Главная  >  Номера газеты  >  №33 (30530) 31 марта — 3 апреля 2017 года  >  Каково это — «денежных мужиков» лепить!

Каково это — «денежных мужиков» лепить!

№33 (30530) 31 марта — 3 апреля 2017 года
6 полоса
Автор: Николай МУСИЕНКО.

РАНЬШЕ Я ДУМАЛ, что сибирский городок Шадринск, чьи домишки отражаются в светлых водах медлительной реки Исети, получил это имя в честь своего знаменитого уроженца, автора всем известной скульптуры «Булыжник — оружие пролетариата» Ивана Шадра. Оказалось же всё с точностью до наоборот: настоящая фамилия скульптора — Иванов (на Ивановых вся Россия держится, утверждал один из героев романа Константина Симонова «Живые и мёртвые»), а Шадром он стал в память о городе, где ему довелось появиться на свет, в память о родной земле, которая и позже, когда Иван Дмитриевич был уже зрелым мастером, подпитывала его сюжетами, неизменно одаривала вдохновением, творческими удачами.

...Лишь недавно смолкли залпы Гражданской войны, жизнь входила в мирное русло. В Советской России предстоял обмен денег, на новых купюрах вместо царских портретов должны были появиться изображения крестьян, рабочих, красноармейцев. Причём главный художник Гознака Иван Шадр предложил в основу этих изображений взять не карандашные рисунки, а скульптуры — их можно сфотографировать с разных сторон, в разных ракурсах, при разном освещении. Наиболее удачные снимки и будут воспроизведены на предназначенных для денежных знаков гравюрах.

Колебаний, где взять натуру для предстоящей работы, у Шадра нет — конечно же, дома, за Уралом, в Шадринском уезде. Пусть на первых советских ассигнациях красуются лица его земляков!

И вот по раскисшей от только что растаявшего снега просёлочной дороге из Шадринска в деревню Прыговую еле-еле ползёт тяжело гружённая глиной и гипсом телега. «Аль в Прыговой глины не найдёшь? Из города-то эдакое добро везти…» — нараспев, по-уральски, ворчит возница, а в ответ на смех скульптора начинает пугать: «Решат, что хлебом гружены, — убьют ведь! Что человек ноне — скотину, и ту не жалеет, а уж своего брата, как зверя, кокнет». И в подтверждение своих слов молится то и дело у придорожных кустов, уверяя, что под ними зарыты жертвы разбойников.

К счастью, бандиты им не повстречались. Телега благополучно вкатилась через высоченные и крепкие ворота во двор, в глубине которого стоял двухэтажный дом, срубленный из столетних сосен в два обхвата, — здесь жили дальние родственники Ивановых. Наблюдательный взгляд скульптора подметил вот какую поразившую его деталь: «В углу — божница, где рядом с ликами святых праведников рука современности вклеила вырванные из газет бумажные портреты Карла Маркса и Якова Свердлова. Войдя после всех, наш возница перекрестился в угол и, сбрасывая армяк, приложился к портрету Маркса». А дальше в воспоминаниях Ивана Дмитриевича Шадра «Как я лепил «денежных мужиков» следует едкий комментарий: «Крестьянину что ни картина — всё икона. Только удивится: в пиджаке, в очках теперешние святые. Раньше Пантелей-целитель слепых зрячими делал, а теперь и святые близорукие какие-то…»

Как убедился на следующее же утро скульптор, бродя по деревне в поисках типажа, главным препятствием в задуманной им работе станет нежелание крестьян ему позировать. Вот сидит на завалинке возле своей избы старик, похожий на Ивана Грозного из оперы «Псковитянка». До чего же колоритен! Как пишет И. Шадр, 115 лет ему уже стукнуло, но сила от него ещё не ушла: парясь зимой в бане, старик выбегал на снег, а повалявшись в снегу, как в пуховой перине, садился за ведёрный самоварчик — чайком побаловаться.

Пристроился Иван Дмитриевич с ним рядом, долго и пространно рассказывал дедушке Павлу, как звали старика, о цели своего приезда в деревню и, наконец, прямо спросил, согласится ли тот посидеть перед ним, пока будет продолжаться работа над его скульптурным портретом. Дед не шелохнулся.

