Главная  >  Номера газеты  >  №32 (30529) 30 марта 2017 года  >  На пути к Горькому

На пути к Горькому

№32 (30529) 30 марта 2017 года
4 полоса
Автор: Лариса ЯГУНКОВА.

Через год всё прогрессивное человечество будет отмечать 150-летие со дня рождения великого пролетарского писателя

ГОРЬКИЙ — явление поистине всемирное и вместе с тем национальное. Его выдающийся художественный талант, его литературное призвание оказались помножены на общественный темперамент, на высокое гражданское чувство, на способность мыслить и творить, обгоняя своё время.

Выйдя из самых недр народных, поднявшись на вершину творческой мысли, он остался верен своему народу и выражал в своём искусстве его философию, его образ мысли, его надежды и чаяния. С юных лет он видел в нём большие творческие возможности и чувствовал его тоску о лучшей доле, справедливом укладе жизни, который не опускает, а поднимает человека, создаёт возможность для его роста и развития. И как же он был счастлив, когда на его глазах начала осуществляться вековая мечта лучшей части человечества об освобождении людей труда от хищной власти капитала.

Собственно, и в литературу Максим Горький пришёл с мечтой о новом человеке — свободном от суетной и мелочной борьбы за существование, от подлой «жажды жизни» во имя собственного преуспевания за счёт крови и пота ближнего. С потрясающей энергией, которую даёт только внутренняя убеждённость, обличал он сильных мира сего, клеймил алчность, подлость, беспринципность. Именно за это его ненавидят нынешние «хозяева жизни» и их прислужники, формирующие «общественное мнение».

«Низвержение» и преследование Горького началось одновременно с поношением коммунистической идеологии, с дискредитацией Советской власти и завоеваний социализма. Писателя мирового значения попытались изгнать из русской литературы, истории, общественной жизни. Имя Горького вычёркивали из школьных программ, календарей, из топонимики городов. Знакомый профиль исчез из логотипа «Литературной газеты» и с обложки журнала «Наш современник» — не посовестились господа литераторы предать того, кто, собственно, стоял у истоков этих изданий и множества других литературных инициатив.

Но пигмеи замахнулись на исполина. Горький — ключевая фигура, без которой не существует летописи ХХ века. Не удалось злопыхателям остановить работу по изучению горьковского наследия в Институте мировой литературы, носящем его имя, где публиковался очередной заключительный том десятитомного собрания его писем. Вышли в свет и несколько томов исследований, подготовленных отделом изучения Горького. Сотрудники отдела много сделали для того, чтобы разоблачить подлую ложь об отравлении Горького с помощью коробки конфет, упорно внедрявшуюся в сознание обывателей. Пресечена была и болтовня о том, что писателя чуть ли не силой заставили вернуться на Родину с острова Капри, где он жил и лечился.

Могильщики русского гения соображают, что лучше всего защитят его от клеветы и всяческих инсинуаций его собственные литературные произведения, и всячески препятствуют изданию и продвижению его книг. Исключив Горького из школьных программ, они стараются смолоду отлучить от него новые поколения. Совестливые педагоги в школах и гуманитарных вузах проводят факультативы по его творчеству, стараясь открыть слушателям кладовую подлинно литературного языка, ведь горьковское наследие — образец настоящего литературного письма. Начинают с «Мальвы» и «Челкаша», со «Старухи Изергиль» и «Сказок об Италии», а потом переходят к «Фоме Гордееву», «Городку Окурову», биографическим повестям, наконец, к публицистике, занимающей большое место в его литературном наследии.

