, который провел среди москвичей старше 18 лет Научно-исследовательский центр при Институте молодежи в связи с ситуацией вокруг Югославии.

На вопрос: «Как вы отнесетесь к тому, если к Союзу России, Белоруссии и Украины присоединится Югославия?» — почти 50 процентов жителей Москвы высказались «за», «против» — чуть больше 20 процентов.

Выбор сделан
Лидеры 15 государств, входящих в Европейский союз, пришли к единому мнению по кандидатуре нового председателя Еврокомиссии. Согласно общему решению, этот авторитетный орган, являющийся по сути правительством Большой Европы и своего рода мотором интеграции на континенте, возглавит Романо Проди. Кандидатуру 59-летнего экс-премьера Италии поддержали все без исключения участники встречи ЕС в верхах, проходившей на днях в Берлине.
Посторонним вход воспрещается?
Недавнее заседание нового состава Законодательного собрания Петербурга, «грязные» выборы в которое привлекли внимание чуть ли не всего мира, началось с небольшого скандала. Оказывается, ЗС не имеет своего места в Совете Федерации. Петербургу полагается там по закону два голоса — губернаторский и председателя ЗС.
«Лошадиные силы» станут дороже

Московская городская дума приняла закон «О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды», который в соответствии с Федеральным законом о дорожных фондах определяет размеры ставок налогов, подлежащих уплате в территориальный дорожный фонд города Москвы.

Все статьи номера