«Предположив, что он глухой, — рассказывает И. Шадр, — я заглянул ему в опущенные глаза и, повысив голос, стал убеждать его. Вдруг старик неожиданно выпрямился, длинные седые брови затряслись космами, и он высоко взмахнул над моей головой палкой:

— Окаянный, что меня улещаешь? Я на карточку-то отродясь не снимался, а ты с меня куклу стряпать хочешь, ах ты, гадина этакая!»

Потерпев первую неудачу, Шадр приметил другого мужика, напомнившего ему стрельца с картины Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни»: «Он считался лучшим севачом в округе, лукошко его вмещало два пуда зерна. Подвесив его через плечо на шею, он рыскал по полю — мужики говорили: «Как собака, добычу ищет» — и разбрасывал зерно одновременно обеими руками...

Выслушав меня, он запустил пальцы-грабли в шевелюру, покрытую окаменелой корой, сдвинул брови, долго сопел носом, сплюнул сквозь зубы острым плевком на гряды и, не открывая полузакрытых глаз, спросил:

— А вреда мне от этого не будет?

— Нет, не будет.

Помолчал, подумал:

— Всё равно не пойду. Не чеши язык зря, я не маленький...

Шибко нравился мне этот мужик, но, как ни тужился я, не мог раскачать этот пень, вросший в землю. Не помогла даже «бумажка» — мандат с подписью самого Калинина...»

Лишь с помощью родственников уговорил-таки скульптор Перфилия Петровича Калганова. С него-то он и вылепил «Крестьянина». Перфилий сидел перед мастером торжественно, не шелохнувшись. Правда, быстро уставал от неподвижности, начинал клевать носом. Чтобы взбодрить натурщика, Шадр не смолкал, развлекал старика смешными историями.

Как засвидетельствовал друг Шадра, местный краевед Владимир Павлович Бирюков, «для лепки были сооружены высокие леса среди двора на фоне старинного дома, построенного чуть ли не в аршин в диаметре из толстого лесу. Над лесами — посредством жердей — устроена палатка… Кругом этого небывалого сооружения — народ и народ, оставивший в ограде груды подсолнечной скорлупы... С наступлением холодов старик оделся в зипун и сидел съёжившись, а у Ивана Дмитриевича зябли руки от мокрой глины. Кроме того, пошли дожди с сильными ветрами, срывавшими палатку. Её приходилось всё время поправлять...»

И всё-таки скульптурный портрет удался. Есть в лице старого крестьянина честность и трудолюбие, мужество и душевная чистота, оптимизм и светлое отношение к жизни. При всей внешней грубоватости образа в глазах, в уголках губ проглядывает доброта...

Со вторым натурщиком было попроще — молодые мужики не так боялись «греха». Единственное, чего опасался Киприян Кириллович Авдеев, как бы не было ему потом худа, если-де власть красных кто-либо сбросит. Поразмыслив, Киприян пришёл к заключению, что, позируя скульптору, оказывает большую услугу государству, ввиду чего счёл нужным не продешевить. Как с иронией рассказывал Владимир Бирюков, периодически наведывавшийся в Прыговую навестить Шадра, в числе условий, поставленных Авдеевым Ивану Дмитриевичу, значились такие: «...во-первых, чтоб на деньги с его, Авдеева, портретом не плевали — на царский портрет на деньгах не смели же плюнуть! Затем Авдеев со своим потомством не на одно поколение должен быть избавлен от продналогов и прочих натуральных повинностей, а если ему (с потомством) вздумалось бы торговать, то опять-таки безданно и беспошлинно. Помимо всего этого, чтобы младшую его девочку взять в покормыши в Москву и там её выучить на счёт государства».

К своим требованиям Киприян относился с полной серьёзностью. Давно была закончена работа, давно Шадр уехал в столицу, а он всё наведывался в Шадринск в дом Ивановых, чтобы узнать, не выхлопотал ли ему скульптор обещанных благ. «Киприян спрашивает про тебя, обижается. Ванятка, говорит, обещал похлопотать», — писала Шадру мать два года спустя.