Горький не только вдохновенный мыслитель, дающий читателю пищу для ума, но и тонкий стилист. Чувство слова у него врождённое, как музыкальный слух и природная постановка голоса у певца. Перед нами русский самородок, которым надо гордиться. Но злопыхатели упорно объявляют Горького политизированным, неталантливым, скучным, якобы не замечая глубины и широты той картины, которую открывают его произведения, исполненные наблюдательности и психологизма. Достаточно сказать, что произведения Горького в советское время были чрезвычайно популярны у кинематографистов, давая им материал для ярких и содержательных фильмов, таких, как «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Мальва», «Фома Гордеев», «Мать», «Дачники», «Васса Железнова» и многие другие.

Жёсткой и несправедливой критике подверглась и драматургия Горького: его пьесы объявлялись несценичными и устаревшими по форме — мол, не отвечают они запросам современного театра. Однако изгнать Горького из театра не удалось. Можно сказать, его пьесы никогда не сходили с нашей сцены. И это понятно, при всей своей верности классической традиции Горький оказался новатором, создавшим новую сценическую форму. На заре кинематографа он ощутил динамику нарождавшегося нового искусства, обусловленную многоплановостью действия, воплощаемого на экране.

Это открытие Горький применил к театру; свои пьесы он не случайно назвал сценами, потому что ставил себе задачу: воплотить жизнь в её естественном и многогранном развитии. Эта динамичность и многогранность действия служит прекрасной основой для режиссёрского творчества, привлекает возможностью дать богатый сценический материал актёрам, раскрыть их творческий потенциал, обогатить палитру. В самом деле, каждая новая горьковская премьера являет известных исполнителей в новой ипостаси. И публика охотно ходит «на Горького» даже при немыслимых ценах на билеты.

О нынешних постановках пьес пролетарского писателя стоит поговорить особо. Дело в том, что в отличие от прозы, неизменной и вечной, пьеса уязвима. На сцене у неё, собственно, появляется второй автор — режиссёр. Он ставит пьесу так, как ему заблагорассудится, оправдываясь своим «видением».

Можно ли считать современный театр пропагандистом творчества Горького, выразителем его идей, его философии? Конечно, нет. Современная режиссура очень агрессивна и бесцеремонна в отношении к классике. Кроме того, никто не рискует обращаться к пьесам, где речь идёт о классовой борьбе, социальном протесте и общественно-политических проблемах начала ХХ века, которые привели русское общество к революционным переменам. Некому взяться сегодня за воплощение «Дачников», «Детей солнца», «Врагов», «Егора Булычова и других». Или за «Вассу Железнову», такую, какой создал её Горький в 1935 году. Как известно, он не редактировал свою пьесу, созданную ещё в 1910 году; он просто написал её заново, углубив прежний замысел.

Но эту новую пьесу о хозяйке Волжского пароходства, капиталистке, матёрой хищнице нынешние режиссёры игнорируют, хотя она имеет большую сценическую судьбу. Зато определённым успехом пользуется первая пьеса о Вассе Железновой с подзаголовком «Мать». Современную режиссуру интересует «мысль семейная». В первой пьесе Васса Железнова действительно мать семейства: большого, но больного, объединённого только капиталом. Показать бы тут уродливость и дикость этого материнства. Но постановщики, как правило, обеляют Вассу, любуясь её материнством и забывая, что это убийца, готовая на любое преступление, чтобы сохранить капитал.

Только что в Театре-студии О. Табакова прошла премьера «Вассы Железновой» в постановке режиссёра А. Марина. Спектакль под парадоксальным названием «Сад любви» претендует на философскую концепцию. «Сад любви», по словам режиссёра, в мировой культуре является тем местом, где человек любит и любим безоговорочно. Мол, эта тема очень сильно выражена в избранной им пьесе Горького и звучит в каждом персонаже как выражение тяги к лучшему. А в основе всего содержания — «химера человеческого сознания, к которой стремится каждый».

В каких очках должен быть режиссёр, чтобы так прочитать эту пьесу? В розовых? В зелёных? Надо обладать очень сильным волюнтаристским воображением, чтобы выстроить на горьковском материале концепцию «сада любви». В том-то и дело, что у Горького Вассу Железнову никто не любит. Сколько бы она ни покровительствовала дочери Анне и невестке Людмиле, они к ней ластятся, но в сущности равнодушны. «Вы меня любите… немножко! Человек ведь я!» — заклинает она в финале. Но в оригинале эти слова повисают в воздухе. А в спектакле все трое соединяются в объятиях. И никаких химер. Все счастливы. Великая грешница, готовая на любое преступление ради сохранения капитала и мнимого благополучия своей семьи, получает отпущение грехов. Потому что — мать.

«А матери, — как она утверждает, — все великие грешницы». И каяться тут нечего: «Для детей — ничего не стыдно. И не грешно». Эту декларацию режиссёр воспринимает позитивно: мол, грешница и святая в одном лице. И старается оправдать хищницу в сознании публики.

Как далека эта концепция от горьковского обличения «свинцовых мерзостей жизни», как ловко натянута она на колодку модного ныне примирения всех и вся.

Ещё дальше пошёл режиссёр В. Тыщук в Московском драматическом театре на Бронной. У него Васса — величина, можно сказать, государственная. Тут большую роль приобретает сценография. Всё действие разворачивается на гигантской краснокирпичной лестнице, ведущей куда-то ввысь. Лестница — символ власти и могущества Вассы. Почти все действующие лица не достойны стоять с ней рядом и толкутся на авансцене.

Появляется новый персонаж — священник в красной рясе: этот со своим окружением допущен на лестницу. Понятно, речь пойдёт об отпущении грехов. А как же без того? Ведь у этой Вассы грудь в орденах — и орденов по ходу действия всё прибавляется. Наивные современные аллюзии поддерживают другие персонажи: сын в рокерском облачении, дочь в школьной форме, их дядя с электрогитарой и песней Егора Летова. Сравнительно небольшая пьеса развёрнута в трёхчасовое действо. Но время потрачено даром: всё сводится к внутрисемейным интригам, а смертельная драка за капитал уходит на второй план.

Конечно, это случай откровенного пренебрежения замыслом автора. Чаще бывает по-другому — без нажима и демонстративного передёргивания. Например, когда Горького играют в стиле раннего Чехова, автора «Предложения» и «Юбилея». Именно так поставил «Варваров» в «Мастерской Петра Фоменко» режиссёр Е. Каменькович, погрузив действие этой сложной социальной драмы в якобы «чеховскую» атмосферу семейных интриг и скандалов. Все эти дрязги проходят на фоне бряцания духового оркестрика, гитарных переборов и мещанских романсов.

И нет нужды, что «Варвары» — одна из тех философских пьес, в которых единым узлом связаны многие проблемы, и по сей день волнующие людей. Мысль о сути человеческого существования лежит здесь на поверхности, а под ней ещё несколько пластов горьковских размышлений: от морально-этических до социально-политических. Поднять эти пласты можно, только сыграв «Варваров» как большую серьёзную ансамблевую пьесу. В этом же спектакле всё действие сосредоточено вокруг эксцентричной провинциальной красавицы Надежды Монаховой, окружённой тремя мужчинами: один любит её, другого любит она, а третий — муж. Ну чем не водевильная ситуация.

Такая игривая трансформация известной пьесы держится не на режиссёрской воле и мысли, а на примитивно понимаемой театральности. Театрально и самоубийство Монаховой, неизменно вызывающее весёлое оживление в зале: уж очень всё происходящее напоминает индийский или мексиканский фильм.

Зато в Пермском академическом театре режиссёр Б. Мильграм поставил «Варваров» как абсурдистскую драму, в которой предстают откровенно шаржированные персонажи. Горьковскую иронию режиссёр довёл до гротеска, не вложив в спектакль никакой социально-этической мысли. Всё свелось к напряжённым и болезненным отношениям между мужчинами и женщинами — неубедительным в силу абсурдности происходящего.