Но пока Киприян Авдеев стоически выполняет взятые им на себя обязательства. «Было время покоса, стояла отчаянная жара, и «модель» очень уставала, — читаю в воспоминаниях жены скульптора Татьяны Владимировны Шадр-Ивановой. — Могучему Киприяну ничего не стоило целый день ходить по полю с тяжёлым лукошком, но непривычно и невыносимо было стоять неподвижно, в заданной позе, причём не на земле, а на какой-то подставке. Особенно обидно было слушать ехидные замечания и насмешки односельчан. Однако Киприян в душе был очень горд, что скульптор выбрал именно его, и к насмешкам соседей относился с чувством собственного превосходства».

Жене Шадра вторит всё тот же Владимир Бирюков: «И действительно, выполнял Авдеев свою обязанность добросовестно, даже запоминал каждую складку на рукаве своей рубахи. Когда жена позвала его в баню мыться и он, было, согласился идти, Иван Дмитриевич напомнил, что в бане волосы распрямятся и пропадёт его чуб. Киприян Кириллович, хотя и пошёл в баню, мылся там, высунув голову в окошко, чтобы только не испортить сеятельской причёски».

А вот что он сам рассказывал про то, как позировал Шадру: «У других или лицо не подходящее, или руки не такие, а у меня тютелька в тютельку. Дело было перед самым покосом, жара несусветная. Я стою, голый, середь ограды, на особой подставке, рука на отлёте, затекает, а пошевелить ею нельзя. Пот градом, а он, Иванов, значит, вокруг меня танцует — и оттуда зайдёт, и отсюда подойдёт. А то заставит меня насыпать в лукошко песку и ходить вдоль ограды, рассеивать, значит. Народ, бывало, сберётся. «Пострадай, — кричит, — Киприян, во славу Советов!» А я молчу, знаю, что им завидно».

...Владимир Павлович Бирюков ещё раз увидел Ивана Дмитриевича уже глубокой осенью в Шадринске, когда тот шёл с женой на вокзал хлопотать об отправке «свежевылепленных» произведений в Москву, и попросил скульптора показать, что же у него получилось. И вот в горнице родительского дома Ивана Шадра осторожно снята холстина, накрывавшая стоящий на столе белый гипсовый бюст, раза в полтора больше естественной величины.

«Бюст изображает сеятеля, — делится своим первым впечатлением Бирюков. — Худое, вытянутое лицо крестьянина дышит энергией, взгляд устремлён вперёд. На лоб свешивается клок волос. Правая рука, зажав горсть семян, вытянута в сторону и изображена в самый первый момент бросания семян. Складки рубахи, сообразно движению сеятеля и перехвату опояски, держащей лукошко, движутся слева направо кругом всей фигуры. Живот подался вперёд, также поддерживая лукошко. В этой фигуре Иван Дмитриевич создал крупное произведение, может быть, первоклассное даже. С одной стороны — это глубоко реалистическая фигура, с другой же — вовсе не простой сеятель, а целый символ всего сеющего крестьянства, священнодействующего при этом важном акте своей работы, бодро и уверенно шагающего по пашне, с полным сознанием, что им, сеятелем, жив род людской.

Рядом с сеятелем у стенки на полу, устланном сеном, лежали части другой, не собранной работы — голова старика, смотрящего исподлобья, с густо нависшей, едва ли когда чёсанной шевелюрой».

«Самое важное для художника — отразить духовную сущность эпохи», — любил повторять Шадр. Эту задачу он успешно решил в работах для Гознака. Скульптуры, привезённые в Москву, сфотографированы, художники А.П. Троицкий и Ц.С. Ксидиас делают по снимкам гравюры для дензнаков. И потом, с напечатанием денег, к скульптору приходит всенародная слава. В конце 1923 года выпускаются последние двадцатипятитысячные купюры с изображением «Крестьянина». В следующем, 1924-м, пятирублёвки с «Сеятелем». Потом появляются облигации Первого, Второго, Третьего крестьянских выигрышных займов. Марки, опять деньги, опять марки миллионными тиражами — ежегодно вплоть до 1931—1932 годов. Портреты «денежных мужиков» — шадринских крестьян печатаются всюду, даже на пачках дешёвых папирос «Смычка»...

Просмотров: 795

Другие статьи номера

Говорит и показывает «Красная Линия»

Уважаемые телезрители!