Сейчас «Варваров» репетируют во МХАТ имени М. Горького. И это не репертуарная случайность. Где-где, а в театре, который по-прежнему носит имя великого писателя, эта пьеса должна прозвучать во всю силу своих мировоззренческих идей. У театра есть для того и опыт работы с горьковским материалом, и прекрасная труппа, способная к ансамблевой игре.

Только что на его сцене прошёл спектакль «На дне», осуществлённый режиссёром В. Беляковичем к 100-летию первой постановки этой знаменитой пьесы. Стало быть, ныне пьесе исполнилось 115 лет. И буквально день в день с той давней премьерой на сцену нынешнего МХАТ имени М. Горького вышла актёрская команда под стать той, легендарной. Тут не было главных и второстепенных лиц, и сила этого состава заключалась в сплочённости, в ансамблевости.

Постановка В. Беляковича выдержала испытание временем. Новаторство режиссёра, одевшего всех исполнителей в белые одежды и перемежавшего действие короткими музыкально-пластическими дивертисментами, отражавшими сильное душевное волнение персонажей, уже не казалась эстетством: все эти режиссёрские новации сплавились с авторским текстом, с авторской мыслью. Так глубоко с течением времени приняли горьковский замысел в душу эти актёры, так мощно и страстно они играли, что даже вопроса не было, что это за театральное направление — реализм или не реализм.

Чем покоряет эта пьеса, откуда это огромное сочувствие к её героям, обитателям ночлежки? Эта готовность выслушать и понять их? Почему она оставляет по себе веру в добро и справедливость как в краеугольный камень человеческого существования? В наше время, когда все мы, простые люди, оказались в своего рода ночлежке в преступной стране, поощряющей криминал, беззаконие, воровство и разврат, очень легко потерять веру в завтра, в то лучшее, о котором говорит в пьесе странник Лука.

Не страх оказаться на дне жизни приковывает внимание к происходящему на сцене. Есть настоящий магнетизм в той мучительной работе, которая совершается в головах ночлежников, выброшенных на свалку людей, тоскующих о правде и справедливости. И эта работа не проходит даром для зрителей: они становятся мудрей и добрей. Отсюда и всемирный непреходящий успех пьесы, казалось бы, связанной лишь с определённой страной, определённым отрезком времени.

Интерес к Горькому во всём мире по-прежнему громадный. И в свете этого понимаешь, как недопустимо мало места занимает он сегодня в русской жизни. А ведь его присутствие нам органически необходимо как связь с нашей родной землёй, её историей и культурой.

Юбилейный год предполагает множество просветительских, литературных, театральных инициатив. Вспоминается Всесоюзный театральный фестиваль, приуроченный полвека назад к 100-летию Горького. Тогда за несколько месяцев в Москве прошло 139 горьковских спектаклей, привезённых со всех концов страны. И каждый освещался в прессе и сопровождался дискуссией. Конечно, то была другая страна и другое отношение к Горькому.

Но вот уже в новейшие времена, в 2003 году, в Нижнем Новгороде состоялся двухдневный телемарафон, посвящённый великому писателю. Его организовало областное Нижегородское телевидение. И дата была, что называется, не круглая — 135 лет со дня рождения. Тем не менее энтузиазм, вызванный этим мероприятием, был огромен. В марафоне приняли участие литературоведы, специалисты по горьковскому наследию и просто читатели и телезрители. В рамках марафона были показаны советские художественные фильмы, снятые по произведениям Горького. Не обошлось тогда, конечно, без инсинуаций и вранья, но злопыхатели получили публичный отпор, и это тоже пошло на пользу дела.

Спектакль «На дне», сыгранный во МХАТ имени М. Горького в канун горьковской даты, собственно, дал старт подготовке к юбилейному году. Пусть же весь год пройдёт под знаком творчества этого замечательного художника и мыслителя. Давайте вспоминать Горького, читать Горького, изучать Горького. Чтобы спустя год мы могли сказать: «Горький вернулся».

Просмотров: 759

Другие статьи номера

«Марионетки» больше не нужны?
«ПРЕЖДЕ чем приступать к непопулярным реформам, президент Путин намерен подтвердить свою легитимность, добившись на выборах в будущем году крупной победы, которая позволит ему остаться в Кремле до 2024 года», — пишет лондонская газета «Таймс».
Герои красных и белых
С приближением столетия Великого Октября всё чаще звучат призывы к примирению красных и белых. С экранов телевидения нас призывают признать, что герои и с той, и с другой стороны одинаково достойны уважения.
Пульс планеты
КАЙЕННА. Во Французской Гвиане проходит всеобщая стачка с участием практически всех местных профсоюзов. Прекратили работу госучреждения, школы, многие коммерческие предприятия, парализовано транспортное и авиасообщение, на неопределённый срок отложен старт ракеты «Ариан-5» с космодрома Куру — единственного крупного экономического центра Гвианы. Забастовщики требуют улучшения условий труда, реформы систем соцобеспечения, борьбы с коррупцией и преступностью. Во главе протестного движения встала организация «500 братьев», члены которой носят одежды и маски чёрного цвета.
Способствовать миру на сирийской земле
Группа российских парламентариев посетила Сирийскую Арабскую Республику. В составе делегации находился заместитель Председателя ЦК КПРФ, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по международным делам Дмитрий Новиков. По просьбе редакции он поделился своими впечатлениями о поездке.
Жан-Люк Меланшон набирает очки
Так газета «Юманите», внимательно отслеживающая президентскую кампанию единого кандидата левых сил Франции, поддержанного коммунистами, назвала одну из своих последних статей.
КПУ: соединяя социальную борьбу с политической
Проведение Всеукраинских общих собраний коммунистов в условиях жесточайшего давления на Компартию со стороны реакционного государственного режима даёт возможность ощутить единство КПУ, готовность действовать как одно целое.
«Жилище» готовится к сокращению
Правительство РФ планирует сократить на 27% (до 158,3 тыс.) число семей, которые до 2020 года смогут улучшить жилищные условия по федеральной целевой программе «Жилище». Такие изменения предполагает проект постановления кабинета министров, опубликованный на портале правовых актов.
Итоговый митинг пройдёт в Москве
Основным вопросом очередного заседания Общероссийского штаба протестных действий, состоявшегося 28 марта, была подготовка к проведению 8 апреля в Москве итогового митинга проходящей в стране с 18 марта Всероссийской акции протеста против социально-экономической политики правительства Путина—Медведева.
Постановление XIII (мартовского) совместного пленума ЦК и ЦКРК КПРФ

«О задачах КПРФ по противодействию антисоветизму и русофобии»

Советский социализм, родившийся в ходе Великой Октябрьской социалистической революции, стал уникальным явлением мировой истории. На его принципах было построено государство нового типа. СССР стал убедительной альтернативой капиталистической формации. Соперничество социалистической и капиталистической систем, борьба советской и буржуазной идеологии стали главным содержанием мировой истории ХХ века.

Курьер новостей

Ушёл в отпуск — лишился места

БОЛЕЕ 44% россиян в этом году по разным причинам не будут брать отпуск. Таковы результаты исследования, проведённого сайтом Rabota.ru. В качестве основных причин граждане называют нехватку денег (37% опрошенных) и большой объём работы (8%). В прошлом году о намерении не брать отпуск заявляли 48% жителей страны. В некоторых компаниях (преимущественно в небольших) отказ от отпуска поощряется работодателями. Обычно в таких случаях действует правило: ушёл в отпуск — лишился места. 39% опрошенных граждан планируют отдыхать лишь две недели. Ещё 9% заявили, что выбирать им не приходится и «гулять» они будут столько, сколько позволит работодатель.

Все статьи номера