Телеканал «Красная Линия» осуществляет своё вещание более чем в 50 регионах Российской Федерации.

Телеканал «Красная Линия» можно смотреть в Интернете. На него легко зайти через сайт ЦК КПРФ (Кprf.ru). В любой поисковой системе (Яндекс, Мейл и т.д.) наберите www.rline.tv или просто «Красная Линия», и вы уже на нашем сайте. Новости, программа передач, онлайн-трансляция и любые программы телеканала к вашим услугам. Через сайт телеканала можно также отправить письмо в редакцию.

Нас вылечат акустические голограммы
«Притягивающий луч», придуманный фантастами, удалось воплотить в реальность, утверждает испанская газета «Ла вос де Галисия» в статье, подготовленной информагентством EFE. «Группа учёных, которой руководит испанец Асьер Марсо, создала акустические голограммы, с помощью которых предмет можно удерживать в воздухе или передвигать, ничем к нему не прикасаясь», — пишет издание, ссылаясь на публикацию в научном журнале «Нэйче коммьюникейшнз».
10 дней календаря

1 апреля

— 90 лет назад родилась О.Г. Эрдели (1927—2015) — знаменитая арфистка, народная артистка РСФСР, профессор Московской консерватории. В 1947—1987 годах — солистка Большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения.

Правый крен капитала
Политический режим Индии смещается в сторону крайне правой агрессивной диктатуры. На ключевые должности приходят фигуры, призывающие к террору против левых партий, а также религиозных и национальных меньшинств. Это происходит при молчаливом одобрении со стороны западных союзников, делающих ставку на наиболее реакционные силы.
В беде не оставят
КУБА отправила команду медиков в Перу, чтобы оказать экстренную помощь пострадавшим от сильных дождей, наводнений и оползней в разных частях страны в последние недели, сообщает канал Telesur. В результате стихии в этой южноамериканской стране разрушены тысячи домов и сотни километров дорог, 90 человек погибли, 20 — пропали без вести и 120890 — остались без крова.
Пульс планеты
ПАРИЖ. Новый поворот в президентской кампании во Франции: экс-премьер социалист Мануэль Вальс заявил, что не будет поддерживать своего однопартийца Бенуа Амона, находящегося, по данным соцопросов, сейчас на пятом месте с рейтингом 10%, а вместо этого проголосует за независимого кандидата Эммануэля Макрона. По словам Вальса, таким образом он поможет избирателям сплотиться против Марин Лё Пен и «Национального фронта».
Додон хочет полномочий

Президент Молдавии объявил о проведении референдума

Подводя итоги закончившихся 100 дней своего правления, президент Молдавии Игорь Додон признал, что ему не удаётся реализовать свою предвыборную программу из-за противодействия парламента и правительства. Молдавия — парламентская республика, президент — фигура во многом декоративная с весьма ограниченными возможностями влиять на ситуацию в стране. Ряд инициатив нового президента раз за разом отклонялись в парламенте.

Ни врача, ни фельдшера
По данным Госконтроля Латвии, в 45 её волостях, которые находятся в Латгалии (восток страны) и Курземе (западное побережье), нет ни одного ежедневно доступного доктора. А в 30 из этих волостей отсутствует даже фельдшерский пункт, сообщает интернет-портал Kasjauns.lv.
Никому не дано стереть народную память

Недавние даты напомнили о славном прошлом Украины, о тех днях, когда украинцы плечом к плечу с представителями других братских народов Советского Союза освобождали свои города от немецко-фашистских оккупантов.

ТАК, 25 марта 1944 года войска 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г.К. Жукова освободили тогдашний Проскуров, в настоящем областной центр Хмельницкий, от немецко-фашистских захватчиков. Это произошло в ходе проведения Красной Армией Проскуровско-Черновицкой наступательной операции, начавшейся 4 марта и завершившейся 17 апреля 1944 года.

Доклад о работе правительства КНР посвящён десяти потенциальным инвестиционным возможностям
5 марта премьер Госсовета КНР Ли Кэцян выступил на сессии Всекитайского собрания народных представителей с докладом о работе правительства, обозначив ключевые пункты деятельности китайского правительства в 2017 году. Доклад представил многочисленные инвестиционные возможности как для КНР, так и для мира.
Все статьи номера